Клевета

Вера Вестникова
     Сегодня 15 октября —  ровно пятнадцать лет, как нет  моего папы. Взяла на работе отгул, чтобы съездить на кладбище, положить на могилу белые хризантемы - любимые папины цветы. Небо над кладбищем беспросветно серое, ветер гораздо сильнее, чем в городе, пронизывающий, злой. Замёрзла очень, но автобуса не пришлось долго ждать. Выбрала место сзади - вторник, утро, и автобус почти пустой — еду, понемногу согреваюсь, вспоминаю.

     Странно, но каждый год в этот день  вспоминается одно и то же — последнее папино лето. Лето солнечное, в меру жаркое, с грозовыми ливнями и радугами, с  хорошим урожаем клубники и яблок, в жизни нашей семьи оказавшееся тёмной полосой. Потому что тогда на нас обрушилась  грязная и недостойная человека вещь —  клевета. 


    В первый день  отпуска  устроила детям праздник: полдня  гуляли в парке, потом обедали в кафе, купили давно обещанную  игровую приставку «Денди», кроссовки к новому учебному году и в заключение отправились в кино, смотреть «Звёздные войны».

     Дома ждал торт «Муравейник», который  испекла накануне, а на чай к нам пришла соседка Света с младшим сыном Димкой — одноклассником моей Полины. За хорошим угощением и  душевными разговорами  засиделись допоздна. 

     На следующее утро, хорошо выспавшиеся и бодрые, отправились с детьми на рынок: пришла пора делать заготовки на зиму.


    Дома нас встретил очень встревоженный и расстроенный дедушка: 
- Понимаешь, Маша, женщина к нам приходила, немолодая уже. Она так кричала! Якобы наш Даня вчера столкнул её внука с лестницы на стадионе, тот упал и сломал ногу. Она в суд подать грозится! Я пытался с ней поговорить, но она так кричала, так кричала!

     - Никого Данька не толкал! И вообще он ничего такого вчера не делал! - Полина уже стояла на полшага впереди брата, загородив его плечом и крепко взяв за руку.

     Даня стал белый-белый, только огромные тёмные глаза, он, кажется, и дышать престал.

     - Папа! - крикнула я. - Дети вчера весь день были со мной, они не гуляли одни! Зачем  ты выслушивал всю эту чушь?!
     - Забыл старый идиот! - папа схватился за голову. Потом метнулся к Дане, обнял его: - Даня, мальчик мой, дедушка не смог тебя защитить!

     Даня молчал.

     - Ну мама! - проговорила Полина с упрёком,  глазами  показывая на Даню.

     - Так, пойду разбираться, - я постаралась придать своему голосу как можно больше уверенности, обулась, взяла сумку.

    - Доченька! - окликнул папа, когда  уже спускалась по лестнице. - Ты там смотри поосторожней: женщина эта какая-то...

    Я оглянулась: папа растерянно и виновато смотрел мне вслед, похудевший, сгорбленный, совсем седой.

     Выйдя на улицу,  задумалась: куда дальше? Мальчика звали Жора, жил он в соседнем доме — больше  ничего не знаю.  Обошла соседний дом, походила по двору, присела на скамейку.  Через несколько минут из подъезда вышла   маленькая старушка и заулыбалась, увидев меня. Это была тётя Шура - мама моего  одноклассника и соседа по парте Женьки Короткова.

        Как только я начала рассказывать о случившемся,  тётя Шура воскликнула: «Клавка из тридцать второй, вот стерва!» Мне хотелось поскорее добраться до  Клавки-стервы, но пришлось выслушать тётю Шуру. Оказывается, муж этой самой Клавки прошлой осенью повесился в саду на яблоне. Все соседи считали, что  она его  довела: если приходил выпивши, била чем ни попадя,  не пускала домой, и он не раз ночевал во дворе, в беседке.

     - Ты там смотри, Маша, поосторожней, а то она какая-то... - и тётя Шура неопределённо поводила рукой возле своего виска.

     Дверь тридцать второй квартиры открыла  тётка лет под шестьдесят хорошего мужского роста с выкрашенными в невозможный морковный цвет волосами. Она была в спортивном костюме, который обтягивал  очень странную фигуру: узкую в бёдрах, необычайно расширявшуюся к плечам и украшенную небывалого размера бюстом.

     - Можно увидеть Жору? - спросила я. На лице тётки появилась какая-то удивлённая и недоверчивая полуулыбка.

     Пол в коридоре был жутко грязным, в углу кучей навалена немытая обувь, не только летняя, но и ботинки, зимние сапоги на меху. Заметив мой брезгливый взгляд, тётка поджала губы. Не ожидая приглашения, я прошла, стуча каблуками.

     В тесно заставленной мебелью комнате было не убрано, душно, стоял запах нестираного белья. На диване, вытянув ногу в гипсе, сидел темноволосый мальчик чуть помладше моего Дани. Его майка по сравнению с белоснежными бинтами казалась серой, наволочки на подушках тоже были   несвежие.

     Поздоровавшись с мальчиком, я взяла стул и села возле дивана.

     - Болит? - спросила, указывая на ногу.

     - Болит, - пожаловался мальчик и показал: Здесь. А ещё вот здесь.

     - И температура повысилась? (лицо мальчика было неестественно румяным, глаза блестели).

     - Тридцать семь и четыре, - угодливо подсказала бабка. Я оглянулась: полуулыбка, с которой она встретила меня, превратилась в  улыбку. С чего бы это ей улыбаться?

     - Жора, я — Мария Андреевна Снегирёва. Ты знаешь моего сына — Данила Снегирёва?

     Мальчик, с интересом смотревший на меня, кивнул.

     - Ты ни с кем не перепутаешь его?
     - Нет.
     - Дело в том, что Данил не гулял вчера во дворе и никак не мог тебя толкнуть. Понимаешь? Ты  будущий мужчина и должен знать, что обвинять безосновательно нельзя: это очень плохо.

     Мальчик, бросив быстрый взгляд на бабку, отвернулся и стал смотреть в окно.

     - Бандит! - раздался хриплый крик за моей спиной. Я вздрогнула и обернулась.

     - Бандит, бандит! - сжав кулаки и топая ногой, кричала старуха. - Ваш сын бандит! Вся округа знает, что он бандит!

     Встав со стула, я с недоумением смотрела на неё.

     - На что  лечить? Я инвалид, инвалид!  - бабка метнулась  к столу и стала совать мне какую-то маленькую книжечку, потом приложив раскрытую книжечку к своему лицу, закричала: - Что похожа? Это я, я! Я инвалид, инвалид!

     Она не говорила связными предложениями, а выкрикивала отдельные слова: "Бандит, бандит!" " Суд! Суд!"  " Инвалид, инвалид!"

     Я посмотрела на мальчика. Он сидел неподвижно, отвернувшись к окну. Понятно: с ребёнком была проведена соответствующая работа.

     - У меня зять — майор милиции! Он разберётся! Разберётся! - продолжала кричать старуха, притопывая ногами.

     - Вы мне угрожаете? - спросила я. Старуха, замолчав на мгновение, снова подняла крик:
     - Бандит, бандит! Суд разберётся! Зять разберётся! Суд!Суд!

      Огромная рыжая фурия орала и бесновалась предо мной. Так вот о чём предупреждали меня папа и тётя Шура! Нет, она не была психически больной, а  крики и беснование не вызывали у меня никакого страха, потому что  маленькие  светлые глазки на её  мясистом красном лице были вовсе не безумны, напротив, он смотрели очень здраво: холодно, оценивающе.

     Взглянув ещё раз на неподвижно сидящего мальчика,  вышла в коридор. Старуха бежала за мной, продолжая что-то выкрикивать.
     Перед дверью  остановилась и повернулась.
     - Всё, что вы говорите -  клевета, - медленно и раздельно произнесла я, - то есть распространение заведомо ложных слухов с целью опорочить. Я очень сочувствую вашему внуку. Но не могу обещать, что не подам на вас в суд за клевету.
Потом повернулась и вышла, провожаемая хриплыми криками старухи.

     Домой сразу не пошла, чтобы подумать, успокоиться. Успокоиться не получалось: внутри всё клокотало от ненависти к мерзкой бабке, клевещущей на моего ребёнка. И папа расстроился. А ему никак нельзя  расстраиваться: полгода назад его поставили на очередь в Бакулевском центре, теперь мы ждали вызова на операцию. Папе срочно нужен кардиостимулятор: это наша последняя надежда...

     На старуху определённо следовало подавать в суд. «Подлецов надо учить», - любит говорить один мой старый знакомый. Правильно, а заявление поможет составить Татьяна, бывшая одноклассница, она судья по гражданским делам.

     В моём положении обязательно надо  было действовать, и я поспешила к телефонной будке. Домашний телефон Татьяны  не отвечал. Конечно, она же собралась на юг с мужем и девочками! Набрала другой номер, знакомый ещё со школьных лет. Трубку взяла мама Татьяны, тётя Аня, сказала, что  приезжают они из Анапы завтра поездом в 10.30.  Значит, в одиннадцать я буду у них.

     Домой возвращалась в очень взвинченном состоянии, размышляя, что и как  говорить  домашним, чтобы успокоить их.

     Вошла, открыв дверь своим ключом, и застала в коридоре совершенно немыслимую картину: на расстеленных газетах возвышалась куча мусора, высыпанного из ведра, и в этом мусоре рылась  дочь в моих резиновых перчатках, натянутых до локтей.

     - По-ли-на! - только это я и смогла произнести.
 
     - Данькино алиби! - она торжествующе протянула мне вчерашние билеты в кино, которые обнаружила в мусорном ведре. Ай да Полина! Ай да Шерлок Холмс!

     Я постаралась в юмористическом ключе рассказать о встрече с бабкой, но смеялась только Полина. Даня молчал, а папа с тоской смотрел на него. Сын оживился только тогда, когда я сказала, что собираюсь подать на бабку в суд за клевету, а тётя Таня мне посоветует, как это правильно сделать.

     Дети  не захотели гулять и занялись рисованием, а я пошла к Свете жаловаться. Ей  рассказала всё как есть, не скрыв, как подавлен произошедшим Даня, как расстроен папа.

     Вечером, поужинав и напившись чаю с остатками «Муравейника», дети быстро уснули. А меня ждала, скорее всего, бессонная ночь: произошедшие сегодня события крутились в голове, вспоминался хриплый голос бесноватой бабки: «Бандит! Бандит! Суд! Суд!»... Очень тревожно было за папу: как он с его сердцем перенесёт такой стресс?  Лежала в постели, прислушиваясь к звукам в папиной комнате.  Прошло довольно много времени, и у него зажёгся свет: значит, он не спит, ему плохо.

     Накинув халат, взяла ампулу кордиамина, коробочку с простерилизованным шприцем и пошла к папе. Он лежал на  диване с книгой в руках: «Не спится, решил Зощенко почитать, - он показал мне обложку книги, - а сердце не болит, всё в порядке, всё нормально».

     Взяв его руку, привычно посчитала пульс: 52 удара в минуту — для папы вроде бы и ничего. Уговорив, всё-таки сделала укол. Папа смотрел грустно, вздыхал.

     - Ах, Маша, как я виноват перед Даней! - начал он. - И хватит ли у меня времени, чтобы как-то загладить вину?..

     - Да в чём  твоя-то  вина? - не поняла я.

     - Понимаешь, нельзя мне было начинать этот разговор при Дане. Нам  нужно как-то самим разбираться в подобных ситуациях, чтобы не ранить детей. Боже мой, как они беззащитны перед жестокостью взрослых! Как Даня расстроился! Он заснул?

     - Да, дети давно спят.

     - Полина-то какая молодец! Пока дед охал да вздыхал, она уже алиби брату обеспечила... А я! Сорок лет учил чужих детей, лекции родителям читал,  как   детей воспитывать... А сам дурак дураком оказался... - папа махнул рукой.

     Мы проговорили  до трёх часов ночи и решили, что завтра утром я пойду в милицию. Зачем? Тогда нам показалось, что это хорошая мысль: может быть, участковый поговорит с бабкой, усовестит её или припугнёт уголовной ответственностью за клевету.

     Рано утром  была в РОВД, узнала у дежурного, как фамилия нашего участкового, и отправилась разыскивать кабинет 76. Долго бродила по коридорам незнакомого здания, а когда наконец нашла нужный кабинет, оказалось, что участковый пару минут назад ушёл. Может, я его и встретила в коридоре, но в лицо-то не знала...

    Ну что ж: первый блин комом. Но я уже решила, кого буду искать дальше — инспектора по делам несовершеннолетних: кто-то ведь должен защищать детей от взрослых.

    Инспекцию по делам несовершеннолетних возглавляла женщина-майор, лет чуть-чуть за сорок, красивая, с модной причёской. Я поздоровалась, представилась, сказала, что пришла за помощью и советом.

     -  Буду слушать вас и писать, видите: все в отпусках, так что ничего не успеваю делать, - она указала на два пустых стола в кабинете.

      Я начала излагать свою историю, стараясь быть краткой. «Все матери защищают своих детей», - небрежно заметила инспектор, не поднимая головы  и продолжая писать.

      - Она мне не верит! -  молнией мелькнула мысль. Появилось острое желание встать, сказать  что-либо резкое и уйти. Подавив усилием воли это желание, я продолжала тихо и подчёркнуто медленно: - В этом собственно и заключается предназначение матери. (Ручка дёрнулась и на мгновение остановилась). Но я пришла к вам не за советом, как выгородить хулигана, я пришла с просьбой помочь защитить ребёнка от клеветы. Дело в том, что у нас сохранились вчерашние билеты в кино.

      - Фильм двухсерийный? - инспектор  положила ручку.
      - Да.
      - От кинотеатра до вашего дома долго добираться?
      - Если с транспортом повезёт, то полчаса.
      - Вы ведь в ГУМе были, покупали что-то, чеки сохранились?
      - Конечно, на приставку «Денди» обязательно надо хранить чек, -  я уже поняла ход её мыслей и говорила как о чём-то само собой разумеющемся. - Обувь детям купили, чеки тоже лежат в коробках, а на чеках -  дата и время.

     Инспектор, уже смотревшая  на меня с интересом и симпатией,  на секунду задумалась, как будто  что-то решая, а потом спросила:
     - Мария Андреевна, а в плане финансов ваша семья достаточно обеспеченная? - наверное, в моём взгляде она прочитала крайнее недоумение, потому что поспешно добавила: - Понимаете, таким способом сейчас часто вымогают деньги.

    У меня в голове точно цепь электрическая замкнулась и вспыхнула яркая лампочка:  в один миг я увидела всё произошедшее совершенно под другим углом: деньги! конечно же, бабке нужны  деньги! Сразу стали понятна и её  странные улыбки, и многое из  сказанного. Но неужели нашу семью кто-то считает богатой?

     - Я провизор, - начала я размышлять вслух, - заместитель заведующей  девяносто третьей аптеки. На зарплату не жалуюсь, но у меня двое детей, алиментов от бывшего мужа практически не видим (было стыдно сказать, что за семь лет мы получили от него четыре денежных перевода на незначительные суммы). Живём с моим папой, он инвалид войны, пенсия у него хорошая, но всё уходит на детей. Так что вряд ли нас можно назвать обеспеченными людьми...
 
     На прощанье инспектор посоветовала  не оставлять детей без присмотра во дворе: со стороны старухи возможны  провокации, если она решит до конца добиваться денег.  Насчёт же  решения подать в суд  высказалась скептически: «Доказать факт клеветы в суде очень трудно,  почти невозможно».

     Я была ей искренне благодарна, и, распрощавшись, отправилась к Татьяне: она уже должна быть дома.

     Я и не могла представить себе, что Татьяна меня так удивит. Едва  начала свой рассказ, как она  перебила и дальше продолжала сама: «Бабка не следила за ребёнком, он получил травму, и,  чтобы выгородить себя перед дочерью и зятем, решила найти виноватого, да ещё и денежками разжиться, запугав интеллигентных, неконфликтных людей».

     Не скрывая восхищения, я смотрела на подругу: «Как ты это могла всё сразу раскрутить?»

     - А что тут раскручивать, - вздохнула она. - Я уже семь лет судья по гражданским делам, и такого наслушалась... А до этого ещё пять лет секретарём суда работала, ты сама знаешь...

     Подавать в суд  Татьяна тоже решительно не советовала: клевету очень трудно будет доказать, бабка от своих слов откажется... Кроме того, для папы суд был бы большим стрессом. «Подумай о здоровье Андрея Даниловича: если ему станет хуже, операцию отложат, и что дальше», - против этого уже нечего было возразить.

     - И что же теперь,  эту клевету проглотить?
 
     - Почему проглотить? - удивилась Татьяна. - Не проглотить, а стряхнуть как старый, драный тапок с ноги. Перешагнуть и идти дальше своей дорогой.


     Вечером того же дня в гастрономе  встретила Даниного одноклассника Мишу с мамой Ольгой Ивановной. Жили они в том же доме, что и бесноватая бабка.
     - А почему Данька во двор не выходит? - был первый Мишин вопрос.
Мои дети дружили с Мишей ещё с детского сада, Ольгу Ивановну, женщину очень порядочную, мать троих детей, я тоже знала давно, поэтому, ничего не скрывая, стала рассказывать о нашей проблеме.

     - Надо же, теперь Жоркина бабка и с вас деньги трясёт! - перебил меня Миша.
     В ответ на моё удивление он рассказал прошлогоднюю историю.

     Жора поссорился с ребятами во дворе, они не стали играть с ним, и от скуки он залез высоко на дерево. А когда стал спускаться, сорвался, напоролся на сук и порвал губу. Ему потом в травмпункте зашивали. В это время во дворе были и дети, и взрослые,  все видели, что мальчик сам упал с дерева и его никто не толкал. Однако  бабка стала обвинять Мишу, приходила к его родителям, грозила судом и требовала денег. Успокоилась только после того, как отец в прямом смысле слова спустил её с лестницы.

     Ольга Ивановна подтвердила всё рассказанное Мишей, но дополнила ещё одним небезынтересным фактом: весной бабка подошла к ней и как ни в чём не бывало попыталась заговорить, что поразило Ольгу Ивановну до глубины души.   

     Слушая нашу историю, она страшно возмущалась. А потом решила, как отомстить бабке.

     - Я шепну будто бы по секрету соседке Анне Кузьминичне, что на Клавку в суд подают за клевету, - решила Ольга Ивановна. - У Анны Кузьминичны вода в одном месте не держится, и завтра про это будет говорить весь двор.

     Когда  дома рассказала, какую  месть задумала Мишина мама,  Даня улыбнулся в первый раз за два дня.


     Играть во дворе дети отказывались наотрез, выходили на улицу только со мной или с дедушкой.
     Даня  немного оживился, но часто задумывался, был рассеян. Умница Полина не давала ему скучать, постоянно придумывала занятия: то они вместе вытирали пыль на книжных стеллажах,  то оборачивали книги и подписывали тетради  к новому учебному году, то рисовали.  Полина с готовностью помогала мне по хозяйству и к каждому делу подключала Даню.

     Случившееся очень медленно уходило из нашей памяти, и мы старались поменьше о нём говорить. А если и вспоминали, то со смехом. Полина придумала старухе прозвище - «бабка-клеветуха», и Даня над этим прозвищем очень смеялся. Так прошла неделя.

     Как-то утром папа  пошёл в гастроном и вернулся  расстроенный. Мы отправили детей поиграть к Диме, и папа рассказал, что в магазине его окликнула женщина,  мывшая полы. Она представилась кумой и  подругой бесноватой бабки и сказала, что мы не должны подавать на бабку в суд, потому что у неё тяжёлая жизнь.

     Неумная женщина, заполучив слушателя, выложила о своей подруге всё, что знала: что у кумы умер муж, но она не очень об этом горевала, что ей не хватает денег и она вынуждена работать на огороде, а потом продавать овощи, что у  дочери, живущей в другом городе, не складываются отношения с мужем, тот постоянно ругает её за лень и нечистоплотность, грозит разводом...

    - Ваша дочь не должна подавать на Клавку в суд, должна простить её, -  настаивала тётка.

    Папа не сдержался и завёл свой любимый разговор - о совести.

    - Совесть, совесть, - грубо перебила его неожиданная собеседница. - Когда деньги нужны, кто об этой вашей совести  думает!
    

    А ещё через неделю приехал  старший брат Николай с женой и пятилетним сынишкой. Каждый день брат сажал детей в машину и вёз  в лес, или на речку, или  в деревню к нашей тёте — папиной младшей сестре. Если было не особенно жарко, то к ним присоединялся папа.

    Я оставалась дома, варила обеды и ужины на всю  большую семью, занималась заготовками на зиму. Эта работа меня нисколько не тяготила: нашей  мамы уже восемь  лет не было в живых и я давно привыкла брать на себя все заботы о детях и папе. Главное, что  дети были под присмотром, отдыхали, радовались солнцу и лету.    Даня за месяц загорел, поправился, и мы часто слышали его смех.

   
     Наступил сентябрь. Полина пошла в седьмой класс, Даня — в пятый. В школу дети  ходили теперь другой дорогой,  подальше от дома, где живёт бабка-клеветуха. Во дворе бывали редко: Полина после  уроков спешила в художественную школу,  Даня попросил записать его в секцию греко-римской борьбы.

     Все наши мысли  были о дедушке: приближалось время операции, на которую возлагались  такие большие надежды. Дети начали робко мечтать о новогодних праздниках. О весне, когда дедушка поправится после операции, окрепнет и сможет подолгу гулять с нами в парке, ездить за город, ходить в кино.

     Но нашим мечтам не суждено было сбыться. Папино слабое, изболевшееся сердце остановилось 15 октября, в такой же пасмурный, ветреный день ровно пятнадцать лет назад.   Вызов из Бакулевского центра пришёл через неделю после того, как мы  похоронили нашего папочку и дедушку.  Я, брат, наши дети — все мы  до сих пор верим, что, если бы не клевета подлой старухи, он дожил бы до операции.


     А бесноватая старуха жива-здорова доныне, и прошедшие годы не очень её изменили. Ей уже порядком за семьдесят, но она торгует на мини-рынке у супермаркета в двух остановках от нашего дома окрошечным квасом, летом свежими овощами, а зимой консервированными огурцами и помидорами. Я очень редко бываю в том районе, но  каждый раз, проходя, вижу  сидящую за прилавком громадную старуху, возвышающуюся над всеми остальными торговками.

     Бабка  тоже меня помнит и всегда пристально разглядывает мою одежду. Прошлой зимой, когда я вышла из супермаркета, она буквально «приклеилась» взглядом к  шубе (не шикарной, не норковой, нет — каракулевой), никак не могла оторвать глаз.  Я прошла мимо, а она встала, повернулась и  смотрела мне вслед.