Жениховская протока. Глава 2

Владимир Левченко-Барнаул

- Без тебя целый год!? - удивлённо и испуганно расширила и без того большие серые глаза Оля. – Ты с ума сошёл! Это же… как навсегда! – отвернулась и подошла к самой воде.

- Ты же знала, что меня могут забрать, - ответил за её спиной Виктор. Он запрыгнул на большую толстую льдину, выдавленную на берег другими льдинами во время недавнего ледохода. – Всю зиму об этом с тобой говорили.

- Говорили, что могут забрать, а я всё время думала, что могут не забрать, - протестовала Оля. – Ты же можешь ещё раз попробовать поступить…

- Куда поступить!? Уже повестку прислали. Да и не хочу, надоело здесь всё, в совсем другие места хочется уехать.

- И я надоела? – повернулась Оля.

- Да я же не о том, - спрыгнул на землю Виктор. – Ты же понимаешь, о чём я, - подошёл и попытался обнять девушку.

- Не понимаю, - упёрлась она ладонями в его широкую грудь.

- Ну чего здесь делать-то!? – удерживал он её за плечи. – За гроши в мазуте по самые уши! Вот радости-то!

- Другие же работают.

- Да пусть работают, кому охота!

- Зато вместе были бы.

- Ты сейчас школу закончишь и в город уедешь, в свой мед поступать. Ты отличница, тебя, может, на бюджет возьмут.

- Ты можешь со мной поехать, в городе работы больше… Я тоже найду что-нибудь.
 
- Да у меня же повестка!

- Ты просто не хочешь, сам не хочешь остаться!

- Ну, что я-то могу сделать, если уже всё!

Виктор опустил руки. Оля отстранилась, отвернулась к воде и замолчала. По мутной, широко разлившейся Жениховской медленно плыли редкие небольшие льдины. Они кружились и на тёмно-сером водном просторе казались совсем белыми.

- Словно девушки танцуют в белых платьях, - нарушила молчание Оля. Она нагнулась и провела пальцами по воде. – Ледяная.

- Пойдём ко мне… У меня до завтра никого… Предки к родственникам в Бобровку уехали.

- Ты любишь меня?- повернулась к Виктору Оля.

- Да, конечно…люблю…

  - А когда тебе в военкомат?

- Во вторник надо в краевом быть, в городе. Сразу, может, и заберут.

- Почему же ты мне раньше не сказал?

- Так вчера только узнал.

- Значит, через два дня ты уедешь?

- Ну, да.

Она взяла его под руку, прижалась к плечу и они пошли.

- Серёга Черемисин себе тачку классную взял,- сказал Виктор, когда проходили дом Черемисиных.- Ему родичи, конечно, купили. Мясо по всему району скупают и в город на базар возят - денег полно. А мои в школе копейки получают, дураки.

- Ну, зачем ты так?!- возразила Оля.- Кто-то же должен учить детей…

- Вот кто платит такую зарплату, тот пусть и учит. И живёт пусть сам на такую зарплату. Ты думаешь, мои денег не хотят!? Постоянно охают, что нищета задолбала. Просто привыкли так, а другим заняться боятся.

- Всё равно, они очень нужное дело делают. Плохо, конечно, что так мало платят.

- Мне-то оно зачем нужное!? За Серёгу заплатили за учёбу, вот он первый курс уже заканчивает… и на тачке кататься весело будет. И я бы так же… и ты бы сейчас рада была, что мне в армию не надо.

Оля ничего не ответила, и они пошли молча.

- А куда тебя в армию повезут?- спросила она через несколько домов.

- Не знаю я.

- Если близко, то я бы к тебе потом приехала.

- Потом я и сам приеду.

Опять шли молча. Оля вдруг приветливо замахала рукой: далеко по улице навстречу шла Инка Жаркова, её одноклассница. Инна помахала им в ответ и свернула в переулок.

- Теперь к Серёге Черемисину перекинется,- сказал Виктор, когда она скрылась,- Лёху с «Жигулёнком» бросит.

- Зачем ты о ней так!? Она хорошая, она Лёшку любит.

- Ой, не смеши, любит она… Себя она только любит, коза!

- Перестань!

- Да, это ты перестань! Всех их защищаешь, а они через одну, которые в город уехали, на дороге стоят или в саунах по вызову…

- Ты-то откуда знаешь, что они  делают!?

- Да все знают! Одна ты думаешь, что они там учатся на отлично и санитарками  на учёбу зарабатывают.

- Инка не такая… она же со мной в классе… ты что говоришь-то!? - У Оли от гневного протеста вспыхнули щёки.

- Никакая она не другая! Это пока в школе… Ты ещё узнаешь её.

- Хватит тебе, не хочу больше об этом!

Незаметно дошли до Олиного дома. Под окнами в небольшом палисаднике за штакетником рос молодой куст смородины. Оля остановилась у калитки.

- Подожди, я своим скажу, что у тебя буду.

- Ты, прям, как маленькая, отпрашиваешься.

- Ничего не отпрашиваюсь, просто, чтобы не волновались…Ой, на смородине почки раскрылись…зелёные какие…смотри…- На тонких серых ветках ярко горели нежно-зелёные точки.- Куда ты, глупая, ещё так холодно…

- Ага…Оль, давай скорей…

- Ладно, подожди меня,- ответила Оля и пошла домой.

В прихожей никого не было. Через приоткрытую дверь из зала слышалась негромкая музыка. Оля разулась и, не снимая пальто, направилась туда.

- Ба, ты здесь?- распахнула она выкрашенную белой краской дверь.- Ба…

Бабушка в красном цветастом халате сидела в большом мягком кресле и спала. В двух метрах от неё телевизор на тумбочке пел: «В горнице моей светло…»

- Да, ты спишь, что ли, ба?

От звонкого голоса, влетевшего в комнату, бабушка вздрогнула и открыла глаза.
 
- Ты что ж кричишь!? Напугала меня…не сплю я…вон, песню слушаю…

- Ну прости, я не хотела,- так же весело и звонко продолжала Оля. Она подошла, присела на мягкий валик подлокотника и обняла бабушку.- А мама где?

- В магазин обратно позвали. У сменщицы гости, так упросила её подменить. Каждую  неделю у ней гости, и работай за неё.

- Сказала бы, что не может.

- Светланка-то!? Скажет она кому…всю жизнь безотказная.

- Получается, свои дни отработала, теперь чужие, потом опять свои…и без отдыха.

- А взрослым некогда отдыхать. Это отдыхаете, пока дети, а как детство кончится - только успевай поворачивайся. Простому человеку копейки без труда не добыть,- бабушка подвинулась в кресле.- Ох, ноги иголками затекли… А без денег никуда. Тебе вот, оглянуться не успеем, уж приданое надо.

- Какое приданое, ба!?- Оля встала с подлокотника, щёки  зарумянились.- Зачем ты придумываешь!?

- А  ты  к  зеркалу- то  подойди     да и не притворяйся. Вон, гонкая какая, лицом правильная и в монастырь не собралась. Значит, и жених не задержится.

- Ну, хватит тебе, ба! Не нужен мне никакой жених,- отмахнулась Оля и подошла к окну. На улице спиной к их дому стоял Виктор.

- А тот, который не нужен, у калитки, поди, стоит?- улыбнулась внучке бабушка.

От неожиданности Оля резко отвернулась от окна, в больших глазах застыло удивление.

- Это же просто Витя, бабуль. Я и зашла сказать, что мы к нему пойдём.

- Ну, кто же держит, идите, раз вместе нравится, а часам к восьми возвращайся. Там мать с работы придёт, все и повечеряем.

Оля замялась, опустила глаза.

- Я не приду к восьми, ба.

- А к скольки ж?

- Не знаю.

- Это как так…а кто же знает?

- Мы, наверное, долго будем…

- До ночи, что ль?

- Не знаю…

- Да ты, девонька, не за стыдом ли сходить наладилась?- посмотрела бабушка прямо и строго.

Лицо девушки вспыхнуло.

- Да, его в армию через два дня забирают!- почти выкрикнула она в ответ и безотчётно, словно убегая от строгого взгляда, шагнула в сторону.- Я проводить его хочу!

- В армию?! Так сказала бы сразу, а то я собираю тут,- оправдывалась теперь уже бабушка.- Ну, не гори так щеками, не гневись. Ступай, а я матери скажу, как вернётся. Телефончик-то свой при себе держи… вдруг,  позвонить надумает.

Оля поцеловала бабушку и ушла.

- Брысь!- согнал Виктор пушистого рыжего кота с дивана в своей комнате.- Проходи, садись.

- Зачем ты прогнал его? Рыжие счастье приносят.

- Да, он мешается только…садись.

- А ты корабли совсем забросил делать?- подошла Оля к полке, на которой стояли два небольших современных кораблика, вооружённых  пушками, и один большой трёхмачтовый парусник. Мачты украшали алые паруса, а по белому борту золотыми буквами было написано «СЕКРЕТ».
   
- А-а,- усмехнулся Виктор,- забава детская. Ерунда всё это.

- Почему ерунда?  У тебя же так много радости от них было!

- Да, потому что ерунда, потому что не нужны они никому. Чо ими делать-то. Смотреть на них и детство вспоминать?!

- А я помню, как мы пускали «СЕКРЕТ» по Жениховской. Ты был Грэем, а я Ассоль. И я мечтала, что ты приплывёшь и заберёшь меня в счастливую страну. Правда, здорово было?

- Лучше я бы тебя на классной яхте с японским мотором забрал. Только на неё копить сто лет – не накопишь.

- Ну, и пусть, что сто лет,- добродушно улыбнулась девушка и погладила белый бок парусника.- Главное же, чтобы вместе. В кино пока сходим, через протоку на остров сплаваем. У нас же есть деревянная лодка с вёслами.

- Не охота мне так долго ждать,- серьёзно ответил Виктор.

- Тогда тебе нужно найти клад тайный,-  всё с той же улыбкой присела на диван Оля.- И в армию не придётся идти, и в институт поступишь.

- Какой тайный? Все клады до нас нашли. Сила нужна, чтобы хорошо жить, вот и вся тайна. Чтобы никто против не мог сказать. Тогда самому клад можно взять, какой захочешь. Слабому ловить в жизни нечего.

- Зачем тебе ещё сила?  Ты и так у нас самый сильный… и добрый…защищал меня всегда, всё детство…

- Что у нас тут - ерунда. Кончилось детство.  Я в армии постараюсь, может, повезёт.
 
- Что же за один год можно переделать так уж сильно?

- Да, за год можно так измениться, что не узнаешь!

- Но я-то узнаю тебя?

- Ты? Конечно, узнаешь…при чём здесь ты? Я же не о том. Подожди, я сейчас…

Он вышел из комнаты и скоро вернулся с шампанским, бокалами и конфетами.

- Ты приготовился! Как будто сразу знал, что мы к тебе придём.

- Ну, я так и думал, что мы будем у меня. Ещё родичи удачно уехали.

Виктор устроил всё на маленьком столике у дивана, налил шампанское.

- Выпьем за мои проводы,- подал бокал Оле.

- Пусть этот год станет самым коротким в нашей жизни,- поднялась она и взяла шампанское.- Я каждый день буду ждать тебя, и разлука быстро закончится. Ты вернёшься ко мне…
 
Стекло, соприкоснувшись, тихо зазвенело в их руках.

- Давай до дна, чтобы, правда, быстро…

- Я не могу сразу так много,- пригубила Оля.

- Чтобы я быстро вернулся к тебе… Это же шампанское… как газировка…

- Ну, ладно… Пусть твоя армия пролетит, как один миг!

Они выпили, поставили бокалы.

- Включи музыку, Вить… из «Ромео и Джульетта»… у твоих родителей есть… они слушали при нас…

- Это же старьё скучное…

- Она прекрасна, а прекрасное не может быть старым и скучным.

- Ну, давай, если хочешь.

Он взял диск родителей, и волшебная мелодия Нино Рота наполнила комнату, увлекла их.

- Сегодня льдинки на Жениховской кружились, как девушки в белых платьях. Помнишь?- спросила Оля.

- Да. Ты зачем про это?

- Не знаю… мы танцуем с тобой, а они перед глазами стоят. Ты любишь меня?

- Ну, конечно… Что ты всё время спрашиваешь?

Музыка дарила им себя, дарила их друг другу. Губы, сливаясь, прерывали дыхание и горячей волной подгоняли сердца.

- Мне недавно приснилось платье,- сказала Оля, когда мелодия смолкла, и они остановились. Она держала руки на плечах Виктора.- Белое свадебное платье. Только низ у него расшит зелёным ягодником, а по листьям россыпь красной ягоды. Ягодник такой, как у нас на Невестинском. И мне понятно во сне, что это я сама платье сшила, что узор сама сделала.

- Зачем самой шить? Это же просто сказка, легенда. Сейчас любое платье в магазине купить можно.

- Да, нет же! Я теперь знаю, что мне самой это платье шить. В магазине такой узор не купишь.

- Давай, ещё шампанского выпьем.

- Ой, нет, у меня и так голова кружится.

- Оль, ты как маленькая. У других девчонки все – нормальные, с ними и выпить можно, и побалдеть, и всё… А мы с тобой четвёртый год – только целуемся…скучно же так.  Ты провожаешь меня сегодня…

Он снова стал целовать её волосы, глаза, губы, шею. Крепко обнимал и подталкивал к дивану. Под  напором сильного тела Оля почти упала на мягкие диванные подушки. Виктор сопел, лез везде руками, пытаясь стянуть с неё одежду.

- Нет!- задыхаясь под его тяжестью, упёрлась она локтями ему в грудь.- Не надо!

Сопротивление как-то сразу остановило. Они сидели на диване рядом, пытались отдышаться, успокоиться. Он неподвижно уставился в противоположную стену.  Оля отвернулась к полке с кораблями.
 
- Витя-Витенька,- посмотрела потом она в его синие, как ясное небо, глаза и улыбнулась грустно и виновато, словно извиняясь.- Не хочу я так…как все…обыкновенно, просто-запросто…как шашлык на гулянке.

Оля замолчала, дотянулась губами до его губ. Потом договорила:

- Ты не торопи меня, Витя. Может, я старомодная… только сердце моё давно тебе отдано, а когда ты вернёшься, мы обвенчаемся и поженимся – тогда всю меня возьмёшь…не сердись. Я каждый день буду ждать тебя, и никто ко мне не прикоснётся. И платье я к свадьбе нашей сошью.
 
- Ладно, шей,- пожал плечами Виктор.- А я выпью за свои проводы.

Налил полный бокал шампанского и залпом выпил его.

- Потанцуем?

- Поздно уже, темнеет на улице. Проводи меня домой.

- Хорошо, пойдём.

Когда подошли к Олиному дому, куст смородины в палисаднике почти исчез в поздних сумерках. Там, где не трогал их свет вечерних окон, они стояли. Прощались.

- Пусть будет самым коротким год нашей разлуки…самым коротким…самым-самым,- горячим дыханием, как заклинание, повторяла Оля.- И ничего не случится.

Долго целовались.

- Не забудь меня там… А я уже жду тебя, каждую минуту, каждую секунду…Жду…

Оля ушла. И Виктор ушёл. Она открыла дверь в дом. Он двинулся по улице, прочь от своего дома.

- Привет, Витёк,- встретился знакомый парень.- Ты куда?

- Да, так… В гости схожу, согреюсь. Замёрз что-то…

- Замёрз?! Весна уже, тепло…

- А я замёрз… В груди холодно.