Легенда о скарабее

Ирина Некрасова
А вы слышали когда-нибудь о Скарабее?

Да как о нем не слышать, скажите вы, когда жук этот, имеющий крылья и держащий в лапках огненный шар, становится символом нового, молодого, восходящего Солнца весны, победившего тьму и воскресшего, чтобы принести новый импульс жизни и обновления.

Это было очень  давно. Великий Нил уже тогда неспешно катил свои воды по громадному Африканскому континенту.  А такой же Великий, как великая африканская река, правитель  Шепсут, которому подчинялись все, кто жил в северной части реки, имел много рабов и рабынь, большую часть суток гнущих свои спины, работая на своего  господина. Они работали на полях, занимаясь земледелием, а также выращивали скот.

В небольшом селении  Синфар, также принадлежащим Шепсуту, жил молодой раб по имени Телимед. Он отличался  статным телом, что и  в те далекие от нас времена очень ценилось, лицо его было словно вытесано в камне талантливым скульптуром, оно было мужественным и красивым той мужской красотой, которая так нравится женщинам и представителям богемы, ищущим повсюду для себя достойную натуру. Телимед был сильным и тренированным  юношей и, хотя относился  к касте бедняков, все же явно выделялся среди них своими качествами не только внешними, но и чертами характера.

Шепсут однажды призвал его к себе, послав за ним своих воинов. Так достойный юноша оказался у владыки, жилище которого было очень красиво и эргономично. Перед тем, как попасть в  великолепный дом правителя,  нужно было пройти через пальмовую аллею и обойти искусственное озеро с зеркальной поверхностью, которое располагалось перед ним.  На заре человеческой жизни многое было удивительным. Таким же было и это озеро. Каждый, кто смотрелся в него, мог увидеть в зеркальной гладкой поверхности не только свое собственное изображение, но также и грядущие события. Об этом свойстве озера в народе ходили слухи, но его охраняли воины Шепсута, не давая никому и близко подходить. Посмотреть на свое отражение в волшебной воде могли единицы самых достойных из богатейших.

В тот памятный для Телимеда день воины Шепсута проводили его мимо озера к самому входу в покои владыки.  Солнце только вставало, осыпая все в округе снопом своих ярких и жарких лучей. Мир и природа мягко просыпались в его лучах, а вся округа постепенно приобретала прекрасный терракотовый оттенок, рабы же  в набедренных повязках, сверкая крепкими бронзовыми телами, уже вышли и рассеялись на полях, собирая богатые грозди урожая. Двери во дворец Шепсута открылись и целый сноп лучей упал в них, подобно стрелам воинов, этот необычайный эффект невозможно было объяснить. Скорее всего, в этом был скрыт какой-то секрет египетских жрецов, которые освящали подобные сооружения.

Двое провожатых, которые сменили у входа воинов,  вели юношу по гулким пустым коридорам, украшенным лепкой, рисунками и мозаикой, а также статуями египетских  богов.  Скамейки, необычные заморские растения, прекрасно себя чувствовавшие в древних амфорах, затейливой формы сосуды, на поверхности которых были изображения легенд древнего народа, живущего вдоль берегов Нила – все это призвано было поразить воображение любого, кто попадал сюда.

Юноша был не из робкого десятка, но все это время терялся в догадках, зачем он понадобился величайшему из властителей земли египетской.  Несмотря на некоторое волнение, он  шел упругой походкой, легко переступая по отделанному узорчатой плиткой полу. Так они шли, пока не увидели дверь в конце коридора, возле которой тоже стояла охрана. Еще шаг – и герой наш оказался в пределах громадного зала, в центре которого на позолоченном с драгоценными камнями троне торжественно восседал Шепсут Ш. Он был облачен в богатейшие одеяния, на голове правителя сияла богато отделанная корона, на которой удобно расположилась змея – символ мудрости его правления.

Телимед очень вежливо поклонился правителю, не падая, в то же время, ниц перед ним, как это делали обычно подчиненные Шепсута.  Правитель сделал едва заметное движение рукой, украшенной дорогими перстнями и браслетами, чтобы сопровождение юноши покинуло зал, после чего заговорил каким-то ровным, словно отрешенным голосом:

- Послушай меня, раб! Тебя, кажется, зовут Телимед?  Да, не беспокойся, я знаю все о тебе! Мне нужна твоя помощь. Мне необходимо достать истинного скарабея фараона. Срок тебе на это – неделя. Если не найдешь, то в лучшем случае ты будешь казнен, в худшем – сгниешь на каторжных работах, так что  иди, не мешкай. Помни, за тобой следить не будут, но если ты попытаешься скрыться от меня – мои люди тебя все равно достанут, хоть из-под земли.

Молодой раб был удивлен тому заданию, которое из рук в руки он получил от величайшего правителя страны. Приказ этот просто свалился на его голову, и он не знал, как к нему подойти и с чего начинать поиски. Он понял, что, несмотря на чрезвычайно молодой возраст, а ему только исполнилось  восемнадцать лет, ему, возможно, осталось жить здесь, на священной земле Нила,  всего несколько суток, если не часов. Шепсут был грозным и жестокосердным правителем, об этом знали все!

Он, имея законную жену, тайно заставлял приводить к нему юных рабынь, правда, после ночи, проведенной с ним, он отпускал девушек домой, взяв с них клятву молчания. И они молчали обо всем, потому что никто из них не желал умереть от казни за излишне разговорчивый язык. 

Шепсут мог иметь любую понравившуюся ему женщину, но тронула его сердце только одна, он даже не помнил, как ее зовут. Ему тогда не было и двадцати лет, когда в покои привели девушку необыкновенной красоты. Ее миндалевидные глаза - карие с чуть заметным зеленоватым оттенком,  были неотразимы. Кожа была нежнее персика, несмотря на ее простое происхождение. Брови, каждая  – полумесяц, а великолепные волосы каштановой волной были собраны в толстый жгут. Когда же она их распустила, то по длине и красоте они могли сравниться только с волосами местных русалок, живших в величайшей в мире реке и изредка показывавшихся людям, в основном, чтобы захватить и утащить с собой какого-нибудь миловидного юношу, определенно залюбовавшегося ими. 

В тот вечер он был как под наркозом взгляда милой девушки. Она была такой нежной, не просто соблазнительной, какими были многие женщины его страны, но необыкновенной и неповторимой. Тогда он не знал, что именно такими и бывают любимые женщины, он был слишком молод и еще не испорчен властью. Они провели бессонную ночь, а наутро наложницу неизвестно куда увели. Больше он никогда ее не видел. Позже ему родители нашли невесту из богатой семьи, но, несмотря на то, что девушка, предназначенная в жены, была во всех отношениях достойной, он не испытывал к ней особых чувств.

Со временем количество женщин все росло, ему было нескучно с ними, но это не меняло дела – как только они исчезали из его жизни, он о них сразу забывал. Можете себе представить, сколько у него могло быть детей при этом на стороне, но в его семье детей не было, что еще больше отталкивало его от нелюбимой жены.

Дорогой читатель, нам пора отправится вслед за Телимедом, что мы и сделаем с большим удовольствием. Наш герой, придя домой, чтобы рассказать все матушке и попрощаться с ней,  рассказал ей о задании, которое получил от самого Шепсута - от матери у него не было никаких секретов. Юноша обожал свою мать, молодую настолько, что ее принимали часто за его старшую сестру. В их бедной хижине, он встал перед матерью на колени, поцеловал ее руки и, понимая, что может ее не увидеть больше никогда, жадно оглядел весь ее облик, стараясь запомнить каждую ее черточку, каждое движение.

Услышав его рассказ, мать только тихо ахнула, но сразу взяла себя в руки, и сказала сыну, чтобы он ложился спать и хорошо выспался перед тем, как покинет отчий дом. Отца у юноши не было, то есть он о нем ничего не знал. Как только сын прилег на тахту, он сразу, как по мановению волшебной палочки, закрыл глаза и крепко заснул. Мать же его накинула на себя длинную шаль и, закутавшись в нее, тихо выскользнула из хижины.

Где была Мидия, так звали мать Телимеда, мы не знаем, только вернулась она с каким-то необычным амулетом – на синей суровой нитке висела небольшая фигурка скарабея, сделанная из какого-то неизвестного нам камня. Камень был коричнево-красноватый, скарабей же сделан так искусно, что казалось, вот-вот взлетит в воздух, к тому же, он в темноте как бы светился изнутри. В мире есть вещи настолько загадочные, что самим своим существованием бередят наше воображение, подсказывая нам самые необыкновенные и смелые предположения. Именно таким изделием был талисман, принесенный сыну взволнованной матерью.   

Утром, разбудив сына, Мидия дала ему с собой несколько лепешек и сосуд с водой, а затем надела на шею амулет со словами:

- Телимед, вот тебе оберег в дорогу, никому его не показывай, он действует только, как вещь тайная, если о нем кто-то узнает или хотя бы увидит, то он потеряет свою защитную силу. Береги себя и его – он будет тебе путеводителем и защитником. Когда выйдешь из деревни, сразу иди на берег Нила, а возле трех сросшихся пальм набери горсть песка и брось их вверх, пойдешь в ту сторону, какую они тебе укажут. В дороге будь внимателен, старайся замечать все, что происходит вокруг тебя. Слушай все, что тебе  скажут, но верь только своему сердцу.

Юноша нежно поцеловал матушку, обнял ее и отправился впервые из дома так далеко, да еще в неизвестность. Когда он, пройдя некоторое расстояние, оглянулся назад, то увидел ее, стоящую возле дверей хижины. Слезы проступили у него на глазах, но вскоре высохли – ведь он был мужчиной!

Подойдя к берегу Нила, к трем сросшимся пальмам, он сделал все так, как наказывала ему матушка. Внизу он увидел едва заметную стрелку, после чего направился на запад – так она показывала ему дорогу. Люди, попадавшиеся ему на глаза, приветливо улыбались, видя в его глазах рассвет нового времени.  Так родилась эта легенда священной реки Нил. Между тем, каждая третья история, рожденная на земле, появляется в пути.

Телимед продолжал идти в направлении, которое указали ему пальмы. Он почти не уставал за день. Постепенно впереди начала вырисовываться дорога. Вскоре  он увидел караван верблюдов. Караван этот неспешно и плавно шел,  поднимая за собой клубы песка.  Юноша пошел вслед за караваном. Через два дня они увидели вдали пирамиды. Среди них была пирамида фараона Хеопса. Именно в ней должен быть скарабей, но как в нее попасть? Это сложный вопрос! Вскоре, однако, юный слуга Шепсута остался в одиночестве, по той простой причине, что караван, благополучно отправился своим путем.
 
Дальше Телимед уже шел один. День клонился к закату, когда пирамида  серо-желтого цвета, напоминавшая цвет пустыни, красная на самом верху, выросла  перед нашим героем до громадных размеров.  Это было поистине величественное сооружение,  пик которого устремлялся куда-то ввысь, словно нацелившись на бескрайний космический простор. Вокруг в обозримом пространстве было сплошное каменистое плато. Вход в пирамиду был закрыт тяжелой каменной плитой. Перед юношей встала проблема, как попасть внутрь этого последнего прибежища одного из земных богов. 

Настало время, когда Телимеду нужно было уже решать, что делать дальше. Он достал свою провизию, до этого его угощали спутники по каравану, сел удобней на один из камней, и принялся с аппетитом есть то, что дала ему с собой матушка. Вскоре он покончил с ужином, после чего вспомнил о своем амулете. Он достал его из-под верхней части одежды, и начал внимательно рассматривать камень, выделанный под скарабея.

Камень начал светится изнутри, температура его вдруг начала подниматься так, что стало уже невозможно его держать в руках, так что молодой парень вынужден был его отпустить.  В этот момент на месте нескольких камней образовался какой-то провал, который преобразовался во вход. Телимед сразу стал спускаться  в пасть, образовавшуюся в этом месте, а внизу он увидел ступени, которые вели вниз. Там, где-то внутри, горел слабый огонь. Идя к нему, египтянин заметил, что огонь разгорается все ярче и ярче. Вскоре он вышел к какой-то галерее, стены которой были освещены горящими факелами, закрепленными на каменных стенах,  дорога вперед была совершенно пустой. Куда вела она – кто знает? Возможно, что потусторонний мир самого Хеопса ждал его?

Он шел много времени, и вдруг впереди увидел конец коридора и двери. Возле дверей горел факел в виде головы льва, изо рта его висело небольшое кольцо. Юноша доставал с высоты своего роста до факела, по крайней мере, до нижней его части, и стал ощупывать руками необычный артефакт. Он медленно исследовал каждый сантиметр головы льва, прощупывая ее чуткими пальцами. Вдруг он услышал рядом скрежет какого-то механизма, а подняв голову, увидел, что старинная дверь, которая представляла собой каменную плиту, украшенную непонятными иероглифами, хотя и медленно, но начала открываться. Ее двигал изнутри какой-то тайный механизм. Ждать пришлось довольно долго. Когда же он смог пройти внутрь, то был удивлен тому мерцающему призрачному свету, что осветил внутреннее помещение: однако, если бы он хорошо пригляделся, то  увидел бы, что освещение это составляли многочисленные светлячки, которых здесь было превеликое множество.   

Этот таинственный сумеречный свет наверняка  навевал бы на любого человека ужас, и Телимеду тоже было жутковато. Он знал о том, что умершие когда-то фараоны не приветствуют появление в своих усыпальницах посторонних лиц. Многие из тех смельчаков, которые, так или иначе, пытались попасть в темные лабиринты пирамид, уже не возвращались оттуда живыми. Они просто пропадали в неизвестности.

Юный египтянин заметил вдруг под ногами жемчужину, которая двигалась вперед, крутясь в то же время вокруг оси, подобно планете. Жемчужина бежала вперед, будто указывая ему путь. Телимед поспешил за ней. Теперь он не успевал рассмотреть все то, что его окружало, его взгляд был прикован к этому естественно созданному в морской стихии  камню, пугающе запутанный лабиринт теперь не казался ему страшным, потому что он был уверен в том, что белая жемчужина выведет его туда, куда надо.

Так оно и было на самом деле. Внимание Телимеда полностью было занято бусинкой, а вокруг него двигались какие-то неясные призрачные тени. И хорошо, что он спешил и не видел их. Это были те, кто охранял покой почившего давно фараона. Когда великий правитель умер, то в дальний путь вслед за ним отправились живые люди: это были его жена, воины, слуги, все те, кто обслуживал своего венценосного господина в жизни. С ним остались и любимые животные. Великий фараон должен был иметь и в царстве мертвых все под рукой. Да, жестокими были законы того времени!

Послышался неожиданный хлопок – это раскрылись двери царской усыпальницы. В центре темнела гробница, а в ней лежала мумия величайшего из правителей Египта. Телимед, несмотря на тот ужас, который буквально сковал все его члены, все же медленно приблизился к тому, что было когда-то великим  фараоном. Несмотря на холодящий страх, он внимательно осмотрел древний саркофаг. Лицо и руки мумии были открыты, рядом лежал скарабей – точная копия того, который был у юноши.

Говорят, что подобное притягивает подобное, так и один скарабей нашел другого в древнем лабиринте пирамиды – усыпальницы фараона.  Очень осторожно Телимед наклонился, чтобы взять этот древний артефакт. В тот момент, когда пальцы египтянина коснулись скарабея, сверкнула яркая молния, и он услышал гром, который, возможно, должен был еще больше испугать похитителя. Теперь волшебный скарабей в руках юноши и ему надо возвращаться из царства  мертвых в мир живых, но он не испугался, как сделал бы почти любой, оказавшись на его месте.

Обратный путь, как обычно, бывает короче. Таким показался он и Телимеду. Прошло какое-то время, и он оказался у выхода из катакомб, ведущих внутрь пирамиды. Сбиться с верного пути ему не дал оберег и в конце недели он был уже дома. Шепсут уже ждал его с большим нетерпением.

Однако самое интересное событие ждало молодого египтянина да и самого Шепсута, впереди. Когда юноша передавал из рук в руки правителю скарабея, то и на этот раз произошло притяжение одинаковой сущности этого талисмана. Скарабей-талисман мелькнул перед глазами Шепсута и тот все понял. Он понял, что перед ним стоит его родной сын, которого он послал в очень опасное путешествие за скарабеем. С помощью скарабея он хотел разыскать ту единственную девушку, которая покорила его. Она когда-то рассказывала ему о том, что у ее родственницы-шаманки, есть камешек-скарабей, который приносит встречи будущего. Так скарабей вернул властелину его весну в лице его собственного сына.      

Вот и вся легенда. Ваше право - верить ей или нет!


Легенда, придуманная по цепочке: Скарабей - жемчуг - молния – легенда


Фото из Интернета