Дорогой Троллей - Trollstigen. Норвегия. Гл. 9

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - вид с парома на Гейрангерфьорд;   вид на Гейрангерфьорд и выплывающий лайнер со смотровой площадки "Орлиная дорога";  вид на вершины Король и Королева над дорогой троллей; на фоне "котла троллей" на площади перед спуском к дороге Троллей. Норвегия.


                * * *


Хочу заострить внимание на популярном сегодня направлении в бизнесе Норвегии – разведении форели и сёмги. Пока мы ехали вдоль фьордов, то тут, то там виднелись круглые плавучие платформы. Это фермы, в огромных садках которых в несколько уровней откармливались рыбы. Причём кормились они не планктоном, их кормили комбикормами.

Поэтому эта рыба – далеко не экологически чистая продукция. Местные жители даже поговаривают, что когда выходят на рыбалку на свободно плавающую рыбу, видят много погибшей – той, которая наклевалась комбикорма около этих ферм.

Собственно, сейчас во всём мире это стало модно. Фермы по выращиванию мидий в Италии также используют комбикорма. На фермах Испании по производству паштетов из гусиной печени тоже питают гусей комбикормами.

И поэтому сами норвежцы ловят рыбу в море, замораживают её или вялят. Только выловленное в океане пока ещё является экологически чистым.


Рядом с Гейрангерфьордом сконцентрировано невероятное количество природных красот и достопримечательностей. Маршрут между Гейрангером и Ондальснесом так и называется «Золотой маршрут».

 Итак, мы совершали путешествие по Гейрангерфьорду, глубина которого достигает 360 метров, ширина в самом узком месте 500 метров. Окружающие отвесные скалы и горные пики поднимаются на высоту 1600 метров. Фьорд имеет S – образную форму, в конце которого, в тупике,  расположен порт Гейрангер.

Ослепительная красота этого фьорда позволила ЮНЕСКО включить его в список всемирного наследия человечества как уникальный природный объект.

Глубина фьорда позволила морским круизным лайнерам привозить сюда туристов. Поскольку это один из труднодоступных горных маршрутов. В то же время сюда могут заходить огромные океанские корабли. 

А мы 70 минут наслаждались красотами фьорда под музыку великого норвежского композитора – романтика Эдварда Грига.

И когда на палубе зазвучала его пьеса «В пещере горного короля»  в исполнении фагота и контрабаса, переходя из нижнего регистра, повышаясь на квинту до  фа-диез-мажора и снова возвращаясь в прежнюю тональность, мурашки побежали по спине!

Как точно были Григом выбраны звуки и тональности, ритм музыки, то медленный, то быстрый. Может, я повторюсь, но скажу. Только человек, впитавший эту зрительную красоту с молоком матери, мог так точно передать её звуками.

А мы проплывали мимо водопадов «Семь сестёр», «Жених» и «Фата», с которыми связана одна из романтических историй, и которые сопровождали нас здесь повсюду.

История эта такова. Жили 7 красавиц сестёр, к которым пришёл свататься смелый воин – викинг. Сёстры предложили ему, чтобы он выбрал из них одну и пришёл завтра с фатой для избранницы.

Юноша купил фату, но так и остановился на полпути, не зная, кого из сестёр выбрать. Ведь все они были одинаково красивы! Так и не сдвинулся он с места, а сёстры так и не дождались жениха.

И по сей день льются 7 струй воды со скал, а напротив льётся могучий водопад – это застывший жених. И рядом с ним лёгким кисейным кружевом струится фата.

Над нами парили чайки, избалованные подачками туристов. Кое где  у берега виднелись рыболовные лодки, на отвесных скалах паслись козы.

Время пролетело незаметно, и мы подплывали  к поселению Гейрангер, в котором постоянно проживает около 300 человек. Летом здесь отдыхающих больше в несколько раз.

Помимо постоянно курсирующих паромов  в посёлок ежегодно заходит более 100 круизных судов, приходящих сюда с моря по Сторфьорду.

А мы поднялись на смотровую площадку над посёлком, откуда открывается один из самых грандиозных во всей Норвегии видов на горные вершины и фьорд.

Налюбовавшись видами с одного берега фьорда, отправились по «Орлиной дороге» на смотровую площадку на высоту 624 м с другой стороны.

Орлиной она называется потому, что на этой высоте летают орлы. А мы проделали путь от подножия горы до смотровой площадки, состоящий из 11 необычайно крутых поворотов.

Откуда с высоты орлиного полёта открывается вид на посёлок Гейрангер, водопады, красивый S – образный поворот, из-за которого выплывал следующий паром. Вид с высоты орлиного полёта на тот путь, что перед этим проделали и мы.
 
«Орлиная дорога», а точнее, подъём, был построен также  в начале 20-го века и является верхом строительного инженерного мастерства!

Далее наш путь лежал по высокогорному плато, на которое взобрались благодаря «Орлиной дороге».

Фьорд остался позади, а мы должны были преодолеть путь в 106 км от Гейрангера до Трольстигена на высоте более 700 метров.

Надо отметить, дороги в Норвегии потрясающего качества. И во многом это зависит от того, что Норвегия – горная страна. Интересно, что ремонтом здесь, в горах, занимаются люди с лопатой. Или один экскаваторщик, причём сидя в машине. Ведь движение по этим горным местам открыто только летом.

Виды вдоль дороги на плато были немного однообразны и унылы.  Встречались  небольшие озёра, даже виднелись языки не успевающих таять  за короткое лето ледников, в целом же скалы и лысые горные породы. Редко где встречалась растительность.

Там, где горные реки сбрасывали свои воды с утёсов, приютились маленькие селения и посёлки. В одном таком месте мы полюбовались с мостика красотой порогов горной речки, закованной в скалы. Услышали очередную легенду о влюблённых, в честь которых и был назван утёс.

В целом же действительно наслаждались природой. Здесь не было кровопролитных войн, местное население всегда выживало в трудных природных условиях. И потому простота и доброжелательность местного населения были очень приятны после шумных и циничных городов центральной Европы.
   
По пути встречались как отдельно стоящие домики, так и маленькие деревушки. Здесь много старинных деревянных церквей постройки 12-13 веков. Что говорит о раннем заселении здешних мест. Конечно, здесь испокон веков было развито скотоводство.

И ещё на одном моменте хочется заострить внимание. Это сейчас, с приходом цивилизации и туристов, а значит и с подъёмом благосостояния, дома выглядят хорошо. А представьте лет 100 назад, в сыром и прохладном климате, с полным отсутствием средств обогрева -  ведь здесь тундра!

И поэтому вместо укрытия крыш черепицей или железом использовался природный материал – дёрн. Это покрытие было известно ещё с древних времён, и трудно сказать, у кого первым оно появилось.

 Но в своём путешествии по Шотландии, я упоминала уже о том, что  у северных народов есть такое выражение:  «дождь прошёл  собаками и кошками». То есть, обильные осадки смывали крышу вместе с живностью, которая жила на крыше.
 
Возможно, викинги, появлявшиеся в северной Британии ещё в 7 - 8 веках, принесли с собой и особенности северного быта.

Итак, мы подъезжали к началу спуска с горного плато, к «Лестнице Троллей».
 
Лестница Троллей является частью норвежской национальной дороги RV63. При подъезде стоит единственный в мире официальный дорожный знак, обозначающий «Осторожно, тролли!». Кстати, в местных магазинчиках в качестве сувенира только здесь можно было купить сувениры с этим дорожным знаком!

Перед спуском есть смотровая площадка на потрясающий вид: водопад Стигфоссен, падающий с высоты 163 м, и петляющую дорогу Троллей с высоты 858 м.

Плато заканчивается  ущельем. В которое и спускается лестница Троллей. Место это ещё называется «котёл троллей» из-за того, что в ущелье всегда стоит туман от скопившихся облаков, которым не перемахнуть через плато. Местные жители говорят: «Это тролли варят своё зелье в котле».

По сути дела плато, на котором сейчас сооружена смотровая площадка, это переход от одной горной гряды Конген и Дронниген (Король и Королева троллей) к другой Бископ (Епископ). И эти названия лишь подчёркивают величие гор со снежными вершинами.

Дорога Троллей, или лестница, как принято называть в Норвегии, служит примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога делает 11 резких поворотов, уклон которых иногда составляет 9 градусов.

Местами ширина дороги составляет 3,5 м, поэтому проезд машин длиннее 12,4 м по ней запрещён. В осеннее – зимний период проезд по ней также  запрещён. И вообще она считается самой опасной дорогой в Норвегии.

Дорога Троллей была открыта королём Хоконом-У11 в 1936 году, после 8 лет строительства. Ведь в Норвегии лето короткое, а в горной местности всегда есть угроза камнепадов и схода снежных лавин и ледников. И была она открыта в одно время с Орлиной дорогой, чтобы связать между собой населённые пункты Ондалснес и Ваалдалес. Часть этого пути мы и проделали.

Конечно, водители специально обучены вождению по горным дорогам, но нам, живущим на равнине, это непривычно. Последний спуск в долину я готова была преодолеть пешком, настолько отвесным был спуск!

А тут ещё навстречу ехал длинный бензовоз! И уж когда мои глаза  повстречались с глазами водителя  бензовоза – молодой девчушкой лет 20, я только воскликнула : «О, Боже! Спаси и сохрани!».

Кстати, это ещё раз говорит о равенстве в Норвегии. На всех трудных работах заняты женщины, а мужчины ждут своего звёздного часа у телевизора!

Наконец спуск был завершён, нас высадили, чтобы мы пришли в себя. Полюбовались красотами водопада уже снизу.

Спуск был действительно очень опасен и страшен, лично я больше  на такое  не способна!

А мы направлялись в Раундален, местность, которая известна своим плодородием. Горы здесь как бы потеснились, чтобы дать людям кусочек земли, где можно собрать урожай овощей, держать скот. И где на 62-м градусе северной  широты даже плодоносят фруктовые деревья!

                * * *

Глава из авторской книги "Дорога на север. Норвегия", 2012 год.

Более подробно о путешествии по Норвегии от Ставангера (юг) до Харштада (север) можно прочитать на странице автора в рубрике "Дорога на север. Норвегия."



Продолжение "Тронхейм - культурная столица Норвегии" - http://www.proza.ru/2016/09/16/121

Продолжение о городе Буде в норвежском Заполярье: http://www.proza.ru/2015/02/05/1112

Начало "Ледник Бриксдаль. У подножия" - http://proza.ru/2016/11/21/2018