Год 1965

Борис Роланд
1965 г.

--- Человек всегда должен быть ответственным за что-то, и не тяготится этим, а радоваться. Как ты сделаешь свой участок – на таком уровне будет и весь объем работы.

--- Распыление – удел юности, и хорошо, если оно не затягивается надолго. Но сколько в этом и случайного: соберет ли тебя ветер в единый поток и ударит по крыльям мельницы, которая начнет работать и молоть зерно, или рассыплет бесплодно по полям, и может быть когда – нибудь освежишь лицо прохожему. Сколько еще пройдет времени, чтобы случайность превращалась в закономерность.

--- В познании мира необходимо чтобы в человеке шло раздвоение: один естественно ведет себя в жизни, второй – неустанно контролирует. Это второе Я, выработанное временем, должно превышать чувственное, и в тоже время не отрываться от него, чтобы не было холодного зримого разделения. Цельный характер – это нерасчленимые связи между первым и вторым.

--- Искренность присуща детям. С возрастом она проходит: с возмужанием человек приобретает житейскую дипломатию. У одних она формируется по-детски честной и благородной, у других – лживой и трусливой. Нейтральная - всегда потакает худшему.

--- Общий для всех финиш тогда твой, когда ты к нему приходишь первым.

--- Одним энтузиазмом не возьмешь, но без него не победишь.

--- Настоящий писатель зажигает в душе огонек. Плохой – это пронумерованный, но чистый лист в книге твоей жизни, которую ты невольно тащишь за собой.

--- Жизненна лишь та система, которая созидает движение – оно открывает глаза, будит мысль и строит стартовую площадку для полета в неизвестность, помогая, и побежденному, возродится к жизни.

--- И с бесполезным в прошлом связывают воспоминания, и надо заставить их быть тебе помощником, а не врагом - они часто определяют твои дальнейшие поступки.

--- Болезнь, как и отдых, должна быть творческим обдумыванием пройденного пути и поправкой планов на будущее.

--- Многие начинают жизнь жаждой познания, а кончают искусством делать деньги.               

--- Общество – скульптор своей жизни.

--- В жизни можно нагнать будущее, прошедшее – всегда впереди.

--- Силу можно отдать другим, слабость остается с человеком.

--- Как часто начитанность мы принимаем за ум.

--- Каждый взрослый – хоть немного лицемер, откровенность – удел детства и порог юности.

---  Любая мысль – общечеловеческая: она достижение каждого, если стала его плотью и кровью.

--- Человек – это совокупность всех его качеств: достоинства определяют его уровень, а недостатки всегда служат числом с отрицательным знаком в их сумме.

--- Сумма материального накопления человека не складывает богатства общества. Здесь количество не переходит в качество, а разлагает и опошляет ум - и нет этому предела. Личные блага никогда не рождали духовной чистоты – это непримиримое противоречие. Только приоритет Духа над материей созидает личность, а через нее материальную базу общества.

--- Требовать от человека надо чуть выше его сил - тянутся можно лишь за недосягаемым.

--- Изучая природу, прикасаешься к гармонии мира, ее самых чистых аккордов - ты заглянешь в сердцевину и коснешься бессмертия.

--- Человек, слепо ожидающий облегчения своей судьбы, верит только в лучшие слухи, хватается за них, как за реальность, и вживается в них. И когда слухи не сбудутся  - для него это смертельный удар.

--- Мы все обречены носить в себе родительские причуды.

--- Да, надо учиться, уважать полученные знания, но нельзя все слепо принимать на веру: никогда сам ничего нового не создашь, не утвердишь свое Я в жизни.

--- Надо радоваться способности человека быть самостоятельным, даже если он и ошибается, чем его раболепному служению и самой верной теории. То учение, которое не вошло органическим звеном в его суть, не приносит пользы ни человеку ни  учению.

--- Если человек в споре слышит только себя – это его беда.

--- Честный человек обладает удивительной способностью – наживать себе врагов, от которых зависит его положение.

--- Человек с интеллектуальным вкусом, но сам в жизни мещанин – похож на конфетку «подушечка»: вроде сладкая, но потом долго надо отмывать руки.

--- Глаза видят лучше у заостренного ума.

--- Нет отвратительней создания, в ком произошел разрыв между словами и делами. 

--- Прощание – это уход в вечность. Но только тел. Связи душ незримы.

--- Торжественные звуки органа и хора в костеле проникают в единый поток толпы – и она, замирая, пытается растворить в них все свои беды. Чувствуешь себя послушным рабом этой массы, которая может по единому слову ксендза ринуться «и в огонь и в воду». И хочется бежать к людям, которые растворяют свои беды в работе, а не приносят их  тяжести на алтарь облегчений.  Мир их сложный, разносторонний  и …великий.

--- Разбираясь в случившемся, осознаешь, что это результат накопления «мелочей жизни». И только большое и светлое способно противостоять им.

--- Город – это дилетант с большой буквы.

--- Как бесцеремонно люди перетряхивают судьбы своих близких на слуху публики.

--- Нам часто не хватает терпения понять переживания собеседника – это почти невозможно. Но и поняв, мы несем свои отношения к событиям жизни.

--- Можно раздаривать все, кроме времени – оно наше личное богатство.

--- Каждый новый конфликт обнажает характеры людей, взаимоотношения, слабые и сильные стороны – все шире раскрывается их дипломатия жизни.

--- Доброжелатели на час – все. А кто на год?

--- Отвергая или уничтожая всесторонние течения в искусстве - мы обкрадываем себя. Каждое из них – открытие новой стороны мира, оно «изюминка», которая обогащает его  гармонию.

--- Чем умнее становится человек – тем меньше крика он производит.

--- Чувственный мир можно понять, но не разложить по полочкам. А многие грубо вторгаются.

--- Работы Ушинского о недостатках в воспитании и образовании в России, написанные еще сто лет назад, остаются современными и в наши дни. Какая еще из наук может «похвастаться» подобным?

--- Оттенок разговора несет на себе определенную нагрузку – и от него часто зависит поворот отношений между людьми.

--- Бывает, что случайно встретившиеся прохожие улыбнуться уголками глаз и пройдут мимо. Но каждый из них унес с собой что-то родное и близкое, затерявшееся в глубине души. Это последствия наших темпов жизни: боязнь обмануться, показаться смешным, когда внутренний мир скован догмами внешних взаимоотношений.

--- Проявление силы воли  – это осознанность своего поступка, при глубине чувств.

--- Наши упорство и силу создают не только дело, которому мы отдаемся, но и все наши взаимоотношения в жизни, которые по каплям собирают необходимое и концентрируют его. Они приобретают определенную силу в применении к главному. Поэтому мы можем увидеть сильного человека в одном и слабым в другом, что стоит за его порогом.

--- Красота  и, зевая, остается прекрасной.

--- Непонятное нам и непосильное мы часто выдаем за ненужное.

--- И перепетая песня вызывает восхищение, когда ее исполняет новый молодой голос.

--- Многие люди не осознают, что они служат временным прибежищем для сильных, более умных. Они попадают на их крючок и висят, пока их не сбросят, использовав. Очень редко они срываются сами, но часто разбиваются.

--- Когда друзья разлетаются по всему миру – он весь принадлежит им. Расстояние и время придают встречам больше света и тепла. Прощание – начало встреч, определитель привязанностей.

--- Чтобы жизнь была полноценной – надо иметь увлечение, которое создаешь сам.

  --- Романтика дальних дорог часто удел тех, которым не хватает глубины  проникновения в жизнь. Погоня за новизной - это побег от себя, от своей неполноценности, как творца.

--- Каждый ученик – это роман, выпущенный при соавторстве учителя, и от него во многом зависит, сколько читателей будет у этого романа.

--- Только сопротивление воспитывает нас, создает характеры. И, проклиная в  душе врагов своих, надо благодарить их. Высшее достижение человека – выдержать взгляд истории.

--- Форма высказывания, эмоциональность, логика доказательств должны всегда зависеть от того, кому и зачем говоришь.

--- Пока энергия не иссякла надо вовремя нужное дело, тогда она приобретает свою бесконечность. Без дела она затухает, как вспышка, пробежав свой короткий маршрут.

--- Природа, жизнь которой вечность, медленно движется своим путем. Человек, существование которого мгновенность в этой вечности, должен объять ее. Он не только ее объемлет, но и перегоняет, если способен заглянуть в будущее. Это и есть относительность взаимосвязи Природы и Человека. Человек  равен вечности.

--- Таланту нужны мужество, сила воли и вера в свое призвание. Победа – это не результат, а вечное движение к своей цели. Время выносит из вихря жизни сильнейшего и становится его сподвижником.

--- Находясь на природе, незримо подчиняешься ее законам, чувствуешь себя ее частичкой. Начинаешь понимать каждый куст, каждую травинку – у них есть свои тайны. И ты ощущаешь свое место среди Матери – природы.

--- Бесконечность истины гнетет многих, откладывая на них отпечаток пессимизма.

--- Народная мудрость…Беседуя с крестьянами, удивляешься их простоте высказывания и логике мысли: это великая сила познания реальной жизни в созидательном труде.

--- Все живое в мире ценится своим приношением - для этого желание счастливой жизни должно превышать жажду потребления. Разум – и есть сила, которая рождает отдачу.

--- У человека, поглощенного своей идей, все тропинки жизни ведут на главную дорогу, которая есть ее основа и суть. Умение сконцентрироваться, вовремя отбросить постороннее, обогатившись им, главный процесс в этом движении. Так мысль, с которой человек поднимается утром, определяет его суть.
 
--- Когда среди молчащих деревьев трещит веселый костер, озаряя лики, начинается момент откровения. Природа раскрыла свои чары и, погружаясь в них, люди сливаются в единстве незримых нитей понимания – высочайшего богатство нашего бытия.      

--- Тропинки - неистребимые нити жизни. Сколько историй заключено в их изгибах, вечностью повязанных на земле. Когда случается беда, выходи на тропинку - она приведет тебя к людям. 

--- Всегда поражает в сельских людях простота и сердечность. Откуда в них это? Может земля, которую они пашут, раскрывает им эти тайны, или леса, которые поют им вечную песню дружбы и гостеприимства.

--- Когда по нашим представлениям не постигаем жизнь, мы уносимся в мир иллюзий и витаем там, пока суровая действительность не возвращает нас на землю, заставляя  вступать в борьбу или бессильно отступить. Второе, к сожалению, участь многих. Новое строит только сильный  – это человек, который познает сам себя. 

--- Чтобы исправлять ошибки  - надо их признать.

--- Постоянная гимнастика ума – как прием пищи, без которой нет жизни телу.

--- Никто не уходит из жизни бесследно, каким малым он ни был. Жизнь – это неразделимое всеобъемлющего сплетения судеб и дорог. Есть люди – детали, есть люди – корпуса, есть люди – связки. Принадлежность к тому или иному определяется значимым участием человека в жизни.

--- Как бы глубоко и охотно человек не вживался в цивилизацию, но связь с природой не должен терять – это начало его падения. Только она вносит в жизнь смысл и красоту.

--- Уходят неразгаданные тайны вглубь столетий. Вспыхивают лишь мельчайшие искорки, удивляя: одни превращаются в пламя, другие гаснут. Сила воздействия каждого огня определяется коэффициентом полезности в данный момент истории. Надо обладать большой силой ума и прозорливостью, чтобы сделать это вовремя.

--- Каждый момент жизни – слагаемое общей истории. Они разбросаны по ее дорогам. Собирая, надо погружаться в их глубину. Желающих идти вместе - много, а тех, кто в одиночку познал, оценил всей душой своей – часто не слышат. 

--- Достоинства не скроют недостатков. Надо уметь критически относится к себе, прислушиваться к друзьям (друг тот, кто вскрывает твои недостатки), и упорно ковать цельность своего характера: человек это результат его развития на данном этапе жизни.

--- Человеческая гамма чувств настолько разнообразна, что,  если бы человек жил вечно – то нельзя было бы уловить двух одинаковых видений на один и тот же предмет. Самая богатая гармония в мире – чувственное восприятие жизни.

--- Каждая царапинка на стене – это история человеческой жизни, его времени. Связь явлений так переплетена между собой, что конец истории мы устанавливаем только насильно.

--- Беда каждого времени: кучка деятелей захватывает прижизненно Олимп, и то, что   они когда-то внесли с собой, возводят в культ. И с высоты своей низвергает лаву ярости на все, что врывается в жизнь так же, как и они когда-то. Какой же на Олимпе вредный климат: вышибает память, и бессмертны они лишь при своей жизни. Того, кто творит в одиночку для будущего, откроют потомки и оценят по достоинству.

--- Практически выполнять – и есть понимать.

--- Чем меньше город – тем холоднее зима, словно люди своим телами согревают воздух.

--- Работа старит человека, когда она в тягость. Если она потребность души – сколько огня и задора появляется в нем - он горит всю жизнь, освещая все закоулки пути.

--- Желая человеку хорошего, не надо навязывать насильно и самое лучшее. В процессе поиска надо предлагать разное. Противоречия, которые начинают возникать в человеке,  проявляют его характер и помогает открыть именно то, что в нем главное.

--- Если говорить о вершинах творчества, то на первом плане учитель - его творчество не знает черновиков.

--- Не человек убивает время, время убивает человека.

--- Всегда помнить: держаться, не выходить из себя, чуть взволновался – промолчи. В горячке всегда натворишь глупости.

--- Спичкой можно зажечь костер, который спасет от холода, но можно зажечь и сигарету кретину в ресторане.

--- Хотя объективные условия и руководят человеком, но он, познавши их, подчиняет себе, и обдуманно распределяет свои силы и жизнь. Вырабатываются прямые и обратные связи под его управлением. Тогда и поток прямых инстинктивных связей, проникая в мозг, становится обогащенным всем богатством знаний человека.

--- Мыслящий человек тот, кто, базируясь на известных ему законах, открывает свое.

--- Самая большая боль: иметь душу творца, но нет возможности творить. Это несоответствие может разложить человека, если в нем нет другой страсти, которая могла бы «взять огонь на себя».

--- Абстрактное мышление в сочетании с конкретным делом создает множество решений. Фантазия уводит в мир несбыточного, но прекрасного. И, растворяясь с ним,  оставляешь часть себя где-то в вечности. Жизнь возвращает на землю, приходят новые решения – и ты  живешь.

--- Лишняя серьезность не повредит, а вот длинная  шутка может лопнуть.

--- Воля – это дар человеку, сила, помогающая жить. Мы должны растить свою волю с первых мгновений жизни, как основное, как желание добра.

--- Величайший преступник тот, кто уродует жизнь ребенка. Мало лишать его родительских прав, надо лишать физической близости – превращать в евнухов.

--- Природа, создав человека, начала познавать саму себя. Она велика и многогранна, и чем становится богаче - тем больше развиваются его творческие возможности. Он, копия природы, беспределен в своем движении.

--- Разговаривая, надо уметь оставаться самим собой. Открывать свои чувства чужому по духу человеку – не уважать себя.

--- Хочешь человеку добра – будь к нему серьезен. Доброта – умная строгость.

--- Сила воли – неотъемлемая часть таланта. И как она проявляется в его развитии - основа его сущности. От этого и надо идти в созидании личности.

--- Чтобы формировать человека, надо включать его в общее дело – в единстве с ним проявляется и закаляется характер. Особенности его – это проявление самостоятельности утверждать себя в своей индивидуальности.

--- Интрига – верный спутник обучения, она помогает заинтересовать человека, оголить его внимание и наносить краски на полотно. Найдена интрига – слушатель твой.

--- Идея должна овладеть человеком: она – кровь и сердце, кислород, питающий пламя его дела.
 
--- Учение должно быть не вдалбливанием, а зажиганием к познанию самостоятельному.

--- Мы часто смотрим на древние памятнику не потому, что они поражают своим искусством – в них застыло дыхание веков. И они мудро молчат. Преклонение перед их тайнами и заставляет нас, затаив дыхание, замирать и перед развалившейся церквушкой и рухнувшим от времени дубом.

--- Уверенность приходит от знаний. А истинные знания приобретают те,  у кого есть склонности к данному делу. Жизнь утроена так, что только сам ямщик видит свою дорогу и конечную цель своего пути.

--- По мере своего роста проявляется все отчетливей внутренняя сила человека, которая заставляет прежде подумать, потом делать. И тут не холодный ум, а спокойствие, приходящее с опытом.

--- Стук каждого сердца – это индивидуальность: современность – это не век, а стук твоего сердца в нем. Человек всегда стремится к тому, в чем может себя проявить, но, только отыскав свою дорогу, может ее осветить. И в конце жизни скажет: «Я жил, чувствовал, видел – я счастлив!»

--- Надо научиться отстаивать свои взгляды: и правда нуждается в доказательствах. А настоящее не умирает, хотя порой остается незамеченным своими современниками. Оно прочно войдет в фундамент будущего.

--- Мир  - это огромные весы, одна чаша до конца опущена в низ: там восседает природа. Вторая чаша вертикально взлетела вверх - в ней копошится человек. И перекладина весов тем ближе будет подступать к горизонту, чем больше трудового пота прольет человек в свою чашу. Источник его – вера, которую диктует призвание.

--- Если не подходить к ребенку как к творческой личности – такое учение не принесет настоящих плодов.

--- Людей можно разделить на два лагеря: теоретики и практики. Первые спокойно выучивают формулы и законы и абстрактно оперируют ими. Вторым  – надо пощупать то, о чем говорится, и с момента почти физического столкновения приходят к ним мысли. Но постепенно в каждом надо развивать и вторую сторону. Ибо слабость одной стороны ведет к снижению ценности второй, как бы ни была она высока.

--- О, сколько достойных умов теряет человечество из-за недоброкачественной подготовки подрастающего поколения.
 
--- Внутренняя гармония учителя должна состоять из всех типов его учеников - в этом и есть бесконечность жизни, та тайна, без которой нет ее совершенства. Истинный учитель богаче любого человека на земле: сколькими жизнями он живет за одни сутки – так широк его мир. Быть учителем - видеть мир глазами молодости и поступать головой мудрости.

--- От человека зависит дорога, по которой он идет.

--- Мир каждого человека заслуживает внимания. Те, кто открывает свой внутренний мир, слывут глупцами до тех пор, пока ослепляющее сияние их огня не притянет к себе рук – греться. И в тепле, освещенном пламенем огня, люди забывают прошлое и боготворят источник.

--- Талант – это внутренний мир человека, в который он часто боится проникнуть и сам.  Мир обрастает каменной стеной житейского опыта, задохнувшись, умирает долго и мучительно. А то, что было человеческой маской, внешней стороной общения с миром, становится его основой. Навсегда.

---  Учит жизнь. Когда начнут учить люди?

--- Сколько прелести в вопросительных глазенках ребенка. Но надо высочайшая ответственность, когда берешься разжигать огонь из этой искры.

--- Если поймешь главное, оценишь остальное – так, взойдя на холм, видишь  равнину.

--- Природа дарит себя, не растрачиваясь - в ней есть что-то дерзкое. Но чем глубже погружаешься в нее, тем богаче становишься, пораженный ее добротой.

--- Любое творение природы прекрасно, увиденное глазами творца.

--- Опыт приносит не время, а доля нашего участия в нем. Для этого нужны выдержка и сила, а они рождаются от убежденности в своем деле, глубины его.

--- Мы часто свои неудачи принимаем за случайности, но когда их много – это закономерность, которую остановит только смерть.

--- Только подготовленный ум осуществит необходимое. Но как долог и запутан путь его становления.

--- Жизнь без любви – сожительство, иногда искреннее до глупости, иногда скрытое до гадости. Улыбнется сожителю, и тут же, повернувшись к соседу, скажет: «Надоело!» А время движется, и растут дети, вбирая в себя этот опыт.

--- Возраст человека определяется личным отношением к нему.

--- Чувства и разум – две составляющие наших желаний. Но есть обстоятельства, когда рассудок должен молчать. Этот выбор огромная наука, которой учишься всю жизнь.

--- Теплота сердечных отношений может сделать с ребенком больше, чем холодный разум со всеми своими добрыми намерениями. Дети – это чувственный мир: раскрывая  его, создаешь разум сердца.

--- Необходимость и рабство. На первый взгляд одно и другое – вынужденные действия: человек совершает что-то под влиянием объективных обстоятельств. Но осознанная необходимость – ради большой цели. Осознанное рабство – ради личного благополучия.

--- Жизнь человека, который поздно «схватился за ум», похожа на пробитую во многих местах бочку: чем больше в нее наливаешь, тем больше из нее выливается. И оставшаяся часть жизни уходит на лихорадочное латание прорех - это неминуемо.

---  Сам повар не определит истинный вкус своего варева.

--- Человечество не научилось ценить основное свое богатство – истину, которое по каплям собирают все поколения. И часто, сохраняя ее под стеклом, поливает обильно потоком фраз. Истина – это молот, которым куют плуг, если он в руках познавшего ее.

--- Человек устроен так, что чем раньше он начнет себя раздаривать – тем богаче становится к концу жизни.

--- Сначала обнажите слушателю его чувственный мир – и тогда бросайте зерно разума. И мысль, вскормленная всеми органами ощущений, даст свои ростки.

--- Литература рождает математиков и покоряет космос - создает фантазию человека. Она теория жизни, ее вечная задача – постигать многообразие мира.

--- Умейте задавать вопросы, фиксировать в своем сознании ответы и, суммируя, узнаете человека. Иначе – вы не спутник его, а прохожий.

--- Идеализм – субстанция духа, вера в память потомков. Те, которые жили до тебя, передают эстафету, врученную нам Адамом. Но лишь избранные несут ее в своих руках, остальные, по мере их величия, сопровождают на определенном расстоянии. Только человек настоящего живет в будущем.

--- Искусственная красивость – это внешняя сторона нашего притяжения. Красота – естественность, внутренний мир, который раскрывается постепенно, но овладевает тобой навечно. Красота – это глубина.

--- Сознавая  бесконечность и двигаться к концу, искать его – это и есть жизнь.

--- Основная задача обучения пробудить в человеке самовоспитание. Если удалось воспитать человека с критическим взглядом на свою жизнь - вы создали характер.  Характер – клад, самовоспитание – ключ к нему. Воспитание – форма, самовоспитание – содержание.

---  Основная задача не строить человека, а раскрыть его. Для этого надо уметь видеть главное в нем.

--- Раскройте человека – и вы увидите, что он талантлив.

--- Политика должна быть научной, со своими законами логики, объективности и разумности.

--- Чуткость – внешняя оболочка чувственного мира человека. Большую роль в ее формировании играет разум – он делает чуткость умной.

--- В маленьких городах холоднее зимы и длиннее ночи.

--- Близость людей – мгновенная вспышка, но сколько приносит разочарований, когда чувства затмили разум - и судьбы человеческие разбиваются с размаху, как капли о скользкое стекло, и расползаются тонкими ручьями.

--- Там где нет в деле постоянного напряжения – неудача вечный спутник. А когда неудачи повторяется – это характеризует человека.

--- Сколько характеров – столько и методов воспитания. Самый верный – это конкретный человек и твоя выдержка, не только в нахождении метода, но и применении его на практике.

--- Если ты участвуешь в великом деле, это еще не значит, что ты велик. Если ты пишешь роман, это не значит, что ты писатель.

--- Когда событие совершилось и стало большим, мы начинаем оценивать и придавать значение даже мелочам.

--- Как мучительно видеть плохое и не суметь исправить - болезненное состояние беспомощности угнетает и убивает веру в себя.

--- Человек - постоянно меняющийся внутренний мир: когда атрофируются чувства -  он застывает. И лишь стремление к хорошему, подкрепленное практическими делами, возвращает его к жизни, и созидают в нем победителя.

--- Больше учит ученика действие самого учителя, чем его слово, каким бы ярким и красочным оно ни было. Жизнь – это ежеминутное сталкивание с неизвестным, открытие и покорение. Книга дает знания, учитель учит мыслить. Чуткость – связь между учителем и учеником: чем совершенней она, тем скорее приходит решение жизненных вопросов.

--- В обучении следи за уровнем развития ученика, и соответственно с этим внедряй в него знания – не забудь индивида.
 
--- Зрелость – итог подготовки к ней.

--- Течение мысли во многом определяет темперамент. Но воспитанный жизнью характер придает этому явлению свои нужные (если воспитание шло от человека) формы.

--- Человек ценится не грузом знаний, которые несет в себе, а силой мысли и значимостью дел, которые вносит в мир.

--- Только в творческом труде осознаешь мир, глубже оцениваешь его и находишь решение. Без этого человек – содержимое хаоса чувств, заглушающий в нем разум. 
 
--- Человек сильный растворяет свое одиночество в работе - и становится философом. Его душа жаждет высказаться: так рояль, не издавая звуки, расстроится. Слабый человек подлаживается под жизнь, оправдывая себя тем, что он просто надел маску.

--- Чтобы любить жизнь – надо постоянно открывать мир, и чем активней этот процесс, тем ближе ты к восприятию юности. И сам можешь убить ее.

--- Чувствовать ответственность - жить в полную силу. Она связь человека с миром, его место и значение в обществе. Степень ответственности повышает жизнестойкость: чем раньше проснется она, тем шире раскроются все его качества, определят их глубину.

--- Мир чувств и мир разума определяют наше отношение к происходящему. Мир чувств
должен быть проникнут миром разума, а не растворяться в нем.

--- Главная ошибка нашего воспитания – последствия выдаются за причины. С какой ясностью мы видим прорехи, и с какой слепотой подходим к их преодолению.

--- В беседе наедине раскрывается человек. Это момент, через который можно вдохнуть в него жизнь, открыв его призвание. Но не требуйте невозможного: обнажайте ее тайну.