Закат империй

Юрий Шпилькин
      
Толковый словарь отмечает, что империя (от лат. власть) — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром. Классики геополитики Карл Шмитт и Хэлфорд Маккиндер в своих работах различали два вида империй по форме экспансии. Разделяя все государства по своей геополитике на теллурократические и талассократические, эти мыслители выделили и характерные им имперские формы.
Теллурократия предполагает, что континентальные империи при присоединении соседних земель и включении их в свои границы в целях безопасности вынуждены были сразу же превращать их в свои провинции, гарантировать действие имперских законов и обращение имперской валюты. Это приводило к относительно безболезненному включению элит и обществ в имперостроительство.

Главным отличием талассократии от теллурократии служит то, что талассократия, как правило не контролирует сколько-нибудь значительных земельных пространств при удалении от моря вглубь континента. Талассократия в основном строится на линейных цепочках прибрежных городов-портов, в которых проживают или которые контролируют выходцы из главного города (метрополии). Типичный талассократический характер, имела древнегреческая колонизация времён ранней античности, почему и получила именно это название ("таласса" по-гречески означает море, в данном частном случае Средиземное).
Как образно писал один из эллинских летописцев того времени, «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота». В результате древнегреческой колонизации в Малой Азии греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и другие города явились центрами развития культуры и философской мысли. На территории современной Турции в Измире родился великий Гомер, в Милеете жили философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, а в Эфесе основатель античной диалектики Гераклит. Таким образом древнегреческие колонии были скорее очагом культуры, чем экспансии.

В эпоху нового времени империя - это колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями в интересах метрополии.
С возникновением централизованных национальных государств в сочетании с обострением межгосударственных отношений и необходимостью наращивания военного потенциала, а также началом колониальной экспансии привели к возникновению империй: Российской, Испанской, Португальской, Французской, Британской и других. Но Российская империя по своей сути является теллурократией, исторический процесс присоединения Сибири и Дальнего Востока в состав Русского (Российского) государства со второй половины XVI до XIX века, традиционно считается начатым в 1580 году походом Ермака против Сибирского ханства. По итогам Северной войны в 1721 году Пётр I объявляет себя императором, а Россию — империей, возвышая этим внешнеполитический образ России.

Как отмечает исследователь: «Россия считалась, в известной мере, с этнокультурным разнообразием в пределах империи и не стремилась к ассимиляции народов ее населяющих. Это позволило казахам сохранить этнотерриториальную целостность, свою национальную идентичность, что явилось сегодня базой для создания суверенного государства». (Кундакбаева Ж.Б. Политика Российской империи в отношении народов Северного Прикаспия в XVIII веке. Док. дисс. М. 2005). Но следует отметить, что не всегда преобразования в степи воспринимались позитивно. Так, началом восстания в Младшем жузе в период проведения в жизнь основных положений реформы 1867-1868 гг. послужила деятельность организационных комиссий, которые должны были провести учет казахских хозяйств, выборы аульных старшин и волостных управителей, сформировать административные аулы, собрать по новым нормам налоги.

Негативный смысл термин империя получил в связи с Британской, Испанской, Португальской, Нидерландской и Японской  колониальными империями, нередко имевшие хищнический характер ассимиляции колониального населения. Окончание второй мировой войны открыло новый этап в жизни народов Азии и Африки. Начала рушиться колониальная система, возводившаяся западноевропейскими странами в течение несколько столетий, начиная с XVI-XVII веков. В XX в. колониализм в основном исчерпал уже себя исторически. Уже к середине 60-х годов на политической карте мира появилось более 50 новых стран – членов мирового сообщества государств. Этому способствовала антиколониальная политика США и СССР, но с разных позиций. США вступили в войну, и вышли из нее под флагом «борьбы за свободу народов», имевшей, однако, и сугубо прагматическое основание – стремление к свободному доступу к полезным ископаемым и на рынки колониальных стран, ранее для них закрытые или ограниченные.

 СССР активно выступал за «ликвидацию колониальной системы империализма» в расчете на общее ослабление позиции Запада на Востоке и приобретение там собственного влияния. Это отвечало его концепции «развития мирового революционного процесса и углубления всеобщего кризиса капитализма». К началу XXI века практически все колониальные, морские, империи распались, но сохранили свое присутствие как, например, Британия в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, где считают главой своего государства, хотя и номинально, британского монарха.

Безусловно, активным катализатором крушения империй выступала борьба против колониализма освободившихся стран. Обретение независимости и вступление в ООН позволило им включиться в борьбу за свободу остальных народов. И чем больше становилось таких стран, тем эффективнее была деятельность ООН в этом направлении. Эти страны оказывали прямую поддержку национально-освободительным движениям, помогали молодым государствам вставать на ноги. Так закладывался фундамент будущих объединений независимых стран. Наглядным примером тому был духовный рост народов Средней Азии, Казахстана и других союзных республик, входивших в состав СССР.

Сегодня даже на "окраинах" понимают:« что успех социально-экономических реформ, укрепление внутриполитической стабильности и безопасности зависит не столько от формы политической системы, сколько от качества управления государством. Динамично развивающимися странами являются, как президентские, так и парламентские республики, как конституционные, так и абсолютные монархии. Есть и немало примеров провала политических систем, в том числе относящихся к народным демократиям», - отмечает председатель сената Республики Казахстан Ж.Токаев

Поэтому вызывает недоумение точка зрения А.Дугина, который утверждает, что «Империя – это всегда толерантность, это всегда терпимость к меньшинствам… Таким образом, самый лучший вариант для нас – это построение евразийской государственности, евразийской империи, где этнические и религиозные группы будут защищены законодательно».
Не империя, а Евразийский Союз - Союз Суверенных Государств - наше будущее.