Свидетельствую. Ликованием наполняется душа!..

Дарья Михаиловна Майская
   "...Имейте чистоту душевную и телесную.
Любовь не лицемерную.
Наипаче смирением украшайте себя..." (Сергий Радонежский)


   Блестящая лента дороги бежит нам навстречу, валится под колёса , а то, как упругая стружка, круто заворачивает в одну сторону, в другую и... распрямляется, вытягивается до самого горизонта...

   Я мало задумываюсь о конечной цели нашей поездки. Даже приблизительно не представляю, что это такое - Свято-Троицкая Сергиева Лавра...

   В повествовании о ней говорится:
"Ликованием наполняется душа православного, взирающего на Сергиеву обитель. Семь веков безмолвно хранят её стены память о минувшем - некогда племена славян избрали жребием святое православие, поставившее землю нашу в центре мировых судеб.
Вслушайтесь, эти стены пророчески вещают нам о грядущем: проверяйте себя, пересматривайте свой нравственный запас, обновляйте его, пополняйте..."

   Но это я прочитала после посещения лавры. А сначала все впечатления, чувства и переживания ложились на душу, как на чистый лист.

С первого мгновения, первого шага пребывания на святой земле атмосфера мысли, молитвы, подействовали на меня и моего сына с семьёй так, что мы отрешились не только от всего земного, но даже друг от друга.

   Я сразу попросила детей оставить меня одну... нет, наедине со святым старцем, с Богом... Невероятные слёзы обрушились на мою душу, сердце, всё моё грешное существо...

   Когда, наконец, я смогла хоть как-то ориентироваться в пространстве, я пошла заполнить записку "О здравии", и услышала обращённый ко мне голос:
- А как здесь подают записки?

   Я повернулась и преодолевая ком в горле, стала отвечать на вопрос женщины, не глядя ей в лицо. После нескольких фраз до меня дошло - это же моя сноха!

   Отрешаясь от всего, что мне привычно, что составляет мою жизнь,
я переходила в мир другой: возвышенный, тонкий, одухотворённый,
богодухновенный...
С этих благословенных минут и после, много-много дней спустя, я не переставая, плакала. Обильные слёзы лились без всхлипов, без физической боли, без обиды - они смывали всё наносное с моей души, накипь обыденности, рутины, греховности...

   Но я не могла так скорбеть, так молиться, как один внешне совершенно здоровый молодой человек.
Опустив глаза, вижу его джинсы и кроссовки: парень, почти распростёршись по каменному полу в храме, молился или за что-то благодарил старца Сергия, Бога и... целовал каменный пол! Люди обходили его, обступали, он ничего не замечал -  был по-настоящему  один-на-один с Богом.

   Уже не вытирая слёз промокшим платком, я вышла из храма. Остановилась на высоких ступеньках, смотрю на стены из тёсанного белого камня. Почти зримо представились мне сменявшиеся поколения, из века в век толпившиеся здесь, принеся свою скорбь, свою молитву и своё восхищение Господу и святому Сергию пред Его лицем предстоящему.

   - Поздравляю вас с праздником! - тихий голос заставил меня обернуться, но даже поблагодарить не смогла незнакомку за её поздравление с наступающим завтра праздником Пресвятой Троицы: моё горло оставалось в тисках, поэтому я только поклонилась.

   Дети подошли ко мне (они вообще находились недалеко, не выпуская меня из своего поля зрения) и мы пошли приложиться к святым мощам чудотворца всея Руси Сергия.

   Упав на колени, я обхватила раку - монументальный ларец с мощами преподобного
Сергия и беззвучно рыдала горько и безутешно...

   После я думала, вспоминала, о чём надо было бы попросить, но в те минуты я только скорбела. Меня никто не торопил, никто не утешал. Я была полностью предоставлена охватившим и потрясавшим меня чувствам...

   Когда я отошла от раки, ко мне снова обратилась та же женщина:
   - Поздравляю Вас с праздником. Желаю, чтобы всё у вас было хорошо.
Я обернулась, мне захотелось что-то ей сказать, но она уже удалялась скорым шагом.

   Переходя из храма в храм, я задерживалась около групп людей, внимательно слушавших своих гидов. Это были паломники со всего света. Примкнув к нашим соотечественникам, я внимала повести о Лавре - жемчужине России, драгоценной частице мировой духовности, о том, что почти семь веков минуло с тех пор, когда преподобный Сергий срубил келью и малую церковку в глуши девственного леса, покрывавшего холм Маковец... О великом благословении молитвенника воинов
перед битвой...

   И вот направляюсь к источнику, пью святую воду из него, черпая в ней утешение, ободрение.

   Несколько часов пролетают, как одно мгновение. Пора возвращаться, а я так хочу остаться здесь: дышать этим воздухом, прикасаться к священным стенам, с величайшим  благоговением созерцать лики святых на иконах, внимать прекрасному пению молитвенных песнопений певчих.

   Обращаем внимание на какое-то всеобщее движение. Спрашиваю у одного из во множестве появившихся здесь полицейских:
   - Что-то случилось?
   - Ожидается приезд какого-то высокопоставленного лица, - ответил он.

   Конечно, решили задержаться, стали у дорожки уже застланной зелёным ковровым покрытием, ведущей к главному входу. Отовсюду шли священнослужители - белые и чёрные. Они радостно улыбались друг другу. Нет, не так, их улыбки были такими искренними, исполненными радости от встречи. Они целовали друг другу руки без какого - либо напряжения или смущения, но именно с радостью, лица их так и светились восторгом!  Я смотрела и думала, что если бы люди, все вообще, так любили друг друга, так радовались при встрече, сколько бед можно было бы избежать! С тех пор я ищу такой же радости во встречах, общении... но люди настораживаются, а мой младший как-то сказал, что они боятся - раз выказываешь такую радость - просить чего-нибудь будешь...

   Грянули колокола! Величие, сила и мощь полились на меня с небес такие, что казалось, всё моё существо растворилось в них! Меня охватило неземное ликование, восхищение и счастье!.. Моя душа воспарила в прозрачное небо под этот грандиозно волшебный звон.
 
   Его подхватил и усилил стройный ликующий хор священников! На зелёную ковровую дорожку ступил... Патриарх Кирилл!

   Потянулось невиданное шествие. Под вечерним солнцем хоругви и знамёна переливались, церковное пение, подхваченное дивным звоном колоколов - всё возносилось, торжествовало!

Шествие замыкал Патриарх. Какое у него лицо! Такое светлое, родное! Он благословлял нас, свою паству, сгрудившуюся вдоль ковровой дорожки. В метре прошёл он от меня.

   - С праздником вас! - раздался уже знакомый мне женский голос. Но он был обращён уже не ко мне. Патриарх улыбнулся и, чуть обернувшись, поклонился, осенил крестным знамением поздравительницу.

...Та же дорога, но теперь в обратном направлении. На душе умиротворение, тихая покойная благодать. Слёзы - то затихающие, то обильные - не ранят, напротив, они, как драгоценная влага в иссушающую жару, оживляют, питают, возрождают к жизни...