Станция первой любви

Алексей Веприцкий
Светлой памяти Виктора Фёдоровича Аксёнова,
моему первому читателю и редактору посвящаю.

.
Ей опять пригрезился Пётр.Он сидел за столом,пил чай и смеялся, а она, сидя напротив,бросала в его стакан кусочки сахара. Сахару в стакане было уже так много,что если бы Пётр не отхлёбывал из стакана после каждого брошенного в него рафинадного кубика, то чай переливался бы через край.
Она смеялась озорно и звонко, когда ему не удавалось перехватить её руку и она ловким обманным движением опять бросала ему в чай сахар. Ей было очень хорошо от того, что он так близко, рядом с ней   и можно,протянув руку, коснуться его.
Подчиняясь чувству радости и восторга,она приблизилась к нему  и, наклонившись, обвила его шею руками. Он порывисто поднялся из-за стола. Стакан опрокинулся,  заливая коричневым сиропом белую скатерть. Крепко обнял её,прижал к себе сильными руками, и она прильнула к нему цепко, плотно, будто желая раствориться в его жарком дыхании...
Ещё не веря , что это сон, она лежала без движения, прислушиваясь к себе, ощущая ликующий трепет сердца. Снова и снова возвращалась она к схлынувшему сновидению, стараясь вновь ощутить пережитое счастливое волнение.
Робкую тишину полночного дома нарушали лишь редкие всхрапы отца и сонные вздохи матери. Ситцевая занавеска, за которой спали родители, свисала из- под потолка безжизненными складками, как парус успокоенный штилем.
Мария нашарила  рукой по стоящей у изголовья табуретке, на которой, укладываясь спать, она предусмотрительно оставила спички. Поднесла слабый огонёк к  будильнику. Маленькая стрелка покоилась на цифре два. Уже скоро  ей вставать и идти в морозной стуже по заснеженной степи несколько километров, чтобы утром успеть на станцию, к поезду. Мама перекрестив её на дорожку снова уляжется в тёплую постель под бочок к отцу.
Больше она не заснула. Лежала в зыбкой полудрёме, и её воображение, уже в который раз, рисовало картину той давней  и  единственной встречи, после которой Пётр никогда не уходил из её памяти.
… В тот год было засушливое и очень жаркое лето. Знойная степь, свинцово выжженная безжалостным июльским солнцем,пустынна, безлюдна.Всё живое, что здесь обитало, попряталось от страшной жары в норы и гнёзда. Иссушенные зноем стебли растений стелились по земле  жалким поблекшим ковром.
Вот по такой жаре шла она, выпускница десятого класса на станцию встречать свою старшую сестру. Сестра накануне письмом  сообщила  о своём приезде в тот день с мужем из города что бы провести отпуск в родной деревне, дома. На этой просёлочной дороге автомобили редко вздымали пыль своими бойкими колёсами. По этому шагала к станции без всякой надежды на попутку.
У самого горизонта в голубой дымке прозрачного воздуха было видно одинокое деревце. Она ускорила свои шаги с мыслью скорее добраться до него и немного передохнуть под непрочной тенью его жиденькой кроны. Здесь, когда ходили они всей гурьбой мальчишек и девчонок на станцию в кино, всегда останавливались и делали себе озорной отдых. С девчоночьим визгом и хохотом.
Ещё издали она заметила человека, который по-хозяйски расположился под деревом. Он полулежал на земле, вытянув ноги и опираясь спиной о ствол.Из- под опущенной на глаза кепки он внимательно смотрел на дорогу. 
Она решила пройти мимо, не останавливаясь. Ей показалось, странным, вызывающим, неправильным присутствие здесь в её степи человека. Девушке представлялось, что во всей шири степной она сейчас одна, больше тут нет никого не должно быть. В ней зрело чувство  неприязни к человеку под деревом, будто он вероломно вторгся  в пределы сейчас счастливо осязаемого ею привольного пространства, лично ей принадлежащего. Когда она подошла к дереву совсем близко, то оторвала взгляд от дальнего горизонта, почти демонстративно, словно показывая незнакомцу своё презрительное равнодушие, смело посмотрела на него пустым взглядом, но в ответ увидела она приветливую, немного виноватую улыбку на его курносом юном лице и,  неожиданно для себя,  сама улыбнулась ему радостно и удивлённо.
Теперь она не помнит,чему она так обрадованно удивилась. Вероятно открытому выражению некоей мальчишеской виноватости на его челе. Он будто принимал на себя  вину- ответственность и за испепеляющий зной  этой бескрайней степи, и за трудную кажется бесконечную дорогу , которую ей предстоит ещё пройти. Он поднялся. Сделал шаг к ней и застыл перебирая обеими руками пуговицы рубашки, на груди, трогательно волнуясь. С волнением он справился быстро:
-Иди, девушка, посиди в тенёчке, отдохни,- сказал он ей приветливо и просто.
И голос его и лицо показались ей удивительно знакомыми, словно принадлежали человеку, которого она знала давным-давно, всегда  … Наверное и ты, мой прилежный читатель хоть раз в жизни встречал человека с которым , казалось,когда то и где-то ты съел пуд соли, но видел ты его впервые и твои жизненные пути нигде с ним не пересекались...
Он был старше её лет на пять. Это она поняла сразу , потому что в юношеском облике его ощущалась сформировавшаяся мужественность.
«Жарко»,- сказал он , когда Мария присела к стволу.
«Жарко»,- согласилась она
Усаживаясь рядом с ней, он протянул ей бутыль с водой:"Возьми попей"
Удивительно, пока дошла до этого дерева не раз пожалела она, что забыла взять с собой четвертушку с квасом, которую всегда брала  в дорогу на станцию. Жажда нынче утомила её,но сейчас она с удивлением почувствовала, что пить ей совсем не хочется, но она не отказалась, а покорно взяла бутылку и, запрокинув голову, сделала из неё несколько глотков. Вода показалась ей необыкновенно вкусной, такой какая бывает только в освящённых целебных источниках. Он тоже отпил немного воды и, заткнув горлышко капроновой пробкой, небрежно сунул  бутылку в тощий рюкзак,что лежал около него.
«На станцию?»-спросил он
« Да на станцию»
«К поезду?»
Она кивнула головой:  «К поезду».
Потом они замолчали и молчали долго. В этом обоюдном безмолвии он смотрел на неё пристально, заворожённо, а она, к своему удивлению, ничуть не смущаясь, зачарованно смотрела на него.
Наконец он разомкнул губы  и сказал прерывающимся от волнения шёпотом:
«Ты красивая, ты очень красивая»
Мария знала, что она совсем не красавица,так,обыкновенная. И нос у неё длинный , и глаза чересчур большие. Немало горьких минут провела она у зеркала, критически рассматривая себя. Но парень произнёс  свои слова с такой искренностью,с такой пронзительной нежностью, что она поверила ему. Не смогла не поверить. И ответила ему, как выдохнула:
«И ты мне нравишься»
Сказала и сама поразилась своему смелому признанию. Поразилась своему безрасудку и испугалась чего-то. На испуг этот быстро ушёл, растворился в ярком дне, солнечных лучах, в ней самой.
К станции они шли рядом, взявшись за руки И говорили, говорили и им было весело они смеялись. После Мария  не смогла вспомнить о чём они говорили,чему смеялись.Только помнила она свои ощущения безмерного счастья.
Чуть не опоздали к поезду
Они пришли к вокзалу, когда состав прогрохотал вдоль перрона , нехотя замедлил свой  стремительный бег, готовый после короткой трёхминутной передышки вновь помчаться вперёд к своей далёкой конечной станции.
Когда поезд тронулся , и вагоны , вкрадчиво постукивая колёсами,  плавно проплывали мимо, он спросил её: «Как Тебя зовут»
«Мария. А тебя?»
«Пётр».
Он взял руку Марии, прижал к своим губам. У неё закружилась голова от этой короткой, единственной ласки, которую они себе позволили только в эти последние секунды их случайной встречи.
Он на ходу вспрыгнул на подножку бегущего мимо вагона и, ухватившись левой
 рукой за поручень , взмахами правой он прощался с ней и прокричал:"Я найду тебя, я найду!»...
      
                ХХХ

Сестру Марии тогда не встретила. Она приехала двумя днями позже. Приехать в назначенный день сестра не смогла по обстоятельствам называть которые она отказалась и матери и отцу.
Не встретив сестру Мария возвращалась домой одна. Шла она по той же дороге, где чес назад   она шагала с Петром.На пыльной колее Мария различала рядом со своими его следы.Она вглядывалась в них и пыталась вспомнить, о чём они говорили, пока были вместе. Кажется он ей что-то рассказывал, а она слушала не перебивая.Затем она что-то говорила, а он внимал ей безмолвно, сосредоточенно. В самом конце пути они замолчали и молчание их было грустным от предчувствия скорого расставания. Как детям не хочется конца чудесной сказки, так и им не хотелось конца их чудного пешего путешествия.
Как много минут, часов, дней и лет минуло с той поры.
...Сейчас Марии двадцать пять лет. Отец с матерью как-то незаметно, вдруг, постарели. Мама стала прибаливать, и Мария  часто, в выходные и праздничные дни, приезжает к своим старикам родителям навестить их и помочь по хозяйству.
Деревце,которое росло  около дороги между селом и железнодорожной станцией, окрепло, вытянулось вверх,украсилось пышной кроной, превратилось в красивый, уверенный в своих сильных корнях дуб.
Поезд, которым уехал когда-то Пётр, приходит на станцию не в полдень, как было, а рано утром. И она,Мария, теперь ездит с этим поездом  в село к родителям  и обратно в город,где работает, а других пассажирских поездов через их малую станцию и не ходит.
Жизнь Марии складывается благополучно.Она работает на фабрике. Недавно получила квартиру, просторную, светлую, уютную. Люди с которыми она трудится,живут дружной семьёй. Встречаясь с ними в цехе  изо дня в день, из года в год она по-настоящему сроднилась с ними.
Всё у неё хорошо, а радости нет. Одна. Приходит домой с работы усталая, а там никто её не ждёт и никто не пожалеет и никто не скажет ей ласкового слова.
«И в кого ты гордая такая»,- иногда  пеняет её мать,- вон и Гришка Панаев за тобой сохнет, и Мишка Киреев всегда про тебя спрашивает. Не зря же он интересуется, видать нравишься  ему, а ты от всех нос воротишь. Какого прынца всё ждёшь? Останешься вековухой и мы с отцом внучат так и не поняньчим. Варька, сестра твоя, разрази её гром, толку что замужем , а детей не хочет. Хабалка. Только на тебя надежда наша с отцом. Дочка, выходи замуж, порадуй своих родителей. И слёзы наворачиваются на глазах мамы.Мария молчит, не знает как оправдаться, как успокоить родительницу.

Есть у неё в городе упрямый поклонник, который твердит Марии:"Всё равно ты будешь моей. Никуда ты от меня не денешься». Он хороший человек, но не может она представить его своим мужем, в одной постели с ним.
Конечно годы идут и иногда, среди ночи, становится ей очень грустно и сомнения терзают душу. Тогда она крепко зажмуривает глаза, и ей представляется лицо Петра с такой чёткой ясностью, будто простились они только вчера. Тогда все сомнения исчезают,душа успокаивается и она опять верит в свою мечту свободно и преданно.
           Заканчивался 1979 год.Каждой клеточкой своего существа Мария чувствовала,что год восьмидесятый будет для неё счастливым...
...Вчера, когда Мария приехала к родителям мать рассказала ей, что всего день тому назад появился в их селе молодой мужчина. Он ходил из дома в дом, из двора к двору и спрашивал у людей: «Где тут живёт Мария? Молодая, красивая,черноглазая, а над правой бровью родимое пятнышко у неё?...»
Люди с подозрением вглядывались в странного человека, но увидев его глаза серьёзные и усталые, они проникались к нему сочувственным доверием и старательно перебирали в своей памяти всех известных им в селе девушек и молодух женщин черноглазых , с родинкой над правой бровью, с именем Мария...
Вечером постучался он и  в двери дома родителей Марии. Отца дома не было. Ещё утром он  пошёл в гости к куму , да видать, засиделся там. Мать встревожилась,  когда  незнакомый молодой человек спросил у неё о дочери, но внимательно всмотревшись  в его открытое лицо, услышала в его голосе грусть и надежду,  материнским чутьём своим поняла, что не может он быть нехорошим человеком и ищет он дочь её с добрыми намерениями.
Она без опаски пригласила его в дом, заставила снять пальто, усадила к столу, поила чаем, а он, обхватив руками горячий стакан пристально смотрел на фотографический портрет Марии, что висел в горнице на стене и шепотом повторял:"Я тебя нашёл, нашёл»
Вглядываясь в милое изображение Марии он рассеянно слушал рассказ её матери о том, что младшенькая их нечаянная дочка родилась, когда ей и мужу было уже за сорок.Она росла такой умненькой, ласковой девочкой. Они, родители надеялись, что когда она вырастет, с ними жить останется, а они, старые, внуков будут нянчить и жизни радоваться. Дочка же, вдруг, сразу после  десятилетки уехала в город окончила там институт, работает на фабрике.Ей, как молодому специалисту квартиру дали и живёт она в той квартире одна-одинёшенька. К ним,старым, наведывается только по праздникам, а летом и по выходным часто приезжает, благо до города недалеко.
. ...Гость попросил хозяйку дать ему адрес дочери. Она посомневалась недолго,и адрес продиктовала.
-Пойду я,- сказал странный незнакомец.
- Побудь ещё в тепле, сынок, согрейся хорошо.Поезд ещё не скоро будет, - говорила ему добрая старушка.
- Поезда ждать не буду.- ответил ей незнакомец,- я выйду на тракт и уеду в город на попутной машине,нынче их много мимо вашего села бегает.
И он ушёл. Мама Марии смотрела в окно и видела , как отойдя от дома уже далеко,он обернулся и помахал рукой, как будто обещал вернуться.
Старушка подумала, что человек он,видно, хороший, а что произошло в его жизни и жизни её дочери, она не ведает, но чувствует, что ничего плохого не было и быть не может, раз он ищет её и так, заметно обрадовался,когда увидел в доме портрет Марии.
...Ночь. Мария встаёт, одевается и, потихоньку, что бы не разбудить родных своих стариков, выходит из дома.По морозной заснеженной степи она идёт в сторону станции, станции своей первой и единственной любви.
Яркие предутренние звёзды радостно мигают ей Она не замечает ни трескучего мороза ни весёлых подмаргиваний звёзд. С замиранием сердца и ликованием души она думает о скорой встрече с Петром.
                Камышин.
                А.Веприцкий