Аросат
Абдулазиз Махмудов
Аросат
После коротенькой рефлексии под названием «Ещё раз про Узбеккино»
опубликованной на страницах различных интернет изданий, в мой адрес на
Фейсбуке посыпались оскорбления, а когда на сайте dunyouzbeкlari.com
появилась анонимка « ВЫЕЗДНАЯ ВИЗА – ПУТЕМ БЕСЧИНСТВА? или об отчаянной
миссии Махмудова» обвиняющая меня в сотрудничестве с серым кардиналом в
обмен «на выездную визу» я от души посмеялся и понял, что все анонимки,
написаны киношниками и даже подозреваю, каким именно кланом. Господин
анонимщик! Докладываю вам, что за вашу поимку, серый кардинал поклялся на
коране ( потому что у них так принято ) выдать мне не только выездную визу,
но и обещал выплатить один миллион зелёными из ваших «откатов» и отправить в
кругосветное путешествие сроком в один год, в классе люкс круизного лайнера
«Costa Favolosa» Так – что глотайте слюни и завидуйте. А ваши анонимки и моя
рефлексия высекли искру вдохновения. Появилась драматургия. И я продолжаю мои
размышления о состоянии дел в Узбеккино. Ибо сегодня вся страна Узбеккино.
Сегодня мы с вами наблюдаем кризис религиозных доктрин. Это особенно
отчётливо наблюдается в развитых просвещённых государствах Европы, где
церкви пустуют и закрываются за ненадобностью. А их место занимают мечети
эмигрантов, бежавших от нищеты и произвола из отсталых стран Азии и Африки,
которые вместе с верой везут на Запад свой менталитет и отсталые
патриархальные традиции, зачастую противоречащие общечеловеческим ценностям.
Своё нетерпимое отношение к современной культуре демонстрируют и различные
экстремистские группировки, бесчинствующие под знамёнами ислама. Конечно же
это не может не вызывать размышлений и осуждений здравомыслящих людей.
Видимо, поэтому участились случаи, когда наиболее сомневающиеся адепты ислама
стали уходить в другие вероисповедания…Хотя для объяснения этого явления есть
и множество других причин: духовного, экономического и социального порядка .
Я вполне понимаю людей меняющих религиозные убеждения. Поскольку, это очень
серьёзно и на всю жизнь! Выбирать религию, или не выбирать ни какой - следует
в зрелом возрасте.( Представляю, какой визг поднимут фанатики после этих
строк. ) Процесс перехода верующих граждан из одних конфессий в другие прои-
сходит и в Узбекистане. В конституции и законах которого декларируется право
на свободу совести.
«Свобода совести — это гарантированное конституционное право граждан
исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.Не допускается какое-
либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к
исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в богослуже
жениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образова-
ния.»
Однако, этот закон никак не мешает борьбе государственных органов Узбекистана
с «кяфирами и вероотступниками». На местном телевидении на канале «Ёшлар»
прямо в эту самую минуту, шестого декабря 2014 года с 10 часов 20 минут,
когда я пишу эти строчки началась пропаганда мракобесия и религиозной
нетерпимости… Иной раз, в мою голову закрадывается шальная мысль, что мы
ошибаемся, думая, что страной правит светская элита. На самом деле нашей
страной правят официальные и неофициальные муллы. Так называемые –
«кадымисты» - сторонники возрождения патриархальной старины с дремучим
религиозным сознанием и феодально - байским домостроем. (А верховная власть,
коммунисты – атеисты из коньюнкурных соображений посещающих Мекку, и
участвующие на богослужениях в мечети, всего лишь заложники агрессивно-
послушного, невежественного большинства, ловко управляемого мусульманским
духовенством .) Но об этом мы поговорим позже…
- Прошлым летом на местном телевидении опять же по каналу «Ёшлар» в первый
раз демонстрировался фильм Узбеккино 2009 года «Аросат» . Автор
Г.Шермухамад. Режиссер М.Абдухоликов. Оператор Ж.Ганиев, которые выступают
апологетами «кадымизма». Маразм крепчает, - подумал я тогда. Именно этот
фильм повторно показывают и сейчас, в эту самую минуту. Я смотрю телевизор и
пишу эти строчки.
У «Аросат» несколько значений. Русско - узбекский словарь под редакцией
Акобирова и Михайлова- 1988 года . Говорит : Аросат это:
1 - страшный суд, место страшного суда; 2 – суматоха, шум, гвалт, солмок
вызвать панику, смятение; га тушмок или да колмок – оста-новиться на
распутье; не знать что делать.
Как мне представляется, авторы фильма имели в виду первое значение: страшный
суд, или место страшного суда.
По поводу этого фильма я выступал на конференции в Доме кино и в марте 2010
года опубликовал в centrasia.ru. критическую статью «Янь и Инь узбекского
игрового кино». Вот фрагмент посвящённый содержанию фильма.
«Намерения создателей фильма - борьба с прозелитизмом. Односельчане
не хотят участвовать в похоронах погибшей от несчастного случая женщины
прозелитки. Имамы отказывается читать заупокойную молитву. И ни одно кладбище
не хочет принимать ее труп. К сожалению, в нашей жизни встречаются такие
явления, которые мы увидели в фильме. Мы можем стать такими бессердечными
мракобесами, но только в одном случае! Если прикажет чиновник. Мы будем
стучать на своих близких, на сына, на свата и брата. Если прикажет чиновник,
мы стыдливо опустим глаза, трусливо спрячемся и бойкотируем похороны любого
праведника, даже будь он собственным отцом, как это было в недавние советские
времена. А иначе мы вполне адекватны современности, и очень милосердны. Наши
кладбища переполнены атеистами – коммунистами, ворами и серийными убийцами. И
вообще существует негласное правило: раз ты принес усопшего в мечеть, значит
он правоверный мусульманин. Мулла прочитает заупокойную молитву и человека
чинно мирно похоронят…… Так что для правдивости в фильме не хватает образа
злонамеренного и мстительного чиновника. Но авторы блестяще решили эту
проблему. В качестве злонамеренного чиновника выступает сам Аллах. Во –
первых, совершив наезд он покарал молодую безобидную женщину, которая не была
взяточницей, никого не убивала, ничего не воровала, не была блудницей, однако
поддавшись агитации мужа прозелита сменила веру и агитировала людей. Ну и что
с этого? У нас свобода совести и вероисповедания. Верить, или не верить это
личное дело каждого гражданина…
… Вернемся к фильму. Начинается он с эпизода, где какие-то, не то воры, не то
бандиты, одним словом, подозрительные типы, уговаривают главного героя -
прозелита, мужа погибшей женщины, никому ничего не говорить. Потом появляется
отец и выгоняет друзей мужа. Узнав, что умерла «безбожница» и, что
родственники хотят ее похоронить - ретируются соседи. Затем все экранное
время занято попытками родственников хоть каким - то образом похоронить
несчастную женщину. Почему-то никому не приходит в голову совершить похороны
покойной на кладбище конфессии соответствующей ее новым религиозным
убеждениям. Ну тогда не было бы причин для создания фильма. Вся фишка в том,
что негде похоронить. Труп везут в дальний кишлак, но видимо, злонамеренный
чиновник уже сообщил имаму по сотовому телефону, что везут прозелитку. И имам
возмущенно закрывает ворота кладбища. И самое невероятное мулла отказывается
от денег. Потом бесчисленное количество раз ломается машина. Даже железо
возмущено деяниями «безбожницы». Мистика какая-то. Потом прозревший шофер
отказывается вести машину. Бесконечные разборки родствеников с шофером.
Наконец, решили похоронить труп на кладбище заброшенного кишлака. Но где-то в
мрачном ущелье мотор окончательно глохнет. И родственники решают похоронить
усопшую прямо у обочины дороги. Но не тут - то было. Наступила ночь, пошел
снег, каменистая земля не поддается под ударами лопаты и стало чертовски
холодно. Становится жалко бедных людей не способных похоронить ни в чем не
повинного человека. Жалко мужа, который окоченев от холода, ложится под
одеяло рядом с усопшей. Растет ненависть к тем, кто препятствует похоронам: к
трусливым соседям и продажным махаллинским аксакалам. Наконец-то яма вырыта.
Деревянный кузов машины сожжен в костре и это еще одно несчастье, которое
посылает Аллах. И последнее! Женщина похоронена, но мстительный чиновник не
унимается, труп разрывают и съедают, не то волки, не то собаки…»
Таково краткое содержание. Кстати, и эта картина и ему подобные в исполнении
режиссера М. Абдухоликова размещены в интернете и пользуются бешеным
успехом, у наших дремучих зрителей. Представьте себе, это вопиющее мракобесие
противоречащее общечеловеческим ценностям и изображающее местное мусу-
льманское население, как фанатичных средневековых варваров выпущено на
местный экран. ( Предполагаю, что мракобес из Яйпана, не так давно
покалечивший двух невинных женщин совершил своё преступление под влиянием
таких фильмов. Я утверждаю - невинных женщин! Религиозный фанатик одураче-
нный местной пропагандой и покалеченные им женщины – следствие обстоятельств
созданных нынешним режимом.) По всей видимости, и заказчики фильма и его
создатели и те кто пустил в публичный прокат, хромают на обе ноги в области
понимания задач современной культуры. И всё же это мракобесие выпустили на
массовый экран. Хотя когда-то бывший председатель Узбеккино господин Исхаков
публично заявлял, что фильм обычная «заказуха» Духовного управления
мусульман и предназначена для демонстрации в исправительных колониях. Однако
со времени производства фильма прошло пять лет, и быть может, устроители
массового показа решили, что за это время вся страна стала исправительной
колонией?
В фильме совершенно отсутствует анализ причин перехода узбекских мусульман в
иную веру. Потому, что это автоматически затронуло бы проблемы экономики и
социальной справедливости. Люди покидающие ислам попросту не верят
большинству своекорыстных, лицемерных и невежественных мулл, оккупировавших
тысячи мечетей. Ведь и пропаганда неукоснительного исполнения законов
государства и вера в религиозные догматы начинаются с личного примера. Чего
ждать от других, когда главным нарушителем законов является « гарант»
конституции.
Помню после Ошской резни 1990 года один влиятельный знакомый организовал
званый обед для нескольких известных оппозиционеров и пригласил на этот обед
муфтия духовного управления мусульман народного депутата СССР Мухаммад Садыка
Мухаммад Юсуфа. Крупные планы чернобородого человека в белой чалме , тогда
часто мелькали на транслируемых Москвой, съездах народных депутатов СССР.
После трапезы мы попросили муфтия, обратиться с депутатским письмом к
президенту Горбачёву, чтобы тот внёс вопрос об обсуждении Ошской трагедии в
повестку дня сентябрьского 1989 года заседания Верховного Совета СССР. В
ответ он долго мямлил, что-то похожее: « Всё от бога… Такая судьба… Человек
не властен … Кара за грехи… Нужно молиться » Одним словом, мы не убедили
господина Мухаммад Юсуфа написать письмо Горбачёву. Быть может, он хороший,
добрый и душевный человек, но на съезде народных депутатов красивый муфтий,
на мой взгляд, выполнял роль манекена. Был наглядным свидетельством
демократизации и перестройки. Вазой с красивыми бутафорскими фруктами в
театральном спектакле. Интересно было бы знать, что бы он сказал, если «божья
кара» в форме киргизских националистов у него на глазах насиловала и убивала
его собственных детей. Слышал, что он теперь чуть ли не Аль - Бухари
современного мусульманского мира. И у него тьма млеющих от его праведных книг
поклонников. Зашёл в интернет, чтобы узнать, чем же он восхищает своих
приверженцев. Вот что пишет о нём сайт www.islom.uz.
Фрагмент текста:
«Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф известен множеством своих фундаментальных
и энциклопедических научных трудов. Среди них «Тафсири Хилал» - смысловой
перевод аятов Священного Куръана и их тафсир (толкование) с совершенно новым
подходом к переводу смыслов арабских терминов, с комментариями и пояснениями
в увязке с современной повседневной жизнью человека, упоминанием последних
открытий в науке. Первое издание этого огромного труда (на узбекском языке)
состояло из 22 томов. Серия «Хадисы и жизнь» - комментарии к сборнику
хадисов, фундаментальному труду известнейшего шейха Мансура Али Насифа «ат-
Таджул джамиъ лил усул фии ахадисур расул», представляет собой многотомный
(39 томов!) энциклопедический труд, подобного которому, по мнению
специалистов, еще не издавалось за последние триста лет…
… В процессе знакомства с книгами автора четко прочерчивается уверенность в
том, что Ислам имеет достаточную притягательность, чтобы «покорить мир без
насилия и оружия».
Оба на-а-а-а! По узбекски это выражение звучит примерно: « Ола-а-а-а! Десятки
томов, стоившие многих лет кропотливого труда, сундуки томов, чтобы доказать
миру мысль : «Ислам вполне современен и может покорить мир без насилия и
оружия » Знакомая мысль ! … Талибы, Боко Харам, ИГИЛ тоже мечтают о чём то
подобном… Но зачем же обязательно покорять? Разве нельзя мирно сосуществовать
различным религиозным конфессиям ?...
Честно говоря, меня впечатляет другой мулла. Наш соотечествен-ник, известный
Туркестанский просветитель - муфтий Махмудхожа Бехбуди. Кроме узбекского,
владевший арабским, русским, персидским языками. Который сто лет назад,
создавал светские школы, писал учебники для детей и учителей. В своей пьесе «
Падаркуш – Отцеубийца » газетных и журнальных публикациях боролся со сре-
дневековым традиционализмом и религиозным фанатизмом. Этот мужественный
человек опередивший своё время на целый век, в цвете лет был казнён
мракобесом эмиром бухарским Саид Алим-Ханом.
В отличии от Саид Алим Хана - палача Бехбуди, нынешний эмир милостив к
покладистому шейху Мухаммад Юсуфу Мухаммад Садыку. Он был избран
председателем Духовного Управления Мусульман Средней Азии и Казахстана.
Народным депутатом СССР. В настоящее время пользуется успехом у богачей,
пишет сундуки книг и живёт сытой, обеспеченной жизнью.
А вот что пишет о религии Бог :
«Все основные мировые религии, с их акцентом на любовь, сострадание,
терпение, терпимость и прощение могут и способствуют внутренней ценности. Но
реальность сегодняшнего мира состоит в том, что заземлённая этика в религии
больше не является адекватной. Вот почему я всё больше убеждаюсь, что настало
время, что-бы найти способ думать о духовности и нравственности вне религии в
целом….
…Я считаю, что у религий нет будущего, и об этом говорю уже несколько лет.
Ещё одно-два поколения, и религии начнут уходить со своих позиций, и к концу
столетия они останутся только как музейный экспонат...»
Это слова Титана! Нашего современника. Лауреата Нобелевской премии мира Далай
Ламы ХIY. Живого бога тибетцев – Бодхисаттвы Авало китешвары, объединившего в
себе политическую мудрость покойного Папы Римского Павла Второго, и
искренность покойного Учителя Махатмы Ганди.
Представляю, как наши граждане, плохо знающие Конституцию и юридические
законы своей страны, отстраняясь от проблем земной жизни, будут годами
усиленно штудировать сундуки богословских толкований корана и хадисов,
уважаемого шейха. И ещё! Я не случайно сказал, что возможно муллы правят
Узбекистаном. Как известно, Хамзу убили невежественные религиозные фанатики.
А кто сегодня убивает память о поэте? Скажите, что с ним не так? Какие
страшные скелеты вы откопали в ваших железобетонных сейфах? Уважаемые
радетели «национального возрождения ?» Разве не вы сами, муллы в погонах и
без погон, ныне сидящие в кабинетах верховной власти создавали многочисленные
мифы о «революции в Туркестане и её отважных героях» в борьбе с «басма-
чеством?» А услужливые художники писали картины, писатели сочиняли книги,
кинематографисты снимали фильмы об А. Икра-мове, С. Рахимове, Н. Хамзе, И
многих других, кого я не называю, чтобы не отнимать времени. Их именами
назывались улицы и районы городов, колхозы и совхозы, школы и станции метро.
Скажите что же не так с Хамзой? Этот вопрос должен был бы задать певец Хамзы
и режиссёр – постановщик 17 серийного фильма « Огненные дороги» уважаемый
аксакал узбекского кино Шухрат - ака Аббасов. Который, наверняка знает о
Хамзе больше некоторых учёных-историков. Но по известным причинам он молчит.
Ведь даже жертва убийцы вопящая о помощи это политика…А политика - грязное
дело.
И всё же ! Уважаемые, господа! Скажите публично, что не так с Хамзой? Или
это действительно дело рук нынешних религиозных фанатиков? Которые без
объяснений причин, решили стереть его из памяти народа. Не иначе, творчество
Хамзы не подходит к нашему менталитету. Оно слишком будоражит мысли, волнует
кровь. В ней нет рабской покорности.
ИШАНЫ
Что толковать, такой удел им дан!
Дела ишанов – жадность и обман.
Одну лишь цель преследуют ишаны:
Чужим добром набить себе карман.
У них как будто доля нелегка,
В постах и бденьях святость велика.
На деле же они сожрать готовы
Последнюю лепешку бедняка.
О святости улемов говорят,
Но в святости улем ишану брат.
Вглядись в дела их, речи их послушай -
Сердца у них от жадности горят.
Суды, наветы, тяжбы – вот их страсть,
В чинах друг друга обойти стремясь,
Сцепившись из-за места мударриса,
Они друг друга втаптывают в грязь.
Бесстыдны лица этих лжесвятых,
Обжорство, праздность сладостны для них.
Попасть на пир, надеть халат поярче -
Вот цель и смысл существованья их.
Хамза
Я часто задаю себе вопрос и пытаюсь сформулировать ответ. Была ли у
Узбекистана альтернатива нынешнему развитию? И почему победили «кадымисты?»
Почему оказались невостребованными идеи джадидов? Почему мы постепенно теряем
светскость, которую наш народ выстрадал своей кровью в следствии секуляриза-
ции массового сознания проведённого большевиками? Или существует некий
заговор и тайно готовится почва для Боко Харам и Талибов местного разлива ?
Ответов множество. Это и аргумент мулл: « джадиды - кафиры не подходят к
нашему менталитету», которое я не раз слышал. И равнодушное отношение
нынешней власти к нашему недавнему прошлому, настоящему и будущему… Лишь бы в
Багдаде было всё спокойно. А после нас хоть потоп! Анализируя, как
формировались пропагандистские кадры «национального возрождения» после
независимости, я вспоминаю, что первыми коридоры верховной власти заняли, за
редким исключением, посредственные писатели и журналисты, бывшие в оппо-
зизиции или около неё, но лояльные к власти, которые утвердившись, позвали
из провинции своих невежественных родственников и друзей односельчан. Те в
свою очередь подтянули дремучих… На мой взгляд, из таких людей формировались
не только пропагандистские кадры «Министерства Правды» ( Фонда духовности и
просвещения) но и кадры СНБ , Комитета по делам религии, Духовного
управления мусульман. Которые сегодня только формально разделены между
собой. И трудно понять, кто мулла в погонах, а кто мулла без погон. Тем
более, что они вполне взаимозаменяемы. Кстати, господа! НОУХАУ ! Учитывая
временные трудности с бюджетом предлагаю вашим организациям направлять своих
пенсионеров в дальние кишлаки на должности имамов… Пусть их народ кормит. А
пенсии упразднить для экономии государственных средств. И порядок будет и
родные уши, в случае чего.
Я намеренно сгущаю краски и шучу, чтобы привлечь читателей к размышлениям…
Безусловно во всех сферах есть адекватные и честные профессионалы, но их мало
и они не делают погоду. И последнее. Я с трудом верю, когда говорят, что
имамов заставляют стучать на прихожан…Их не нужно заставлять они это делают
по убеждениям. Они борются с ересью…Поэтому у нас такое множество верующих
сидят в тюрьмах и колониях. Вспомните священную инквизицию средневековья.
Разве монахов заставляли истязать и сжигать людей? Нет. Они это делали по
убеждениям… В конце ноября у нас запретили беспилотные дроны… Кто запретил?
Зачем запретил? Взволновалось недавно радио Озодлик. Конечно муллы в
погонах… Кому ещё запрещать. Разве вы не знали, что дроны никак не подходят к
нашему менталитету?…Вдруг кяфиры станут сверху заглядывать в ичкари. Женскую
половину дома… А ещё и снимать на видео. Вдруг кого-то уличат в баччабазстве.
Или взяточника поймают с поличными ? Или иностранные шпионы украдут у нас
высокие технологии изготовления фирменного насвая, (толчёный табак
закладываемый под язык) или курта ( сушёный творог), или иные секреты. Это же
очень опасно…
Главная причина, того что произошло с нами, конечно же, на мой взгляд, в
отсутствии прогрессивного лидера и подлинного рефо-рматора. Ведь власть
правителю досталась автоматически, по наследству от СССР. Правящая
номенклатура, оказавшаяся банкротом в 1991 году, перехватив идеи ими же
дискредитированной оппозиции, продлила своё существование ещё на 25 лет. Они
не сражалась за независимость страны. И были традиционно далеки от простого
народа и его нужд. И потому, видимо, никогда не испытывали особенных
патриотических порывов. Они просто сменили вывески с дверей своих кабинетов.
Приспособились к религиозной риторике, калошам и кумганам для омовений,
необходимой для доверия невежественной толпы. И не желая усложнять себе жизнь
«опасными нововведениями» цепко держалась за коррумпированную командно –
административную систему, которая в течении 25 лет была гарантом её сытости,
мира и стабильности… И в тоже время причиной политического и экономического
кризиса и упадка имиджа страны. Причиной потери двух поколений молодых людей,
массовой, безработицы, мардикёрства, эмиграции и гастербайтерщины. Скрываемой
угодливой маской местных СМИ
Скоро очередные бутафорские выборы, что они могут дать населению десятки
лет пребывающему в глубокой фрустрации ? Наше будущее туманно и
неопределённо. Одним словом, страна, как и герои одноимённого конюнктурного
фильма оплаченного муллами и снятого услужливыми киношниками оказалась в
«Аросате» В цепком капкане кадымизма – традиционализма мешающем интеграции в
мировую экономику и культуру. А на местном телевидении в эту самую минуту
пропагандируется мракобесие и религиозная нетерпимость. И грядёт «страшный
суд.»
Абдулазиз Махмудов
Ташкент 6 декабря 2014 года.