Малоизвестное. Молитва Антуана Сент-Экзюпери

Светлана Лескова
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, родился 29 июня 1900года в Лионе.

Он был левшой и удивительно светлым человеком.

Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 года Сент-Экзюпери казался "потерявшимся на этой планете" - он по-прежнему умел делать счастливыми других, но сам был глубоко несчастен. Друзья рассказывали, что в 44-м опасность была ему нужна, "как таблетка болеутоляющего". Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он ее искал.

С трудом втискивая в тесную кабину свое грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело, на земле он страдал от 40-градусной алжирской жары, в небе, на высоте десять тысяч метров, - от боли в плохо сросшихся костях. Он был чересчур стар для военной авиации, внимание и реакция часто подводили его. На войну он отправился ясно сознавая, что назад дороги нет.

В авиации его легендарная рассеянность стала притчей во языцех. Он и в молодости летал не по расчету, а по инстинкту, забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак и садился не на те дорожки. Но тогда его выручало исключительное внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях.

Он постоянно вспоминал детство и требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошли его юные годы, остались за ним. Но ни один вылет не прошел благополучно. В первый раз он едва ускользнул от истребителей, во второй - сдал кислородный прибор и ему пришлось спуститься на опасную для безоружного разведчика высоту, в третий - отказал один из моторов. Перед четвертым вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и Сент-Экзюпери, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она скорее всего приняла его за моряка.

31 июля 1944 года Антуан Сент-Экзюпери отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет. На базу он не вернулся.

Пилот "Мессершмитта", патрулировавшего этот район, отрапортовал о том, что расстрелял безоружный "Лайтнинг П-38" (точно такой же, как и у Сент-Экзюпери), - подбитый самолет отвернул, задымил и рухнул в море. Люфтваффе не засчитало ему победу: свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолета не нашли. Родилась красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц.

За всю карьеру лётчика Сент-Экзюпери потерпел 15 аварий.

Во время командировки в СССР совершил полёт на борту самолёта АНТ-20 «Максим Горький».

Сент-Экзюпери в совершенстве владел искусством карточного фокуса.

Стал автором нескольких изобретений в области авиации, на которые получил патенты.

Потерпел аварию на самолёте Кодрон С.630 Симон (регистровый номер 7042, бортовой — F-ANRY) при перелёте Париж — Сайгон. Этот эпизод стал одной из сюжетных линий книги «Планета людей».

                *****

Эту молитву Антуан де Сент-Экзюпери написал в один из самых тяжелых периодов своей жизни.

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем “внизу”.

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов.

                *****
Светлана Лескова. СКУЧ. Посвящается Антуану Сент-Экзюпери:
http://www.proza.ru/2009/07/21/937

____________________
Фото: Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга»
По материалам Litra.ru