Творческие однофамильцы

Евгений Козырь
Есть такой прославленный кинорежиссер, Ридли Скотт. Я не являюсь его большим поклонником, но не признать значение его творчества для мирового кинематографа, конечно, не могу. В основном меня смущают два аспекта: во-первых, это его огромный жанровый и стилистический диапазон (здесь и фантастика, и историческое кино, и триллер…), во-вторых, это то, что в его фильмах есть как несомненные достоинства, так и многие недостатки. И, тем не менее, некоторые его фильмы мне нравится время от времени пересматривать.
Я уже упомянул, что в его фильмографии есть, если так можно выразиться, «исторический раздел»: это «1492: Завоевание рая», это «Гладиатор», это «Царство небесное»… Все эти фильмы интересны и рекомендуются к просмотру. Но, вот фильм «Робин Гуд», вышедший в 2010 году, произвел на меня несколько иное впечатление, чем вышедшие до него. За спиной режиссера вдруг начала угадываться фигура, несомненно, более весомая и значимая в истории искусства. Это его всемирно известный соотечественник, писатель, основоположник исторического романа, сэр Вальтер Скотт.
Между ними явно ощущается какая-то связь. И дело тут вовсе не в фамилии. Конечно же, она шотландская и является топонимом. И я даже не удивлюсь, если они оба выходцы из одного клана. И дело не в том, что они разрабатывают одну историческую эпоху. Мало ли существует фильмов о средневековье, это еще не дает права их создателям называться духовными наследниками Вальтера Скотта. И уж конечно, это не реинкарнация духа великого писателя в своем далеком однофамильце.
Это связь на уровне творческих принципов. Главные герои фильмов «Царство небесное» и «Робин Гуд» - простые люди, подхваченные вихрем эпохи. Кузнец и лучник, способные на глубокие мысли и чувства, нравственно превосходящие феодальную знать - они часть народа, выступающего движущей силой истории. Именно это роднит фильмы Ридли Скотта с книгами шотландского мастера. А еще - это драматургия. Все сюжетные линии фильмов стянуты к финальной битве, что также характерно и для книг Вальтера Скотта (например «Айвенго»).
Просто удивительно, почему продюсеры так и не подвигли режиссера на экранизацию книг прославленного писателя. Вот это была бы бомба: «Фильм Ридли Скотта по роману Вальтера Скотта!» А жаль.