Аросат

Абдулазиз Махмудов
               
                Абдулазиз Махмудов               
               
                Аросат



После коротенькой рефлексии под названием «Ещё раз про Узбеккино»

опубликованной на страницах различных интернет изданий, в мой адрес на

Фейсбуке посыпались оскорбления, а когда на сайте dunyouzbeкlari.com

появилась анонимка « ВЫЕЗДНАЯ ВИЗА – ПУТЕМ БЕСЧИНСТВА? или об отчаянной

миссии Махмудова»  обвиняющая  меня в сотрудничестве с серым кардиналом в

обмен «на выездную визу» я от души посмеялся и понял, что все анонимки,

написаны киношниками и  даже подозреваю, каким именно кланом.  Господин

анонимщик! Докладываю вам, что за вашу поимку, серый кардинал поклялся на

коране ( потому что у них так принято ) выдать мне не только выездную визу,

но и обещал выплатить один миллион зелёными из ваших «откатов» и отправить в

кругосветное путешествие сроком в один год, в классе люкс круизного лайнера

«Costa Favolosa» Так – что глотайте слюни и завидуйте. А ваши анонимки и моя

рефлексия высекли искру вдохновения. Появилась драматургия. И я продолжаю мои

размышления о состоянии дел в Узбеккино. Ибо сегодня вся страна  Узбеккино.

   Сегодня мы с вами наблюдаем кризис религиозных доктрин. Это особенно

отчётливо наблюдается в развитых просвещённых государствах Европы, где

церкви пустуют и закрываются за ненадобностью. А их место занимают мечети

эмигрантов, бежавших от нищеты и произвола из отсталых стран Азии и Африки,

которые вместе с верой везут на Запад свой менталитет и отсталые

патриархальные традиции, зачастую противоречащие общечеловеческим ценностям.

Своё нетерпимое отношение к современной культуре демонстрируют и различные

экстремистские группировки, бесчинствующие под знамёнами ислама. Конечно же

это не может не вызывать размышлений и осуждений здравомыслящих людей.

Видимо, поэтому участились случаи, когда наиболее сомневающиеся адепты ислама

стали уходить в другие вероисповедания…Хотя для объяснения этого явления есть

и множество  других причин: духовного, экономического и социального порядка . 

Я  вполне  понимаю людей меняющих религиозные убеждения. Поскольку, это очень

серьёзно и на всю жизнь! Выбирать религию, или не выбирать ни какой - следует

в зрелом возрасте.( Представляю, какой визг поднимут фанатики после этих

строк. ) Процесс перехода верующих граждан из одних конфессий в другие прои-

сходит и в Узбекистане. В конституции и законах которого декларируется право

на свободу совести.

    «Свобода совести — это гарантированное конституционное право граждан

исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.Не допускается какое-

либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к

исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в богослуже

жениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образова-

ния.»

Однако, этот закон никак не мешает борьбе государственных органов Узбекистана

с «кяфирами и вероотступниками». На местном телевидении на канале «Ёшлар» 

прямо в эту самую минуту, шестого декабря 2014 года с 10 часов 20 минут,

когда я пишу эти строчки началась  пропаганда мракобесия и религиозной

нетерпимости… Иной раз, в мою голову закрадывается шальная мысль, что мы

ошибаемся, думая, что страной правит  светская элита. На самом деле нашей

страной правят официальные и неофициальные муллы. Так называемые –

«кадымисты» - сторонники возрождения патриархальной старины с дремучим

религиозным сознанием и феодально - байским домостроем. (А верховная власть,

коммунисты – атеисты из коньюнкурных соображений посещающих  Мекку, и

участвующие на богослужениях в мечети, всего лишь заложники агрессивно-

послушного, невежественного большинства, ловко  управляемого мусульманским

духовенством .) Но об этом мы поговорим позже…
 
- Прошлым летом на местном телевидении опять же по каналу «Ёшлар» в первый

раз демонстрировался  фильм Узбеккино 2009 года «Аросат» . Автор

Г.Шермухамад. Режиссер М.Абдухоликов. Оператор Ж.Ганиев, которые выступают

апологетами «кадымизма». Маразм крепчает, - подумал я тогда. Именно этот

фильм повторно показывают и сейчас, в эту самую минуту. Я смотрю телевизор и

пишу эти строчки.

У  «Аросат» несколько значений. Русско - узбекский словарь под редакцией

Акобирова и Михайлова- 1988 года . Говорит : Аросат это:
 
1 - страшный суд, место страшного суда; 2 – суматоха, шум, гвалт, солмок

вызвать панику, смятение; га тушмок или да колмок – оста-новиться на

распутье; не знать что делать.

Как мне представляется, авторы фильма имели в виду первое значение: страшный

суд, или место страшного суда.

По поводу этого фильма я выступал на конференции в Доме кино и в марте 2010

года опубликовал в centrasia.ru. критическую статью «Янь и Инь узбекского

игрового кино». Вот фрагмент посвящённый содержанию фильма.      
      
    «Намерения создателей фильма - борьба с прозелитизмом.       Односельчане

не хотят участвовать в похоронах погибшей от несчастного случая женщины

прозелитки. Имамы отказывается читать заупокойную молитву. И ни одно кладбище

не хочет принимать ее труп. К сожалению, в нашей жизни встречаются такие

явления, которые мы увидели в фильме. Мы можем стать такими бессердечными

мракобесами, но только в одном случае! Если прикажет чиновник. Мы будем

стучать на своих близких, на сына, на свата и брата. Если прикажет чиновник,

мы стыдливо опустим глаза, трусливо спрячемся и бойкотируем похороны любого

праведника, даже будь он собственным отцом, как это было в недавние советские

времена. А иначе мы вполне адекватны современности, и очень милосердны. Наши

кладбища переполнены атеистами – коммунистами, ворами и серийными убийцами. И

вообще существует негласное правило: раз ты принес усопшего в мечеть, значит

он правоверный мусульманин. Мулла прочитает заупокойную молитву и человека

чинно мирно похоронят…… Так что для правдивости в фильме не хватает образа

злонамеренного и мстительного чиновника. Но авторы блестяще решили эту

проблему. В качестве злонамеренного чиновника выступает сам Аллах. Во –

первых, совершив наезд он покарал молодую безобидную женщину, которая не была

взяточницей, никого не убивала, ничего не воровала, не была блудницей, однако

поддавшись агитации мужа прозелита сменила веру и агитировала людей. Ну и что

с этого? У нас свобода совести и вероисповедания. Верить, или не верить это

личное дело каждого гражданина…

… Вернемся к фильму. Начинается он с эпизода, где какие-то, не то воры, не то

бандиты, одним словом, подозрительные типы, уговаривают главного героя -

прозелита, мужа погибшей женщины, никому ничего не говорить. Потом появляется

отец и выгоняет друзей мужа. Узнав, что умерла «безбожница» и, что

родственники хотят ее похоронить - ретируются соседи. Затем все экранное

время занято попытками родственников хоть каким - то образом похоронить

несчастную женщину. Почему-то никому не приходит в голову совершить похороны

покойной на кладбище конфессии соответствующей ее новым религиозным

убеждениям. Ну тогда не было бы причин для создания фильма. Вся фишка в том,

что негде похоронить. Труп везут в дальний кишлак, но видимо, злонамеренный

чиновник уже сообщил имаму по сотовому телефону, что везут прозелитку. И имам

возмущенно закрывает ворота кладбища. И самое невероятное мулла отказывается

от денег. Потом бесчисленное количество раз ломается машина. Даже железо

возмущено деяниями «безбожницы». Мистика какая-то. Потом прозревший шофер

отказывается вести машину. Бесконечные разборки родствеников с шофером.

Наконец, решили похоронить труп на кладбище заброшенного кишлака. Но где-то в

мрачном ущелье мотор окончательно глохнет. И родственники решают похоронить

усопшую прямо у обочины дороги. Но не тут - то было. Наступила ночь, пошел

снег, каменистая земля не поддается под ударами лопаты и стало чертовски

холодно. Становится жалко бедных людей не способных похоронить ни в чем не

повинного человека. Жалко мужа, который окоченев от холода, ложится под

одеяло рядом с усопшей. Растет ненависть к тем, кто препятствует похоронам: к

трусливым соседям и продажным махаллинским аксакалам. Наконец-то яма вырыта.

Деревянный кузов машины сожжен в костре и это еще одно несчастье, которое

посылает Аллах. И последнее! Женщина похоронена, но мстительный чиновник не

унимается, труп разрывают и съедают, не то волки, не то собаки…»

Таково краткое содержание. Кстати, и эта картина и ему подобные в исполнении

режиссера М. Абдухоликова размещены  в интернете и пользуются бешеным

успехом, у наших дремучих зрителей. Представьте себе, это вопиющее мракобесие

противоречащее общечеловеческим ценностям и изображающее местное мусу-

льманское население, как фанатичных средневековых варваров выпущено на

местный экран. ( Предполагаю, что мракобес из Яйпана, не так давно

покалечивший двух невинных женщин совершил своё преступление под влиянием

таких фильмов. Я утверждаю - невинных женщин! Религиозный фанатик  одураче-

нный местной пропагандой и покалеченные им женщины – следствие обстоятельств

созданных нынешним режимом.) По всей видимости, и заказчики фильма и его

создатели и те кто пустил в публичный прокат, хромают на обе ноги в области

понимания задач современной культуры. И всё же это мракобесие выпустили на

массовый экран. Хотя когда-то бывший председатель Узбеккино  господин Исхаков

публично заявлял, что фильм обычная «заказуха»  Духовного управления

мусульман и предназначена для демонстрации в исправительных колониях. Однако

со времени производства фильма прошло пять лет, и быть может, устроители

массового показа решили, что за это время  вся страна стала исправительной

колонией? 

В фильме совершенно отсутствует анализ причин перехода узбекских мусульман в

иную веру. Потому, что это автоматически затронуло бы проблемы экономики и

социальной справедливости.   Люди покидающие ислам попросту не верят

большинству своекорыстных, лицемерных и невежественных мулл, оккупировавших

тысячи мечетей. Ведь и пропаганда неукоснительного исполнения законов

государства и вера в религиозные догматы начинаются с личного примера. Чего

ждать от других, когда главным нарушителем законов является « гарант»

конституции.

Помню после Ошской резни 1990 года один влиятельный знакомый организовал

званый обед для нескольких известных оппозиционеров и пригласил на этот обед

муфтия духовного управления мусульман народного депутата СССР Мухаммад Садыка

Мухаммад Юсуфа. Крупные планы чернобородого человека в  белой чалме , тогда

часто мелькали на транслируемых Москвой, съездах народных депутатов СССР.

После трапезы мы попросили муфтия, обратиться с депутатским письмом к

президенту Горбачёву, чтобы тот внёс вопрос об обсуждении Ошской трагедии в

повестку дня сентябрьского 1989 года заседания Верховного Совета СССР. В

ответ он долго  мямлил, что-то похожее: « Всё от бога… Такая судьба… Человек

не властен … Кара за грехи…  Нужно молиться » Одним словом, мы не убедили

господина Мухаммад Юсуфа написать письмо Горбачёву. Быть может, он хороший,

добрый и душевный человек, но на съезде народных депутатов красивый муфтий,

на мой взгляд, выполнял роль манекена. Был наглядным свидетельством

демократизации и перестройки.  Вазой с красивыми бутафорскими фруктами в

театральном спектакле. Интересно было бы знать, что бы он сказал, если «божья

кара» в форме киргизских националистов у него на глазах насиловала и убивала

его собственных детей. Слышал, что он теперь чуть ли не Аль - Бухари 

современного мусульманского мира. И у него тьма млеющих от его праведных книг

поклонников. Зашёл в интернет, чтобы узнать, чем же он восхищает своих

приверженцев. Вот что пишет о нём сайт www.islom.uz.

Фрагмент текста:

«Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф известен  множеством своих фундаментальных

и энциклопедических научных трудов. Среди них «Тафсири Хилал» - смысловой

перевод аятов Священного Куръана и их тафсир (толкование) с совершенно новым

подходом к переводу смыслов арабских терминов, с комментариями и пояснениями

в увязке с современной повседневной жизнью человека, упоминанием последних

открытий в науке. Первое издание этого огромного труда (на узбекском языке)

состояло из 22 томов. Серия «Хадисы и жизнь» - комментарии к сборнику

хадисов, фундаментальному труду известнейшего шейха Мансура Али Насифа «ат-

Таджул джамиъ лил усул фии ахадисур расул», представляет собой многотомный

(39 томов!) энциклопедический труд, подобного которому, по мнению

специалистов, еще не издавалось за последние триста лет…

… В процессе знакомства с книгами автора четко прочерчивается уверенность в

том, что Ислам имеет достаточную притягательность, чтобы «покорить мир без

насилия и оружия».


Оба на-а-а-а! По узбекски это выражение звучит примерно: « Ола-а-а-а! Десятки

томов, стоившие многих лет кропотливого труда, сундуки томов, чтобы доказать

миру мысль : «Ислам вполне современен и может покорить мир без насилия и

оружия »  Знакомая мысль ! … Талибы, Боко Харам, ИГИЛ тоже мечтают о чём то

подобном… Но зачем же обязательно покорять? Разве нельзя мирно сосуществовать

различным религиозным конфессиям ?...

Честно говоря, меня впечатляет другой мулла. Наш соотечествен-ник, известный

Туркестанский просветитель - муфтий Махмудхожа Бехбуди. Кроме узбекского,

владевший арабским, русским, персидским языками. Который сто лет назад,

создавал светские школы, писал учебники для детей и учителей. В своей пьесе «

Падаркуш – Отцеубийца » газетных и журнальных публикациях боролся со сре-

дневековым  традиционализмом и религиозным фанатизмом. Этот мужественный

человек опередивший своё время на целый век, в цвете лет был казнён

мракобесом эмиром бухарским Саид Алим-Ханом.

В отличии от Саид Алим Хана - палача Бехбуди, нынешний эмир  милостив  к

покладистому шейху Мухаммад Юсуфу Мухаммад Садыку. Он был избран

председателем Духовного Управления Мусульман Средней Азии и Казахстана.

Народным депутатом СССР. В настоящее время пользуется успехом у богачей,

пишет сундуки книг и живёт сытой, обеспеченной жизнью.   


 А вот что пишет о религии Бог :

 «Все основные мировые религии, с их акцентом на любовь, сострадание,

терпение, терпимость и прощение могут и способствуют внутренней ценности. Но

реальность сегодняшнего мира состоит в том, что заземлённая этика в религии

больше не является адекватной. Вот почему я всё больше убеждаюсь, что настало

время, что-бы найти способ думать о духовности и нравственности вне религии в

целом….

…Я считаю, что у религий нет будущего, и об этом говорю уже несколько лет.

Ещё одно-два поколения, и религии начнут уходить со своих позиций, и к концу

столетия они останутся только как музейный экспонат...»

Это слова Титана! Нашего современника. Лауреата Нобелевской премии мира Далай

Ламы ХIY. Живого бога тибетцев – Бодхисаттвы Авало китешвары, объединившего в

себе политическую мудрость покойного  Папы Римского Павла Второго, и

искренность покойного Учителя Махатмы Ганди.


Представляю, как наши граждане, плохо знающие Конституцию и юридические

законы своей страны, отстраняясь от проблем земной жизни, будут годами

усиленно штудировать сундуки богословских толкований корана и хадисов,

уважаемого шейха. И ещё! Я не случайно сказал, что возможно муллы правят

Узбекистаном. Как известно, Хамзу убили невежественные религиозные фанатики.

А кто сегодня убивает память о поэте? Скажите, что с ним не так? Какие

страшные скелеты вы откопали в ваших железобетонных сейфах? Уважаемые

радетели «национального возрождения ?» Разве не вы сами, муллы в погонах и

без погон, ныне сидящие в кабинетах верховной власти создавали многочисленные

мифы о «революции в Туркестане и её отважных героях» в борьбе с «басма-

чеством?» А услужливые художники писали картины, писатели сочиняли книги,

кинематографисты снимали  фильмы об А. Икра-мове, С. Рахимове, Н. Хамзе, И

многих других, кого я не называю, чтобы не отнимать времени. Их именами

назывались улицы и районы городов, колхозы и совхозы,  школы и станции метро.

 Скажите что же не так с Хамзой? Этот вопрос должен был бы задать певец Хамзы

и режиссёр – постановщик 17 серийного фильма « Огненные дороги»  уважаемый

аксакал узбекского кино Шухрат - ака Аббасов. Который, наверняка знает о

Хамзе больше некоторых учёных-историков. Но по известным причинам он молчит.

Ведь даже жертва убийцы вопящая о помощи это политика…А политика - грязное

дело.

И всё же ! Уважаемые, господа! Скажите публично, что не так с Хамзой? Или 

это действительно дело рук нынешних религиозных фанатиков? Которые без

объяснений причин, решили стереть его из памяти народа. Не иначе, творчество

Хамзы не подходит к нашему менталитету. Оно слишком будоражит мысли, волнует

кровь. В ней нет рабской  покорности.

              ИШАНЫ

Что толковать, такой удел им дан!

Дела ишанов – жадность и обман.

Одну лишь цель преследуют ишаны:

Чужим добром набить себе карман.

У них как будто доля нелегка,

В постах и бденьях святость велика.

На деле же они сожрать готовы

Последнюю лепешку бедняка.

О святости улемов говорят,

Но в святости улем ишану брат.

Вглядись в дела их, речи их послушай -

Сердца у них от жадности горят.

Суды, наветы, тяжбы – вот их страсть,

В чинах друг друга обойти стремясь,

Сцепившись из-за места мударриса,

Они друг друга втаптывают в грязь.

Бесстыдны лица этих лжесвятых,

Обжорство, праздность сладостны для них.

Попасть на пир, надеть халат поярче -

Вот цель и смысл существованья их.
               


          Хамза


Я часто задаю себе вопрос и пытаюсь сформулировать ответ. Была ли у

Узбекистана альтернатива нынешнему развитию? И почему победили «кадымисты?»

Почему оказались невостребованными идеи джадидов? Почему мы постепенно теряем

светскость, которую наш народ выстрадал своей кровью в следствии секуляриза-

ции массового сознания проведённого большевиками? Или существует некий

заговор  и тайно готовится почва для Боко Харам и Талибов местного разлива ?

Ответов множество. Это и аргумент мулл: « джадиды - кафиры не подходят к

нашему менталитету», которое я не раз слышал. И равнодушное отношение

нынешней власти к нашему недавнему прошлому, настоящему и будущему… Лишь бы в

Багдаде было всё спокойно. А после нас хоть потоп! Анализируя, как

формировались пропагандистские кадры «национального возрождения» после

независимости, я вспоминаю, что первыми коридоры верховной власти заняли, за

редким исключением, посредственные писатели и журналисты, бывшие в оппо-

зизиции или около неё, но лояльные к власти, которые утвердившись, позвали

из провинции своих невежественных родственников и друзей односельчан. Те в

свою очередь подтянули дремучих… На мой взгляд, из таких людей формировались

не только пропагандистские кадры «Министерства Правды» ( Фонда духовности и

просвещения) но и кадры  СНБ , Комитета по делам религии, Духовного

управления мусульман. Которые сегодня только формально разделены между

собой. И трудно понять, кто мулла в погонах, а кто мулла без погон. Тем

более, что они вполне взаимозаменяемы. Кстати, господа! НОУХАУ ! Учитывая

временные трудности с бюджетом предлагаю вашим организациям направлять своих

пенсионеров в дальние кишлаки на должности имамов… Пусть их народ кормит.  А 

пенсии упразднить для экономии государственных средств. И порядок будет и

родные уши, в случае чего.

 Я намеренно сгущаю краски и шучу, чтобы привлечь читателей к размышлениям…   

Безусловно во всех сферах есть адекватные и честные профессионалы, но их мало

и они не делают погоду. И последнее. Я с трудом верю, когда говорят, что

имамов заставляют стучать на прихожан…Их не нужно заставлять они это делают

по убеждениям. Они борются с ересью…Поэтому у нас такое множество верующих

сидят в тюрьмах и колониях. Вспомните священную инквизицию средневековья.

Разве монахов заставляли истязать и сжигать людей? Нет. Они это делали по

убеждениям… В конце ноября у нас запретили беспилотные дроны… Кто запретил?

Зачем запретил? Взволновалось недавно радио Озодлик.  Конечно муллы в

погонах… Кому ещё запрещать. Разве вы не знали, что дроны никак не подходят к

нашему менталитету?…Вдруг кяфиры станут сверху заглядывать  в ичкари. Женскую

половину дома… А ещё и снимать на видео. Вдруг кого-то уличат в баччабазстве.

Или взяточника поймают с поличными ? Или иностранные шпионы украдут  у нас

высокие технологии изготовления фирменного насвая, (толчёный табак

закладываемый под язык) или курта ( сушёный творог), или иные секреты. Это же

очень опасно…

Главная причина, того что произошло с нами, конечно же, на мой взгляд, в

отсутствии прогрессивного лидера и подлинного рефо-рматора. Ведь власть

правителю досталась автоматически, по наследству от СССР. Правящая 

номенклатура, оказавшаяся банкротом в 1991 году, перехватив идеи ими же

дискредитированной оппозиции, продлила своё существование ещё на 25 лет. Они

не сражалась за независимость страны. И были традиционно далеки от простого

народа и его нужд. И потому, видимо, никогда не испытывали особенных

патриотических порывов. Они просто сменили вывески с дверей своих кабинетов.

Приспособились к религиозной риторике, калошам и кумганам для омовений,

необходимой для доверия невежественной толпы. И не желая усложнять себе жизнь

«опасными нововведениями» цепко держалась за  коррумпированную командно –

административную систему, которая в течении 25 лет была  гарантом её сытости,

мира и стабильности… И в тоже время причиной политического и экономического

кризиса и упадка имиджа страны. Причиной потери двух поколений молодых людей,

массовой, безработицы, мардикёрства, эмиграции и гастербайтерщины. Скрываемой

угодливой маской местных СМИ

Скоро очередные бутафорские выборы, что они могут дать  населению десятки

лет пребывающему в глубокой фрустрации ? Наше будущее туманно и

неопределённо. Одним словом, страна, как и герои одноимённого конюнктурного

фильма оплаченного муллами и снятого услужливыми киношниками оказалась в 

«Аросате» В цепком капкане кадымизма – традиционализма мешающем интеграции в

мировую экономику и культуру. А на  местном телевидении в эту самую минуту

пропагандируется  мракобесие и религиозная нетерпимость. И грядёт «страшный

суд.» 
               
               

                Абдулазиз Махмудов


   Ташкент  6 декабря 2014 года.