Судебник 1497 г. о папе Сиксте III и царе Симеоне

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов
Судебник 1497 г. о папе Сиксте III и царе Симеоне

К пункту «Судебника» о Юрьевом дне, рассмотренном в предшествующей статье [1], примыкает пунктик о чужеземцах:
«А которои чюжоземецъ на |
чюжеземце чего взыщет, ино того воля, на комъ ищут. Хо |
чет (о)*тцелоуется, что в томъ не виноват, или ооу крста положит чег |
на немъ ищут и истецъ, поцеловав крстъ да возмет |» [2].
*Буква «о» в скобках замещает букву «омега» оригинала с числовым значением 8.

Очевидный чужеродный элемент этой «статьи» - словечко «отцелуется». Ни Иван III, ни его дьяки так не напишут. Не потому, что благочестие не позволяло. Так не напишет ни один законодатель.

Математические показатели текста.

Количество слов в строках при учете слова «хочет» в 3 и 4 строках: 4, 10, 12, 9, конечные числовые показатели 4, 1, 3, 9, суммарный конечный показатель 8. Конечные показатели числовых значений всех букв строк: 7, 5, 4, 2, суммарный конечный показатель 9 [3]. Соотношение между суммарными показателями 8 9, аналогичное соотношение при одноразовом учете слова «хочет»: 7 9. Конечное числовое значение суммарных показателей равно 6.
Соотношения между показателями количества слов и конечных числовых значений букв во второй и третьей строках
При учете слова «хочет» в обеих строках:
1 5
3 4
Суммарное конечное значение показателей 4.
При учете слова «хочет» только во второй строке:
1 4
2 5
Суммарное конечное значение показателей 3.
При учете слова «хочет» только в третьей строке:
9 1
3 8
Суммарное конечное значение показателей 3. Полученный ряд конечных значений 4 3 3.

Числовые вариации в области «ооу крста положит чег» (здесь избыточные «о» в предлоге и нехватка той же буквы у местоимения - анонс вариативности конечных числовых показателей):
ооу (9)   чег     (8)
оу   (2)  чего    (6)
у      (4)  чегоо (4).
Числовые ряды двух столбцов: 924, конечное значение 6; 864, конечное значение 9.

Беспрецедентная снисходительность «законодателя» к противостоящим сторонам гражданского или уголовного иска ясно демонстрирует, что не правовая ситуация является темой «статьи» и что ее подлинная тема, скорее всего, носит религиозный характер. Числовой ряд 433, к примеру, может быть датой Согласительного исповедания 433 г., которое примирило Александрийскую, Римскую, Константинопольскую и Антиохийскую церкви в христологическом споре (о природе Иисуса Христа), ставшем причиной созыва Эфесского собора христианских церквей в 431 г. (в тексте «статьи» доминирует примиренческий посыл, для восточноевропейских народов в V в. эти события «иностранные») [4].  Число 6, обобщенный показатель числовых значений всей статьи, находится в коррелятивной связи с 6 пунктами решений Эфесского собора. Формула «отцелуется» - вероятное свидетельствование о бесцеремонном вмешательстве императора Феодосия II в ход дискуссии в 431-433 гг. (арест константинопольского патриарха Нестория и ряда его сторонников, приказ об аресте патриарха Кирилла Александрийского и эфесского епископа Мемнона, сбежавших в Египет) и принуждении иерархов к миру (поцелуям) на условиях, выдвинутых Феодосием II и активно поддержанных римским папой Сикстом III, главным проводником линии, которая привела к Согласительному исповеданию 433 г. Имя (Ф)еодосий наделено конечным числовым значением, равным 6, и при этом две его половины «(Ф)ео» и «досий» отмечены значением 3 (буква «Ф» в скобках замещает «фиту», с которой начинается имя), то есть «Феодосий» в числовой символике 3 и 3. 

Числовые ряды 864 и 924 также имеют прочную проекцию на «иностранные» события, имеющие большое значение в истории христианства. В 864 (или 865) г. в Болгарии крестился князь Борис, после чего страна приняла христианство [5]; в том же году родился будущий болгарский царь Симеон I Великий [6], при котором в стране был утвержден патриарший престол, первый после престолов пентакратии (пяти изначальных христианских церквей), то есть болгарский патриарх стал шестым патриархом в семье христианских церквей [7]. В 924 г. царь Симеон совершил поход в Сербию и присоединил ее к своей империи (формирование которой началось с «торговой войны» 894 г. против Византии). Все горизонтальные ряды столбца
ооу (9)  чег     (8)
оу   (2) чего    (6)
у    (4) чегоо   (4)
имеют конечное числовое значение 8; формант «чет», с которого начинается третья строка текста «статьи», наделена конечным числовым значением 8; то же значение у имени Симеон. Болгарский патриарший престол шестой – четный. Вероятная область иронического «чегоо» - мистификационное происхождение похода Аскольда и Дира в Византию в 6374 г. (ок. 866 г.); в Радзивилловской летописи поход «ошибочно» датирован 6074 г. (л. 10«б» нижней нумерации).

Cноски и примечания.
1. Сагит Фаизов Дедушка, бабушка и Барков в Юрьев день // http://sagitfaizov.livejournal.com/118876.html; см. также на proza.ru
2. РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. I. № 3. Л. 11.
3. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
4. ru.wikipedia.org/wiki/Эфесский_собор
5. ru.wikipedia.org/wiki/Борис_I; 6. ru.wikipedia.org/wiki/Симеон_I
7. После учреждения патриаршества в России в 1589 г. восточными церквами в 1593 г. было заявлено о вхождении Русской православной церкви и патриарха РПЦ в пентакратию, на пятом месте. Это означало, что папа, глава Католической церкви, отодвигался на шестое место в иерархии глав церквей (до 1018 г. остававшееся за Болгарской патриархией). См. о решении Константинопольского собора 1593 г. относительно места патриарха РПЦ в иерархии глав церквей: Зызыкин, М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Часть II. Варшава, 1934. С. 149. См. также об учреждении патриаршества в России: Мейер, М.С., Фаизов, С. Ф. Взаимоотношения России и Османской империи в XVII в. // http://sagitfaizov.livejournal.com/8628.html; об отражении cюжета «РПЦ и пентакратия» 1589-1593 гг. в скрытом тексте Буслаевской Псалтири см.: Сагит Фаизов Хронологические атрибуты Буслаевской Псалтири // http://sagitfaizov.livejournal.com/87197.html; см. также на proza.ru

Опубликована 18 декабря 2014 г.