Феномен крысиного клана

Сергей Журавлев
Последнее время, чем больше слышу чудесных вещей об американской цивилизации, тем больше верю этим рассказам. Все правильно! Парадокс крысиного клана. Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 год.  Николас Тинберген, Карл фон Фриш, Конрад Лоуренс и, особенно, книга последнего "Агрессия".

Вот, что пишут эти люди, которые были выдающими учеными еще до того, как получили страшный опыт Второй мировой войны, фашистских и советских лагерей для военно-пленных (Конрад Лоуренс был мобилизован в качестве врача в госпиталь на восточном фронте).

Если сравнить крысиное сообщество со стаей волков или львиным прайдом, то это все равно что Манхеттен против сибирской деревни. Это сверх социальное общество. Никакого ницшеанства. Нежность к детенышам у крыс свойственны не только матерям, но и отцам, и дедушкам, и даже всевозможным дядюшкам, тетушкам, двоюродным бабушкам. Даже в волчьих стаях самые сильные звери едят общую добычу первыми. Крысиная стая сплоченно нападает на добычу, но затем именно меньшие и слабые особи ведут себя наиболее свободно. Большие добровольно уступают лучшие куски меньшим, а сами довольствуются объедками. В размножении и то - полнейшая толерантность. Молодые имеют все права, и даже сильнейшие из старых крыс не оспаривает их. Внутри стаи не бывает серьезной борьбы, в крайнем случае – мелкие разборки, которые разрешаются ударами передней лапки, но укусами никогда...

Но то, что делают крысы, когда на их участок попадает член чужого крысиного клана – или подсаживается экспериментатором, – это одна из самых впечатляющих, ужасных и отвратительных вещей, какие можно наблюдать у млекопитающих. В одно мгновение вся колония оказывается поднятой по тревоге, у серых крыс - это выразительные движения, а у черных – еще и резкий, сатанински-пронзительный вопль, который подхватывает весь клан. От возбуждения у них глаза вылезают из орбит, шерсть встает дыбом, – и начинается охота крыс на крыс. Бывает, что жертву не успевают разорвать - она умирает от ужаса.

Но, пожалуй, самое выдающееся открытие социальной биологии - это корреляция между любовью и агрессией. Чем больше способности к любви, тем больше агрессии, тем больше свирепости и безжалостности в конкурентной борьбе за выживание возлюбленного клана.

Тут важно еще сказать, что вся эта троица, получившая Нобелевскую премию 1973 года, не просто биологи-батанЫ. Все они - также социологи и философы. Так Лоуренс, до своей отправки на фронт, возглавлял кафедру Канта.