Аня

Виктор Прутский
   Я никак не мог понять отчужденности, которая с первого дня окружила меня в лаборатории этого института. Все были подчеркнуто вежливы, отвечали односложно, а Прохоров вообще старался меня не замечать. Может быть, одна только Аня относилась  ко мне несколько иначе, да и то , когда не было поблизости других. В первое время я сам пытался вступить в контакт, шутил, рассказывал даже анекдоты, но и над самыми смешными никто не смеялся, разве что Аня, отвернувшись и зажав рот, чтоб никто не видел и не слышал.
   
   Всё это было странно. Я же знал обстановку в подобных лабораториях: сплошной трёп, кроссворды, спортивные новости и новости вообще. Так, по крайней мере, было на моем прежнем месте. И вдруг - все работают. Даже курить почти не выходят.
   
   Я чувствовал, что это из-за меня, но почему - не понимал. Перестал рассказывать анекдоты и вообще разговаривать. На душе было скверно.
   
   Прошло ещё несколько дней, и я решил уходить. Зачем мешать людям? Я против них ничего не имел, каждый из сотрудников казался мне неплохим человеком, но раз я пришелся не ко двору - что ж.
   После работы шел не спеша к своей автобусной остановке,обдумывая, как завтра подам заявление и какие бы представить мотивы, как вдруг обратил внимание на обогнавшую меня девушку. Аня? Вроде она.
   - Аня!
   Она оглянулась, и пока я подходил, посмотрела по сторонам. Мы пошли рядом. Я уже так привык к своему молчаливому положению,что не знал, о чем говорить.
   - Вы торопитесь?
   - Нет, - сказала Аня.
 
   
   Мы зашли в кафе и расположились за свободным столиком. Тихо играла музыка, и "Три богатыря" спокойно смотрели на трех медведей, резвившихся на противоположной стене.
   - Что будем пить?
   - Я пью только сухое, - сказала она.
 Через несколько минут, когда мы перешли на "ты", Аня взяла мою руку и стала внимательно её рассматривать.
   - Научились-таки делать!
   - О чем ты? - спросил я.
   - Рука как настоящая. Фирма!
   - Настоящая? - переспросил я, по-прежнему ничего  не понимая.
   - Не будем. Ты меня зачем сюда пригласил?
   - Зачем?
   - Чтобы узнать, почему тебя бойкотируют.
   Она, конечно, попала в точку.
   - Ну что ты. Причем здесь...
   - Ладно, не надо. Так вот, объясняю: все считают, что ты робот.
   - Я - робот??
   Вот оно что! Я, конечно, слышал, что уже создали роботов, внешне ничем не отличающихся от человека, и направляют их на предприятия для повышения производительности труда. Но при чем тут я?
   - Я - робот?
   - Так считают все в лаборатории. Дело в том, что на твоем месте был робот. Да, самый настоящий. Конечно, он действительно работал, а все другие, как обычно, отгадывали кроссворды, обсуждали в курилке новости, травили анекдоты. Но всё это становилось известно начальству.
   - И куда же он делся?
   
   - Несчастный случай. Именно несчастный, потому что никто же не знал, что он робот. Отмечали в ресторане день рождения Прохорова. Ну... ресторан, всё дорого. Принес кто-то самогон. А роботам нельзя ни самогона, ни особенно винных суррогатов - "Кавказ", "Агдам" и им подобных. Замкнуло - и вдребезги! Прохорова сняли с завлаборатории.
   - Неужели я похож на робота?
   - Роботы внешне ничем не отличаются от людей.
   Я попросил официантку принести бутылку "Агдама" и налил полный фужер.
   - Не поминай лихом!
   Кажется, она не верила, что я выпью. А когда выпил, сказала:
   - Извини. Но я тоже думала, что ты робот. Ведь мы... то есть они ничем не отличаются от людей. - Она смутилась.- Я хотела сказать, что мы, люди, ничем от них не отличаемся.
   Я тогда не придал значения ни её оговорке, ни волнению.
   Утром на работу опоздал.Сказался, видно, этот чертов "Агдам". А когда пришел, меня окружили ребята, и Прохоров спросил:
   - Слушай, старик, как там про того мужика?..
 
   Я вспомнил смешной анекдот, который рассказывал им же две недели назад, и теперь все смеялись. А Аня незаметно мне подмигнула. Весь день мы разгадывали кроссворды, говорили о футболе.
   
   А через три дня Ани не стало. Она была на одной вечеринке, и какой-то шутник вместо "Каберне" плеснул ей в фужер "Агдам".
   
   И - вдребезги.
   
   - Туда ей и дорога, - сказал узнавший об этом Прохоров, не переносивший роботов.
   
   А мне Аню жалко.