Младотевтоны Артура Марауна

Вольфганг Акунов
         RLD

         «Младотевтонский (Младонемецкий - но не «Младогерманский», как часто неправильно пишут и думают!) орден» («Юнгдойчер орден», сокращенно «Юнгдо», Jungdeutscher Orden, Jungdo) старшего лейтенанта бывшей кайзеровской армии Артура Марауна возник на основе сражавшегося после Ноябрьской революции 1918 года в Германии с немецкими большевиками-«спартаковцами» белого добровольческого корпуса (фрайкора, Freikorps) под названием «Кассельская офицерская рота» (OffiziersKompanie Kassel), а позднее - «Батальон Марауна» (Bataillon Mahraun) распущенного в соответствии с требованиями Версальского договора в 1919 году, переняв его эмблему – черный восьмиугольный мальтийский крест (отличавшийся по форме от прямого или уширенного черного креста «старого», основанного в раннем Средневековье, Тевтонского, или немецкого, духовно-рыцарского ордена), помещенный на белые знамена, белые щитовидные нагрудные знаки и аналогичные нагрудным знакам белые щитовидные кокарды на околышах фуражек марауновцев (этот же черный мальтийский крест был в свое время изображен на касках белых добровольцев «Батальона Марауна»). Подчеркнем еще раз, чтобы читатель лучше запомнил и уяснил себе раз навсегда: в русскоязычной литературе организация, учрежденная Марауном, часто неправильно именуется «Младогерманским орденом» - подобно тому, как Немецкий (Тевтонский) рыцарский орден порой неправильно именуется «Германским рыцарским орденом». Артур Мараун сознательно создал свой «младотевтонский» орден в подражание упомянутому выше «старому» рыцарскому Тевтонскому (Немецкому) ордену (к описываемому времени возвращенному революцией 1918 года в Австрии в свое первоначальное состояние госпитальерского католического монашеского братства), став его «Верховным Магистром» (Гохмейстером, или, правильнее: Гохмайстером), имевшим в своем подчинении собственных «комтуров» (командоров) и «братьев-рыцарей» (а также «орденских сестер»). В нашем дальнейшем изложении мы постараемся в максимально доступной форме изложить уважаемым читателям разницу между этими совершенно разными, несмотря на некоторые черты чисто внешнего сходства, организациями.

       Численность «Юнгдо» быстро росла, достигнув к середине лета 1921 года примерно 70 000, а к началу 1930 года - даже 400 000 орденских братьев и орденских сестер, объединенных в несколько тысяч братств (брудершафтов) и сестричеств (швестерншафтов). Имперской руководительницей (рейхсфюрерин) младонемецких сестер была Ханна Клостермюллер. В период с 1930 по 1933 год рост членства в Юнгдо замедлился, затем остановился, после чего начался его спад. К началу 1933 года число членов «Юнгдо» упало до 40 000.

       «Младотевтонов» объединяла совместная память о пережитом в годы Мировой войны (в большинстве своем члены «Юнгдо», во всяком случае, в первые годы существования ордена, составляли бывшие фронтовики) и стремление восстановить рейх в прежнем блеске и величии (причем форма государственной власти не играла роли, хотя среди «младотевтонов» было немало монархистов и сторонников национальной диктатуры). Тем не менее,идеология членов ордена была элитарной, антибольшевицкой и антисемитской, но не во всем противоречила Веймарской конституции.

       В дни военно-монархического «путча Каппа-Люттвица» (называемого иногда просто «Капповским путчем»), поднятого в 1920 году чинами белых добровольческих корпусов против правительства Веймарской республики,  руководство «Юнгдо» во главе с Артуром Марауном не поддержало правых путчистов и объявило о своей поддержке законного правительства занимавшего пост имперского канцлера социал-демократа Густава Бауэра. Когда же против правительства, под предлогом борьбы с капповцами, подняли мятеж левые радикалы, захватившие важную в промышленном отношении Рурскую область - индустриальное сердце Германии - поставив под ружье пятидесятитысячную «Красную Армию Рура» (Rote Ruhrarmee), Юнгдо по приказу правительства Бауэра, вместе с другими добровольческими корпусами принял участие в подавлении красного мятежа на Руре.

      «Младотевтоны» Марауна носили полевую форму серо-зеленого цвета «фельдграу» (френчи армейского образца поверх белых парадных или защитных повседневных рубашек с черными галстуками, армейской кожаной амуницией, брюки с ботинками или же бриджи, сапоги или ботинки с кожаными крагами или обмотками). На левом рукаве (выше локтевого сгиба) они носили нашивку в виде щитка с черным восьмиугольным мальтийским крестом на белом поле. Бляхи поясных ремней «младотевтонов» также были украшены эмблемой их ордена - упомянутым выше мальтийским крестом. Поясные бляхи командного состава «младотевтонов» были медными, круглой формы, с обрамлявшей изображение мальтийского креста надписью «Трой дойч аллевеге» (Treu Deutsch Allewege), что, в переводе с немецкого, означает: «Верные (и) немецкие (тевтонские) навеки», с изображением пары дубовых листьев по бокам. На околыше фуражки «юнгдойчи» («младотевтоны») Марауна носили упомянутую выше кокарду в форме щитка с черным мальтийским крестом на белом поле, на тулье - круглую «земельную» кокарду («ландескокарду», Landeskokarde) армейского образца.   

       Территориальные подразделения «Юнгдо» именовались «баллеями» (Balleien), местные группы - «братствами» («брудершафтами», Bruderschaften). Численность ордена временами достигала 200 000 человек.      
      
       «Орденские братья» марауновского «Юнгдо» носили с формой и гражданской одеждой значки в форме белого щитка с черным мальтийским крестом, а «орденские сестры» - такие же значки (но с трехлучевыми крестами).

       У «Юнгдо» имелась и собственная награда - «Крест Младотевтонского ордена», представлявшая собой металлический восьмиугольный мальтийский крест, покрытый черной эмалью (или черным лаком). Эта награда напоминала аналогичные по форме черные мальтийские кресты белой русско-немецкой Западной Добровольческой Армии князя П.М. Авалова (Бермондта) и отдельного добровольческого отряда фон Рандова, из-за чего их нередко путают (однако ласточкины хвосты на концах «младотевтонского» креста были несколько короче).

       Знамя «Юнгдо» представляло собой белое полотнище с черным мальтийским крестом (см. иллюстрацию к настоящей военно-исторической миниатюре). Возведя сам себя в сан Верховного магистра учрежденного им «Младотевтонского ордена», Артур Мараун пользовался внутри ордена непререкаемым авторитетом, опираясь на свои собственные капитул, баллеи и комтурии, скопированные с аналогичных структур «старого» («головного») Тевтонского ордена. Правой рукой Гохмейстера Марауна был канцлер «Младотевтонского ордена» Борнеман. Видную роль в «Юнгдо» играл также генерал в отставке Зальценберг. Особенно многочисленными были земельные организации «Младотевтонского ордена» в Тюрингии и Саксонии, а его упоминавшиеся выше мелкие филиалы - «брудершафты» (братства) - имелись на всей территории «веймарской» Германии.

        «Юнгдо» издавал собственную газету «Младотевтон» (нем.: «Дер Юнгдойче», Der Jungdeutsche) под девизом участников Первого Крестового похода (и рыцарей ордена Святого Гроба Господня) «Так хочет Бог!» (нем.: «Готт вилль эс!», Gott will es!, лат.: «Деус вульт», Deus vult).

        Первоначально орден Марауна-Борнемана являлся главным конкурентом право-консервативного союза фронтовиков - ветеранов мировой войны «Стальной Шлем» (нем.: «Дер Штальгельм», Der Stahlhelm). Подобно «Стальному Шлему», «Юнгдо» преследовал цели военного характера, собирал и тайно хранил вооружение германской армии, подлежавшее сдаче комиссии Антанты по разоружению Германии. В 1923 году «Младотевтонский орден», как и «Штальгельм», боролся за претворение в жизнь планов Главнокомандующего вооруженными силами послевоенной Германии (рейхсвера, Reichswehr) генерала Ганса фон Секта, намеревавшегося организовать вооруженное сопротивление французским и бельгийским войскам, оккупировавшим  промышленную Рурскую область Германии. В 1925 году орден Марауна поддержал кандидатуру генерала фон Секта на пост президента Германии. Своей основной внутриполитической задачей «Юнгдо» провозгласил борьбу против красного террора внутри страны, своими основными внешнеполитическими задачами - освобождение Отечества от пут кабального Версальского договора, навязанного побежденной Германии победившими ее в Мировой войне державами Антанты (прежде всего - Францией) и возвращение германских колоний.

      В качестве дополнительного источника финансирования своей деятельности - строительства Нового Тевтонского (Немецкого) Дома - руководства и отдельные братства «Юнгдо» выпускали специальные боны - «бауштайны», Bausteine, т.е. «строительные камни» («камни, предназначенные для строительства Нового Тевтонского Дома» - в употреблении «орденскими братьями» Марауна этой символической «строительной» терминологии противники «младотевтонов» из так называемого фелькишского, voelkisch, сиречь народнического, или националистического лагеря, безо всяких серьезных на то оснований усматривали влияние лексикона франкмасонов - пресловутого «международного ордена строителей Храма Соломонова» -, в связи с чем нещадно клеймили устным и печатным словом «Юнгдо», как криптомасонскую организацию, якобы специально внедренную коварными и вездесущими «вольными каменщиками» - тайными слугами «мирового иудейского правительства» - в среду немецких национал-патриотов с целью ее разложения изнутри), распространявшиеся, в частности, на слетах и других мероприятиях ордена. В качестве примера мы приводим ниже описание несколько таких «младотевтонских»  бонов.

      2.Благотворительный бон, достоинством 5 марок, выпущенный Билефельдским «брудершафтом» (братством) «Юнгдо» в 1922 году, с портретом (на аверсе) основателя и  Гохмейстера Младотевтонского ордена Артура Марауна (в левом верхнем углу бона помещен герб Марауна - три красных стропила на белом поле, в правом углу помещен герб «Юнгдо» - черный мальтийский крест на белом поле)  и девизом: «Верность братьям! Верность магистрам! Кто больше даст, тот больше послужит Отечеству!»; на реверсе - изображение орденского замка со знаменем «Юнгдо» (черный мальтийский крест на белом полотнище) на фоне восходящего солнца и девизим: «Честь! Слава! Отечество!»

       3.Благотворительный бон, достоинством в 1 марку, выпущенный Финансовым комитетом руководства «Младотевтонского ордена». Аверс: спешенный «младотевтонский» рыцарь с гербом ордена (черным мальтийским крестом) на белом щите «норманнской» («варяжской») формы поражает копьем «змея розни между немцами»; надпись: «Змей розни должен пасть - для нас должен возникнуть Тевтонский (Немецкий) Дом!». На реверсе - портрет Гохмейстера Артура Марауна и надпись «Ты дашь один раз 1 марку - многие дадут помалу - и их вклад станет весомым»; «Тевтонский (Немецкий) Дом должен быть восстановлен - Ты дал на это 1 марку».

       4.Благотворительный бон «Младотевтонского ордена» достоинством в 2 марки, выпущенный Финансовым комитетом орденского руководства, с изображением на аверсе спешенного «младотевтонского» рыцаря-змееборца, а на реверсе -  восточнопрусского Мариенбургского замка «старого», основанного в Средние века, Тевтонского ордена и надписями: «Добрый Дом древнего Тевтонства, дай нам новые стимулы!», а также:  «Ты дашь один раз 2 марки - многие дадут помалу - и их вклад станет весомым».

       5.Рекламный бон («вербешайн», Werbeschein) «Младотевтонского ордена» достоинством 1,5 марки, выпущенный Кильским брудершафтом «Юнгдо» с изображением древних германских героев в рогатых шлемах, гербом ордена (черным мальтийским крестом на белом поле) и надписью «Младотевтонский (Младонемецкий) орден».

       Подобные благотворительные и рекламные боны «Юнгдо» были выпущены в немалом количестве.
 
       С 1924 года разгорелось острое соперничество между «Младотевтонским орденом» и «Стальным Шлемом». Основными причинами этого соперничества были связи обеих организаций в министерстве рейхсвера, а также конфликт их партикулярных интересов. Как говорил в рейхстаге в 1923 году министр рейхсвера Гесслер, между офицерами рейхсвера разгорелся спор о том, какой из двух союзов лучше служит отечеству. В конце 1925 года имперский комиссар по охране общественного порядка передал министерству рейхсвера данные об установлении контактов между «Младотевтонским орденом» и союзом «Рейхсбаннер Шварцротгодьд» («Черно-Красно-Золотой Имперский Стяг», Reichsbanner Schwarzrotgold) – массовой военизированной организацией, учрежденной Социал-Демократической Партией Германии (СДПГ), наподобие полувоенных штурмовых отрядов (СА) гитлеровской Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) или боевых отрядов «Союза Красных Фронтовиков» («Ротер Фронткемпфербунд», Roter Frontkaempferbund, сокращенно: «Ротфронт». Rotfront) Коммунистической партии Германии (КПГ) Эрнста Тельмана. Конфликт «Юнгдо» со «Стальным Шлемом» и контакты Марауна с организацией «Рейхсбаннер Шварцротгольд» стали причиной разрыва между министерством рейхсвера и «Младотевтонским орденом». Во второй половине 20-х гг. орден Марауна-Борнемана в значительной степени утратил свое прежнее влияние, число его членов и сторонников резко уменьшилось.

       Начиная с 1925 года, «Младотевтонский орден, в отличие от большинства немецких националистических организаций, отказался от идеи реванша в отношении Франции и стал выступать за примирение немцев с французами. Вследствие своего внезапного франкофильства Артур Мараун стал мишенью для крайне правых, настроенных крайне реваншистски по отношению к Франции. Верховного магистра «Юнгдо» стали обвинять в предательстве национальных интересов, служению всемирному масонству и т.д. Была даже попытка привлечь Марауна к суду за государственную измену. Но Мараун выиграл процесс. В то же время многие политические деятели «Веймарской республики, настроенные примирительно по отношению к Франции и другим бывшим западным противникам Германии по Мировой войне - например, имперский канцлер Густав Штреземан (при котором Германия была принята наконец, в качестве равноправного члена, в Лигу Наций) рассматривали Марауна и его «Младотевтонский орден» в качестве вполне приемлемых и уважаемых внутриполитических партнеров.

       В 1928 году «Юнгдо» совместно с Христианскими профсоюзами основал «Народное Немецкое Имперское Объединение» (Фолькснационале Рейхсферейнигунг, Volksnationale Reichsvereinigung), а в 1930 году объединился с kb,thfkmyjq Немецкой (Германской) Демократической партией в Немецкую (Германскую) Государственную партию (Дейче Штатспартей, Deutsche Staatspartei) и участвовал в парламентских выборах. Вследствие враждебности «Юнгдо» гитлеровскому национал-социализму, орден Артура Марауна был запрещен после прихода Гитлера к власти в 1933 году в большинстве земель Германии (кроме Пруссии, в которой 3 июля 1955 года самораспустился, чем смог избежать конфискации орденского имущества в пользу национал-социалистического государства), а сам Мараун - арестован.

         Поскольку экстремистские политические организации, преследующие сходные цели, наиболее яростно борются не с главным, идеологическим врагом, а друг с другом (как это происходило до недавних пор и в нашем многострадальном Отечестве), гитлеровская партия НСДАП и «Младотевтонский орден» друг друга на дух не выносили, но, тем не менее, сходство между ними было во многом разительным, как, впрочем, и сходство с коммунистами. Не зря ведь товарищ Сталин говорил о своей, Коммунистической, партии, как об «ордене меченосцев», а рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер о своей «черной гвардии» как о военном «ордене нордических мужей» (с его легкой руки СС и стали называть «Черным орденом»). Поэтому представляется вполне логичным, что после прихода Гитлера к власти «Младотевтонский орден» был распущен, а сам Артур Мараун арестован и заключен в концентрационный лагерь (где лишился глаза), а после освобождения из лагеря, в котором провел девять недель, до весны 1945 года скрывался в подполье.

        Справедливости ради, следует заметить, что, в отличие от своего Верховного магистра, некоторые бывшие «младотевтоны» пришлись ко двору и нацистам. Одним из них был советник и близкий сотрудник Артура Марауна доктор Рейнгард Хён, видный специалист в области обществоведения и государственного права. Он еще в 1932 году, до официального прихода Гитлера к власти, вступил в ряды СС, после чего сделал успешную карьеру в службе безопасности «Черного ордена» Генриха Гиммлера - СД (Зихерхайтсдинст, Sicherheitsdienst). Некоторые из числа видных чинов СД - обергруппенфюрер СС Иосия принц фу Вальдек унд Пирмонт, командир «оперативной группы (эйнзацгруппы, Einsatzgruppe) А» Гейнц Йост, командир «зондеркоманды (Sonderkommando) 4б» Вальтер Генш, член руководства СД и Главного Управления Имперской Безопасности (Рейхс Зихерхайтс Гауптамт, Reichs Sicherheits Hauptamt, RSHA) Герман Леман в молодые годы были членами »Младотевтонского ордена» Артура Марауна. 

        С другой стороны, в «Младотевтонском ордене» состоял (с 1928 года) советский разведчик, офицер германских военно-воздушных сил Харро (Гарро) фон Шульце-Бойзен, внучатый племянник адмирала Альфреда фон Тирпица и член подпольной антинацистской организации «Красная капелла» («Красный оркестр»), казненный национал-социалистами 22 декабря 1942 года в берлинской тюрьме Плетцензее.

         Наряду с «Младотевтонским орденом» Артура Марауна и «исконным» католическим военно-монашеским Тевтонским (Немецким) орденом, в Германии и Австрии описываемой эпохи существовали также полусекретный националистический союз «Дойчер Орден» (Deutscher Orden, «Немецкий орден», одноименный со «старым») и более глубоко засекреченный «Германен-Орден» (Germanenorden, «Германский орден» или «Орден германцев»), для членов которого было характерно увлечение древними германскими рунами и неоязычеством в духе ариософа Г(в)идо фон Листа. На разных этапах своего существования «Германский орден» (эмблемой которого служила вращающаяся «солнечная» косовидная (с загнутыми полукругом перекладинами) свастика-«зензенкройц», наложенная первоначально на равносторонний крест, а позднее – на четырехлучевую звезду) включал в свой состав организации различной ориентации – например, баварское ариософское «Общество Туле» (Thulegesellschaft), прусский монархический «Союз прямодушных» («Бунд дер Ауфрехтен», Bund der Aufrechten) и даже Германскую Национал-Социалистическую Рабочую партию (НСДАП). В силу сходства названий вышеперечисленных «орденов» современники и особенно позднейшие авторы нередко путали (и продолжают путать!) их друг с другом и со «старым» католическим духовно-рыцарским Тевтонским (Немецким) орденом Пресвятой Девы Марии.

          Здесь конец и Господу нашему слава!