Не отвержи мене во время старости

Виталий Мур
               


                Посвящаю любимым детям - Танечке и Илюшеньке



                "Не отвержи мене во время старости" - Санкт-Петербург, 1766 год


   Заезжему иностранцу с богатым воображением, к примеру, немцу или итальянцу, Петербург к концу царствования Елизаветы Петровны казался городом сплошных контрастов. Карета иностранного гостя, выезжая из роскошного квартала, могла запросто угодить в дремучий сырой непролазный лес, топкое удушливое болото либо полевое бездорожье с глубокой грязью. Проезжая и разглядывая с европейским любопытством огромные каменные дома столичных вельмож с великолепными садами, украшенными прекрасными статуями из мрамора и гранита, иноземец изумлялся  соседству всего этого архитектурного благолепия с жалкими развалинами, убогими  деревянными избёнками и большими пустырями. Но когда на месте многочисленных шеренг деревянных лачуг, представляющих неприглядную убогую картину, за кратчайшие сроки поднимались великолепные каменные строения, - вот это-то иноземца и поражало больше всего. Город быстро строился, город преображался на глазах.   
   Заступившая на царство Екатерина Вторая восхищалась архитектурными шедеврами застрельщика петербургского барокко обер-архитектора императорского двора Растрелли. Особым расположением императрицы пользовался Большой Царскосельский дворец, капитально перестроенный Растрелли под Петербургом в Царском Селе. Дворец поражал своими размерами и красотой. Лазоревый фасад, поддерживаемый белоснежными колоннами и украшенный золоченым орнаментом смотрелся неотразимо. Дворцовые фасады  изобиловали фигурами атлантов, кариотидами  и львиными масками. Пять золоченых глав Дворцовой церкви прекрасно вписывались в пространство северного корпуса дворца. Южный же корпус с парадным крыльцом великолепно дополнялся куполом со звездой на шпиле. Парадный плац был огранён флигелями и одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями, имевшими форму полуокружности.
   Не менее роскошное зрелище открывалось взорам гостей в апартаментах дворца.  Парадная анфилада, декорированная золочёной резьбой, так называемая «золотая»,  выглядела величаво. Екатерина Вторая увлекалась античным искусством и поэтому украсила апартаменты сообразно моде с помощью шотландца Камерона. Созданные им интерьеры блистали красотой и изяществом.
   Лето в тот год в Царском Селе выдалось небывало жарким. Люди и звери страдали от изощренных пыток немилосердного солнечного палача. Стоило жителю выйти на улицу да повариться минут пять под палящими лучами, как цветовая палитра его лица быстро менялась, - стартовала светло-розовым и завершалась живописным пунцовым колором. Человеку становилось худо, появлялась слабость в членах, дышалось невмоготу, и он чувствовал - обморок не за горами. Приходилось для дальнейшего спасения, не  мешкая, ретироваться: в прохладные помещения каменных дворцов, метровые стены которых надежно сохраняли прохладу; в парки и сады, полные тенистых мест и свежести; на берега Невы или моря Балтийского. При необходимости пребывания на улице, горожанину приходилось довольствоваться лишь ролью курицы в супе, надеясь на волю божью или крепость собственного организма.      
   Православные поговаривали, что такая погода - это проделки самого Дьявола,  который часть Ада вытащил на поверхность петербургских окрестностей из огнедышащих земных глубин. Другие нашептывали более крамольные вещи. Будто губительный зной -  это Божья кара столице Российской империи за засилье немцев в России.      
   - Страшно подумать, а говорить еще пуще, но даже императрица Екатерина из немок будет! - тихо говорил один из таких  недовольных подданных и продолжал. -  Приехала из Пруссии католичкой, а теперь  вот русская православная императрица! 
   - Да чем же тебе её православие не угодило? Кабы все такими православными  были, то всеполное благоденствие вознеслось бы по всей империи нашей! - возражал другой подданный Её Величества.
   - И в недавней войне с пруссаками императрица Пруссию не жаловала, в отличие  от своего мужа, - добавил третий подданный, с интересом слушавший спор, чем  окончательно добил первого.
   На том спор и заглох, хотя никого и не убедил. Каждый остался при своем мнении. Спорившие были людьми невысокого звания, горожане и мещане.    
   Десятки богато убранных карет, с ярко выкрашенными гербами дворянских родов  на боковинах под оконцами, расположились на Парадном плацу в левой его стороне, в выделенном для них месте. Кучера и форейторы красовались в кожаных и суконных кафтанах.
   Приглашенные гости, знакомые и приближенные Двора покорно ожидали приглашения во дворец через Парадное Крыльцо императорской резиденции Её Величества.
   Толпа приглашённых бурлила разговорами и расхаживала взад-вперёд в нетерпении. Как обычно начало церемонии откладывалось. Но вот Придворный Гофф-Маршал бросил негромкое: "Ши!" И поразительно! Все разговоры в толпе дворян смолкли. Возникла необыкновенная тишина. Парадные двери открылись, - и толпа, разбившись на пары, взошла по лестнице на парадное крыльцо. И далее шествовала в переднюю залу, где её ожидала со снисходительной улыбкой сама хозяйка дворца, в русском платье, с тремя на нем звездами, с крупными бриллиантами на голове. Императрица была высока ростом и очень хорошо сложена; немного худовата; волосы были прекрасного каштанового цвета, густые, и великолепно уложены. Рядом с Екатериной стоял фаворит, друг и любовник князь Орлов. Они разговаривали, приятно улыбаясь. Орлов стоял в полупоклоне, Екатерина - с прямой гордой осанкой.
   - Князь, миленький. Ты знаешь, со мною сделалась диковинка: я стала сомнамбулой. Во сне гуляла по саду, и ходила по каким-то палатам. Стены все с цветами и голубками золотом разпестрены были. Тут я нашла лежащего прекрасного человека. На нем надета была одежда серая, соболем опушенная. Человек сей ко мне весьма ласков был, мы разговаривали с ним о посторонних делах несколько времяни.   Ушла я и проснулась. Знатно, это был сон. Вот теперь везде ищу красавца, во сне виденного, да нету его, а в уме моем воображение его никогда не исчезнет. Куда как он мил! Милее целого света. О, если б вы могли его видеть. Миленький, как ты его встретишь, поклонись ему от меня и поцалуй. Он того достоин. А может статься, что встретишься с ним, если встав с постели, обратишься направо и на стену взглянешь, - говорила лукаво Екатерина Вторая Орлову.
   - Матушка родная Всемилостивейшая Государыня! Сего господина не надобно вам везде искать. Вот он, тут, у вас под боком. Догадываюсь я своим скудным умом, кого увижу на стене - да себя и увижу, свой портрет висящий, не так ли? - отвечал в тон императрице Орлов.
   - Интересно, mon cher ami, какую аттракцию мы получим от концерта этого регента... . Запамятовала... Как его фамилия? Осиновский? - оживленно спрашивала  императрица мнения Орлова, меняя тему разговора.   
   - Всемилостивейшая и державнейшая Государыня Императрица! Березовский его фамилия, - смущаясь и краснея от близкого присутствия и взгляда любимой женщины, отвечал князь.
   - Господин Генерал-фельдцейхместер и Кавалер, а я вот сомневаюсь: может ли написать что-то блистательное в музыке почти еще мальчик? Ведь ему всего двадцать с небольшим лет, не правда ли? - продолжала спрашивать Орлова императрица, устало обмахиваясь красивым желто-фиолетовым веером ручной китайской работы. - Развей мои сомнения, миленький.
   - Коли талант, то допускаю вполне. Может и написать, Ваше Всемилостивейшее Величество! - смиренно отвечал Орлов.
   - Коли талант, коли талант, - повторила в задумчивости за князем Екатерина. - Cher ami, ты думаешь, что мальчик талантлив? По чьей протекции он и откуда взялся? - продолжала допрос императрица.
   - Матушка Всемилостивейшая Государыня! Слыхал я, будто граф Разумовский, известный собиратель певчих, подобрал его откуда-то из Украйны, то ли из Львова, то ли из Чернигова. Он из простых казаков происходит, - ответил, опуская глаза князь. 
   - А что собирается петь нам хор Марка Полторацкого, не просветишь меня, любезный князь? - игриво спросила императрица.
   - Как мне доложил Цоппис, Придворный капельмейстер, - это будет сюрприз, Ваше Величество! - ответил князь.
   Императрица шутливо нахмурилась, сделала движение, словно хотела топнуть по паркету ножкой, и спросила капризным тоном:
   - Господин Кавалер! Какие могут быть от меня тайны? 
   - Ваше Всемилостивейшее Величество! Вам под большим секретом скажу, - отвечал князь.
   И он рассказал о предстоящем первом исполнении при дворе Екатерины концерта  Максима Березовского "Не отвержи мене во время старости".
   - Князь, миленький, скажи: кому он посвятил свой концерт?
   - Матушка Государыня! Слыхал я, что он сочинил сей концерт по заказу Елизаветы Петровны. Для успокоения её души. Поговаривают, очень неспокойна была в последний  год перед кончиной. 
   При этих словах князя императрица вспомнила, как Елизавета чуть не уморила её голодом после родов Екатерины, никого к ней не пуская.
   Далее императрица отвернулась от князя и подошла к придворным. Светские разговоры длились недолго, отдавая дань вежливости и этикету. Наконец, она  вместе с фаворитом направилась через Портретный зал в Янтарную комнату, жемчужину Екатерининского дворца. За ними устремилась толпа придворных и приглашенных.
   Итак, в Царском Селе в присутствии всего императорского двора начинался необыкновенный музыкальный вечер. 
   Императорская Придворная певческая капелла, являвшаяся главным хором России, исполняла обещанный сюрприз. Им являлся концерт, сочиненный регентом капеллы Максимом Березовским. Произведение представляло одно из модных направлений партесного пения и исполнялось хором впервые, для пробы. Хор пел под аккомпанемент многочисленных инструментов, в том числе клавикорда, малого оргАна и клавесина.
   В центре огромного зала расположилась капелла. По периметру расселись императорский двор и его гости.
   Сама Екатерина Вторая сидела в золочёном кресле впереди на несколько шагов  от своих приближенных. Закинув вверх крупную голову, она смотрела на настенные  росписи из евангельской жизни под самым куполом. Смотрела на  мудрое лицо  святого Петра.
   Началось музыкальное исполнение.
   "Не отвержи мене во время старости", - искусно сочетая простоту и изящество, выводила многочисленными высокими и низкими голосами, капелла, состоявшая из четырех частей: мужского, женского и детского хоров, а также выдающихся солистов - сопрано, меццо-сопрано, басов и дискантов.
   "Необыкновенно хорошо поют! Ах, как поют!" - думала она и наводила лорнет на  певчих.
   "Да постыдятся и исчезнут, оклеветающие душу мою», - неожиданно мощно, после    хорового затишья, как гром среди ясного неба, вступила мужская часть хора.  Кажется, что голоса проникли до самого сердца. И Екатерине в них почудилась  гроза небесная, огромная сила и чистота. Лицо Императрицы преобразилось: слезы,  просветление и необыкновенная радость оттого, что Бог карает Зло, и спасает и  поддерживает человека в трудные времена немощи и старости. Екатерина почувствовала, что именно ей направлены слова концерта. Она представила, что и  от нее в старости не отвернется Отче Наш, и поможет, и спасет душу ее.
   "Как сочинил, шельма! И ведь не мне посвятил, а Лизке", - Императрица  восторгалась композитором Березовским и одновременно завидовала своей предшественнице. 
   Прозвучала кода, и пение хора сошло постепенно на нет. Наступившая тишина  прервала мысли Императрицы и вернула ее к действительности.
   Концерт окончился, все встали и долго рукоплескали хору. Екатерина подошла к детской части капеллы, раздала детям подарки и поблагодарила за пение. Затем подошла к руководителю хора и высказала свое восхищение исполнением. 
   Умиротворенная владычица России попрощалась с приближенными, с Орловым и удалилась в свой рабочий кабинет - поработать над завершающими статьями "Наказа".

 

      
               

   
   Фото Екатерининского Дворца - из http://mtdata.ru/u24/photo6C55/20255780210-0/original.jpg
               


   Текст концерта Максима Созонтовича  Березовского (1745 - 1777) "Не отвержи мене во время старости"
 
   Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене.
   Не отвержи, не остави.
   Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляй.
   Боже мой, не удалися от мене, в помощь мою вонми.
   Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ, да облекутся в срам ищущии злая мне.
   Аз же всегда возуповаю, возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою.
   Не отвержи, не остави.

      Послушать можно здесь:     http://muzofon.com/search/  ... наберите - "Не отвержи мене во время старости"      

    .... и на многих других ресурсах в разном исполнении