Притча о жадном купце и жемчужных четках

Олдер Мао
- Входи же, о путник, под мой смиренный кров, что был  готов уже рухнуть от тягот и забот этого мира. Но твое своевременное вхождение под сень столь ничтожной камышовой крыши, что даже голуби брезгуют вить в ней гнезда, спасло меня от данной беды. Я чайханщик Али. Ты наверное мог слышать обо мне, ибо кто только не судачит ныне о Ненормальном Чайханщике,который не берет денег ни за постой ишака, ни за хлеб и кров,что предоставляет любому путнику, вошедшему в эти двери. Причины столь странного поведения пусть останутся тайной, сокрытой в морщинах вокруг глаз моих ,видевших за долгую (о,поверь мне,незнакомец-очень долгую) жизнь и добро,блистательней которого только милость Всевышнего, и зло, которое не вместит и самое нижнее дно ада.
-Спасибо тебе, о добрый чайханщик. Я не любопытен и не стану задавать вопросов. Путь мой был долог и он не кончен еще. Как я могу отплатить тебе за проявленную доброту, пищу для тела и отдых для измученной души? Ибо не пристало получившему дар оставлять дарителя без благодарности- хотя,что есть у нищего странника?
- У любого человека,нищий он или спит в златотканных одеждах,ест он просяную лепешку или самый лучший лагман из нежнейшей ягнятины, нет ни вечного,ни настоящего,ни даже истинно ценного,что он мог бы сохранить навсегда. Посему, пусть платой за кров и стол будет твой рассказ. Так я стану немного умнее, а ты сможешь утолить свои голод и жажду.
- Хорошо,  о мой добрый и щедрый хозяин! Я поведаю тебе историю об одном жадном купце из Бухары - презренном Абу ибн Равви. Пусть тебя не смущает ни расстояние до этого славного города,ни дивное количество лет, которые, словно караван верблюдов, прошли с тех времен. Ибо между всем в мире лежат многие дни пыльных дорог и долгие дни забвения.
- Жил в достославной Бухаре один купец. Звали его Абу ибн Равви. Был он телом толст,а нравом жаден и лжив. Там,где другие видели горе и нищету, он видел лишь наживу и путь к личному обогащению. Перед сильными мира сего купец был учтив и кроток,перед слабыми уподоблялся рычащему леопарду,что утаскивает последнего ягненка из отары. Многие почтенные семейства Бухары,будучи в стесненных обстоятельствах,отдавали ему свои драгоценности в залог под нечестные проценты. А когда приходил срок уплаты,купец нанимал лихих людей, чтобы те грабили идущих к нему в лавку уплатить положенное.
Однажды, проходя мимо моста Судьбы (пусть тебя не удивляет столь пафосное название, обо оно произошло от того,что на данном сооружении свили себе гнезда разного рода гадатели и шарлатаны) , ибн Равви разглядел в руках одного из нищих суфиев жемчужные четки. Оценив их стоимость в тысячу таньга, купец попытался купить их у нищего за двадцать Когда же тот отказался,то ибн Равви отправился к своему лучшему другу-главе базарной стражи, которому частенько перепадало из его щедрой длани за весьма темные дела. Оболгав нищего и обвинив его в краже из купеческого дома жемчужных четок, ибн Равви потребовал правосудия, подкрепив свое требование кошельком звонкой монеты. Стражники схватили несчастного бездомного и ввергли в подземную тюрьму,где тот умер на следующий день. Четки же были возвращены их "законному владельцу". Абу ибн Равви заснул счастливым человеком,перебирая невиданной красоты жемчужины своими жирными пальцами.
Разбудил его немилосердный пинок под ребра и рык базарного стражника:"А ну убирайся с дороги! Здесь не место вшивым бродягам! Пшел вон!" С трудом разлепив смеженные сном веки,купец обнаружил себя сидящим на солнцепеке напротив дворца сиятельного эмира Бухары! Одет он был лишь в драный дешевый халат, да изношенные сандалии. В ужасе он бросился к себе домой, в надежде,что это его друзья сыграли с ним такую шутку. На месте дома ибн Равви был лишь пустырь, поросший дикой травой, которая так приятна для утробы  ишака, коим себя чувствовал презренный купец. Ибо не за что было зацепиться его уму-ни дома,ни друзей (таких людей вообще не знали в Бухаре), ни даже собственного имени (он его просто не помнил). Решив,что он сошел с ума,купец сел в пыль и громко заплакал. Бия себя в грудь и посыпая голову дорожной пылью он вышел из ворот города и уселся в тень сторожевой башни,где,незаметно для себя уснул. Сон его был беспокоен и странен, а пробуждение принесло больше вопросов,чем ответов. Явившийся ему  в стране грез дервиш ткнул обвиняще пальцем и заявил,что не закончив свое богоугодное дело не может вкушать мед радости в райских кущах,что дарованы ему Всевышним. И вышло так сугубо ввиду жадности и подлости ибн Равви. А посему-не познать покоя и не вернуться к себе прежнему уже самому купцу,покуда не будет завершено дело. Возопив о своем горьком сожалении по поводу допущенной ошибки, а в тайне же надеясь вымолить прощение без реальных дел,ибн Равви пытался припасть к стопам нищего, которые были теперь для него благоуханнее всех роз из эмирского сада. Отпихнув грешного купца, суффий поведал о своем незаконченном деле-четки,что так подло были присвоены ибн Равви, нужно  отнести их прежнему хозяину,что живет где-то в предгорьях Бадахшана. Где и как-то ныне суффию не ведомо,ибо выпал он по злой воле купца из круга дел мирских. А уж сколько это займет времени-совсем не важно,поскольку для Всевышнего время-понятие сугубо условное,вот оно есть,вдруг-раз, и его нет совсем,кончилось.
 Следующие годы слились для несчастного ибн Равви в одно нескончаемое паломничество по следам жадных стражников,что растащили все 11 бусин в бездонных карманам своих. Где он только не был! Даже в холодный Санкт-Петербург пешком пришел,ступая босым ногами по снегу. За годы странствий смирил и гордыню и жадность свою-питался тем,что люди добрые подадут, спал под кустом,положив вместо пуховой подушки под голову голый камень. Научился прощать людям их грехи и ошибки - видя в них лишь истинную человеческую природу. Молился,прося Всевышего снять с него непосильную ношу. Но Всевышний был то ли занят,то ли сердит на ибн Равви - ни одного внятного ответа на свои молитвы тот так и не получил (молнии и тучи саранчи не в счёт). Так и мыкается ныне по свету Вечный Купец. Затерялась куда-то одиннадцатая жемчужина,десять были найдены за годы и века странствий,а последняя,что венчала связку-нет. Такой вот сказ,досточтимый чайханщик.
- Хороша твоя история, Абу ибн Равви. Честная,без прикрас и жалости к себе. А скажи мне,почтеннейший, при тебе ли те самые четки?
- Где же им еще быть? Куда я могу деть груз,ниспосланный мне свыше, если ни молот кузнеца,ни огонь самого жаркого горна не смогли им повредить. Да и потерять я их так и не смог-из глубоких пропастей и ущелий Памира возвращались они на руку мою. Вот,погляди,все бусины здесь. Но их только десять-последнюю,одиннадцатую, ту,что несравненный Хайам называл "жемчужиной-сутью",и которую он боялся просверлить, чтобы нанизать на связку, я так и не нашел.
 - Ну что же, будем считать,что за хлеб и кров ты расплатился сполна. Прими же и от меня подарок,пусть он послужит тебе на дальнейшем Пути. Чайханщик хитро посмотрел на ибн Равви и выложил на потемневший прилавок красивую жемчужину,сиявшую словно звезда в ночи.
Дрожащими руками несчастный,вечно гонимый бывший купец Абу ибн Равви, нанизал последнюю жемчужину на потертую старую нить четок, что когда-то обманом и воровством отобрал у старого суффия.
- И что же мне теперь делать,о почтеннейший мастер? Куда идти,где искать Хозяина четок?
- Э,уважаемый,зачем искать далеко что-то? Ведь оно находится прямо здесь и сейчас. Спасибо,что собрал и принес мне мои четки.  Путь твой окончен, Абу ибн Равви. Ты заслужил покой, понял и постиг многое. Ложись теперь на кошму и спи сном праведника,ибо во истину-праведник ты и есть. А я пока чай заварю-скоро новый гость у нас будет. А сейчас-спи.