Исидор и Сталин

Александр Прок Прокопенко
               
                Рассказ.      
               
       В небольшом городке Кснагуле случилось……                -         Постойте, постойте,- скажете вы,- да нет городка с таким ёперным названием!                -Помилуйте, господа! Да не выдумал же я его, выдумывать –  дело рук именитых писателей и членов Союза! Вы слушайте, как дело-то  было…
        Однажды, запрыгнув на ходу в отправляющийся в этот городок столичный поезд, я оказался в объятиях полной и душистой проводницы.
-Это ещё ты кто? –сцепив вагонообразные  брови, настойчиво поинтересовалась  она.
-Та я свой!- попробовал я увильнуть.
-Со своих – семьдесят пять!- как  она была прекрасна!
         Заплатив,  я окунулся в море запахов различных колбас и копчёных куриц, а также сыра, консервов, пива и пр. Пассажиры плотно завтракали. Мест свободных не было.
        В последнем купе громко шумела странная компания – Сталин, Ворошилов, Берия, Молотов и другие официальные лица.. А возле окна улыбался мой старый знакомый, режиссёр столичного театра Гиви Шулидзе.
- Вах-вах, кого я вижу! Подсаживайся давай! Водку будешь?
Я с удовольствием отказался и упал на сидение.  Гиви, перейдя ко мне,стал возбужденно  рассказывать  об успехе его последнего спектакля « Сталин и наше время».
- Прикинь, старик, два месяца уже на гастролях, в баню некогда сходить, да что там в баню – переодеться нет времени!
 Артисты играли в покер.
Услышав, что я журналист, Сталин пронзил меня бессмертным взглядом и важно спросил:
-Паслушай, дарагой, а ты не знаешь, кто эта в Кснагуле прашлагодние газеты прадаёт? Праезжали мы на прошлай неделе этат гарадок, паслал я Климента Ефремавича за свежей прессай, а он принёс черт знает что!
- Газета «Наисвежайшие новости»!-  подобострастно  уточнил  Ворошилов.
-Вот, вот! Шулера, панимаешь!- как гильотиной, лязгнул зубами Сталин.
-Знаю и очень хорошо, - засмеялся я.
          Речь шла о бывшем редакторе местной газеты городка Кснагула Исидоре Свидригайловиче Точно.
- Ни фига себе!- опять скажете вы.
- А что тут такого? Исидором назвали его родители в честь знаменитого деда, конокрада, который, согласно достоверным источникам, украл лошадь у самого Будённого. Ту самую, которую воспел среднеазиатский акын \ об этом упоминает в одной из статей Маяковский\:
            В стране советской полудённой
            Среди степей и ковылей,
            Семён Михайлович Буденный,
            Скакал на сером кобыле.
Отчество у Исидора, правду говоря, было другое.         Свидригайловичем  его прозвали  студентки академии Культуры, которым он в молодости читал лекции, а потом беспощадно зажимал на зачётах. А по поводу фамилии говорят, что была она у него украинская, но никто её, наверно, уже не помнит. Когда работал в газете спецкором и брал у кого-либо интервью, то всегда перебивал и спрашивал: «Точно? Нет, это точно?» Отсюда и появилось у него это прозвище, вскоре ставшее очень популярным, и Исидор сделал его псевдонимом.
        Два года назад старого  редактора «Наисвежайших новостей» торжественно  отправили на заслуженный отдых, а газету возглавил Исидор, потому что больше было некому – в редакции работала одна молодёжь.
       Новый редактор в духе времени решил в корне изменить  престиж  газеты. Для этого он сократил  насмехавшихся над ним  корреспондентов, увеличил штат молодых журналисток и ввёл еженедельные фуршеты.
      Принесёт, бывало, старый опытный журналист статью, Исидор внимательно прочтёт её, снимет свои  огромные очки и станет  ими размахивать:
- Статья у вас, милейший, будем так  говорить, неплохая, но вот о женском поле – ни слова!
- Помилуйте, у меня же тема – открытие мужской бани!
- Всё равно, голубчик, вы подумайте, подумайте…
         Вскоре обнаружилась у редактора ещё одна замечательная слабость – тащить домой всё, что попадалось под руку. И когда в редакции не осталось ни ручек, ни бумаги – он стал выносить газеты. Таким образом,две комнаты его «трёшки» оказались забитыми «Наисвежайшими новостями».
         Результатом такой политики стало то, что тираж упал, журналистки разбежались и пришлось издание закрыть.
         Но жить-то на что-то нужно! И тут пришла Исидору оригинальная идея – он решил продавать газеты! Сначала по дешёвке сдавал продавцам пирожков и семечек, а потом смекнул, что можно сбывать и по полной стоимости, как новые, благо ведь и название – «Наисвежайшие новости»!
         Дело шло успешно около месяца, не считая мелких скандалов и недоразумений, а потом Исидор примелькался и его стали отовсюду гнать и даже иногда бить.
         Больше всех лютовал дворник вокзала Пётр Сидорыч – обманутые читатели рвали газеты в клочья и швыряли, где попало. Нужно отметить, что Петр Сидорыч был глубоко ответственной и нервной личностью, уважающей чистоту и порядок. Поэтому он подстерегал Исидора Точно и в неистовом гневе бил его метлой, а если тот вовремя убегал – запускал метлу по ногам.
         И тогда решил бывший редактор реализовывать своё детище только на перроне и только приезжающе-отъезжающим пассажирам – так безопаснее.
- Ты сматри какая изощрённая сволачь! – воскликнул Иосиф Виссарионович и бросил карты на столик.
- А я его ещё переспросил – свежие ли газеты? – пролепетал Ворошилов.
- Эта дела так аставлять нельзя! А ну-ка, Лаврентий Палыч, придумай что-нибудь!
         Между тем столичный поезд приближался к городку Кснагулу.
            А в это время  по его  привокзальной площади, рассекая июльский зной объёмными
габаритами,неслось пышное  создание в парусиновой майке и выцвевших до мелкого безобразия шортах. И хотя у него под мышкой находилась увесистая кипа газет, оно время от времени высоко подпрыгивало, поджимая под себя короткие ноги, так как ужасно боялось вышеупомянутой метлы вокзального дворника.
Как вы уже догадались, это был Исидор Свидригайлович Точно. Преодолев благополучно  привокзальную площадь, он выскочил на перрон и растворился в толпе, которая ожидала  прибытия столичного поезда. »Рано ещё, рано,- шептал он, с трудом удерживая себя,-  подпустим поближе!» И как только поезд вынырнул из-за поворота,  Исидор  взмахнул  газетами и возопил: «Наисвежайшие новости!Наисвежайшие новости!»
На встречающих он особо не рассчитывал, но сегодня и они приобрели  несколько штук. Сразу стали брать приехавшие, жаждующие узнать, что произошло в городке за последнее время. Газета шла нарасхват. И тут краем намётанного глаза Исидор заметил,  что из двенадцатого вагона стала выходить какая-то делегация. На такое у бывшего редактора был особый, видно доставшийся от деда-конокрада, нюх! «Если иностранцы, так и валюту можно взять!»- пронеслось в уме. Вырвавшись из круга покупателей, Исидор устремился вперёд!
Девятый,…….. десятый,……..одиннад…..
И тут Исидора передёрнуло, и стал он как вкопанный…
Прямо на него, медленно и важно, надвигался сам…. Иосиф Виссарионович Сталин! За ним шли Берия, Молотов, Ворошилов и другие официальные лица. Ворошилов что-то шепнул великому вождю и показал пальцем на Исидора Точно.
- А-а... Паслушай, дарагой!- сказал сердито  Сталин, - зачем ты на прошлай неделе  падсунул товарищу Варашилаву кучу макулатуры?  Я  хатель свежие новасти пачитать! Нехарашо!
- Я верну, верну деньги, Иосиф Виссарионович, - залепетал Исидор,- всё верну до копейки…
- Зачем мне тваи капейки!- махнул рукой Сталин и обратился к Берии, - Ну что мы, Лаврентий, с ним будем делат?
- В Сибирь! На рудники!- сверкнул колючими глазами министр НКВД.
- Как эта жестока, Лаврентий! Пасматри на него! Можна что-нибудь помягче, а?
- Тогда расстрелять!
- Эта другое дела! Арестуйте его, пожалуйста!
Как присел тут Исидор! Как опустилось у него всё внутри! Бросил он газеты и, подхватив потяжелевшие  шорты трясущимися руками, развернулся, и с перекошенным ртом понесся прочь с перрона. А навстречу ему дворник, Петр Сидорыч, с поднятой  метлой!  Метнулся Исидор на эстакаду – а по ней пассажиры с газетами на него  идут!  И как разбежался он тогда,  подбежал к перилам и сиганул через них! И тут же промелькнула у него  радостная мысль:»Ушёл!»  Расправив руки от счастья, зажжужал Исидор  как шмель, и, сделав несколько кругов над афишей:»Гастроли столичного театра. Спектакль «Сталин и наше время», помахал всем мохнатой лапой и улетел.
Вот и всё.

                ------