Записные книжки

Нина Клинова
      Ну, вот, снова не закрывается ящик письменного стола!
Накопила бумаг, да еще эти записные книжки... За жизнь их
собралось десять. Уже несколько лет вообще нет в них нужды -
вся информация в телефоне, ноутбуке. И те, старые, ну что
они делают в ящике стола? Выбросить,в конце-концов, и немедленно!

      Нет, все-таки перелистаю на прощанье. Вот самая первая,
самая потрепанная... Она  появилась, когда после школы я
покинула отчий дом в связи с поступлением в институт.Адреса,
телефоны, расписание поезда, автобусов. Адреса...Адреса уже
ненужные. Переехали адресаты. Или ушли в мир иной. Да как же
много ушло! Боже ты мой, как быстро бежит время! Адрес отчего
дома...Зачем он записан вообще?! Я его помню наизусть до сих пор.

       Две комнаты в коммунальной квартире. Мама, я, младший
братишка. Живем дружно, спокойно, потихоньку отойдя от смерти
отца, от внезапности случившегося (гибель в ДТП).Подруги, с
которыми общаюсь до сих пор. Первая любовь к однокласснику,
в 14 лет, который еще ребенок внутренне, хотя юноша внешне.
Любовь ко мне одноклассника другого, внутренне богатого юноши,
но неприемлемая  мной тогда. Он часто гуляет по тротуару под
нашими окнами, я же  жду другого. Коль жду, часто взглядываю
в окно, но вижу все не его!
А брат мой высовывается в форточку, и кричит,паршивец:
    -Нина, твой А. (или К.) идет! Я гоняюсь за ним по комнате с
полотенцем.
     А вот и "мордочка" этого паршивца,приклеенное фото-
скучала же...
       Расписание занятий в институте... Анатомия...Сколько же
времени мы проводили в "анатомичке",сокращенно называя так
анатомический театр. Имена преподавателей... Незабвенный
Александр Семенович Закс - профессор фармакологии. Сердечные
гликозиды - тема, по которой я однажды не сдала зачет. Я до
сих пор помню те листы учебника, что знала наизусть, когда
шла на пересдачу. Как он пожалел, поставив мне"5", что нет
оценки выше.

           Говорили так у нас в институте: "анатомию сдал -
можешь влюбляться, фармакологию сдал - можешь жениться." Да, 
без любви невозможно было прожить в двадцать лет. И она 
однажды захлестнула... Но не студент и не преподаватель (а в
них влюблялись девчонки часто) оказался предметом моего обожания,
а  больной в отделении травматологии, где мы проходили практику
после третьего курса.  Женатый человек! Голос ли его, глаза ли,
любовь ли к поэзии, что и моя, пронзили меня. Только в каком-то
тумане прошел месяц практики в жарком июле. Не показывала вида,
очень по-деловому  делая иньекции и разнося лекарства, измеряя
температуру или поправляя постель его... Перед его выпиской из
истории болезни списала адрес. Зачем?  После того, как он получил
выписные документы, собирал свои вещи, я отпросилась у медсестер
на час, убежала из отделения и сидела на лавочке в гуще акаций.
Зачем?  Я не знала. Пусть уйдет без меня - одна мысль сверлила
мой мозг. Но не смогла дождаться, когда он выйдет из здания
больницы. Решив,что он вышел с черного хода, поплелась в отделение,
представляя, как оно жутко опустело без него.
 
       А мой выздоровевший пациент сидел между тем в коридоре на
диванчике, и ,как оказалось, ждал меня. Промчаться пулей мимо него
не вышло, он поймал меня, посадил рядом, и волнуясь, сказал мне
слова, которые я услыхала первый раз в жизни! А еще благодарил
за внимание и доброту...Я молчала, но мои глаза и горящие щеки
все сказали ему без слов. А когда он спросил,в каком общежитии
я живу, я только и смогла ответить:"Не надо"!,вспоминая его жену
и маленькую дочку.

     В скверик возле его дома я, конечно, несколько раз наведалась
в темных очках и модном в те годы парике, но, увидеть его не удалось.
И к лучшему. Все  проходит...Прошло и это. Да,вот он этот дом №...
по Циолковского...

      Кружок хирургии по средам...По понедельникам - концерт в
филармонии. Чайковский, Рахманинов, Шопен...Именно с тех
студенческих лет и пришла любовь к серьезной музыке. А еще к
изобразительному искусству. Кроме основной учебы, еще  был факультет
общественных профессий. Лекции в художественной галерее нашего
города, поездки в Москву, Ленинград. Прикосновение к прекрасному
в Третьяковке, Эрмитаже, Русском музее незабываемы! Вот они -
короткие конспекты лекций, даты посещения этих святынь.
 
    О, выцветшая фотография девчонок из нашей общежитской
комнаты! О, какие же мы были молодые, и,вроде ,все ничего...

       А вот еще адрес,определяющий судьбу...номер полевой почты.
Когда А. отслужил, мы встретились, хотя к тому времени он жил уже
в другом городе. Все закончилось шумной студенческой свадьбой.
Не забуду слова подруги по комнате- "в тихом омуте черти водятся"...
Так как-то вышло...

       А на последних страничках стихотворение В. Маяковского,
написанное рукой  мужа. Как-то мы его прочитали вместе, и оставили
его себе:

        " Не смоют любовь
          ни ссоры,
          ни версты.
          Продумана,
          выверена,
          проверена.
          Подъемля торжественно
               стих строкоперстый,
          клянусь-люблю
          неизменно и верно!"

   Он прочитал мне его на железнодорожном вокзале, когда я приехала
от мамы, к которой уехала после какой-то ссоры с ним, считая, что
жизнь уже кончена. А как же тут без мамы, в конце-то жизни? Но, конец
отодвинулся...

       А на другой страничке собственное стихотворение К. Когда-то он
написал мне его при встрече в родном городе, хотя жили оба в других
городах. Да, его день рождения в апреле...Всегда помню...У него их
было сорок.  День смерти в черной рамке...Ах, друг ты мой...Не
сложилось...Но зачем же так?  Сам. Ах,да еще одно К. Это тогда,
когда он приехал к нам с А. в 90-м.Когда поглядев на нашу счастливую
жизнь ему сделалось еще горше, чем было.Оставил свой адрес в далекой
Сибири, просил иногда писать.  А моя семейная  жизнь вскоре тоже
"затрещала по швам". Ах, память-память...

       Нет, эту книжицу я оставлю. А другие посмотрю потом...А что,
собственно,  смотреть? Мало ли я их пересматривала, и снова клала
на место. Пусть, пусть лежат. Пока пусть...