Под крылом ангела

Стас Литвинов
     Далёкая от дня сегодняшнего середина лета 1959 года. По старой дороге с обязательными выбоинами в асфальтовом покрытии, скрипя и раскачиваясь на её неровностях, двигался рейсовый автобус Заостровье – Пермь. Среди пары десятков его пассажиров мы видим двух молодых людей: один высокий, худощавый и черноволосый, а второй среднего роста, крепкий с короткой стрижкой русых волос. Это едут в Пермь по делам службы члены экипажа волжского грузового теплохода “Лиски”, который стоит у грузового причала в Заостровье и берёт груз круглого леса на Астрахань. Высокий – третий штурман Станислав Литвинов а второй – третий помощник механика Коля Майоров. Поскольку стоянка под погрузкой позволяла, капитан отправил третьего штурмана в Пермь, где находился выплатной пункт Камского пароходства для транзитных судов, чтобы получить причитающуюся экипажу зарплату за прошедший месяц.

- Борис Васильевич! Журнал зарплаты у меня в порядке, расчёт за месяц выполнен, - уверил капитана штурман. - Будьте спокойны, деньги будут доставлены.
 
     От причала погрузки до Перми около 10-ти километров. Из Заостровья туда ходил рейсовый автобус. Чтобы штурман чувствовал, что деньги, которые он получит находятся в безопасности, капитан отправил ему в помощь третьего помощника механика в качестве охраны.

     Третий штурман уже отходил навигацию прошлого 1958 года на буксире-плотоводе “Степан Разин”. Его служебная обязанность вести судовой журнал зарплаты, получать и выдавать деньги была ему не по душе и он нёс её, как наказание. На его памяти был случай, как он прошлым летом 3 дня путешествовал  на пассажирских пароходах, имея при себе зарплату команды за месяц работы, пытаясь догнать свой буксир, который все эти дни тянул неторопливо плот.  Вспоминая то своё путешествие с деньгами и ночёвками на маленьких старых пристанях, где кроме тускло светящейся лампочки не было ни живой души, третий штурман удивлялся своему везению и благополучному возвращению на родной буксир. Тогда капитан не стал даже его ругать за такую задержку. Мысль о том, что кто-то невидимый и неощущаемый охранял его в том нелепом путешествии,  даже отдалённо не приходила  в его комсомольскую голову. 

     А время тогда было опасное в тех местах. Наполнение Куйбышевского водохранилища шло медленно и на Каме, на участке Чистополь - Рыбная слобода, временно появилось много разных островов и проток. За этими островами находили укрытие лихие люди, промышлявшие воровством леса из буксируемых плотов. Плотовод тащит свой плот на 350-метровом буксирном тросе и ничего не может поделать, когда из-за какого-нибудь острова выскакивает моторная лодка, в которой сидят человека 3-4 с топорами в руках. Они подлетают на своей лодке к концу плота и топорами разрубают тросы, которыми пучки леса крепится к основной массе груза. Быстро цепляют украденное и прячут его среди островов. Буксир пробует давать тревожные гудки, но кого они могут напугать? 

     Закончив навигацию 1958 года, третий штурман пришёл в отдел кадров завода и попросил перевести его на грузовые суда. Работать на буксире и таскать плоты со скоростью 3 км/час ему было тошно. Так вот и получилось, что попав на сухогруз “Лиски” он имеет теперь возможность ходить в рейсах на Москву, Ростов, Астрахань, Пермь и это ему очень нравится.

     Тем временем, вместе с другими пассажирами автобуса, наши герои  прибыли на автовокзал Перми, который был расположен рядом с железнодорожным вокзалом. Помахивая маленьким чемоданчиком под названием “балетка”, что было очень модно в то время, третий штурман со своей добровольной охраной в лице Коли Майорова направился  искать выплатной пункт. В управлении Камского пароходства им подсказали, куда следует обратиться – первая часть задачи была выполнена.

     В выплатном пункте штурман передал журнал зарплаты для проверки своих расчетов одному из бухгалтеров. Он проверит правильность начисления зарплаты, вычета подоходного и бездетного налогов и табель рабочего времени. Не смотря на то, что из всех счётных устройств на судне были только самые обычные косточковые счёты, все расчёты были сделаны верно. Получив наличные деньги, третий штурман уложил их в чемоданчик вместе с журналом зарплаты. Теперь осталось благополучно добраться до судна и выдать экипажу заработанное за июнь месяц.

     До очередного рейсового автобуса осталось около часа. Решили далеко не ходить и, оглядев площадь перед железнодорожным вокзалом, увидели низенькое строение, украшенное вывеской “Тир”. Чтобы с пользой провести время они решили зайти туда и пострелять.  В полутьме тира было тихое безлюдие и лишь служитель  сидел у стойки, скучая среди освещённых мишеней. Он обрадовался, увидев посетителей, выдал каждому духовое ружьё и насыпал свинцовых пулек. Третий штурман аккуратно поставил свой чемоданчик на пол в уголочке у стойки и единоборство началось. Были  показаны неплохие результаты стрельбы, хотя никаких призов не полагалось по причине бедности тира.

     Закончив стрельбу штурман с механиком пошли побродить по площади перед вокзалом. Привокзальная площадь жила своей обычной жизнью. Никому не было дела до молодых людей, которые читали  расписание движения поездов, потом встали в очередь, где женщина в белом фартуке продавала жареные мясные пирожки. Съев по паре этой вкуснятины, они купили себе мороженое в вафельных стаканчиках и решили, что пора идти к автобусу. Железнодорожные пути пересекал мостовой переход, на который неспешно поднялись наши друзья и пошли в сторону здания автовокзала. Идя по переходу штурман внезапно  ощутил какое-то непонятное чувство беспокойства, будто чего-то ему не хватает, что-то должно быть в руках, а они ... Вот они его руки, но в них ничего нет!
- Коля! А где наша “балетка”? - задал он вопрос, сам понимая его нелепость.
- Я не знаю. Ты же её постоянно держал в руках, – удивлённо ответил механик.

     Штурману вдруг стало жарко. Какое-то время он растерянно смотрел на своего друга, но тут же взял себя в руки:
- Коля, давай вспомним, где мы были последние 20 минут?

     И тут они вспомнили про свою стрельбу в тире. Бегом, громко топоча по деревянному настилу перехода бросились назад, на площадь железнодорожного вокзала, издали различив уже знакомое приземистое здание. Штурман распахнул знакомую дверь и ... Вот он, чемоданчик! Стоит себе одиноко в уголке, куда его поставили полчаса назад!

     Сердце штурмана гулко ударялось в груди, на лбу выступили капельки пота. Хозяин тира обернулся на звук открывшейся двери и смотрел на  вошедших, ожидая заказ. Третий штурман молча взял свой чемоданчик и открыл его - журнал и деньги были на месте. Он и механик молча повернулись и вышли из помещения тира. Штурман внезапно почувствовал, как мгновенно стали влажными его ладони. Он даже был вынужден остановиться, чтобы придти в себя. Удары сердца постепенно становились тише, а лицо стало приобретать естественный цвет. Не говоря друг другу ни слова, они направились к автобусу и тут штурман нарушил молчание:
- Коля! На судне о происшествии ни слова.
- Конечно, – согласился друг механик.

     Друзья с облегчением опустились на потёртые кресла автобуса. И никто в его салоне не ощутил, как за спиной наших “горе-инкассаторов” возникли невидимые простому смертному две переговаривающиеся между собой  странные призрачные фигуры с белоснежными крыльями за спиной.

- Смотри-ка! Дружки договорились помалкивать, но обо мне даже не вспомнили. А если бы я не прикрыл ротозея штурмана своим крылом, – произнёс один ангел-хранитель, обращаясь к своему собрату, – представляешь, что бы сейчас было?

     Послышалось шипение воздуха и со скрипом закрылись двери. Водитель прибавил обороты мотора и автобус нехотя тронулся с места. Пассажиры разом повернули головы, разглядывая остающихся на  площади, а третий штурман плотнее прижал к себе драгоценный чемоданчик.