О Михаиле Рубцове

Малахитовая Шкатулка
 Во второй половине девятнадцатого века крестьяне оставались наиболее многочисленной группой населения. Получив в 1861 году свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Капиталистические отношения способствовали разделению на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты. Люди разорялись и искали новые места жительства.
Отставным солдатом русской армии Михаилом Рубцовым из желающих поменять место жительства крестьян был собран обоз.  К Рубцову присоединялись разорившиеся в результате реформ крестьяне центральной России - люди, покинутые на произвол судьбы.
Обоз сначала направился в Мариуполь на Азов, но там переселенцам не понравилось, и они, зная про Беловодье,  направились на Алтай. Рубцову приглянулось место на правом берегу  Алея в излучине реки. В 1886году Рубцов и Беляев построили первые землянки.
Ошибка переселенцев была в том, что они поставили свои землянки на месте, затопляемом вешними водами. Пришлось переселяться на левый берег, более высокий и сухой.
Оставив земляка вместо себя с переселенцами, Рубцов отправился в Томск, в губернское правление с доверенным письмом от 85 семей села Покровки Усманской волости с прошением о выделении земли на поселение в Коростелёвской степи Алтайского округа. Земельное правление разрешило Рубцову подыскать место для посёлка на правах арендаторов.
Осенью 1886 года Рубцов, возвратившись на выбранное место, поставил избу в трёх километрах от Оловянишниково, в районе  «Киргизских могил» и двинулся за земляками. Прошёл почти год, пока в ноябре 1887 года сюда прибыла первая партия переселенцев – 58 семей. Среди них были: Гончаров Василий, Журин Василий, Понамарёв Трофим и Тарасов Прохор.
Переселенцы, запуганные старожилами, побоялись селиться рядом с Рубцовым и разделились. Часть уехала в Половинкино, Локоть и другие окрестные деревни. А тридцать семей пошли батрачить к оловянишниковским богачам, поселившись на южной окраине села без права голоса на сельском сходе. Только несколько семей, не испугавшись старожилов осмелились поставить свои избушки рядом с избушкой М.Рубцова. Среди них  были семьи Долгих, Драчёвых, Дорофеевых, Лебедевых, Турковых, Тимофеевых и Черниковых.
В 1888году сюда прибыла вторая партия самарских переселенцев – 28 семей. 27 июня 1888 года на рубцовской земле родился первый человек – Захар Максимович Долгих – первый председатель Рубцовского совета, почётный гражданин города.
497 разных заявлений и просьб в Кабинет Его императорского  величества Томскому губернатору и начальству Алтайского горного округа написал Михайло Рубцов с просьбой о предоставлении ему земли для поселения. 24 февраля 1892 года чиновником по сбору аренды Михельсоном Михаилу Рубцову была  разрешена аренда 50 десятин земли против урочища «Широкая лука». На заявлении М. Рубцова с прошением поселиться в Коростелёвской степи он написал: « По просьбе Рубцова и Чулкова объявляю, что разрешаю поселиться по левому берегу реки Алей от устья старицы вверх по течению на 400 саженей на местности, называемой Песьянами в одной версте от киргизских могилок… с тем условием, чтобы немедленно была произведена уплата аренды за постройки. Не оплатившим аренды селиться не позволено»
На отведённой земле переселенцы образовали посёлок под названием – засёлок Рубцова. В 1892 году решением главного управления Алтайского горного округа принята резолюция «Причислить деревню Рубцова к Ново-Алейской волости. И этот год стал официальным годом рождения заселённого места Рубцово.
По воспоминаниям современников Михаил Рубцов был умный, предприимчивый, энергичный, смелый и последовательный человек, умел договариваться с начальством, обладал твёрдым волевым характером. По национальности мордвин-эрзя. Среднего роста, коренаст, с чёрной бородой.
Была у Рубцова семья: жена Евдокия Ивановна, дочери Анна, Анисья,  Васена и сын Гавриил. Крестьянским трудом семья занималась мало. Славился Михаил Рубцов своим ремеслом портного, сапожника и лекаря. Он обшивал, обувал, лечил своих односельчан. Односельчане вспоминали, что он шил на дому из выделанных овечьих шкур шубы и полушубки вместе с сыном Гавриилом. У них была своя ножная швейная машина, и они шили для заказчиков. Его приглашали лечить больных лечебными травами и наговорами, читать заупокойную молитву к покойникам. Платили зерном продуктами, мясом. Была у Михаила Рубцова одна внешняя отличительная черта – это рваные ноздри.
В последние годы Рубцов жил по ул. Кирова 48. Это был крепкосложенный сухощавый старик с седой окладистой бородой в простых очках в железной оправе. Ходил он уверенной ровной походкой, опираясь на железную трость.
Умер 23 сентября 1938 года.
О его возрасте документов и единого мнения у историков города нет. Г.П.Гнилицкая утверждает, что Рубцов был долгожителем и прожил 112 лет.
Севастьянов К.Р.  много лет собиравший о Рубцове сведения, уверен в том, что он умер в возрасте 80-90 лет. Похоронен основатель в северо-западной части старого городского кладбища, находящегося сегодня на окрайне города у Ново-Егорьевского тракта.
Дочь, Анисья Михайловна, её муж Арсентий Максимович, их внучка, правнучка Михаила Алексеевича Рубцова похоронены в одной могиле с Михаилом. Их общая могила была обустроена в 1992 году по заданию горисполкома комитетом коммунального хозяйства.*
 *Гнилицкая Г.П. Династии города Рубцовска-Рубцовск.  «Выбор» 2002г с18-19
М.А. Попов. Рубцовск(1892-2000гг) (Исторические очерки). Рубцовск 2004
Г.С.Королёв. Рубцовск: от засёлка до города.(1886-1927г.г.) Исторический очерк. Рубцовск 2001г.
Пустынников И. Рубцовск. Алт. книж. изд-во.г.Барнаул 1968г
 
Место захоронения Рубцова вызывает горячие споры. Есть разные предположения по поводу того, где она находится. Мне представляется верной версия, известная мне от писателя А. И. Хананова.
Ещё в 1991 году Анатолий Иванович Хананов, опираясь на свидетельства очевидцев (рубцовчанки Марии Кузьминой, присутствовавшей на похоронах дочери Рубцова Анисьи и Нины Прокофьевны Рубцовой, прямой родственницы Рубцова) и чертёж, обнаруженный им в архивах горисполкома, определил место нахождения могилы Михаила Рубцова.
В 1991 году была создана комиссия из пяти человек, удостоверившая специальным актом факт её обнаружения. В её составе были: управделами горисполкома Анатолий Хананов, директор краеведческого музея Надежда Мохова, заместитель директора  музея Галина Гнилицкая, краевед Климентий Севастьянов и начальник спецавтохозяйства Пётр Чудайкин.
На могиле был установлен памятник из мраморной крошки, но он так и остался без таблички. А.И.Хананов составил план перезахоронения останков Рубцова на проспект Рубцовский (примерно туда, где сейчас стоит памятник Рубцову) Но осуществить намеченное так и не успели в связи с изменениями в политике государства. В 1992 году работы были остановлены, место захоронения заброшено.
В 2009 году схема, обозначавшая место расположения могилы и статья А.И.Хананова, посвященная Рубцову попали в руки Борису Павлову. Он проявил инициативу и привлёк внимание отдела культуры и журналистов телерадиокомпании «Медиа-Союз».
2 сентября 2010 года журналисты, сотрудники городского музея и инициативная творческая интеллигенция ездили на могилу Рубцова.
25 июня 2011 года инициативная группа Общества памяти Михаила Рубцова в составе: депутаты рубцовского городского совета Александр Гуньков и Ирина Шудра, писатели Борис Павлов, Сергей Медведев, Александр Павлухин, Яна Никишина, Галина Золотарёва, предприниматель Николай Костюков, врач скорой помощи Николай Невежин и другие посетили предполагаемое место захоронения основателя города Михаила Алексеевича Рубцова. Патриотические чувства по отношению к своей малой родине привели в этот июньский день всех  на кладбище. Неравнодушные граждане привели в порядок могилу, покрасили оградку, возложили цветы и по русскому обычаю поставили Рубцову рюмку водки, положили хлеб, зажгли свечу. Одухотворённая атмосфера способствовала тому, что даже люди не пишущие вдохновились и стали читать стихи. Сильная притягательная энергетика захоронения коснулась всех. Дух Михаила Рубцова, подарившего нам этот город, раскрыл внутреннюю суть каждого человека, присутствовавшего здесь, его творческий потенциал.
29.05.2013г на предполагаемом месте захоронения  установлен   памятник Михаилу Рубцову, отставному солдату Русской Армии, освящён 18.06.2013г.  Общество памяти Михаила Рубцова выражает сердечную благодарность настоятелю Михайло-Архангельского храма Михаилу Кизюн , а также Яну Мадяр, Денису Черновову, Роману Черновову, Василию Сагайдачному и Денису Мадяр за бескорыстную помощь  в  установке памятника.

О создании скульптуры Рубцова
 Вспоминает Валентина Стрельцова:
В честь столетия Рубцовска к скульптору Генриху Фуксу обратились из городского музея с просьбой сделать скульптуру основателя города Михаила Рубцова.
Фукс дал согласие, но был в полной нерешительности, как осуществить задание. Ведь кроме плохонькой фотографии ничего нет в его распоряжении, да и то фото совершенно непригодное: только очертание, никакой фотогеничности даже не просматривалось.
В поисках исходного материала посетил он заводской музей и там ему предложили имеющиеся в наличии две фографии Рубцова. Одна из них явно стилизованная под лихого мужика с закрученным усом и дерзким взглядом. Другая – копия имеющейся у него на руках, но более чёткая, более рельефная, лучше сохранившаяся. Скудно, бедно, но что-то уже было у художника для начала.
    Начались поиски людей, знавших лично Михаила. Ещё были живы старики, что помнили Рубцова. Они скажут, что представлял из себя этот мужичок: что любил, чего хотел, как выглядел и прочее.
Постепенно образ первопроходца стал формироваться. О слов старожила узнаёт мастер, что Рубцов был человеком живым и решительным. Горяч на слово, да и на руку. Служил в царской армии и был награждён орденом «Святого Георгия». Все эти сведения оживили созданный в воображении облик Михаила. И вот сделан первый макет. Я видела его. Это была Фигура в три четверти крупного бородатого мужика с посохом в руке и заплечным мешком, затянутым бечевой. Прищурив глаза, смотрит он из-под козырька порядком поношенного картуза на степь, что раскинулась до горизонта. Раздумье в его лице. Одет в суконную поддёвку – одежда крестьян среднего достатка. Он пришёл сюда из центральной России в поисках земли, где можно не без пользы приложить свои силы и знания. Он не одинок. За ним люди, семьи. Они доверяют ему, ждут от него решительного слова и помощи. Ведь он один из всех обучен грамоте и знает, как вести тяжбу, знает к кому обратиться и кому писать жалобу. Ведь он годами вёл переписку с губернатором гТомска, ожидая разрешения на земельный надел для односельчан. Вскоре работа подошла к концу, она одобрена знавшими Михаила Рубцова стариками и нашла своё место в городском музее и мы сегодня имеем возможность увидеть эту статую собственными глазами.


На фотографии Борис Павлов.