Каждый человек несёт в себе свою Помпею

Николай Сологубовский
Тонино Гуэрра: «Каждый человек несёт в себе свою Помпею».

Как счастлив тот, кто  на своем жизненном пути встретился с Гениями и их Верными спутницами,  и хранит свои записные книжки.
Вот одна  из записей…

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ.   
ТОНИНО ГУЭРРА
Переводила  Лора, его супруга….

Вопрос: 
Что   для Тонино Россия? 

ТОНИНО ГУЭРРА:
Россия большая, трудно говорить о всей России. Дух итальянский жил  в ней давно.  Санкт-Петербург выстроен итальянскими архитекторами…
Если же говорить о Москве, я хотел бы начать, прежде всего, с Фиорованти, который не только строил в Кремле, но  привёз сюда камни, научил из них строить, и Москва стала крепче.
Если обратиться к моему сегодняшнему отношению к Москве, то Москва меня отблагодарила за мою любовь к ней:  я изменил свой способ рисовать, даже мыслить стал по-другому.
Москва всегда в моих мыслях. Она меня поменяла. И   дорогие мне  друзья  в Москве помогают мне жить!  Их тепло помогает.
При этом я не хочу воспевать Москву, в которой много недостатков, как во всяком большом городе. В Москве много и дорогих ресторанов и нищеты,  и очень много полиции.
И, конечно, здесь стало трудно дышать.  Я говорю не только об автомобилях.
Ведь не все могут себе позволить театры и премьеры, я это тоже знаю!
И хотелось бы,  чтобы руководители думали о Москве, как я о ней думаю.
Я говорю о проблемах, но не мне об этом говорить, потому что в Италии сегодня ещё больше трудностей.
Мы   живём во времени, когда человек не любит нашу планету,  воду, воздух, всё засоряет вокруг.
Дети потеряли фантазию и сидят у компьютеров.
Надо вернуться к тому, чтобы вновь родилась общая мечта.
И чтобы люди поняли, что лист на дереве -  это очень важно!
И что взращивать огород  - это  сохранять традиции.
Что трава - это святое!
У ребёнка, который созерцает, как растёт цветок, зажигается фантазия!  И это прекрасно!

(Он задумывается. Может, в этот момент в нем промелькнула искра, которая потом, через несколько лет,  превратится в замечательные слова  Тонино Гуэрры  «Красота – это молитва!»)

Вопрос:
 Вас называют последним человеком Возрождения…
Т.Г. - Я это принимаю как комплимент. Я себя считаю, прежде всего,  человеком, несущем  Слово, и мне кажется,  что именно в моём Слове есть та глубина, которой нет в моих картинах, потому что это просто мои цветные заметки для Слова.  А в Слове есть глубина мысли…

Вопрос:
 Что для Вас русская икона?

Т.Г.- Меня восхищает эта живопись, ее пропорции и нереальность. Её приподнятость над реальностью вводит меня в совершенно другой мир! Как он непохож на наш.
В итальянской живописи все персонажи картин  могут сесть с тобой откушать. Они близки!
Но когда я увидел в Санкт Петербурге иконы Рублёва, то почувствовал, что это совершенно другие персонажи, другое присутствие,  с ними нельзя присесть вместе откушать. Это другой мир. Они прозрачны в силу величия своей духовности.
Я смотрю на икону и чувствую: вот он  - Человек.
Это   моё отношение к Рублёву.
Во мне внутри  всё меняется от созерцания его икон. И я думаю,  что созерцая,  получаю неизмеримо больше, чем отдаю иконе от самого себя…
Да,   жить нелегко, потому что надо всегда учиться.  И у  Рублева тоже.
(Он задумывается)
Для меня разрушение стран и городов - напоминание о моих грехах.  Каждый человек несёт в себе свою Помпею…

Запись сделана на  видеокамеру в Москве 11 июня 2010 года.   
К сожалению, у меня  сохранилась только часть расшифровки этой видеозаписи.
Н.Сологубовский, 19 декабря 2014.  Тунис.