Лишние люди

Лора Зиндер
Окружай себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше.

Просто жизнь уже полна теми, кто хочет тянуть тебя вниз.

Джордж Клуни


Речь не о Печорине с Обломовым и не об острых социальных проблемах общества, это - о людях, которые  «не наши пассажиры».

Они, наверное, присутствуют в жизни каждого, но кто-то распознает их достаточно быстро, безжалостно избавляясь от них, а кто-то терпит годами, находя в общении с ними известную долю мазохистской радости.

Их называют «энергетическими вампирами», «прилипалами», «присосками», но их  всегда отличает одна черта – они мешают нам жить, критикуя, завидуя, ноя и жалуясь.  Они деструктивны по сути и нашу жизнь стремятся превратить в такую же пустоту, как в старом добром американском фильме «Бесконечная история».


Ну, вот за что я люблю ковбоя?..

После ухода мужа из семьи Варваре стало казаться, что если она немедленно не сменит обстановку, то, натыкаясь повсюду в опустевшей квартире на следы еще вчерашнего благополучия, она сойдет с ума. Она старалась не думать о словах, небрежно брошенных теперь уже бывшим мужем в процессе лихорадочного сбора носков с трусами «Я больше не люблю тебя» и о молоденькой модельке, поставившей Вариному мужу такие жёсткие условия: «или я, или они».

Тогда «они» (Варвара с трехлетней дочкой Улей) собрав чемоданы, улетели в Черногорию: подальше от московских морозов и тяжелых воспоминаний.

Черногория встретила их ласковым солнцем и новым ритмом жизни, очень ленивым и расслабленным. Варя устроила Улю в русский детский садик, а сама

предпочитала просиживать целыми днями в кафешке на пляже у стен Старого города, попивая дешевое местное вино и что-то лениво почитывая в интернете. Однажды, услышав русскую речь, она разговорилась с двумя девушками за соседним столиком. Так, у нее появились подруги. Они познакомили ее с Николаем, их знакомым менеджером из агентства недвижимости, слегка помятым и потасканным «дамским угодником», который вдохновился знакомством «с очаровательной юной леди» так, что его усы ощетинились как у кота, нацелившегося на банку домашней сметаны.

Оставив Улю с подругами, Варя решила сходить на свидание с ним ради «тонуса», как она выразилась, оправдываясь сама перед собой.

Николай казался «по уши» влюбленным, после пятого бокала вина его усы окончательно перестали раздражать Варю, а в банальностях, которыми он сыпал целый вечер, ей даже почудились романтические проблески.

Варя помнила очень смутно, как они оказались дома у Николая, также как и дорогу по квартире, из которой она выбиралась в потемках, наступив пару раз на что-то резиново-квакающее и чуть не сломав мизинец ноги об детский стульчик для кормления. Пьяный Николай, разметавшись по всей кровати, как настоящий русский богатырь, мощно и надрывно храпел…

Так начался их роман. Многочисленная семья нового Вариного бойфренда проживала в Самаре, изредка наезжая «всем табором», как любил выражаться Николай, к нему в Черногорию: жена с сестрами, дети с внуками, многочисленные племянники с племянницами. Общение Вари с Николаем базировалось на ежедневном совместном распитии алкоголя под долгие разговоры «за жизнь». Но однажды Варвара увидела себя на фотографиях с какого-то городского праздника, куда они ходили с Колей «попить винца» и ужаснулась при виде женщины с одутловатым нездоровым лицом алкоголички и погрузневшей фигурой.

Она поняла, что начинает спиваться….

На следующее утро она взяла маленькую Улю с собой на пробежку на пляж, затем накупила в супермаркете разных сортов мюсли и недрогнувшей рукой решительно вынесла «их барчик», заботливо припасенный Николаем для романтических встреч у нее дома. Цыгане на близлежащей от ее дома помойке несказанно обрадовались начатой бутылке виски, закрытой бутылке дешевого белого вина и запечатанной упаковке пива «Budweiser».

Николай удивленный ее отказами от встреч, проявил свой характер, начав ревновать ее, подозревая в связях с новым любовником, забрасывая ее оскорбительными смс c преобладанием в них матерных слов, характеризующих ее как даму легкого поведения.

Однажды он завалился к ней домой очень поздним вечером, разбудив уже спящих Варю с Улей.

Увидев его, Варя обомлела. Ее любовник, еще совсем недавно казавшийся ей этаким полуночным ковбоем, выглядел достаточно жалко. Ремень совкового образца туго стягивал пивной живот, подбородок потерял свои четкие очертания, давно уже расплывшись… Он был сутул, нетрезв и еле стоял на ногах, качаясь и прихлебывая виски из своей любимой фляжки.

Николай еще какое-то время продолжал досаждать Варваре, категорически не соглашаясь с такими переменами в ее жизни как появление жениха и новой работы. Варю мучило какое-то неясное чувство вины перед Колей, который продолжал изводить ее в социальных сетях, оскорбляя и унижая. Какими только эпитетами он ее не награждал! Однажды ее новый муж увидел их переписку в открытом компьютере Вари и поразился:

- Дорогая, ты общаешься с ним как со здоровым человеком, а он же болен…

Тяжело болен.

Почему-то именно после этих слов Варвара нашла в себе силы признать, что бывший любовник – лишний человек в ее жизни, и наконец, заблокировать его на всех каналах общения, включая самый главный – в своей голове, прекратив оправдываться перед самой собой, «почему они должны расстаться с Колей».

Бедные родственники

Моя косметолог Анита вот уже несколько лет как входит в мой близкий круг общения и я прекрасно осведомлена обо всех событиях в ее жизни. Например, о том, что у ее бойфренда, программиста Толика из Минска есть бывшая жена и двое взрослых детей: Алеся и Бронислав, которые любят подолгу гостить в Анитиной двухъярусной квартире на Якиманке. Анита выносит их с большим трудом, но терпит из любви к Толику… Во время их визита, домработнице Тамаре домашних дел прибавляется в геометрической прогрессии. Броня ночами смотрит сериалы, методично поглощая добытую из недр холодильника «добычу». Как дикий зверь, он несет ее к себе в «берлогу», и поглощая содержимое с тарелок, предпочитает остатки еды вместе с грязной посудой засовывать поглубже под свою кровать.

- На черный день, что ли? – недоумевают Анита с домработницей Тамарой.

Днем в квартире чаще всего раздается стук закрывающейся дверцы холодильника, куда постоянно заглядывают голодные отпрыски Толика.

- Проще, наверное, совсем не закрывать дверь холодильника, - сетует Анита, неустанно пополняющая запасы йогуртов, сыров, овощей, нарезок, которые по ее словам «моментально сгорают как в топке». Два молодых двадцатилетних организма постоянно хотят есть.

- Такой возраст, - грустит Толик, последние три месяца сидящий без работы на Анитином иждивении. Анита неустанно колет ботокс с диспортом в женские лбы, подкалывает гиалуроновую кислоту в носогубки, ездит по салонам красоты и принимает клиентов дома. По натуре она – интроверт, и хотя обожает свою работу, иногда сильно устает от подчас таких словоохотливых клиенток и нуждается в спокойном и расслабленном отдыхе в одиночестве. Однако, дома ее ждет совсем другая картина. Вынужденные просмотры туповатых сериалов на максимальной громкости и многочасовое общение Алеси по скайпу на громкой связи с подругами из Минска не создают ту тихую, спокойную обстановку, в которой так нуждается Анита.

Анита понимает, что эти люди – лишние в ее жизни, и из последних сил собирается с духом «поговорить с Толиком», мечтая о том, когда же «все эти люди» освободят ее личное пространство.

Беспощадная критика

Еще со студенческих времен, Тоня, моя соседка по комнате в общежитии, любила перенимать мои привычки и увлечения: она копировала мой стиль в одежде, переодевшись вслед за мной из ангоровых кофточек с рюшами и длинных суконных юбок «в пол» в ботинки Grinders и немецкую гимнастерку б/у, купленную на Горбушке по последнему писку моды середины 90-х. Стоило мне проколоть себе нос или сделать лишнюю дырку в ухе, как Антонине тоже необходимо было срочно сделать тоже самое. Она ходила к моему тату-мастеру, накалывая себе смеющиеся черепа по тем же самым эскизам и на те же самые места…

Я часто брала ее в рестораны с моими поклонниками, но всегда потом слышала от нее самые негативные отзывы.

- Какой же этот Ваня тупой, - нашептывала она мне в ресторане про моего друга, спецкора НТВ. И страшный к тому же.

Ваня не был «ни страшным», «ни тупым», возможно, он был чересчур самоуверенным, зато влюбленным в меня. Его не радовала перспектива проводить время с моей подругой, но ради меня он терпел ее. Мне было жаль подругу оставлять одну в общежитии, хотелось «вывести ее в свет и немного подкормить». В наши полуголодные студенческие годы поход в ресторан считался чуть ли не бинго.

Со временем Тониной беспощадной критике подвергся мой муж «он у тебя плебей», мои «невоспитанные» дети и моя «дурацкая» работа в журнале «Glamour».

Однажды мы поехали вместе с Тоней в Милан, и там она часто спрашивала меня, не устала ли я носить «тяжелую и неудобную Birkin».

- Давай я понесу, - она выхватывала сумку у меня из рук и шла по виа Монте Наполеоне, горделиво помахивая ею.

Ей всегда не хватало денег и она выдумывала разные комбинации, как, где и у кого «подзанять деньжат». Отдавая долг, она тут же просила его снова. Мой муж злился, но отказать ей было выше моих сил.

- Мне так нужны эти туфельки, - ныла она. Конечно, тебе непонятны мои проблемы, у тебя шкафы уже не закрываются, сумки с обувью на голову скоро падать начнут…

Наша новая с мужем квартира на Соколе в поселке Художников тоже была признана Антониной «далековатой от центра и не супер удобной». Постепенно я стала ловить себя на мысли, что мне все меньше и меньше хочется общения с Тоней, я начала искать поводы, чтобы ее избегать, осознав в какой-то момент, что без ее постоянной критики дышать стало как-то свободнее. Она с самого начала была в моей жизни лишним человеком….


Психологи утверждают, что наше окружение влияет на нас, возможно, даже больше чем мы сами это осознаем. «Лучше быть одному, чем с кем попало», - говорил Омар Хайям. Ему вторят русские народные поговорки: «С кем поведешься, от того и наберешься», «С волками жить – по-волчьи выть» и т.д.

Иногда мы придаем гораздо большую значимость ненужным вещам в доме, стараясь избавиться от них, чем «лишним» людям в нашей жизни. Чем позитивнее настроены люди в нашем окружении, тем сама жизнь ярче и интереснее.

Число завистников «где ты находишь таких ужасных мужиков?» и критиков «ведь я только добра тебе желаю» в окружении должно стремиться к нулю. Тоже самое, касается нытиков «и как пережить этот кризис, я не знаю, что будет завтра, но точно хуже, чем сегодня» и «грузил» (вот, мой мне опять сегодня говорит).

Это все – лишние люди, и чем меньше их в нашей жизни, тем лучше.