Суперкнига. Анализ прошлого, настоящего и будущего

Виктор Кон
Данная статья является рецензией на книгу Александра Барда и Яна Зодерквиста "NЕТОКРАТИЯ. Новая правящая элита и жизнь после капитализма". Так как я не критик, то буду писать как мне удобно и чтобы было интересно, не считаясь с законами жанра. Начать с того, что в русском издании книги первые буквы написаны по английски: NET, и означают они сеть, точнее по русски интернет.  И это не случайно. Книга как раз о том как интернет в будущем преобразует жизнь человечества на планете Земля.

В книге высказано очень много очень новаторских идей, которые я сам раньше нигде не читал, и это при том, что я все время сижу в интернете и знаю о нем все. Книга вышла еще в 1999 году, а в русском издании в 2003 году. На Западе она имела огромный успех, но в России очень многие сенсации Запада никак не афишируются, если только кто-то из русских чиновников специально об это не позаботится.

Я читал книгу без перерывов как приключенческий роман, несмотря на то, что написана она очень тяжелым языком. Ведь это философская книга, в которой вся история человечества и его будущее рассматривается с точки зрения философии. Я за всю свою жизнь не прочитал до конца ни одной философской книги, эта оказалась первой. В ней много специальных терминов типа "аттенционализм", и для ее понимания надо иметь опреденный уровень образования. Но для меня это было открытие -- я впервые увидел своих единомышленников.

Я сам давно понял, что произошел скачок, подъем на новую ступень развития. Человек в начале своего развития охотился в стае. Необходимость общения породила речь, это был первый скачок. Речь позволила совершать крупные согласованные коллективные действия. Вслед за ней появилась письменность. Это был второй скачек, так как появился способ общения между живыми и мертвыми, информация накапливалась. Но писать было трудно, и книг было мало.

В 15-м веке новой эры появилось книгопечатание, это был третий скачок. Книги стали массовыми и были доступны всем. Очень большое число людей включилось в процесс совместного общения. На базе книги сформировались школы для учебы всех детей поголовно. Этот скачок обеспечил бурное развитие капитализма, мобильности. И сейчас наступил новый скачок -- создание интернета. Вся информация человечества стала быстро и просто доступна каждому. Появился новый вид общения, для которого люди не обязаны находится рядом. Они могут быть в любых точках на поверхности Земли.

Авторы книги утверждают, что интернет приведет к принципиально новому типу общества, которое будет никак не похоже на капитализм и демократию. Не будет ни государства, ни семьи, ни четких законов. Все будет по другому. Новый тип организации общества они назвали нетократией. Если в феодальном обществе главным богатством была земля, и землевладение определяло уровень положения в обществе, в капиталистическом обществе главными ценностями являются частная собственность и деньги (капитал), то в будущем обществе главным богатством будет информация и авторское право. Деньги будут иметь второстепенное значение.

Книга достаточно большая по объему, и она анализирует самые разные вопросы организации общества. Пересказать коротко ее невозможно, потому что, как в любой умной книге, главное там -- подробности, логика авторов и умение мыслить, а также формулировать эти мысли. Этот дар дается далеко не всем людям, как ни печально это признавать. И именно потому лично мне было интересно ее читать, я тоже люблю подумать и увидел в ней многие мои собственные мысли.

Одной из интересных мыслей книги является такая, что люди будут организованы в сети (компании по старому), связанные только уровнем развития, и наличием ценной и достоверной информации. При этом ни деньги, ни расстояния не играют никакой роли. Информацию всегда легко конвертировать в деньги, но это не интересно для нового поколения людей. Все необходимое для жизни будет у каждого, а лишние деньги будут просто не нужны.

Глядя на себя, я замечаю, что уже давно живу в интернете. Я общаюсь не с соседями по квартире или по работе, а с теми, с кем мне интересно, где бы они не находились. Они могут находиться в разных городах или даже разных странах. У меня есть свой сайт, на котором выложено все, что я знаю и умею. У других тоже есть что-то подобное. Достаточно написать письмо и можно получить ответ.

В книге написана интересная мысль о том, что законы будут меняться так быстро, что новые законы (точнее правила жизни, правила игры) будут устаревать, как только люди научаться им следовать. И это уже происходит. Решения нашего правительства, а также решения местного руководства меняются очень часто вслед за постоянно изменяющимися условиями в мире. Жизнь будет мобильной (они говорят мобилизм), и успешным будет лишь тот, кто будет обладать достоверной информацией и способностью быстро реагировать на изменения.

Надо признать что философский метод написания книг не всегда доходчив. Для простого обывателя было бы удобнее четко сформулировать все основные постулаты и представить их картинками, а не давать ссылки на предшественников, начиная с Платона. Но авторы такую задачу не ставили, а у меня нет времени сделать такую работу. Все, что я могу -- это порекомендовать запастись терпением и прочитать книгу как она написана. Я нашел информацию о ней в блоге одного человека, который считает ее лучшей книгой, которую он прочел за последние пять лет. И в комментариях к этому посту нет ни одного отрицательного, хвалят все.

Надо сказать и о том, что я не во всем согласен с авторами. Например, они считают дарвинизм правильной теорией, которая оказала большое влияние, в том числе, на философию. Я читал другие книги и смотрел видео, где утверждается, что это не так. Дарвинизм не подтверждается многими старыми и новыми научными исследованиями. Виды животных никогда не менялись, и ни один вид не переходил в другой. Точно так же человек не произошел от обезьяны, они просто внешне похожи, но гены у них разные. По этому вопросу давно идут споры. Есть и другие спорные моменты в книге, про все писать очень долго.

Вот еще интересный момент. Авторы явно философы и знают много философской литературы. И в то же самое время Александр Бард -- это шведский музыкант, писатель, ведущий телешоу, советник шведского правительства, участник проекта SpeakersNet -- виртуального аналога уголка ораторов в Гайд- парке. Также широко известен как музыкальный продюсер, композитор и художник, автор более 80 песен, в свое время входивших в Тор 40 (скандинавский BillBoard). Основатель крупнейшей шведской звукозаписывающей компании Stockholm Records. Участник проектов Army of Lovers, Vacuum и BWO. Курирует девять международных интернет-проектов, включая Philosophy (крупнейший мировой форум философов и футурологов) и Z (глобальная сеть борцов против диктаторского режима в Иране).

Вот такой широкий диапазон интересов. Музыкальная группа Army of Lovers в свое время была достаточно популярна своими мелодиями, хотя и выступала в откровенно провокационном стиле. Достаточно сделать поиск на Ютубе и можно найти их ролики. Что касается книги, то ее тоже нетрудно найти и скачать. Я для себя скачал вариант книги в формате fb2, он мне больше нравится, чем другие. Вот ссылка [1] для скачивания с моего аккаунта в сети. Читать такую книгу нужно с помощью любой программы для чтения книг, например, Яндекс браузер, программа Universal Viewer, но лучше всего годится бесплатная программа FBReader.

Электронная версия книги, видимо, была получена со сканированной бумаги с помощью программ распознавания текста на картинках. Программа часто не справлялась и писала не то, что надо. Но так устроен язык, что читатель легко исправляет ошибки, и в целом все понятно, хотя ошибки мешают читать быстро, приходится тормозить. Зато бесплатно и мобильно.

 Ссылки   

[1]