Последняя дуэль Пушкина

Михаил Иванович Лапшин
     В духовном строе России Пушкину принадлежит исключительная роль. Его имя объединяет людей различных убеждений, всех, кто считает его  национальным гением, высоко поднявшим знамя поэзии на русской земле. 
    Последняя дуэль Пушкина оборвала жизнь  великого гения в расцвете его необычайного дара, поражавшего размахом и сулившего  современникам и потомкам так много удивительного в понимании безграничности человеческой сущности.  Роковая дуэль Пушкина завершила последний, трагический период его необыкновенной жизни.
      Гений Пушкина, его творчество плавились в тигле его судьбы, судьбы человека, жадного до жизни во всех её проявлениях, безгранично любящего её, несмотря на все трудности и тяготы, выпавшие на его долю.
      В самых трудных и, казалось, безвыходных обстоятельствах его спасал великий дар, ниспосланный свыше, и творчество, в которое он был погружен в каждое мгновение своей жизни, отражавшейся в его произведениях.
         Как много людей вот уже скоро  два столетия мысленно переживают последний день Александра Сергеевича, его путь на Черную речку. Так и хочется крикнуть Натали, которую встретили на Дворцовой набережной Пушкин и Константин Карлович Данзас, его секундант на пути к месту дуэли: «Натали, посмотрите, Пушкин едет на дуэль,  остановите его !!!»…
          Но нет, она была близорука в прямом и переносном смысле!
     Уже через месяц после бракосочетания, Натали в сердцах сказала Александру Сергеевичу Пушкину: "Пушкин, как ты мне надоел своими стихами!".
          Она не чувствовала,  что её муж, стихи которого не читала (кроме его божественных сказок), подошел в своей недолгой земной жизни к последней черте. Несмотря на то, что Пушкин после первого вызова разорвал все отношения с Геккереном и Дантесом, Натали  на балах с удовольствием танцевала с Дантесом.
Пустой орех и Натали               
Нашли друг друга в бальной зале,               
Весёлым танцем повязали               
Его судьбу и жизнь. Они               

Как сапоги, что в паре               
Грохочут как в ударе.               
В итоге – вызов,  выстрел, смерть.
Сошел поэт в земную твердь.               
         Много горестного сошлось для Пушкина в последний год жизни. Увы, но это удел почти всех наших великих поэтов. Бесконечные  долги, литературная критика, утверждавшая, что поэт ослабел, «исписался», травля недоброжелателей и врагов, на которую спокойно смотрели многие его давние друзья.
        Огромные долги душили  Пушкина и приводили его  в ярость. «Загнанный в угол» жизненными обстоятельствами, он не находил поддержки в своей семье и  не видел выхода из создавшегося положения.   Последние годы он вынужден был содержать трех сестер Гончаровых – это обошлось ему в 60 тысяч рублей долга, что сильно увеличивало его основные долги. 
        Материальная зависимость Пушкина от царя, от которого он в 1834  и в 1835 годы получал ссуды, приковывала Пушкина к Петербургу. Он не мог уехать.
                Всю жизнь терзаемый долгами,
                Покинут верными друзьями,
                Он встал под дуло пистолета,               
                Чтоб бросить вызов злобе света.
        Считается, что Пушкин из-за взрывного характера, вследствие его «философии и концепции» «жизненного бесстрашия», его понимания кодекса дворянской чести, формы противостояния Судьбе  23 или 28 раз оказывался в преддуэльной ситуации. Но к барьеру со стрельбой до последнего вызова Дантесу, он выходил  только трижды, и в этих дуэлях не было жертв. 
        Вызывая Дантеса на поединок, Пушкин бросал вызов  самодовольной знатной черни, всем своим недоброжелателям и всем друзьям, не понимавшим трагичности его положения. Уже после гибели поэта, Александр Карамзин, сын нашего выдающегося историка, автора двенадцати-томной «Истории государства Российского», с семьёй которого Пушкин был дружен,   признавался: «Пушкин должен был страдать, когда при нём я дружески жал руку Дантесу, значит, я тоже помогал разрывать его благородное сердце». Отношение близких Пушкину людей к разворачивающейся трагедии также повлияло на его решение  о дуэли. Но основную роль в вызове Пушкина сыграли его враги в свете, сложившаяся «антипушкинская партия», ненавидевшая его, свора завистников его гения.
Законы света – законы стаи,
Что рвет своих, если отстали.
Законы эти правят поныне,
Их утверждали разве не вы ли?

Ведь жить с волками кому охота,
Но вас не спросит волчья пехота,
Что травит слабых и утомленных
Своим талантом  –  как прокажённых.

Стань в общий ряд и не дерзай,
Своим талантом  не терзай!
Если ты лев, а мы – гиены,
Мы загрызём любые гены!

Сожрём с охотой даже слона,
Вон видишь шкура и не одна.
А тоже мнили себя богами,
Пока не тронули их клыками.
          Место дуэли было выбрано за городом. Стрелялись в пятом часу пополудни. Пока добрались, погода, с утра солнечная и не морозная, изменилась. К вечеру задул холодный ветер, поднималась вьюга, стало смеркаться.
          Секунданты, наверное, могли  затянуть время, что позволило бы перенести дуэль. Но этого нельзя было ждать от д`Аршиака, секунданта Дантеса. Да и Данзас, секундант Пушкина, лицейский друг близкий, по-видимому,  не считал возможным намеренно затягивать дуэль. Условия дуэли  – десять шагов между барьерами – делали её «смертельною». Пушкин шел на это осознанно.
          Зима в 1837 году в Санкт-Петербурге была снежная. Для стрелявшихся секундантам пришлось проторить тропинку в глубоком, по колено, снегу. Большой снег не позволил отмерить широкие шаги, что ещё усугубило условия смертельного поединка.
         Промахнуться было нельзя – оба дуэлянта были хорошими стрелками, и они это знали. Так Пушкин  мог пулей попасть в пулю с двадцати шагов и много лет ходил с тяжелой палкой-тростью, чтобы всегда была тверда рука.         
        Пушкин первым подошёл к барьеру, но не выстрелил. Не в его обычае было стрелять первому. В очередной раз он испытывал судьбу. В последний раз… Он навел пистолет на Дантеса, но тот выстрелил первым, не дойдя одного шага до барьера, и попал туда, куда целил. Ранение в живот в то время было смертельным. Этим известным дуэльным приёмом пользовались бретёры: на обязательном следствии после дуэли можно было утверждать, что стрелявший целился не в живот, а в ноги. 
Но как же хрупок человек
И короток таланта век!
Людская зависть, наговор
Спешат поставить приговор…
         Просчитывал ли Пушкин варианты исхода дуэли? Он в  полной мере оценивал серьезность ситуации и готов был, как человек огромного ума, прозорливости и  интуиции,  к самому страшному исходу. До сих пор поражает его предвидение своей судьбы в описании дуэли Ленского с Онегиным.  Совпадает даже холодное время года.
          С преддуэльными днями жизни Пушкина и самой дуэлью связано много неразгаданных тайн. До конца не выяснено, с кем встречалась Натали на подстроенном свидании Идалией Полетикой на её квартире.  Был ли это Дантес или Николай I?
          Наш выдающийся, недавно ушедший, академик-экономист Николай Яковлевич Петраков, всю жизнь занимавшийся Пушкиным, утверждал, что, конечно, это был Николай I; только у него, а не у младшего офицера полка Дантеса «на атасе» во время свидания мог стоять ротный Ланской, сделавший впоследствии стремительную карьеру военного в чинах и званиях. О многом говорит тот факт, что Николай I много раз приезжал и «тотошкался» с первой, старшей  дочерью Ланского от брака с Натали  (известной мемуаристкой Араповой, всегда многозначительно намекавшей о её истинном происхождении).
           Некоторые исследователи пишут, что в первый момент дуэли Пушкин навел пистолет на голову Дантеса. Будучи хорошим стрелком, он мог это сделать даже после своего тяжелого ранения.  Однако  не стал этого делать.
          Важна метаморфоза, происшедшая с Пушкиным, после выстрела Дантеса. Потеряв сознание и упав на снег, испытав нестерпимую боль, Пушкин, стоически переносивший боль, что показали последуэльные дни,  понял, что его рана очень опасна.
         Он, знавший Дуэльный кодекс того времени и истории всех трагических дуэлей,  знал, чем заканчивались ранения в живот. «Боюсь, не ранен ли я так, как Щербачёв», – сказад он Данзасу после дуэли по дороге от Чёрной речки, припомнив дуэль знакомого офицера, закончившуюся смертельным ранением в живот. В этот момент Пушкин понял, что ничего не стоит его ненависть к Дантесу, что тот её не стоит. Он знал, что Дантес всего лишь кукла в руках его врагов, разыгрывавших затянувшийся спектакль. За ним стоял царь, с которым у Пушкина был тяжёлый разговор, приведший царя в ярость, незадолго  до дуэли. 
         Вызывает удивление, что пуля Пушкина совсем незначительно ранила Дантеса, а последствием пули Дантеса стала рана, несовместимая с жизнью. Известно, что после падения Пушкину Д`Аршиаком и Данзасом был заменён пистолет, дуло которого забил снег. Много написано о возможной пуговице, о кольчуге, надетой Дантесом. То, как он вел себя по отношению к семье Пушкина, как он стрелял, весь его облик пустого бесчестного человека, говорит о том, что он, по совету своего «приёмного отца», принял все меры предосторожности.
          Не видя возможности выплатить огромные долги и не находя выхода из своей ситуации, Пушкин надеялся, что дуэль обратит внимание друзей и Двора на его отчаянное положение. Он полагал, что если  он останется жив, то, несмотря на суровый закон о дуэлях (предусматривавший наказание вплоть до смертной казни  дуэлянтам и секундантам),  он  в очередной раз будет сослан в Михайловское, где, наконец, сможет найти покой и заняться  литературными трудами. У него было страстное желание жить и большие литературные и издательские планы.
         Конечно, он обдумывал и вариант гибели. В случае своей смерти  он надеялся, что его долги  погасит Двор. Так и произошло:  Двор оплатил  долги поэта, но только благодаря заботам и хлопотам истинных друзей Пушкина, которые понимали, кого потеряла Россия в феврале тридцать седьмого года. 
         Николай I, царствование которого началось трагедией Декабристов, несмотря на одно из самых длительных царствований в истории России, навсегда связал свое имя с жизнью и смертью Александра Сергеевича Пушкина.  Царь, наблюдавший  за развитием пушкинской трагедии и имевший все возможности остановить её, ничего не сделал для этого, наоборот принимал самое активное участие в пушкинской травле. Это легло несмываемым пятном на его имени, для каждого человека русской культуры. О многом говорит эпизод, когда Николай I в мае 1852 года в Берлине встретился с Дантесом и «любезно с ним разговаривал, вспоминая прошлое».          
         Дантес, по прошествии многих лет после дуэли, знакомясь с одной из представительниц русской знати, представился: «Дантес, который убил вашего Пушкина».
          На случай смерти, перед дуэлью Пушкин передал Данзасу копию обвинительного письма, которое он отправил Геккерну. В последние дни  жизни Пушкин думал о суде истории и верил, что потомки будут знать правду. Он добивался поединка, чтобы кровью смыть нанесённые ему оскорбления. А.С. Хомяков сказал: «…ему хотелось рискнуть жизнью, чтобы разом от неё отделаться или её возобновить».
          Удивительно, но из тех же дуэльных пистолетов в 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов, другой наш гений, стрелялся с младшим Барантом, сыном французского посла. По счастью, дуэль была бескровной.
        Трагедия Пушкина по-разному повторилась в судьбах многих выдающихся поэтов России. Боль от этих утрат отзывается в сердцах, любящих поэзию, любящих  наш великий, могучий и удивительный русский язык. Язык, являющийся фундаментом нашей великой культуры, нашей, до сих пор не  осознанной, цивилизации. Творения   выдающихся поэтов страны навсегда освятили нашу историю и нашу судьбу.
        Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь считал Пушкина, «наиумнейшим человеком своего времени», обладавшим непостижимой глубиной  таланта, составлявшей неразгаданную тайну. Он, как и многие другие,  воспринял смерть Пушкина как свою личную трагедию.
                Талант великий в теле бренном –
                Светильник яркий в мире тленном.
         Пушкин остался неотмщенным, и только Лермонтов,  заплативший  жизнью за своё великое стихотворение  на смерть поэта, воздал врагам Пушкина и поэзии.
         После дуэли Пушкина, ставшей рубиконом в российской истории, всё, что создается в русской культуре, соизмеряется с ним, создавшим эталон художественности и нравственности.

Литература
Черкашина Л.П. Последняя дуэль, или За что убили Пушкин/ Лариса Черкашина. – М.:Эксмо : Алгоритм, 2010.   
Абрамович С.Д., Пушкин. Последний год. Хроника (январь 1836 – январь 1837). М., 1991.
Николаев О.Р. Хроника Пушкинских дуэлей.
Тайна Пушкина. Из прозы и публицистики первой эмиграции/ Сост., предисл., коммент. М.Д. Филина. – М.: Эллис Лак, 1998.
Новиков А.Н., Последний год. M., Советский писатель, 1976.
Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы. М., 1987.