Учебная стрельба

Серёга Капитан
По определенным «Корабельным Уставом ВМФ» дням недели на всем военно-морском флоте проводится боевая подготовка.

Как известно, основным боевым назначением корабля является поражение боевым воздействием сил и средств противника.

Так вот, чтобы были у экипажа эти самые навыки и умение применить оружие корабля в бою и проводится боевая подготовка.

В один из таких дней и произошел этот случай.

Прямо под окнами Штаба Тихоокеанского флота находилась бригада надводных кораблей. Все, что там происходило, было всегда видно, как на ладони, командованию флота.

На любое нарушение сразу же следовала грозная реакция высокого флотского начальства. За это бригада получила название – «на арене цирка». Служить в ней было бодро и весело.

Вот в этой бригаде и произошел забавный инцидент.

Стояли рядом, ошвартованные кормой к причалу, два боевых корабля, грозный ракетный крейсер и старенький сторожевой корабль, рангом и трубой пониже, да и дымом значительно пожиже, чем его грозный, современный сосед.

Сторожевик буквально несколько дней назад вышел из судоремонтного завода, после капитального ремонта. Его экипаж уже загрузил  весь необходимый боезапас и закончил прием всех корабельных запасов и бункера.

Борта  и надстройки корабля поблескивали на солнышке свежей шаровой краской. От этого он важно раздувал якорные клюза, гордо водил туда-сюда транцем свой кормы вдоль причала, играя мускулами новейших швартовых концов и скрипя, об причал, роликами  эксклюзивного, дюралевого трапа-сходни.

Ракетный крейсер наоборот, выглядел довольно усталым, он недавно вернулся с боевой службы, был весь в пятнах сурика, как ягуар. И без надежды на отдых снова собирался в дальний поход к чужим берегам, совместно с со стоящим рядом, пижонского вида, сторожевиком, демонстрировать силу и мощь наглеющим янки.

Прервав пополнение корабельных запасов, экипаж крейсера занялся боевой подготовкой. Ей же, занимались и на борту сторожевого корабля.

Так вот, в минно-торпедной  боевой части – 3 (БЧ-3) сторожевика и во всех остальных, по учебно-боевой тревоге весь личный состав занял свои места на боевых постах, согласно расписания по тревогам и доложился, каждый своему командиру, те выше, на главный командный пункт корабля.

Учения проводил старший помощник командира. Получив доклады от всех боевых частей о готовности к учебному бою, старпом, по неоднократно отработанному плану проведения учений, до постановки в завод, объявил по внутрикорабельной связи учебную торпедную стрельбу.

Сразу же все и всё на боевых постах пришло в движение. Через какое-то время, вполне вписывающееся в установленный норматив, старшему помощнику доложили, что корабль изготовлен к учебной торпедной стрельбе, при этом один из двух  четырехтрубных торпедных аппаратов, правого борта, был развернут личным составом БЧ – 3, согласно инструкции, в сторону рядом  стоящего ракетного крейсера. Ну, как бы тревога и торпедная стрельба были то учебными, проводились много раз, и это не вызвало ни у кого никаких вопросов.

Так вот, получив доклад от командира БЧ-3, что все готово к учебной торпедной стрельбе, старпом отдал приказ ее провести.

Сказано - сделано, на флоте у матросов нет вопросов. Выполнив все необходимые манипуляции, переключив разные там тумблеры в нужное положение и нажав требуемые для учебной стрельбы кнопки, все строго по инструкциям, висевшим в большом количестве на переборках боевых постов, специалисты БЧ-3, учебно, выстрелили торпеду.

И в тот самый момент, когда уже хотели отрапортовать об успешной учебной стрельбе, вдруг открылась крышка одного из торпедных аппаратов, сработала пневматика, из него вылетела торпеда, под шипение сжатого воздуха, проломив борт крейсера, почти на половину вошла в него и осталась живописно торчать.

Взрыва не произошло, у всех торпед и ракет есть несколько блокировок, видимо, как раз на такой случай.

Надо ли говорить, какой тут начался переполох… Естественно, все это действо увидели из окон Штаба Флота, тут же доложили Командующему и началось…

Адмирал был в ярости, тут же приказал назначить комиссию по расследованию данного инцидента под председательством своего зама по боевому управлению.

Начался разбор полетов, то бишь учебных торпедных стрельб. Весь личный состав, непосредственно принимавший участие в этом деле допрашивался комиссией, писал рапорта и объяснительные записки.

Ничего не выяснив путного, все моряки утверждали, что совершенно точно выполняли инструкции по выполнению учебных торпедных стрельб, так и не поняв как это произошло, комиссией было решено провести точно такую же учебную торпедную стрельбу. Так сказать следственный эксперимент, чтобы установить истину.

И вот, в главном командном пункте притихшего сторожевика стоит заместитель командующего флотом, седой и заслуженный вице-адмирал, буравит всех недобрым взглядом и отдает приказ сыграть учебно-боевую тревогу.

Опять же все и всё на боевых постах пришло в движение, как и в тот раз. Адмиралу доложили, что корабль изготовлен к учебному бою.

Получив доклад от командира БЧ-3, что все готово к учебной торпедной стрельбе, адмирал сам, лично пошел проверять, кто, что и как делает на боевых постах БЧ-3. Проверив всю эту цепочку и приставив к каждому торпедисту по члену своей комиссии, он остановился у замыкающего всей этой воссозданной системы, обычного матроса срочной службы. Сказав обомлевшему от страха, перед высоким начальством, матросику ничего руками не трогать до личного его указания, адмирал передал приказание на главный командный пункт, через своего офицера, дать добро на выполнение учебной торпедной стрельбы, как и в прошлый раз.

Сказано - сделано, на флоте у матросов никогда нет вопросов.  Опять выполнив все те же манипуляции, переключив тумблеры в нужное положение и нажав именно те кнопки для учебной стрельбы кнопки, все строго по инструкциям, под бдительным оком членов комиссии личный состав БЧ-3 почти учебно приготовился выстрелить торпеду.

При этом торпедный аппарат правого борта был развернут точно в туже сторону рядом  стоящего ракетного крейсера, из борта которого уже торчала кормовая часть злополучной торпеды.

Дело осталось за малым, в этом алгоритме-цепочке, не хватало действий того самого матроса, возле которого стоял адмирал.

- Сынок, что ты тут поворачивал, переключал и нажимал в прошлый раз?
- Вот это, это и это, товарищ адмирал!

Лично проверив все и убедившись в правильности действий уже почти бездыханного краснофлотца, адмирал приказал:

- Выполняй!
- Есть, выполнять!

И выполнил.

И…, и в тот же самый момент, вдруг открылась крышка второго  торпедного аппарата, опять сработала пневматика, из него вылетела вторая торпеда, под шипение сжатого воздуха, проломила борт крейсера и осталась торчать рядом с первой… Картина Репина «Не ждали».

Седой вице-адмирал стал еще седее.
 
Корабли на боевую службу в тот раз так и не пошли, отправили из соседней бригады.

Комиссию назначили другую. Причину выяснили. Оказалось, что во время ремонта в заводе были перепутаны контакты электрических цепей приборов управления стрельбой.