Искусство гиперссылки

Сергей Сметанин
1. Создание авторской страницы с нуля.

Гипо- и гипертекст.

Мольеровский персонаж господин Журден был весьма удивлён тем, что говорит прозой. Точно так же большинство современных прозаиков будет чрезвычайно удивлено тем, что пишет гипотекстом. А между тем гипотекстом называется именно то, над созданием чего они добросовестно работают всю жизнь, заполняя словами записные книжки и рукописи. Ещё точнее в науке его называют тупиковым гипотекстом в отличии от гипертекста (гипотекста связанного ссылками, рассчитанного на нелинейное письмо и чтение).

Что же это за тупиковость, о которой пока ни сном ни духом не ведают наши прозаики, поэты и драматурги. Чем они её заслужили и что нужно делать, чтобы от неё избавиться? К счастью это обычное свойство нормального письменного речевого потока. Простая способность литературного произведения существовать изолированно. И недостатком она становится лишь в среде компьютерного обмена информацией.

В сходстве с тем, как поэтическую речь украшают аллитерации, рифмы и метафоры, ткань текста, распространённого в интернете, украшена разнообразием шрифтов, заголовков, таблиц, рисунков и многого-многого другого. Но главные его украшение и смысл не лежат на поверхности. Они изредка проявляют себя скромным подчёркиванием слова или фразы. Иногда обнаруживают себя выделением рамки вокруг рисунка. Чаще всего о них даёт знать указатель мыши, превращающийся в "перст указующий" или ладошку с вытянутым вперёд указательным пальцем. При этом на мониторе может возникать небольшой кусочек текста в рамочке, исчезающий, стоит лишь отвести мышку в сторону. Такие знаки подаёт нам скрытая от внимательных глаз гиперссылка.

Вот что выводит текст из западни доинформационной эпохи. Связь, по которой совершается переход с произведения на произведение, с документа на документ, с файла на файл. Гиперссылка при помощи вышеуказанных средств подсказывает, что переход возможен, а если её активировать щелчком левой клавиши мыши, подаёт компьютеру сигнал, выполняя который, программа загружает на экран монитора новое содержание.

Как вы себе теперь уже чётко представляете, перед вами на экране может оказаться одно из двух: либо очередной тупиковый гипотекст, либо текст хотя бы с одной работающей гиперссылкой, то есть гипертекст.


Гиперссылка

В художественном произведении любого жанра существуют значимые смысловые части, связывать которые призваны сюжет, композиция, логика построения. Они либо осознаются в процессе чтения, либо пропускаются мимо сознания, но вне этой связи существовать не могут.

Гипертекстовая связь позволяет обходиться с собой точно так же. Кто-то захочет обследовать все ссылки попавшиеся в поле зрения, кто-то, напротив, не обращает на них внимания. А сколько их будет и что с чем они будут связывать, должен решать автор. Грамотность в языке гипертекстовой разметки (HTML — эйчт`иэмэл) призвана помочь в этом автору.

Первая буква алфавита этого машинного языка та же, что начинает буквари устной и письменной речи большинства мировых языков — "а". Для удобства чтения машиной её помечают тэгом (угловыми скобками) с обеих сторон:  <a></a>. В открывающем тэге она пишется как есть. В закрывающем перед ней ставится слэш (косая черта) "/".

Чтобы любую часть текста превратить в гиперссылку, нужно пометить машиночитаемыми знаками как её, так и весь файл, в котором находится текст, целиком. Метки для выделения части текста читаются программой, выводящей текст на экран монитора.

Компьютер открывает и закрывает тэги, выделяет из общего текста машинный код адреса, не тратя внимания на усваивание прочего словесного богатства. Он так занят своим делом, что даже не читает того слова или той фразы, которые мы выбрали для перехода на другой гипотекст. Открывающая метка адреса для связи с авторской страницей "Сотворение мира" должна выглядеть  (исключая подчеркивание, которое имеется здесь по независящим от автора причинам) так: <a href="http://www.ruspoetry.narod.ru/ ">
Полностью: <a href="http://www.ruspoetry.narod.ru/ ">Сотворение мира</a>.

Как видим, текст, состоящий из двух слов "Сотворение мира", обрамлён открывающим и закрывающим тэгами <a></a>. В открывающем тэге мы видим ещё некое уравнение. В правой части его записано буквенное сокращение "href", что означает
hypertext reference - гипертекстовая ссылка, а в левой части уравнения в кавычках указан требуемый сетевой адрес "http://www.ruspoetry.narod.ru/ ".

Расширение всего файла целиком должно быть — .html

И тут нет места ни малейшей ошибке.

Здесь можно потренироваться в создании гиперссылок:

Доступ к файлу. Форматирование текста

Создав первый авторский гипертекст в виде файла .html, Вы можете пользоваться им по своему разумению, редактировать и видоизменять. Доступ читателей к нему достигается размещением на одном из литературных или специализированных порталов, скажем, на портале "Литсовет.ру" http://www.litsovet.ru/. Для этого там надо зарегистрироваться, сообщив о себе минимум сведений.

Размещённый в интернете файл доступен уже не только с компьютера автора, но и с любого компьютера подключенного к сети. Автор изменяет контент (буквенное и иное содержимое страницы) по своему желанию прямо на портале, выбрав ссылку "Правка".

Увлекательное дело — авторская страница в интернете! Красивые картинки, графики, диаграммы веселят глаз, милая музыка струится из динамиков, чудный видеоклип или целый фильм может быть подарен пользователю с монитора. И лишь без возможности использовать гипертекстовый переход всё это рано или поздно наскучит. Впрочем, если бы существовали окончательные истины, то лучшего было бы и не надо.

Не надо смущаться, если на первых порах вид страницы окажется далёким от желаемого. Опыт показывает, что совершенствовать дизайн можно бесконечно. А возможности гипертекста позволяют многое. Посмотрите на страницу "Сотворение мира" , перенесённую мной на "Литсовет.ру" с uCoz.ru (бывшая "Народ.ру") http://www.ruspoetry.narod.ru/. Отличие самое малое.

Жизнь, тем не менее, продолжается. Застревать на одном месте мы не хотим, поэтому предлагаю любознательному читателю перейти к улучшению страницы.

При помощи метки <h1></h1> можно любую фразу выделить в виде крупного заголовка, отделённого интервалом и от предыдущего, и от последующего текста. Текст, помещённый между открывающим и закрывающим тэгом <i></i>, предстанет благородным, почтительно склонённым курсивом. Добавьте в качестве метки английские слова <big></big> (большой) и <small></small> (маленький) и текст, как по мановению волшебной палочки, изменит размеры.

И подчеркну как большое удобство то обстоятельство, что новая форма письменного текста не отменяет обычной старой, а дополняет её так, что дополнение скрыто от нашего взора.

Мы не меняем в нём ни буквы, только добавляем соответствующие метки. А если поместить текст между тэгами <!-- >
и < -->, он вообще исчезнет с монитора, на самом деле никуда не исчезая!



2. Авторская страница.


Диалектика корпуса (<body>)

Используя тэги, скрывающие комментарий <!-- > и < -->, можно сохранить в гипертекстовом файле почти всю историю его создания. Это бывает нужно, когда работа требует сиюминутных, но важных изменений, когда необходимо держать в памяти множество деталей, касающихся начала работы. Уж тут-то они всегда под рукой

Этот же приём позволяет создать файл-источник, файл-матрицу, размножив который, легко выводить на экран монитора произвольные его части, причём быть уверенным, что они воссоздаются без ошибки. Их же не составит труда потом соединить гиперссылками.

Фон страницы может быть выбран из тысячи оттенков цветовой палитры, им станут фотография или рисунок.

Как наглядно и управляемо работать с корпусом (<body></body>) гипертекста — единством противоположностей, которыми являются тэги и маркированный ими письменный поток?

Тэги файла html, которые легко узнать по угловым скобкам и латинице, и сам текст, данный кириллицей, можно редактировать в окне Блокнота, не забывая сохранять изменения. А обновив страницу, в окне браузера, открывающего тот же самый файл, пожалуйте наблюдать как влияют поправки на его внешний вид.

Так же просто работать с файлом на портале "Литсовет", выбрав "Правка-Текст HTML". Правда там при сохранении файла он автоматически переходит в состояние визуального просмотра страницы.



Эклектика головной части (<head></head>)

В головной части страницы записывается титул (<title></title>) страницы и даётся адрес иконки, которые обычно можно увидеть на вкладке страницы (на "язычке" или кнопке над адресной строкой в верхней части браузера).

Машинное чтение и воспроизведение гипертекстового файла на экране монитора настроено таким образом, что задавать стили форматирования можно из этой части страницы и даже из другого файла. Как именно это делать можно узнать из учебной литературы о каскадных таблицах.

Писатели понимают, что главная задача состоит не в детально проработанном оформлении внешнего вида, а в том чтобы обеспечить произведению такое место в интернете, которое дало бы ему как можно больше читателей.

Важно, что здесь записываются ключевые слова, предназначенные для чтения роботами поисковых порталов. Они берут их на заметку и передают в списки, выдаваемые машинами по пользовательскому запросу. На портале "Литсовета", эта часть авторской страницы закрыта для редактирования.

Выход из этой ситуации мне видится в распространении ссылок на литсоветовскую авторскую страницу во всех доступных сетях от "Фейсбука" до "Одноклассников".

Логика подсказывает, что именно в соотношении авторских ссылок внутри произведения и внешних ссылок на это произведение кроется то, что мы ищем. А ищем мы в первую очередь то, что устраивает искреннего читателя и доброжелательного ценителя нашего творчества.



3. Судьба писателя

Кому-то, возможно, это покажется спорным, но поэтика грядущей виртуальной русской литературы родилась раньше её самой. В будущее заглядывать не возьмусь, что-то подсказывает мне: обычные книги прослужат человечеству ещё долго. Но мощно и уже бесповоротно наступает на нас электронное знание. И как же хочется ответить на вызов информационной эпохи будучи во всеоружии!

Огорчает то, что ресурсы, попавшие в наше распоряжение, к сожалению, иногда подводят. Можно администрировать страницу много лет и в одночасье оказаться перед лицом утраты всей проведённой работы. Это бывает по разным причинам: перемена провайдера, банкротство кампании, предоставлявшей услуги, изменение в законодательстве и т. д.  Для писателя, который испытал однажды потерю важных черновиков или даже готовой рукописи,  чувство понятное и незабываемое. Потому ценные материалы желательно дублировать, размещая их в разных участках сети.   

Интернет, дав нам в распоряжение колоссальные объёмы информации, располагает и средствами к тому, чтобы мы приняли самое деятельное участие http://ni.kprf.ru/n/846/ в создании прочных гипертекстовых связей как между нашими произведениями, так и прочими источниками новой и старой мировой культуры.

Не к тому ли призывают нас дерзновенная мечта и здравый смысл?


Литература

Рязанцева, Т. И. Теория и практика работы с гипертекстом (на материале английского языка) : учеб. пособие. М., 2008.
Сметанин, С. E. О философии поэтики
Сметанин, С. E. Догнать Гегеля
Сурина, В. Н. Классификационные параметры гиперссылок // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 120–122.