Болельщица

Галина Белякова
         
    Моя приятельница очень любит рассказывать о своих внуках. Дети они дети. А внуки – это другое время. Время цивилизации, что хочу то и делаю, сам себе хозяин. Но приятельница, хоть и расстраивалась по этому поводу, но виду очень-то не подавала, как она говорит. Чтобы быть ближе к внукам и знать, чем они увлекаются, что их интересует, так она при первой возможности свободного времени у них и у неё, едет к ним на встречу. И вот  о недавней  встрече у нас был с ней  разговор, а впечатления такие:
 
      « Телефонный звонок: «Мама завтра у твоего внука соревнование по фехтованию. Соревнования будут проходить во дворце спорта. Подробную информацию я тебе  пришлю на СМС, приезжай!» Так меня сын пригласил. Я с ними живу по разные стороны города, поэтому встретилась  с ними в спортзале. Радость приглашения окрылила мой вечер.  Утром я уже была во Дворце спорта.
    В спортивном зале мне понравилось волнующее оживление  мальчиков и девочек. Кто  разговаривал, кто уже разминкой занимался, кто готовился выходить на дорожку, где проходит бой. Все были при деле.  Мой сын и внук сидели  готовыми к соревнованию.  Видно было, внук нервничал. Он оглядывался, какой то был неспокойный. Я сказала об этом сыну, на что он  кивнул головой и сказал, что с вечера был не в духе.
 Перед  открытием  соревнования  я рассматривала   спортивный зал.  Он был широкий, потолок где-то там высоко, внизу дорожки, дорожки.  Впечатление было торжественное и волнующее.
Может быть, это я так отреагировала, когда только  вошла, а дети  привыкли к таким залам. В моё время такой красоты не было, вот и приходится мне, бабушке  всему удивляться.
Я  порадовалась за наших детей, что  могут заниматься спортом  в  спортивных  дворцах, но одно есть но, не всем пока доступно, что и огорчает.
     Объявили об открытии соревнований. Спортсмены  разошлись по  дорожкам, на которых будут  показывать своё умение в достижении успеха по фехтованию.
  Сын  показал дорожку,  на которой будет находиться внук. Отыскала взглядом и стала пристально вглядываться, что на ней делается. Глядя на мальчиков, я увидела своего внука повзрослевшим, серьёзным в этот момент. Подали сигнал, спортсмены поприветствовали друг друга, пожатием руки,  надели маски и тут-то только следи кто кого.  Игра не так долга, но с замиранием сердца следишь за нехитрыми движениями  фехтовальщика. Не зная правила  игры, я больше расстраивалась на все, пока не разъяснит тот или другой момент моего огорчения сын.   Внук играл технически хорошо,  у него ведь 1 юношеский разряд.  Ему   приходилось принимать участие в  соревновании по фехтованию и в других городах.  На таких соревнованиях партнёров в игре не выбирают, с кем выпадет сражаться, сражайся, как умеешь.


    На этот раз   внуку достался противник  высокий,  и он перед ним казался совсем маленького роста. Здесь я совсем огорчилась  и стала внимательно следить за игрой. 
С кем внук играл,  был высокий, руки длинными, казались, да ещё и шпага. Вот поиграй с таким. Он стоит на месте, крутит шпагой  и ни с места,  а внуку приходится скакать тут перед ним. Этому я возмущалась ужасно, даже отворачивалась от этого безобразия. Но ничего сделать нельзя, надо играть. Умей побеждать в любой ситуации, убеждал меня сын.
 В этот момент надо было видеть меня, откуда-то  злость спортивная появилась. Правда, чуть позже тренеру говорю печально: «Вы не могли бы ему найти игрока поменьше ростом, а то смотреть неприятно, как большой стоит и не шевелится, а маленький не знает, как подступиться  к нему, да и дорожка  узенькая, негде со стороны уколоть противника». Тренер развеселился на мой  полушутливый вопрос  и  ответил: «Надо на «цыпочах» ходить, может, подрастёт».
Я не успокаиваясь, говорю: « Вы его берёте всё время на соревнования, значит, играет хорошо?
Ответ: « Не спорю. Время покажет».
Ладно, шутки шутками, а мне не до шуток. Я переживала больше, чем надо было, когда внук  играл с этим  верзилой, финиш, конечно, оказался плачевным не только  для меня. Тренер, что-то пытался  внуку показывать, размахивал рукам, злился; но было уже поздно,  фехтовальщик мой сник, потерял  бойцовские качества.
Проиграл, значит,  не попадаешь  в сильную команду, но можно отыгрываться, если  впереди была  победа.  Но сильно расстроился,  и не знал пока что делать. Он стал переодеваться, снимать свои доспехи  и опустился  в кресло ряда, где  все сидели.  Сел и  опустил  голову. Боже, как же мне было жаль моего внука. Сыну говорю: «Иди, успокой  сына, может,  ему будет легче?».  Сын ответил: « Пусть сам соображает - играть ему дальше или уйти! Да, тяжела шапка Мономаха, как справиться?
Смотреть мне было печально, сознавая, как он борется со своим трудным характером.  Мы, взрослые  наблюдали за ним, нам ничего не оставалось, только увидеть бы, что предпримет наше чадо.  А наш спортсмен подошёл к своим ребятам  из команды и вернулся на место. В это время вывесили списки дальнейших действий соревнования. Внук подошёл к спискам и быстро вернулся. Он стал снова одевать спортивный костюм, чтобы выйти на дорожку.
   Мы радовались, что внук смог перебороть свою спесь обиды проигравшего. Ему наверно стало легче, когда он определился  со своими действиями. Со стороны смотреть и то не знаешь, как поступить, когда тебе надо решать самому «быть или не быть», а здесь мальчику с неокрепшей психикой надо было решать трудную задачу; и он справился. Победа была налицо!
Пересилил самостоятельно свою слабость, своё противоречие. Замечательно! Такой вывод сделали с  сыном. Сыну было тоже нелегко, он ведь не из теста, тоже переживал,  как и я, но не показывал вида.
  Только попросила его, чтобы он спустился к сыну ( мы сидели выше на ряды трибуны), и всё таки подбодрил его по-мужски, по-отцовски. Я  вышла в зал, чтобы не мешать мужскому общению.
   Игра возобновилась. Все игроки на месте.  Дорожка, мелькание шпаг, свет зелёный, свет красный, баллы, нервы – это  продолжается соревнование на  выживаемость спортивной совести, азарта,  духа победы и проигрыша.  Здесь всё! Таковы соревнования, таков бой!
Как и надо было ожидать,  до конца внук себя не настроил  на победу. Правда, были выигрыши, но дальше   натиск противника долговязого внук  не выдержал. Тренерские замечания были уже не нужны в данный момент.  Внук только пожимал плечами.
 От такого настроения, в каком оказался мой внук, ожидать чего- то лучшего мы не надеялись.

Собрались, сели в машину молча. Я должна выйти на  своей остановке раньше, поэтому не хотелось молча уйти, не сказав ничего, я чувствовала, что должна сказать.  Такого момента больше не будет. Момент был подходящий, правда сыну не хотелось,  чтобы я нравоучение им  высказала.
Но для меня обратного хода не было, раз настроилась на свою волну.  Я извинилась перед мальчиками,  и  озвучила свою  мысль, что настоящий спортсмен должен до конца переносить все невзгоды, неприятности и не показывать их на поле боя. К примеру:  артист на сцене  никогда не покажет своё настроение, свои печали на сцене, он играет роль, он на работе. Врач перед пациентом, на операции выполняет свой долг, свою работу. Мы не увидим их плохого настроения. Это работа. Надо так надо!  Надо работать!

 Остановка. Вышла, оставив мальчиков, не знаю с какими думами, да и я продолжала свой  путь в  беспокойных чувствах.     Думала о  внуке, о прошедшем  соревновании, о  дальнейшем  отношении внука  к  тренировкам по фехтованию. 
 Моё недельное переживание мигом  рассеялось, как туман,   как только  раздался  телефонный звонок: «Бабушка, мы завтра едем во Дворец спорта на Автозаводскую.  Ты с нами?»
  А у меня возглас тут же: «Вот и хорошо, значит, всё в порядке!  Да и я в этой поездке  отдохну  от  житейских проблем».

       Пока  моя приятельница рассказывала, я смотрела на неё и думала, что  бабушки  все беспокойные. Любя своих деток,  им кажется, что  у внука,  внучки  непременно должно всё получаться. И тут же готовы  им  помочь, бежать на выручку, проявляя другой раз не нужную инициативу,  пусть даже не умело, но  это  всё делается от большой любви.
      2014

.