На авторском фото - вид с парома на Гейрангерфьорд; вид на Гейрангерфьорд и выплывающий лайнер со смотровой площадки "Орлиная дорога"; вид на вершины Король и Королева над дорогой троллей; на фоне "котла троллей" на площади перед спуском к дороге Троллей. Норвегия.
* * *
Хочу заострить внимание на популярном сегодня направлении в бизнесе Норвегии – разведении форели и сёмги. Пока мы ехали вдоль фьордов, то тут, то там виднелись круглые плавучие платформы. Это фермы, в огромных садках которых в несколько уровней откармливались рыбы. Причём кормились они не планктоном, их кормили комбикормами.
Поэтому эта рыба – далеко не экологически чистая продукция. Местные жители даже поговаривают, что когда выходят на рыбалку на свободно плавающую рыбу, видят много погибшей – той, которая наклевалась комбикорма около этих ферм.
Собственно, сейчас во всём мире это стало модно. Фермы по выращиванию мидий в Италии также используют комбикорма. На фермах Испании по производству паштетов из гусиной печени тоже питают гусей комбикормами.
И поэтому сами норвежцы ловят рыбу в море, замораживают её или вялят. Только выловленное в океане пока ещё является экологически чистым.
Рядом с Гейрангерфьордом сконцентрировано невероятное количество природных красот и достопримечательностей. Маршрут между Гейрангером и Ондальснесом так и называется «Золотой маршрут».
Итак, мы совершали путешествие по Гейрангерфьорду, глубина которого достигает 360 метров, ширина в самом узком месте 500 метров. Окружающие отвесные скалы и горные пики поднимаются на высоту 1600 метров. Фьорд имеет S – образную форму, в конце которого, в тупике, расположен порт Гейрангер.
Ослепительная красота этого фьорда позволила ЮНЕСКО включить его в список всемирного наследия человечества как уникальный природный объект.
Глубина фьорда позволила морским круизным лайнерам привозить сюда туристов. Поскольку это один из труднодоступных горных маршрутов. В то же время сюда могут заходить огромные океанские корабли.
А мы 70 минут наслаждались красотами фьорда под музыку великого норвежского композитора – романтика Эдварда Грига.
И когда на палубе зазвучала его пьеса «В пещере горного короля» в исполнении фагота и контрабаса, переходя из нижнего регистра, повышаясь на квинту до фа-диез-мажора и снова возвращаясь в прежнюю тональность, мурашки побежали по спине!
Как точно были Григом выбраны звуки и тональности, ритм музыки, то медленный, то быстрый. Может, я повторюсь, но скажу. Только человек, впитавший эту зрительную красоту с молоком матери, мог так точно передать её звуками.
А мы проплывали мимо водопадов «Семь сестёр», «Жених» и «Фата», с которыми связана одна из романтических историй, и которые сопровождали нас здесь повсюду.
История эта такова. Жили 7 красавиц сестёр, к которым пришёл свататься смелый воин – викинг. Сёстры предложили ему, чтобы он выбрал из них одну и пришёл завтра с фатой для избранницы.
Юноша купил фату, но так и остановился на полпути, не зная, кого из сестёр выбрать. Ведь все они были одинаково красивы! Так и не сдвинулся он с места, а сёстры так и не дождались жениха.
И по сей день льются 7 струй воды со скал, а напротив льётся могучий водопад – это застывший жених. И рядом с ним лёгким кисейным кружевом струится фата.
Над нами парили чайки, избалованные подачками туристов. Кое где у берега виднелись рыболовные лодки, на отвесных скалах паслись козы.
Время пролетело незаметно, и мы подплывали к поселению Гейрангер, в котором постоянно проживает около 300 человек. Летом здесь отдыхающих больше в несколько раз.
Помимо постоянно курсирующих паромов в посёлок ежегодно заходит более 100 круизных судов, приходящих сюда с моря по Сторфьорду.
А мы поднялись на смотровую площадку над посёлком, откуда открывается один из самых грандиозных во всей Норвегии видов на горные вершины и фьорд.
Налюбовавшись видами с одного берега фьорда, отправились по «Орлиной дороге» на смотровую площадку на высоту 624 м с другой стороны.
Орлиной она называется потому, что на этой высоте летают орлы. А мы проделали путь от подножия горы до смотровой площадки, состоящий из 11 необычайно крутых поворотов.
Откуда с высоты орлиного полёта открывается вид на посёлок Гейрангер, водопады, красивый S – образный поворот, из-за которого выплывал следующий паром. Вид с высоты орлиного полёта на тот путь, что перед этим проделали и мы.
«Орлиная дорога», а точнее, подъём, был построен также в начале 20-го века и является верхом строительного инженерного мастерства!
Далее наш путь лежал по высокогорному плато, на которое взобрались благодаря «Орлиной дороге».
Фьорд остался позади, а мы должны были преодолеть путь в 106 км от Гейрангера до Трольстигена на высоте более 700 метров.
Надо отметить, дороги в Норвегии потрясающего качества. И во многом это зависит от того, что Норвегия – горная страна. Интересно, что ремонтом здесь, в горах, занимаются люди с лопатой. Или один экскаваторщик, причём сидя в машине. Ведь движение по этим горным местам открыто только летом.
Виды вдоль дороги на плато были немного однообразны и унылы. Встречались небольшие озёра, даже виднелись языки не успевающих таять за короткое лето ледников, в целом же скалы и лысые горные породы. Редко где встречалась растительность.
Там, где горные реки сбрасывали свои воды с утёсов, приютились маленькие селения и посёлки. В одном таком месте мы полюбовались с мостика красотой порогов горной речки, закованной в скалы. Услышали очередную легенду о влюблённых, в честь которых и был назван утёс.
В целом же действительно наслаждались природой. Здесь не было кровопролитных войн, местное население всегда выживало в трудных природных условиях. И потому простота и доброжелательность местного населения были очень приятны после шумных и циничных городов центральной Европы.
По пути встречались как отдельно стоящие домики, так и маленькие деревушки. Здесь много старинных деревянных церквей постройки 12-13 веков. Что говорит о раннем заселении здешних мест. Конечно, здесь испокон веков было развито скотоводство.
И ещё на одном моменте хочется заострить внимание. Это сейчас, с приходом цивилизации и туристов, а значит и с подъёмом благосостояния, дома выглядят хорошо. А представьте лет 100 назад, в сыром и прохладном климате, с полным отсутствием средств обогрева - ведь здесь тундра!
И поэтому вместо укрытия крыш черепицей или железом использовался природный материал – дёрн. Это покрытие было известно ещё с древних времён, и трудно сказать, у кого первым оно появилось.
Но в своём путешествии по Шотландии, я упоминала уже о том, что у северных народов есть такое выражение: «дождь прошёл собаками и кошками». То есть, обильные осадки смывали крышу вместе с живностью, которая жила на крыше.
Возможно, викинги, появлявшиеся в северной Британии ещё в 7 - 8 веках, принесли с собой и особенности северного быта.
Итак, мы подъезжали к началу спуска с горного плато, к «Лестнице Троллей».
Лестница Троллей является частью норвежской национальной дороги RV63. При подъезде стоит единственный в мире официальный дорожный знак, обозначающий «Осторожно, тролли!». Кстати, в местных магазинчиках в качестве сувенира только здесь можно было купить сувениры с этим дорожным знаком!
Перед спуском есть смотровая площадка на потрясающий вид: водопад Стигфоссен, падающий с высоты 163 м, и петляющую дорогу Троллей с высоты 858 м.
Плато заканчивается ущельем. В которое и спускается лестница Троллей. Место это ещё называется «котёл троллей» из-за того, что в ущелье всегда стоит туман от скопившихся облаков, которым не перемахнуть через плато. Местные жители говорят: «Это тролли варят своё зелье в котле».
По сути дела плато, на котором сейчас сооружена смотровая площадка, это переход от одной горной гряды Конген и Дронниген (Король и Королева троллей) к другой Бископ (Епископ). И эти названия лишь подчёркивают величие гор со снежными вершинами.
Дорога Троллей, или лестница, как принято называть в Норвегии, служит примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога делает 11 резких поворотов, уклон которых иногда составляет 9 градусов.
Местами ширина дороги составляет 3,5 м, поэтому проезд машин длиннее 12,4 м по ней запрещён. В осеннее – зимний период проезд по ней также запрещён. И вообще она считается самой опасной дорогой в Норвегии.
Дорога Троллей была открыта королём Хоконом-У11 в 1936 году, после 8 лет строительства. Ведь в Норвегии лето короткое, а в горной местности всегда есть угроза камнепадов и схода снежных лавин и ледников. И была она открыта в одно время с Орлиной дорогой, чтобы связать между собой населённые пункты Ондалснес и Ваалдалес. Часть этого пути мы и проделали.
Конечно, водители специально обучены вождению по горным дорогам, но нам, живущим на равнине, это непривычно. Последний спуск в долину я готова была преодолеть пешком, настолько отвесным был спуск!
А тут ещё навстречу ехал длинный бензовоз! И уж когда мои глаза повстречались с глазами водителя бензовоза – молодой девчушкой лет 20, я только воскликнула : «О, Боже! Спаси и сохрани!».
Кстати, это ещё раз говорит о равенстве в Норвегии. На всех трудных работах заняты женщины, а мужчины ждут своего звёздного часа у телевизора!
Наконец спуск был завершён, нас высадили, чтобы мы пришли в себя. Полюбовались красотами водопада уже снизу.
Спуск был действительно очень опасен и страшен, лично я больше на такое не способна!
А мы направлялись в Раундален, местность, которая известна своим плодородием. Горы здесь как бы потеснились, чтобы дать людям кусочек земли, где можно собрать урожай овощей, держать скот. И где на 62-м градусе северной широты даже плодоносят фруктовые деревья!
* * *
Глава из авторской книги "Дорога на север. Норвегия", 2012 год.
Более подробно о путешествии по Норвегии от Ставангера (юг) до Харштада (север) можно прочитать на странице автора в рубрике "Дорога на север. Норвегия."
Продолжение "Тронхейм - культурная столица Норвегии" - http://www.proza.ru/2016/09/16/121
Продолжение о городе Буде в норвежском Заполярье: http://www.proza.ru/2015/02/05/1112
Начало "Ледник Бриксдаль. У подножия" - http://proza.ru/2016/11/21/2018