Путь

Сергей Вельяминов
               В церкви было душно, но я со смирением выстоял всю службу и с чувством радости бытия вместе со всеми вышел на улицу, откровенно испытывая гордость, оттого что не скис, не убежал с половины, а выдержал. Но был ли в этом толк и приблизился ли я к Богу хоть на йоту?.. - это оставалось вопросом…

              Сразу идти домой не хотелось, - ведь я находился в приподнятом душевном состоянии, набранном по крупицам в стенах храма. Было опасение, что очень быстро место в душе будет занято чем-то другим: мирским, суетным и повседневным. Буквально миг – и всё исчезнет, как будто и не было встречи с Богом, стоит только за ограду выйти... И вот, чтобы ещё немного побыть в этом сладостном состоянии, присел на лавочку под деревьями, как раз напротив церкви. А вокруг меня была весна: цвёл май, солнце светило тепло и ласково, - шли дни Светлой Пасхальной седмицы, самые радостные дни года!..

             - Извините, к вам можно?.. – услышал я тихий, вкрадчивый голос.

             - Садитесь, места всем хватит! – поспешил услужить я.

             - Какие дни чудесные, как по заказу. Это Господь нам грешникам благость такую посылает. Интересно, а заслужили мы это? Вот в чём вопрос? А?.. Вы как считаете?

               Подошедший, явно хотел завязать со мной разговор, к которому я был совсем не расположен. Ведь мне так хотелось отдохнуть и расслабиться, побыть одному и просто посмотреть, как распускаются на берёзах листочки, а самое главное - как можно дольше сохранить благодать, полученную в храме...

             - Заслужили, заслужили... Недаром сорок дней постились, - решил я перехватить инициативу, - чего только за это время не испытали: поболеть успели, выздороветь - и Пасху достойно встречаем!..

             - А давайте познакомимся, – перебил меня собеседник, – меня Павел звать, а вас? – он протянул мне свою руку. – Вы что улыбаетесь?..

             - Да, так, ничего… Александр... – ответил я, хотя так и хотелось сказать -  Пётр!..

             - Вот вы тут о болезнях толкуете… Вижу, не новичок вы в вере и хорошо понимаете, что болезнь для человека - это приход Бога к нам!.. И воспринимать её надо как благо, а не как наказание. А ведь многие болезнь именно наказанием считают, к сожалению… и постоянно ноют: «тут болит, там болит…». Мы за день лба не перекрестим, если болеть что-нибудь не будет! - так уж человек устроен: «пока жареный петух не клюнет» ...

             - Да, в этом вы правы! Так оно и есть, я это на себе хорошо испытал... - продолжил я, - без болезней - Бога не встретишь… Хотя, в моём случае, было всё иначе: я к вере пришёл через друга своего, - он верует, и его бабушка на путь истинный ещё в детстве наставляла... Когда мы в пионерах ходили и в комсомол вступали, он с ней церковь посещал: никого не боялся, и всё с рук ему сходило - вроде Бог его постоянно оберегал от внешнего мира. Мы над ним посмеивались, но сказать что-то против не могли, боялись, настолько он был силён в своих убеждениях. Окончил семинарию и уехал в Сергиев Посад. И по сей день батюшкой служит в Подмосковье. Он для меня пример для подражания, на все времена...

              - Ну, вот, видите, как у вас?!. А я по другому пути шёл, как раз через болезни…

                Павел вопросительно посмотрел на меня.

              – Хотите, расскажу свою историю? Попробую не утомлять вас долгим рассказом, постараюсь вкратце…

               Я кивнул в знак согласия...

             - История моя обыкновенная. Рос, как и все… может, отличался от других только своей излишней сентиментальностью характера. Окружающий мир воспринимал как бы через розовые очки. Ну, понимаете, жил в выдуманном своём мире, где всё было хоть чуть-чуть, но лучше, чем на самом деле.

               В доме только одна мать была верующей. Да и то, какая там вера, в церковь раз в месяц ходила... Лампадку зажигала, молилась минут по пять утром и вечером. На этом её вера и заканчивалась. Ко мне относилась спокойно, проповедями не досаждала. Крестик мне на шею повесила и показала, как надо креститься правильно, а то я всегда слева направо это делал… Вот и всё, что я запомнил с детства. Пока ребёнком был: крестился и «Господи помилуй» … а как в подростковый возраст вошёл, крестик снял - стесняться начал...

               Школу закончил, потом институт. Конечно, молодёжные компании, ну как без них. Выпивки пошли… иногда напивался серьёзно, а наутро - мучения… Это сейчас я хорошо понимаю: Господь уже тогда меня спасать начал, - за каждую выпивку отвечать приходилось страшной головной болью и тошнотой.   В какой-то из моментов я вдруг понял: шутки плохи, завязывать с этим надо, следующий раз не выживу! С тех пор, если и появлялся в компаниях, то рюмка на весь вечер и не более…

               Вот так и жил - не тужил. Ребёнок родился, семья, работа, дом… - о Боге совсем забывать стал – недосуг... И так всё само собой двигалось, - вроде всё нормально, чего переживать! Это я сейчас понимаю, что жил я тогда, как пустой болванчик: ни веры, ни покаяния. Всё сам, везде только я! Я всё умею, я всё смогу, я всё сделаю, я, я, я… И не чувствовал, что во всём Господь мне помогает. Ну, а как же по-другому? Без его помощи, что мы сами-то можем?.. Если не помолишься перед делом каким, всё из рук валится, - разве не так?

               Павел посмотрел на небо и перекрестился.
 
            - Вот я и говорю, шло время, вроде всё хорошо, а тут как снег на голову – боль в почках, камень огромный идёт. Вы, наверное, знаете, что такое почечные колики, а если сами не испытывали, то хотя бы слышали об этом…

              Я задумчиво скривил гримасу, а он продолжал...

            - Загремел я в больницу. Мне, в то время, лет тридцать пять было. Здоровый, крепкий парень, - что такое болезни, не знал совсем, а тут на тебе!.. Совсем приуныл я на больничной койке: боли постоянные… жил на уколах… Операцию не стали делать, решили так выгонять. Выпивал утром по два литра воды, делали укол, а потом весь день в туалет бегал смотреть, - выйдет или нет, а люди в палате постепенно умирали… Вот тут я и задумался впервые о смысле жизни и насколько она быстротечна... Почему кто-то уходит на тот свет, а я ещё жив?.. Прошло несколько недель, камень вышел, - каким образом, один Бог знает. После этого стал изредка молиться, вот и все мои достижения, на тот момент...

             Года через три привязалась ко мне гипертония. Замучило давление - и днём, и ночью: по две «скорые» за ночь приезжали. В это время я как-то особенно прочувствовал, что не так живу. Уж очень на «земном» зациклен, а о духовной составляющей напрочь забываю, как будто этого и нет в нас. И только, когда на машине разбилась племянница моей жены, я чётко осознал, что не всё так просто на белом Свете...

             Ноги в храм сами привели, - я это хорошо запомнил!.. Первая исповедь и причастие были в девяносто пятом… - с этого времени я постоянно здесь. И Бог меня не оставляет, постоянно даёт о Себе знать. Года не проходило, чтобы Он о Себе не напомнил очередной болезнью. Мне не хочется перечислять, сколько со мной всего за это время было. И главное, что болезни эти как возникали ниоткуда, так и уходили в никуда. Пожалуй, только сердце постоянно барахлит, но я к этому уже привык: ишемия… если это вам о чём-то говорит, - на таблетках сижу, вот и не умираю пока… Прохожу очередные «очищения»: видно, не настолько я всё осознал, коли болезни чередой идут! Видно, Бог от меня большего хочет, - а я этого понять никак не могу...

             Павел замолчал, полез в карман, достал валидол, положил под язык и улыбнулся...

           - Утомил я вас своим рассказом… Но очень хотелось с кем-нибудь поделиться!.. Чувствую, что и жене я надоел своими болячками, философия моя ей тоже наскучила… Сама вся больная, но не понимает, что болезнь даётся во благо, - это время особого покаяния, которое в здоровой жизни навряд ли получится. Так надо пользоваться этим, пока есть время, а то поздно будет! Ну всё, пойду я, а то совсем заболтался, - не всем мои «проповеди» по вкусу...

             Мой собеседник ушёл, а я остался один. Вдруг чувствую, что-то закололо под ложечкой, - явно неспроста...

            «Господи, помилуй, - помилуй меня грешного! Я понял, хотя и раньше понимал, что нельзя без Тебя и дня прожить! Каюсь в грехах своих! Помилуй и спаси, и наставь меня на путь истинный!»


                2014 г.*+к