Жениховская протока. Глава 1

Владимир Левченко-Барнаул
От основного русла Большой реки уходят в пойменные луга тёмно-серые рукава проток. Широкие и узкие, длинные и короткие, разрезают они прибрежные земли на острова. Лётчикам с высоты чистого неба всё это представляется, наверное, исполинской, могучей, полнокровной рукой, раскинувшейся на земной тверди.

Одна из проток – Жениховская. Широкая, с берегами на своём протяжении то песчаными, открытыми, то травянистыми, с высокими толстоствольными тополями и вётлами. У самой воды густой мелкий ивняк. Под нависающими шумными кронами ямы с тёмно-зелёной холодной глубиной. На песках солнечные бирюзовые отмели. Километров двадцать плавной дугой течёт по лугам Жениховская и возвращается в Большую реку. А между протокой и основным руслом лежит остров Невестинский. Ровный, с высоким тяжёлым разнотравьем. Местами по этим сенокосным лугам сырые тенистые заросли из осины, акации, калины, ежевики. Заблудиться в них не заблудишься, но если заберёшься далеко, то выйдешь не сразу. Да и пройти в зарослях можно порой только по узким тёмным тропинкам. Их протоптали разные люди за многие годы.

Странным образом среди этой прибрежной растительности в одном месте на острове обосновался берёзовый колок. Земля под колком выше остальной поймы, и его не топит даже в сильное половодье. Большие берёзы стоят просторно, света между ними много, и под деревьями лежит ковром ягодник. Такой крупной и сладкой клубники, какая вызревает в колке на Невестинском, не найти в здешних местах больше нигде. Такая же, правда, растёт на старых деревенских могилках, где уже давно не хоронят. Но даже мальчишки, которые бывают везде и всюду, не собирают её там.

Через Жениховскую за ягодой плавают многие. Почему остров и протоку назвали так, объясняет старинная легенда. Таких легенд много в разных краях, чем-то они очень похожи друг на друга, чем-то отличаются.

В те времена далёкие, когда почти все верили в колдунов и ведьм, жил здесь злой богатый человек. Соседи боялись его и сторонились; ссориться с ним – не дай бог! Если кто-то вставал ему поперёк, то обязательно или разорялся, или валился от тяжкого недуга. Люди боялись этого человека и точно знали, что он злой колдун.

Был у него единственный сын. Плоть от плоти, но душой совсем не в отца - добрый,  весёлый, общительный. Влюбился он в девушку из небогатой семьи, и она его полюбила. Сказал юноша отцу, что хочет жениться, а тот ответил злобным запретом. Тебе, говорит, не о свадьбе думать надо, а силу мою тайную перенимать. Невеста же нужная сама собой потом найдётся.

Через печаль решили влюблённые бежать и в других краях своё счастье строить. Без долгих сборов одним поздним вечером они тихо ушли из родительских домов. Быстро понял колдун, что сын пошёл против его воли, всё понял. И послал ранним утром за беглецами погоню. Приказал слугам вернуть ослушника к нему на суд, а девушку, как поймают, умертвить на месте.
 
На резвых конях пошла погоня. Только и успели несчастные добраться до молодого березняка на берегу Большой реки. Где и когда ещё лодку найдёшь. Оглянулся юноша и увидел  далеко на дороге облако пыли, тёмное облако, недоброе. Всё прочёл он по нему, всё понял: убьют его возлюбленную, а ему к отцу в ненавистное заточение. И приближается эта беда неотвратимо. Да лучше уж хоть как-то остаться неразлучными, чем так. Обнял он любимую, поцеловал, а с поцелуем исчезла она и рассыпалась ягодником между берёзами. Сам же юноша упал навзничь, вобрал синеву неба широко открытыми глазами и стал водой, от истока до устья - протокой Большой реки. Отгородил от погони свою суженую.
 
А над протокой и ягодником взлетела большая красивая птица. Цвета была она переливов радужных, а в глаза ей смотреть – как на солнце, ослепнешь. Поселилась птица в молодом березняке у протоки. Где  в зимние месяцы ютилась, никто не ведал. Знали только, что зимовать не улетала. Первым взглядом увидишь её, то покажется она  незнакомой, нездешней. А  приглядишься подробнее, так и узнавать начинаешь – у других такую красавицу в гостях примечал, да и на себе не раз солнечный взгляд перехватывал.

Ну, а если  над чьими домами покружит птица как следует, там точно уж у парня с девушкой любовь взаимная вспыхнет. И тогда кричат им неминуемо: «Жених и невеста!»
 
Оттого зовутся остров Невестинским, а протока Жениховской. Есть правда в легенде, нет ли, но ещё недавно знали в этих местах обычай - ставить на свадебный стол варенье из клубники, собранной невестой на острове. А кто и в наши дни ставит.