Вольное размышление о совпадении происшествий

Рона Михайлова
Я хочу, дорогие читатели, с вами поговорить. Я долго, изрядно долго откладывала это своё сочинение. Возможно, должна была убедиться в истинности предмета, о котором пойдёт разговор, и найти ему больше фактических подтверждений. Или просто я собиралась с духом. Отчего-то, сегодня утром проснувшись, я поняла, что оттягивать больше нельзя, что я хочу, наконец, поделиться своими догадками с вами. А чтобы наша беседа приобрела характер более дружеский, сразу представлюсь: меня зовут Рона (да, меня так зовут), скоро мне двадцать лет, я петербурженка, студентка журфака. Пожалуй, последнее обстоятельство имеет особенное значение; я сейчас объясню, почему.

Мир, в котором мы с вами живём, жесток. Я не зря говорю вам эту довольно банальную вещь; мир жесток, и не только в том, что он нас убивает, не щадя ни детей, ни взрослых, ни стариков. Всё, что нас убивает, придумано человеком: оружие, наркотики, яды и алкоголь, деньги... а также нечто менее материальное - власть, зависть, ревность, болезненное влечение, сумасшествие. Всё это в наше время известно и школьнику. Мы с самого детства учимся приспосабливаться к заведомо агрессивной среде. Преуспеваем или не преуспеваем в этом целыми нациями. Одна страна, сделав скачок, вырвется далеко-далеко вперед, повысит планку жизнеобеспечения. Другая - останется навсегда в социальной глуши без каких-либо удобств.

Но что, если я скажу вам, что существует оружие, убивающее нас не хуже какого-нибудь пистолета? Есть даже такая литературная пословица "злые языки - страшнее пистолета". А еще "меньше знаешь - крепче спишь". И так далее, и тому подобное.
Я не открою вам секрета, если скажу, что с первых дней обучения на журфаке нам, молодым студиозусам, вкладывают в голову еще одну вот такую пословицу: "кто владеет информацией - тот владеет миром". Журналистика - третья власть. Но не о журналистике я с вами хочу побеседовать. Именно об информации.

Потому что мы живём в мире, где информации слишком много. Она нас окружает, и не просто окружает - она везде, покуда хватает глаза. Телевидение, а затем Интернет подтолкнули обмен информацией к масштабам поистине циклопическим. Я не возьмусь подводить статистику, кто из вас с интересом смотрит вечерние выпуски новостей, читает газеты и подписан на новостные ресурсы, а кто даже не интересуется. Ибо, как бы там ни было, в курсе происходящего в мире очень и очень многие. Слухи и обсуждения, в конце концов, затрагивают каждого из нас. Мы со знанием дела рассуждаем о нашей политике (хотя большинство фактов, подаваемых нам в средствах массовой информации, наверняка бессовестно заштрихованы, если не выдуманы), мы обсуждаем, что происходит за рубежом. Работает сила мысли. Работает и включает оружие самого мира, всего лишь поддерживаемое человеком по незнанию и недоразумению. Не очень-то ясно? Я поясню.

Три года назад я имела беседу с другом нашей семьи. Любопытную, надо сказать. Упомянутый друг многое пережил, многое повидал, человек с опытом - с ним интересно общаться. Также он много читает. Литература его предпочтений несколько метафизическая; именно о ней и шла речь в тогдашнем нашем разговоре, из которого я на самом деле сделала поразительный вывод.
Прежде чем я его озвучу, скажу сразу: чур, моё мнение. Нашедшее множество подтверждений за эти три года, но не доказанное по сей день. Просто догадки. Если хотите - всего лишь фантазия.

Но правда в том, что всё происходящее в мире... повторяемо. Может быть, и не дважды, как у Шекспира, а трижды, четырежды в короткий промежуток времени. Может быть, и не всё... но самое важное. Горячее. Темы дня.

Вы не могли этого не замечать.
Одно из самых удивительных совпадений - сентябрь 2011 года. Два авиашоу: сначала в Неваде, затем - в Западной Вирджинии. Падение двух самолётов, человеческие жертвы. Разница в несколько дней.
Московское метро в нынешнем 2013 году. Один раз произошло задымление и возгорание. С тех пор на московский метрополитен так и сыплются неудачи, словно горох из прорванного мешка: сначала одна ветка, затем другая, потом вообще непонятно, то ли был взрыв, то ли его и не было...
Снова воздух: падение на одной неделе нескольких вертолетов одной и той же модели. Впору вспомнить бедовый Dreamliner, но там все понятно - кривые руки конструктора.
И прочее, и прочее, и прочее... Рубрика "происшествий и катастроф" не дремлет. Вы и сами можете отыскать множество вот таких совпадений, если пороетесь. Понятно, что несколько цунами, одновременно хлынувших на разные города планеты, это результат сейсмического катаклизма. Но что делать с вертолетами? Как объяснить? Человеческий фактор? Умысел?

Друг нашей семьи находит всему собственное объяснение. "Мысли материальны", как многим известно. Многие верят в это, другие - считают бредом. Однако ходят же слухи, что учеными сила мысли давно доказана. Сила влиятельная и разрушительная. Не скажу, что сама я сторонница этого объяснения, но, как говорит друг семьи, именно огромное совпадение мыслей рождает совпадение происшествий. Представьте несчастных зрителей авиашоу. Весть о трагедии разносится по всему миру. На следующем авиашоу у зрителей нет-нет да скользнет мыслишка: "Ой, хоть бы не случилось того же..." У одного, у другого скользнет... у целой толпы - и готово. Притягивается беда. Снова падает истребитель. Силой человеческой мысли.

Вот такая вот пища для размышлений. Совпадений и правда много, они реальны. Лично я уже не удивляюсь, когда вижу в новостной сводки что-то вроде "новое крушение поезда" (кстати, о крушениях поезда: вспомните недавнее громкое происшествие, ведь и оно повторилось) или "в пропасть снова рухнул автобус". Поплюемся через плечо, постучим по дереву. Начнем искать объяснение: просто после первого происшествия СМИ начинает усиленнее обозревать такие же, делать акцент, вот и кажется, и чудится, и полагается... Однако объяснение это не выдерживает никакой критики. Информация доходит до нас в том порядке, в котором должна, несмотря даже на то, что она давно уже вырвалась из-под контроля. Ее слишком много, она отравляет мозг. Мы постоянно улавливаем информацию, мы ею болеем, мы ею отравлены. Глаза, уши, нос, прочие органы чувств... Мы живем в сплошной информации. Поэтому самую малость, но я согласна с другом нашей семьи: в этих условиях особенное внимание следует уделить тому, что ты думаешь. А тем более - что говоришь. Если мысль материальна, то страшно представить, какое влияние она оказывает на нас и наш мир. Человек - мыслящее существо. Эта привилегия, дана ли она нам Богом или природой (кому как), отличает нас от всего существующего. Может, выгодно, может, невыгодно - не мне решать. Знаю только, что нужно слегка причесать свои мысли, чтобы и выглядеть, и ощущать по-другому. Это уже не иллюзии и не домыслы.

Если вы найдете другие, свои объяснения происходящим множественным совпадениям, вспомните что-то еще или опровергнете - я буду только рада. Приглашаю вас к обсуждению. Тема: "Почему в мире многое происходит по нескольку раз?"
Кстати, странно, что, забивая в гугл подобный запрос, не находишь ответов. Ощущение первопроходца. Однако, я все же уверена, что далеко не мне одной бросались в глаза подобные совпадения. Если вы этого не замечали, или не придавали значения, то хочу вам сказать - пора. Когда совпадений много - это уже и вовсе не совпадения. Это вполне динамическая систематика. А почему она происходит - предлагаю подумать вам.