Одежда и украшения древних греков

Константин Рыжов
                1. Ткани

Греки умели изготавливать ткани  из шерсти или льна. Существовало много ее видов,  отличавшихся друг от друга материалом, толщиной пряжи, а также техникой изготовления полотна. Названия некоторых распространенных сортов нам известны. Так бисосом назывался особый сорт ткани из тонкой шерсти. Аморгином именовали дорогую льняную ткань из тонких, почти прозрачных волокон. Льняная ткань, изготовляемая в Элиде, называлась биссином. Сами греки не умели выращивать хлопок, но в употреблении была хлопковая ткань, импортируемая из Индии. Она называлась сидоном.

Также нам известно о крученом полотне, которое получали двумя способами: при тканье крепко скручивали нить, что придавало материи равномерно-волнистый вид, или сильно скручивали уже готовую смоченную ткань, придавая ей множество мелких неправильных, разбросанных в беспорядке складочек, благодаря чему она свободно облегала тело, подобно нынешнему крепу.

Древние греки питали большую любовь к яркой белизне  шерстяных тканей, но все же окрашивали шерсть в красный, лиловый, желтый и синий цвета. Им доставляла удовольствие сложность рисунков, которые получались на станке ткача или являлись на каком-нибудь фоне с помощью иглы вышивальщицы. На каймах эти рисунки составлялись из геометрических линий, по полю же часто были рассыпаны  звезды, листья, цветы, действительные и сказочные животные, изображения богов, сцены охоты и битвы. Впрочем, преобладающей оставалась простая и одноцветная одежда белого или темного цвета, украшенная самое большое желтой, красной или синей каймою.

Окраска тканей осуществлялась как минеральными, так и органическими красителями растительного (например, плодами теребинта), так и животного происхождения (вроде червей кермесного дуба). В некоторых полисах было не принято окрашивать ткани. Так спартанцы не имели цветной одежды, кроме красного военного плаща.

                2. Хитон

Основной одеждой как мужчин, так и женщин был хитон. Существовало несколько его фасонов. Самым простым был несшитый хитон без рукавов, оставлявший обе руки обнаженными (http://www.proza.ru/2014/12/14/354). Но обычно носили хитон, закрывавший одну (http://www.proza.ru/2014/12/14/360) или обе (http://www.proza.ru/2014/12/14/362) руки. Талию обхватывал пояс.  Женщины носили ксоне – подвязку, которой хитон подвязывался под самой грудью (часто таким образом, что ткань глубокими складками опускалась поверх пояса).

Хитон без рукавов, закрывавший только одно плечо назывался эксомидой (http://www.proza.ru/2014/12/14/375). Хитон без рукавов, застегнутый на обоих плечах, но не прикрывавший их полностью назывался эпомисом (http://www.proza.ru/2014/12/14/445).  Длинный хитон до пят с рукавами, доходившими до локтей, назывался подирес (http://www.proza.ru/2014/12/14/469), а длинный хитон с рукавами до кистей рук -  хейгидотос (http://www.proza.ru/2014/12/14/490).

Пряжки (фибулы) напоминали современные английские булавки (изогнутые в дужке, они заканчивались крючком, в который зацеплялся острый конец булавки) и снабжались самыми разнообразными украшениями.

                3. Гиматий

Поверх хитона греки обычно набрасывали гиматий - очень широкий плащ продолговатой формы (http://www.proza.ru/2014/12/14/871). Короткий дорийский плащ из грубой ткани назывался трибоном. Спартанские подростки и юноши носили его прямо на голое тело.  Женский гиматий (калиптра) был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован (http://www.proza.ru/2014/12/14/855). Длинный женский плащ до самых пят назывался пеплосом (http://www.proza.ru/2014/12/14/901). 

                4. Хламида и хлайна

Иногда вместо гиматия греки одевали хламиду (http://www.proza.ru/2014/12/14/935).
В холодной время гиматий заменяла хлайна – теплый зимний плащ из плотной материи больших размеров, в который закутывались как в толстое одеяло. Способом своего ношения хлайна напоминала пеплос, но хлайна была меньше, считалась по преимуществу мужским одеянием и была особенно распространена в Спарте. Простую хлайну можно было собрать в сборку в ее длину и носить как наш плед, накинув на спину и перетянув концы через оба плеча. Так носили хлайну женщины. Подобную хлайну-шаль называли хланидою.

                5. Уход за одеждой

Ее выколачивали, топтали, стирали в воде, смешанной с селитрой и мочой, отбеливали при помощи серного пара, а затем расчесывали щетками и гладили особыми прессами.

                6. Пояса и повязки

Поясом служили или кожаный ремень, скрепляемый спереди посредством металлической пряжки, или узорчатая лента вроде шарфа шнурок,  либо шнурок,  связываемый узлом. Пояс невесты особенно искусно завязывался так называемым геркулесовым узлом, которому приписывали особенную, предохранявшую от несчастий силу. Для поддерживания груди использовалась специальная подвязка из ткани или мягкой кожи – аподесмий.

                7. Уход за волосами

До начала V в. до Р.Х. мужчины обычно носили длинные волосы. Как правило, их просто откидывали на спину, но могли также заплетать в косы, связывать с помощью ленты в пучок или же поднимать на затылок в виде шиньона. Позже волосы стали коротко стричь. Мужская прическа уменьшилась и сделалась совершенно непохожей на женскую. Обычай носить длинные волосы сохранился только в Спарте. Обычно волосы переставали здесь стричь, начиная уже с юношеского возраста.

Молодые девушки, по-видимому, носили прически в виде простого пучка волос, собранного и перевязанного на макушке головы или  свободно распускали волосы, обвязывая лентой только их концы. Спартанские девушки ходили с длинными распущенными волосами, но коротко стригли их в день свадьбы.

Женские прически отличались большим разнообразием. Женщины сплетали сзади две косы, которые обвивались кругом вокруг головы и связывались над лбом. Или же волосы наматывались на кольцо, облегавшее голову, и таким образом получался венчик или гирлянда. Или волосы подбирались и собирались сзади в узел, при этом прическу перетягивали одной или двумя узкими лентами. Иногда, вместо того чтобы зачесывать волосы назад, их связывали легким узлом на темени. Очень красивой была прическа, при которой волосы лежали на голове в виде низких продольных волн, соединявшихся в небольшой узел на темени или ниже. У многих локоны падали совершенно свободно; другие связывали  концы своих волос или прятали их в особую повязку – кредемнон (случалось, что голову несколько раз обвязывали кредемноном, так что волосы проглядывали лишь отдельными полосами, и над лбом оставлялась челка). Иные  разделяли волосы посередине на гладкие пряди, соединяемые затем  с шиньоном, или поднимали волосы вверх и закручивали их  наподобие короны  вокруг повязки. Некоторые, наконец, отпускали волосы только до шеи, так что они едва касались плеч. Чтобы сделать прическу, достигавшую  иногда довольно большой высоты, пользовались повязками, длинными шпильками, сетками и подобием косынок.
При стрижке и укладке часто прибегали к услугам парикмахера или парикмахерши. Гребенки, ножницы для волос и для ногтей, бритвы, зеркала, полотенца, щипцы для завивки служили обычным инструментом  этих мастеров.

Обыкновенно волосы душили благовонными эссенциями, потом расчесывали и завивали. Окрашивание волос тоже было известно греческим женщинам. В употребление были и фальшивые волосы. Их носили или целым париком, или просто накладками.

В древности греки имели обыкновение отпускать бороду в виде широкой полосы волос. Она покрывала щеки, сильно выступая снизу подбородка, но оставляла обнаженным место вокруг губ. Эта мода долго держалась у спартанцев, которые носили длинные и пышные бороды, считая их признаком мужественности. Афиняне отпускали бороду до известной величины, но не давали ей слишком разрастаться и вообще очень заботились о ней. Среди италийских греков и сицилийцев, напротив, довольно рано распространился обычай брить бороду.

                8. Головные уборы

В городе греки обыкновенно ходили с непокрытой головой, но во время путешествия употребляли в защиту от солнца войлочную шапочку без полей или с очень маленькими полями. Нам известны названия некоторых видов головных уборов. Полукруглая шапка без полей из собачьей кожи называлась куне. Войлочная шапка полуовальной или конической формы, иногда с небольшими полями называлась пилос. Фригийская шапка, похожая на колпак, с загнутой вперед вершиной называлась митра (ее завязывали под подбородком при помощи пришитых ленточек). Женская митра  имела форму головного платка, который обматывался вокруг подбородка. Низкая широкополая, круглая (или четырехугольная) шляпа называлась петас. Ее носили в путешествиях (обыкновенно с хламидой), как мужчины, так и женщины. Держался петас за счет ремешка под подбородком.

Чаще всего шляпы делали из войлока. Они были белого или коричневого цвета.

                9. Обувь

Греки дома ходили босые. Только выходя из дому, они надевали обувь; но, вошедши в дом, они сейчас же ее сбрасывали. Самой древней и простой обувью были подошвы, обыкновенно кожаные, иногда пробковые, которые прикреплялись к ноге одним или двумя ремешками, связывавшимися или скреплявшимися на верхней части ступни.
Множеством ремешков, переплетавшихся по всему подъему ноги выше лодыжек, отличались сандалии, которые снабжались иногда каблуками и широким ремнем над пальцами или пришитыми с обеих сторон кусками кожи, соединявшимися на подъеме и закрывавшими часть ноги; такие сандалии походили отчасти на наши туфли и употреблялись только женщинами.

Более сложные подошвы по обеим сторонам ступни и около пятки были снабжены особой плетеной оторочкой, через нее продевали укрепленный между первыми двумя пальцами ремень, который завязывался над косточками. Оторочка заменялась иногда кожей, которая скреплялась над пальцами широким, а над подъемом ноги узким ремешком. Крепиды  - сандалии, снабженные толстой, обыкновенно подбитой гвоздями подошвой, носили воины.

К башмакам, делаемым на колодке, принадлежали так называемые эмбады, которые завязывались на верхнем конце подъема. Это была грубая мужская обувь, особый вид которой представлял лаконский (красный) башмак и кожаные, снабженные ремнями арбилы - башмаки крестьян и пастухов.

Кожаные или войлочные ботинки с отверстием для пальцев, плотно стягиваемые шнурком и доходящие до икр, носили название эндромид; употреблялись они охотниками и состязателями в беге, и потому пальцы ног оставались свободными.
Настоящие сапоги с голенищами из кожи или войлока, доходившие до икр и зашнуровывавшиеся спереди, также были известны грекам. Упоминаются также  котурны – высокие сапоги вроде эндромид, но закрывавшие всю ногу (http://www.proza.ru/2014/12/14/1472).

Цвет обуви был различный, большею же частью черный. Чистилась и намазывалась обувь чем-то вроде нашей ваксы, при помощи губки.

                10. Косметика и ювелирные украшения

Производство духов в Афинах было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё (розы, нарциссы, шафран, дубовый мох и др.), так и привозное — кардамон, корицу, мускатный орех, алоэ. Из Африки и Юго-Восточной Азии ввозили нард, пальморозу и имбирь, из Китая — камфору, из Индии — перец и сандаловое дерево. Начиная с IV в.до н. э., вошли в употребление ароматические вещества животного происхождения (бобровая струя, мускус, цибетин, амбра), ранее считавшиеся «нечистыми».

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

К услугам женщин были разнообразные ювелирные украшения: серьги, браслеты, цепочки, пояса, диадемы, головные шпильки, кольца.  В мастерстве изготовления всех этих безделушек греческие ювелиры не знали себе равных.

Ожерелья составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами.

Древнегреческие серьги обычно состояли из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией.
Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.

Популярны были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.

Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.

Цивилизация и культура древних греков  http://www.proza.ru/2012/06/14/273