Причина Троянской войны

Амартлен
В данной работе использованы материалы статьи Владимира Иваницкого «Ночная сторона Елены Аргивской», которую можно прочитать здесь: http://www.planetavsego.ru/news/html/616.html

   Троянская война - один из самых интересных эпизодов античной истории. У спартанского царя Менелая, старого солдата, храброго, опытного, удачного в сражениях, грубого, вспыльчивого и ревнивого, похитили жену Елену. Сделал это Парис - сын троянского царя Приама. Он был красив, избалован и пользовался успехом у женщин и мужчин. Богиня Афродита помогла ему соблазнить и похитить спартанскую царицу. Менелай собрал ахейских вождей и с огромным войском поплыл на кораблях к Трое за своей супругой. Так началась Троянская война. Осада Трои длилась много лет. Год за годом легендарные герои Греции сражались не на жизнь, а на смерть с героями Трои. Наконец, с помощью известной хитрости, построив деревянного коня и спрятав внутрь своих воинов, греческий герой Одиссей сумел проникнуть со своим отрядом в город и открыл грекам ворота. Этот легендарный герой Греции, царь-землепашец был замечен в уклонении от военной службы и ненавидел путешествия. Троя была разрушена, погибли Приам, Парис и Гектор, а прекрасная Елена вернулась к своему супругу. Корабли ахейских вождей двинулись в обратный путь.
   И вам совсем не интересно, из-за чего разразилась Троянская война? Ну, понятно, что поводом к войне не могла быть женщина. Из-за женщины дерутся только на дуэлях или в мифах. Но ведь и Троянская война - миф. «А раскопки Трои?» - скажете вы. Ну, во-первых никто не знает, Троя ли это или какой-то другой город. Таких городов на побережье Малой Азии было много. А, во-вторых, ну, не верите же вы, в самом деле, в деревянного коня, в котором спрятался целый отряд греков и в неуязвимого Ахилла со своей многострадальной пяткой...
   Вообще, мифы Древней Греции чрезвычайно запутаны. Судьба героев в них всё время излагается по-разному. В одном герой погибает, в другом тот же герой остаётся в живых. То он женится на одной, то на другой женщине, то попадает в немилость к богам, а то бывает ими же обласкан. Неизменен только характер героя, привычки, словом, его образ. Специалисты древней истории давно стали догадываться, что мифы — это, если так можно выразиться, желтая пресса древних. Герои мифов - маски, с помощью которых, в устной форме рассказывали о горячих событиях. Получался, своего рода, древний анекдот: события реальные, участники событий - тоже, а имена — вымышленные. Герои, боги, полубоги и так далее. Современный английский историк Грейвс как-то написал, что для него древние мифы не загадочнее современных политических карикатур. Понимаете, миф - это когда вымышленные герои иносказательно повествуют о реальных событиях. Это театр. Объясню теперь, что кроется за этим древним анекдотом.
   «Громко тогда возгласил повелитель мужей Агамемнон. Слух преклоните трояне, дардане и рати союзны. Видимо всем торжество Менелая - любимца Арея. Вы аргивянку Елену с богатством её похищенным выдайте нам и немедленно должную дань заплатите». Агамемнон - брат спартанского царя Менелая. Любит войну, трофеи, пленниц. Азартен, горяч и неосторожен. Но собрать армаду из боевых кораблей и отправиться в рискованное путешествие ради чести оскорблённого Менелая, на смертный бой за красоту прекрасной Елены - это очень сомнительный повод для столь важного события древней истории. Чтобы понять, что на самом деле столкнуло между собой два народа, а вместе с ними и всех богов, полубогов и героев древности - нужно знать, что это за женщина - Елена Аргивская или Троянская, Елена Прекрасная.
   Елена - жена спартанского царя Менелая. Красива, легкомысленна, капризна. Любит дорогие украшения. Пользуется покровительством Афродиты. Но прежде всего, пикантная деталь - Елена, как и многие аристократки, была наркоманкой. Это впрямую сказано в «Одиссее». Да-да, как и многие другие аристократки, Елена добавляла в вино таинственный непентес - что-то вроде гашиша. «В чаши она круговые подлить вознамерилась соку гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье бедствий дающего; тот, кто вина выпивал, с благотворным слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать, если б и мать, и отца неожиданной смертью утратил» («Одиссея», песнь IV. Перевод Жуковского). Что, не обращали раньше на это внимания? «Но почему историки молчали?» - спросите вы. А всё дело в том, что наркотики не увязываются с чистым и невинным обликом детей Солнца. Такими представляли греков Гёте и Маркс. Именно поэтому столетиями отделывались туманным толкованием, мол, непентес - это какое-то успокоительное средство. Однако, гашиш имел  вовсе не такое назначение. У древних он возбуждал похоть и аппетит. Леон Африканский об этом однажды написал: «Смесь, которую называют «ал хашиш» очень дорога. Когда человек съедает её одну унцию, он становится весёлым, смеётся и аппетит у него бывает при этом как у трёх человек. Это же снадобье возбуждает похотливость». Остаётся вспомнить, что прекрасную Елену, по проклятью Афродиты, неизменно желали все, кто хоть раз её увидел. Афродита - богиня любви у древних греков. Добра, внимательна, человечна. При этом экспериментирует с чувствами людей и любит лесть и комплименты.
   Древние знали технологию производства наркотических веществ. Это то и дело проскальзывает в мифах и легендах. Психотропные вещества имели важнейшее значение во многих, кстати, религиозных культах. Как там говорилось? «Религия - опиум для народа». Так вот, доподлинно известно, что вся цивилизация инков держалась на коке. Кокаин делал подданных послушными и безразличными и к боли и к усталости. В Центральной Америке существовали тайные культы, основанные на употреблении коки, кактуса пейот и ядовитых грибов. В Иране - авеста, в Древней Индии - Ригведа. Священные растения, дающие забвение. А ещё Амрита - индийский напиток бессмертия, который тоже был похищен, из-за чего и перессорились все индийские боги. Нектар, что пили боги Олимпа - это, скорее всего, смесь эфедры, опия и конопли. Скифы хорошо были знакомы с коноплёй. Историк Геродот указывает, что в бане скифы бросали коноплю на каменку, а затем вопили. А во фракийской религии, где очень важен был культ Орфея, того что спускался в царство мёртвых, пары конопли использовались для краткосрочного путешествия в загробный мир. Про греков подлинно известно немного, но очевидно, что они чем-то отравляли своих пифий, которые под воздействием ядов заговаривались и начинали выдавать пророчества. Уж не вдыхали ли они жжёный лист лавра - растения Аполлона, содержащий цианид калия. Если так, то и сам Аполлон в своём лавровом венце - бог токсикомании, а не только бог Солнца и покровитель искусств. Он сладострастен, красив, злопамятен и любит жертвы в свою честь. Один лишь Сократ призывал греков ничем не опьянять своё сознание, даже любовью. Но его не слушали. И, может быть, поэтому его и приговорили к яду, как бы в насмешку над его трезвостью.
   Но всё же, что нам ещё известно? По-прежнему, не видно повода к войне, хотя б Елена была бы трижды наркоманкой. Если верить легендам, то жизнь Елены была полна испытаний, от которых поневоле пристрастишься к непентесу. Много раз её пытались убить, много раз похищали. Она была ещё совсем девочкой, когда два беспринципных, вероломных и корыстных друга, ведущих антиобщественный образ жизни - Тезей и Перифой украли её у отчима и разыграли между собой. Это похищение послужило поводом к войне, так что Троянская война - не первая война из-за Елены. Детей своих она растеряла, кто погиб, а кого она сама бросила на попечение чужих людей. Светловолосая среди чёрных как смоль греков, она выглядела богиней и, как все красавицы, имела характер соответствующий: капризна, инфантильна, склонна к истерикам и самолюбованию. Состояние Менелая она тратила на бессмысленную роскошь, била служанок, часто плакала, уставала от обожателей и, как многие секс-символы, нуждалась в дополнительных средствах для того, чтобы поддержать свою угасающую чувственность. Вспомните, непентес, который она добавляла в вино. Елена так ценила собственную красоту, что когда по обряду скорби, ей полагалось отрезать свои волосы, она всегда отрезала только самые их концы. Елена в плену ведёт себя чрезвычайно странно. Нельзя понять, по собственной воле она оказалась в Трое или её увезли силой. Ей, скорее всего, всё равно: что троянцы, что ахейцы. Для такой женщины, как Елена, не существует привязанности, а тем более, верности Родине. Дважды Одиссей ходил в Трою на разведку и она не выдала его, даже помогла грекам украсть статую Афины. Зажигала на стене города огонь, чтобы указать путь греческим кораблям. Зато, когда Одиссей затаился в брюхе деревянного коня со своим отрядом, Елена приходила и искушала солдат, разговаривая с каждым и каждый слышал в её голосе голос своей жены. Одиссей вынужден был применить силу, чтобы его солдаты не ответили и не выдали себя. Как видите, у Елены богатые артистические наклонности. Такие люди часто подражают в жизни какому-нибудь кумиру. С кого же берёт пример Елена? Конечно же, с Афродиты - богини-изменницы. Афродита изменяет на небесах, а Елена Троянская - на земле. Не могу сказать, что Елена вызывает у меня симпатию и ещё я всё больше запутываюсь в том, что она реальный персонаж или, всё-таки, вымышленный...
   Давайте подытожим. Древние языческие культы сопровождались употреблением наркотиков. Древние народы, и греки в их числе, не видят никаких моральных преград одурманиванию своего сознания. Античная культура - не только радостное воспевание совершенства человека, но ещё и мрачный культ смерти, забвения, колдовства и неотвратимой силы рока. Поскольку, как мы помним, мифы древних греков - это иносказательное описание злободневных новостей, то миф о Троянской войне рассказывает не о войне двух народов из-за женщины, которую похитили. Похищение женщины, бегство, война, возвращение - вот же сюжет, который повторяется веками: от древнеиндийского эпоса до «Руслана и Людмилы». За обладание напитком бессмертия амритой - война между индийскими богами. За обладание сомой - ещё одним одурманивающим средством - тоже война, только между людьми. ЕЛЕНА - НЕ ЖЕНЩИНА, ЕЛЕНА - ЭТО НАРКОТИК! А ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА - ЭТО ВОЙНА ДВУХ КЛАНОВ ЗА РАЗДЕЛ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ ЗА МОНОПОЛИЮ НА ПРОИЗВОДСТВО ДУРМАНА. С Востока пришёл секрет производства, с Востока же - и схема легенды. В пересказе причину войны снабдили, естественно, человеческими чертами: капризность, неуравновешенность, безразличие к своей стране, к своим детям, безответственность. Ну чем не портрет женщины, которая пристрастилась к наркотикам? Ну вот, а теперь вам, наверное, хочется верить, что Елена, всё-таки, была. Но история причудлива, знаете ли. Всё, о чём я здесь писал, всё-таки, не отрицает существования настоящей Елены. Может быть, и была... Почему нет? По преданию, Менелай вернул Елену Прекрасную на Родину. Так закончилась Троянская война. Закончились приключения Елены и многие годы они жили в мире и счастье во дворце в Спарте. Стареющий Менелай вспоминал о своих военных победах, и мыслил о былом, а Елена подливала в вино непентес и о чём думала она в минуты наслаждения, знают только боги.

02.12.2014