Служили два товарища

Борис Трофименко
С апреля 1981 года по сентябрь 1982 года служба моя проходила в ОБХСС Ленинского РОВД города Свердловска. В сентябре 1982 года заместитель начальника ОБХСС УВД г.Свердловска Родионов В.И. предложил мне должность старшего оперуполномоченного в ОБХСС Железнодорожного РОВД. Я согласился, так как на «горизонте» было присвоение очередного звания майор. Правда, мои надежды на майора не  оправдались, так как выше стоящие полковники припомнили мне события 1981 года, которые произошли в ОБХСС Чкаловского РОВД.

Я дал согласие на перевод, но решил все же съездить в Железнодорожный РОВД, и переговорить с начальником отделения Банных Виталием Александровичем и его, фактически, заместителем Вавренчук Светланой Николаевной на предмет, как они смотрят на то, что я перейду к ним. Я понимал, что возражать они не будут, но сделать это я был обязан.

Банных В.А. я хорошо знал и кое-чему его научил, когда он служил под моим началом в ОБХСС УВД гор. Свердловска. Именно с ним и другими оперуполномоченными отделения, которые служили в отделении, я осуществил мой вариант работы оперуполномоченного, который выполнял свои обязанности строго в соответствии с должностной инструкцией, без отвлечения на другие работы, не связанные с его деятельностью

. Такая постановка работы позволила увеличить показатели по выявлению лиц. занимающихся нарушением правил о валютных операциях в разы. После получения согласия на переход я написал рапорт на перевод меня старшим оперуполномоченным ОБХСС. но заместитель начальника УВД г. Свердловска подполковник милиции Первухин дал согласие на переход только в должности рядового оперуполномоченного.

     Мне было все равно, я должен был сменить профиль своей работы, место работы, так как видел, что творится на рынках города. Когда я говорил об этом Родинову он отвечал, что после событий в ОБХСС Чкаловского РОВД мне за каждым углом видятся воры в форме, но мер никаких не принимал. Жизнь показала, что я был прав. По его вине в общей сложности порядка пяти человек оказались на скамье подсудимых, а он на гражданке.

На момент моего прихода в отделение в ОБХСС Железнодорожного РОВД в отделении работали:
• Банных Виталий Александрович- начальник отделения;
• Вавренчук Светлана Николаевна- старший оперуполномоченный ОБХСС;
• Зыкин Игнат Юрьевич- оперуполномоченный ОБХСС;
• Кучумов Леонид - оперуполномоченный ОБХСС;
• Шистеров Владимир Павлович-оперуполномоченный ОБХСС;
• Калмыков Сергей Борисович- оперуполномоченный ОБХСС
Седьмым оперуполномоченным ОБХСС пришел на службу я. вместо Хангая.
Руководили Железнодорожным РОВД:
-Архипов Анатолий Павлович - начальник РОВД;
-Вторушин Геннадий Павлович - зам.начальника РОВД по службе;
-Сенцов Виктор Тихонович- зам. начальника РОВД по оперативной работе,
Или как сейчас говорят, начальник криминальной милиции.
-Адам Валерий Иванович - начальник уголовного розыска.
 Адама и Архипова я знал по совместной службе в Чкаловском РОВД. На новом месте у меня с ними было полное взаимопонимание. Немного сложнее были отношения с Сенцовым В.Т. Он предвзято отзывался о нашей службе. Вот его откровенное высказывание: «Ну не люблю я Вас работников ОБХСС». Чем было обосновано такое высказывание мне до сих пор непонятно?

Но вернемся к службе ОБХСС Железнодорожного РОВД! Банных определил мое место службы- Железнодорожное ГОВД, так называемая «Старая Сортировка».

Мы с Калмыковым сначала разделили между собой имеющиеся на обслуживаемой нами территории объекты, кроме объектов, которые обслуживала транспортная милиция. Затем написали себе должностные инструкции. Договорились, что каждый обслуживает те объекты, которые за ним закреплены. Если кто-то из нас выявляет преступление по линии напарника, материал передается напарнику.

Словом, мы с ним завели те же правила и понятия, которые я заводил, когда приходил на службу в отделение по борьбе со спекуляцией в ОБХСС, УВД г.Свердловска, в ОБХСС Ордженикидзевского РОВД и ОБХСС Чкаловского РОВД.

Как показала жизнь, и в этом маленьком коллективе это правило сыграло положительно. Положительную роль в достижении наших с Калмыковым результатов сыграло то, что обслуживаемая нами территория в оперативном отношении была очень интересной. Так на территории распологались: «Хладокомбинат»;
« Комбинат рыбной гастрономии»; «Виншампанькомбинат»; огромная база «Роскульторга», база « УМТС №12»; большая сеть магазинов и предприятий общепита.
 
           В общем работать было где и над чем. Все было хорошо! Плохо было одно.
Сергей был слабо подготовлен в оперативном плане и имел недостаточную практику в выявлении преступлений. С первого года работы в милиции я завел себе три правила которыми всегда руководствовался. Вот эти правила:

- знание противника - это наполовину одержанная над ним победа;
- выдержка - есть оборотная сторона стремительности;
- нужно спешить добывать улики, но не спешить делать выводы.
-
Этим правилам я обучал моих бывших подчиненных, этим правилам я стал обучать моего нового товарища Калмыкова Сергея Борисовича, с которым мы дружим уже больше ТРИДЦАТИ ЛЕТ.
Как всегда, все чему научили меня мои учителя Струнин В.А.,
Г.Клюкин А.Н., Курникова Г.Н., Дуган Г.Д. и Радионов В.И., я по капле передал Сергею.

Банных практически не вмешивался в наши дела, он дал нам полную самостоятельность и мы платили ему своими показателями. Они же были неплохими!

У меня сложилась привычка считать свои показатели и показатели моих соперников.
Теперь я считал показатели на нас двоих. Наше сотрудничество с Калмыковым было довольно плодотворным В отделении работало 7 человек. Мы с Катмыковым выдавати 70-80 % уголовных дел по основным статьям ( ст.92.89 УК РСФСР). И все это благодаря тому как мы организовывали свою работу. Мы не делали работу, которую не должны были делать, работали 5 дней по 8 часов. В октябре 1983 года Банных усилил состав оперуполномоченных ОБХСС в Железнодорожном ГОВД на одного человека.

К нам пришел Дылдин Юрий Валентинович.

Произошли изменения и в руководстве Железнодорожного РОВД.
На место Архипова А.П. заступил Вторушин Геннадий Павлович. У него как и у Сенцова было своеобразное отношение к нашей службе. Он при каждом случае пытался подорвать авторитет нашей службы. В частности произошел интересный случай. Однажды, мы с Калмыковым решили проверить, как несет службу ведомственная охрана «Холодильника №1» и « Комбината рыбной гастрономии».

Сначала мы проверили охрану « Холодильника №1». Это было в 24 часа ночи. При проверке нами была задержана кладовщица, которая выносила несколько баночек детского питания. Мы составили протокол, и пошли проверять охрану « КРГ». Когда мы пошли на «КРГ», задержанная кладовщица увязалась за нами. Она уговаривала нас не сообщать руководству «Холодильника» о ее задержании. С нами она дошла до проходной «КРГ».
       
                У проходной «КРГ» нас ожидал сюрприз. Сколько бы не стучали в двери проходной, нам ее никто не открывал. Охранников на проходной мы не дождались. Тогда мы перелезли через забор.
                Когда мы зашли в проходную комбината, то увидели, что охрана вся спит.В это время на территории «КРГ» разгружались вагоны с рыбой. Мы решили проверить, как идет разгрузка, какое участие в этом принимает охрана. Работники охраны спокойно спали, в приемке продукции участия не принимали. Мы с Калмыковым зафиксировали это безобразие, и ушли отдыхать. Утром следующего дня я проездом зашел в РОВД подписать бумаги у Вторушина. Каково же было мое удивление, когда Вторушин с ехидной и радостной улыбкой сообщил мне, что мы проверяли охрану «КРГ» в пьяном виде. Об этом ему сообщил директор «КРГ» Сергеев, которому об этом в свою очередь сообщил начальник охраны, фамилию его я не помню.

Этот начальник знал, что я начал проверку его деятельности и установил, что он «работает» в четырех местах, но практически только числится там, работу надлежащим образом не выполняет. В нашем случае он решил опередить меня и убрать меня с его дороги.
 Я не стал убеждать Вторушина, что его обманули, так как понимал, что Вторушин действует по принципу: «Нет человека, нет проблем!» Я решил его проучить, чтобы в дальнейшем он не вздумал со мной пользоваться этим принципом. Все это я уже проходил. Я не сообщил Вторушину, что и как было в действительности, но посоветовал ему тщательно проверить заявление против меня и Калмыкова.
При этом, я не сказал ему, что перед тем как побывать на «КРГ,» мы были на «Холодильнике» и со своей стороны мы имеем свидетелей, которые могут пояснить в каком состоянии мы были. Я это приберег для Вторушина, когда он примет решение по материалу проверки по факту нашего « пьянства».

Примерно, через неделю меня. Калмыкова и Банных собрали у Вторушина и объявили нам строгий выговор. Вид у Вторушина был серьезный. Настала моя очередь улыбаться. Я сказал Вторушину, что проверка произведена не полно, так как проведена не полностью. Пока мы Калмыковым находимся в кабинете начальника РОВД, необходимо пригласить сюда начальника охраны «Холодильника», двух охранников холодильника, которые присутствовали при задержании кладовщицы с детским питанием и кладовщицу. Эти люди пояснят в каком состоянии мы были. Вторушин зло, посмотрев на нас сказал: « А что разве нельзя было об этих свидетелях сообщить раньше?» Я ответил ему. что мы видели как он очень хочет нас наказать, что он взял сторону начальника охраны и директора «КРГ» не поговорив с нами. При этом я пояснил Вторушину, что криминогенная обстановка на «КРГ» серьезная и мне приходится уделять много времени и внимания этому объекту, но после того, что произошло, я посещение «КРГ» сокращу. После этого случая каких либо попыток со стороны Вторушина ославить службу ОБХСС не было.

В 1985 году меня послали в командировку в Узбекистан, сроком на два месяца.
Пока я был в командировке, «ушли» из отделения Банных Виталия Александровича.. Лично для меня это был удар, но сработало у руководителей отдела их правило - « Нет человека, у них нет проблем». Если бы я не был в командировке, я бы не дал Виталию уволиться, но я был поставлен перед фактом.

На место Банных был поставлен оперуполномоченный ОБХСС Кировского РОВД Хибов Анатолий Андреевич. Новый руководитель начал большую перестройку в отделении. Он предложил мне как старшему оперуполномоченному, а Банных успел поставить меня на эту должность, возглавить работу группы оперработников, работающих в Железнодорожном ГОВД. Дело в том, что в то время там вместе со мной работало уже 6 человек, а именно: Калмыков Сергей Борисович; Дылдин Юрий Валентинович; Поленников Андрей Васильевич; Головин Сергей Васильевич. Периодически у нас работал Кучумов Леонид.
Я согласился с предложением Хибова. так как по сути дела, становился руководителем маленького подразделения. Мы с Калмыковым быстро решилиорганизационные вопросы, чтобы встретить новичков надлежащим образом. Руководил подразделением Железнодорожного ГОВД подполковник милиции Томилов Владимир Павлович, с которым мы были в хороших отношениях. Он выделил нам в помещении ГОВД еще один кабинет. Мы его вымыли, обставили мебелью, которую выпросили на «Виншампанькомбинате».

     В общем, новичков приняли как надо, все было хорошо. Я включился в обучение вновь прибывших молодых сотрудников, не забывая о том, что с меня еще спросят и мои показатели. Вот тут-то и начались разногласия между Хибовым и мною.

Разногласия были разными, но пиком наших разногласий было - обучение молодых сотрудников. Люди пришли с улицы, к ним требовался особый подход к их профессиональному обучению.
Я до сих пор помню, как Струнин собирал нас со всех подразделений города. 7 человек вновь принятых на работу и рассказывал об азах работы оперработника. Помню я как в 1975 году, когда Родионов поставил меня на хозяйственные дела, буквально за руку провел по организациям и предприятиям, которые я должен был обслуживать, как часами обучал на новой линии, хотя в то время я уже был грамотным опером.

Естественно, точно так же и я начал обучать своей профессии вновь принятых молодых сотрудников. Мой метод обучения не понравился Хибову. Мне не понравился его метод обучения, который сводился к следующему: дал задание и пусть выполняет.
 
Я не мог себе позволить совершенно безграмотного в нашей работе пришедшего с улицы человека, бросить на произвол судьбы. В общем, между мною и начальником начались разногласия. На подведении итогов работы отделения за 1985 год Хибов обвинил меня и Калмыкова в саботаже и нежелании работать. Это было не правда и об этом очень резко высказался Калмыков. В перерыве совещания я на глазах начальника ОБХСС города Лазорева Б.П. подошел к Хибову и, указав пальцем на его грудь, сказал: «У этого человека есть только вывеска «НАЧАЛЬНИК», но он им никогда не будет. Поработает с полгода, развалит все налаженное Банных и уйдет из отделения.». Лазарев возразил мне, но через полгода подошел ко мне и сообщил .что я был прав. Хибов ушел обратно в ОБХСС Кировского РОВД.

Отделению повезло, что на смену Хибову пришла замечательная женщина и опытный оперативный работник Вавренчук Светлана Николаевна, я знал ее по работе в ОБХСС Верх-Исетского РОВД и в ОБХСС УВД города Свердловска. Мне очень жаль, что не пришлось поработать под ее началом . Дело в том, что Лазарев перевел меня работать под начало Качалова Николая Васильевича, с которым мы обслуживали режимные предприятия. Жаль мне было и то, что после ухода в ОБХСС Белоярского РОВД Калмыкова и моего ухода в ОБХСС УВД города, из отделения ушли Головин Сергей Васильевич, Кучумов Леонид, Дылдин Юрий Валентинович. Эти ребята при должном воспитании могли бы стать хорошими оперработниками, такими как Поленников Андрей Васильевич.

Вернусь к тому как мы обслуживали свои объекты, как выявляли преступления.
Например, Калмыков, согласно должностной инструкции, обслуживал оптовую базу «Роскульторга». База была огромной по своим размерам и количеству как подразделений, так и по количеству хранящихся на базе материальных ценностей. Сергей каждый год выявлял на базе преступления. По непонятным нам причинам в 1983 году обслуживать данную базу решили работники УБХСС ГУВД Свердлоблисполкома. Для этого они забрали у Калмыкова « Оперативно-справочное дело».Однако, спустя два или три месяца дело они вернули, со словами « Как Вы обслуживайте эту базу .совершенно непонятно!».
А Калмыков обслуживал и вполне удачно. Одно уголовное дело он возбудил по столовой. Суть материала! В один из выходных дней на базе, якобы отключили электричество. По этой причине в столовой протухло свыше двухсот килограмм курятины. Заведующая столовой составила акт на испорченное мясо, его подписал председатель профкома и она на его глазах выбросила мясо на помойку. У Сергея материал лежал около месяца, так как он не знал, что с ним делать. Вот тут-то нам с ним пригодилась школа Родионова Василия Ивановича. Мы с Сергеем дали задание на проведение бухгалтерско-документальной ревизии. По результатам проведенной ревизии получалось, что мяса на день отключения электричества просто не было, т.е. заведующая готовилась к хищению денежных средств. Когда мы сообщили заведующей о результатах проведенной ревизии, она упала в обморок. Ущерб по возбужденному уголовному делу составил более 600 рублей.

Для меня было важно, что на примере этого дела я показал Сергею всю важность и необходимость проведения бухгалтерско-документальной ревизии при работе по хозяйственным делам. Я научил его, как надо писать задание на проведение ревизии. По этой же базе, только уже конкретно по складу « Канцтовары», Сергей раскрыл крупное хищение материальных ценностей, хранящихся на этом складе. Суть дела!

Кладовщица склада « Канцтовары», фамилию ее я не помню, систематически занималась хищением товаров, хранящихся на складе. Об этом стало известно Калмыкову, администрации склада, которая перевела кладовщицу на другой склад. Перед тем как перейти на другой склад, кладовщица совершила хищение большого количества канцтоваров, которые спрятала в желобах теплотрассы, проходящей по территории склада, с которого ее убрали и по территории склада, на который ее перевели.

 К этому времени Калмыков уже установил несколько покупателей, купивших канцтовары у нашей кладовщицы. Учитывая имеющиеся данные, Калмыков принял решение о задержании кладовщицы. В один из субботних дней, когда на складе было мало работающих, кладовщица попыталась вынести часть похищенного, но Сергей организовал ее задержание.
 При личном обыске задержанной кладовщицы на проходной, а также при производстве обыска на ее квартире было изъято большое количество канцелярских товаров, а именно: простые и цветные карандаши, фломастеры, ручки, стерательные резинки и прочие изделия.
 Были изъяты две малогабаритные печатные машинки Чешского производства. Были изъяты канцтовары, спрятанные в желобах теплотрассы. Всего было изъято товара на сумму свыше 2,5 тыс. рублей. С учетом того, что ущерб, нанесенный кладовщицей, был практически погашен изъятыми канцтоварами а гак же частично деньгами, суд осудил кладовщицу к условной мере наказания сроком на 3 года.

 На фоне выявленных преступлений по различным линиям лично мною, мне особенно запомнились два уголовных дела, выявленных по режимным предприятиям. Преступления на режимных предприятиях выявлялись не так уж часто.

Мне запомнилось хорошо уголовное дело по факту хищения автомашины «Волга ГАЗ 21» на «Свердловском филиале Московского приборостроительного завода», расположенного по переулку Красному. Суть дела!

На заводе силами рабочих транспортного участка был произведен капитальный ремонт автомашины «Волга ГАЗ 24», на которой возили главного инженера завода. Ремонт был произведен весьма качественно, машина выглядела так, как будто она сошла с конвейера завода, но в это же время на завод для главного инженера пришла новая автомашина. Для того чтобы новую автомашину поставить на баланс на заводе, на учет в ГАИ, отремонтированную машину нужно было списать и сдать в металлолом. Накладная на сданный металл служила бы для бухгалтерии основанием для списания отремонтированной автомашины с баланса завода.
 Один из водителей транспортного участка вникнув в суть дела, достал накладную на сдачу металлической стружки и сдал ее в бухгалтерию завода. Бухгалтерия не стала проверять, что было сдано на переплавку, на завод «Вторчермет» просто списала автомашину.
Водитель, который представил акт на сдачу металлической стружки, угнал списанную автомашину себе в гараж и стал соображать, как эту автомашину узаконить. Пока он соображал, я про эту аферу узнал. Дело в том, что на складе транспортного цеха осталось очень много запасных частей для списанной и украденной автомашины. Их стали самым настоящим образомразворовывать. Большую часть запчастей своровал водитель угнавший себе машину, часть разворовала кладовщик транспортного участка. С нее я стал раскручивать это дело. Она списывала запасные части, направо и налево.
 Облицовку на автомашину « Волга ГАЗ 24, она списала на трактор «Белорусь» и так далее. Общий ущерб по уголовному делу составил около 6 тыс. руб.

Работая по этому делу, попутно я выявил хищение денежных средств главным энергетиком завода при прокладке электрического кабеля на территории завода.
Суть дела! Главный энергетик завода с целью хищения денежных средств при прокладке электрического кабеля завысил объем работ в составленной им смете на прокладку кабеля. С целью хищения денег оформил подставных лиц. Общий ущерб по данному уголовному делу составил около 2 тыс. рублей. Приборостроительный завод располагался не на территории «Старой сортировки», но в свое время Банных поручил мне обслуживать режимные предприятия и у меня получалось это неплохо.

В целом хочу сказать, что я прослужил в ОБХСС  Железнодорожного района РОВД 4 года 4 месяца. Работа у нас с Калмыковым ладилась, все было хорошо. Ну а то, что пришлось перейти на службу в ОБХСС УВД города Свердловска – это судьба и от этого никуда не денешься.