Эстафета. Вечность - вгляд - дорога - Рерих

Ирина Некрасова
Вот вы говорите: вечность, вечность… а что это такое?  Что значит вечность? Это нечто немерянное, безграничное время или бесконечное пространство, вмещающее в себе все солнечные системы, галактики, все планеты-звезды, все, отчего, глядя в небо, мы замираем от ощущения чего-то совершенно грандиозного и необъятного! Да где нам, земным жителям, представить то, что окружает мир, в котором мы, волею судьбы оказались, благодаря какому-то чуду неизвестного нам выбора?!

Было начало лета, когда Людмила, молодая  привлекательная блондинка,
находясь  в отпуске, купила в центральном  городском туристическом бюро «Вояж» путевку на теплоход, путешествующий по Золотому кольцу. Сначала, правда, надо было отправиться в Москву, в те  времена, так же, как все дороги ведут в Рим, так обязательно они же вели в столицу большой и сильной страны, о которой знал всякий житель земли, кроме разве что  каких-нибудь совсем отсталых племен-аборигенов, живущих, например, где-нибудь в Австралии.

Дорога не показалась ей долгой, это объяснялось  тем, что путешествия в поездах она очень любила. На самом деле ей приходилось еще в раннем детстве путешествовать через весь Советский Союз, потому что отец ее был военным моряком и служил он на Дальнем Востоке, еще точнее – на полуострове Камчатка – этом загадочном и по-своему экзотическом месте, с природой одновременно суровой и прекрасной. Каждый отпуск отца,  семья выезжала на материк, отправляясь погостить к своим родственникам, которые жили на Украине, в Москве,  Казахстане и за Уралом – то есть, территориально были разбросаны чуть ли не по всей стране.

Итак, поездка была совершенно нормальной, все было замечательно, как оказалось, соседки по купе были одновременно и соседками по каюте теплохода. Единственная небольшая неприятность настигла новоиспеченных туристок уже в пределах Московской области – на одной из станций случился непредвиденный «простой»  из-за небольшой аварии на пути следования поезда. Люда и девушки, ехавшие с ней  в купе, волновались, очень боясь опоздать из-за этой задержки на теплоход. Впрочем, волнения оказались напрасными: всюду они успели.  Уже через каких-нибудь несколько часов компания собралась на палубе небольшого теплохода,   который важно, несмотря на свои относительно небольшие размеры, плыл по величественной реке – Волге, разрезая перед собой пласты голубой речной воды и оставляя за собой пенящийся хвост ее завихрений.

Мы не будем описывать всех тех приключений, которые сопровождали наших путешественниц, а с ними и Людмилу, потому что не в этом видим свою задачу.

А вот когда туристы приплыли согласно расписанию в город Тольятти, то одним из пунктов экскурсий в нем было посещение художественного музея. Именно в те дни в музее проходила выставка картин талантливейшего художника России  и Индии одновременно,  Святослава Рериха,  и об этом событии хотелось бы немного рассказать. Когда экскурсанты вместе с экскурсоводом вошли в один из залов, то были поражены! Вот это была настоящая сказка, которая буквально трансформировалась в рамах на стенах нескольких залов! Увидеть сразу столько необыкновенных красочных полотен – это была большая удача для нашей молодежи!

Здесь были картины, на которых самым фантастическим образом располагались Гималаи, блистая красками необыкновенными, народ Индии был запечатлен таким образом, что жизнь его представлялась зрителю сказочной. Откуда эта яркость изображения на холстах, а также необычные пропорции в горных пейзажах? Что за необыкновенный взгляд у замечательного художника,  который словно выхватывает эту красоту из тех природных картин и ландшафтов, которые открываются перед его глазами?  На картинах Святослава Рериха Индия предстает сказочной страной, где богатство форм и красок природы и пейзажа соперничает с красотой самих индийцев. Глядя на эти полотна, невольно начинаешь думать, что именно Индия, как страна, избрана была любимым ребенком богов, если все самые яркие и впечатляющие  краски подарены именно ей. А может быть, все  это – особенности восприятия великого художника, русского и индийского одновременно?

Людмила  была покорена пейзажами, но еще больше – портретами людей.  Ее вообще очень интересовали люди. Везде, где бы она ни была,  встречаясь с ними, она внимательно вглядывалась в их лица, с удовольствием изучала их  черты, и не так уж важно было, красивы они были или нет – все дело было в общей гармонии внешнего, да и не только внешнего облика. Девушка любила смотреть на портреты людей современных ей и живших столетия назад. Каждый из них позволял не только заглянуть в атмосферу и окружение героев картины, но и уловить характер, настроение, возможно, даже в какой-то степени мысли тех, кто позировал художникам известным и неизвестным.

Но в этом зале особенно выделялся самый, наверное, замечательный портрет, сделанный художником – это портрет его жены Девики Рани Рерих. Пожалуй, мимо этого портрета никто не мог пройти равнодушно. С большого полотна на тех, кто присутствовал в зале, смотрели удивительной красоты глаза прекрасной женщины. Глаза, вмещающие в себе целый мир, с его умом, добротой, безграничной любовью к окружающему миру и людям, полные в то же время достоинства и скромной гордости. Именно глаза, как ничто другое, отражают внутренний мир человека. Они могут рассказать все, могут скрыть все. Они действительно, есть зеркало души. Итак, на зрителей смотрело лицо неземного ангела и в то же время вполне земной женщины.  Вот именно такая красота, одновременно видимая, осязаемая и духовная, действительно может спасти мир! 

Девика была киноактрисой  и режиссером, сама продумывала декорации к фильмам, в которых снималась, а затем и ставила, благодаря чему она и познакомилась со своим будущим мужем. Так и встретились два человека, два больших таланта, которые перекинули мостик между русской и индийской культурами. Девика Рани Рерих – была достойной во всех отношениях женщиной и занималась большой общественной работой.  Вот, что написано было о ней в Интернете:

«Она была внучатой племянницей известного писателя, лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора и воспитывалась в семье Тагоров. После школы родители отправили Девику, проявлявшую большой актерский талант, в Англию на учебу в Королевскую Академию Драматических Искусств. В Лондоне Девика закончила также Королевскую Академию музыки».

И это – только в начале жизненного пути.

Наверное, у нас всех бывают незабываемые встречи  с людьми, картинами, музыкой, природой. Они остаются с нами, порою на всю жизнь. Это – негласное знакомство с миром прекрасного, который придуман создателем или природой – каждый выбирает сам, в чем видеть источник этой неиссякаемой красоты и, конечно, людьми.  То, что может тронуть и обрадовать других, заставить стремиться к прекрасному, может создать такой же красивый человек, тот же, кто обделен чувством красоты, не сможет не только создать, но и понять, оценить настоящий шедевр.

Людмила получила много впечатлений в том интересном и познавательном путешествии, но картины Святослава Рериха так и остались одними из самых любимых.