Два крысёнка

Мария Климук
Жили-были на свете два брата крысёнка: Тёмка и Сёмка. Вроде оба из одного рода крысиного, да только не похожи ни капли друг на друга. Тёмка послушный был, всегда всё по правилам делал, как им, крысам, положено. А вот Сёмка, наоборот, ужасно упрямым рос. Никак не мог понять он порядков заведённых крысячьего племени своего. Не раз ему мать наставления давала:

- Созданы мы, крысы, для того, - объясняла она, - чтобы гадости постоянно делать. Все нас бояться должны. Боятся – значит, уважают! И чем больше ты гадостей наделаешь, тем больше уважать тебя будут. Вот, отец твой, Великий Крыс, самый уважаемый из нас!

Их с Тёмкой отец действительно был самым главным среди всего крысиного племени. Только власть его уже к концу подходила, должен был кто-то на место его придти. Сёмка и Тёмка – первые наследники.

Тёмка, конечно, на эту роль больше подходил. Много он напакостничать успел, славу хорошую среди крыс других заработал. А Сёмка никак не мог заставить себя гадости делать. Не такой он был, как все крысы, собратья его. Добрая у него душа была. Ах, нелегко же крысёнку Сёмке с нравом таким добродушным жилось! Никто его понять не мог…

Однажды на великом совете решили крысы Тёмке с Сёмкой экзамен устроить. Задание им дали: в избу ближайшую пробраться да как можно больше пакостей разных наделать там.  Кто больше набезобразничает – тот и будет достоин звания Великого Крыса.

Тёмке задание такое сразу понравилось, а вот у Сёмки к нему почему-то не сильно душа легла. Да ничего не поделаешь, экзамен есть экзамен, придётся выполнять.

Отправились братья-крысята в дорогу, избу подходящую отыскали. Зашли они в неё, смотрят – а там порядок, чистота кругом, всё убрано, прибрано – одним словом, есть над чем потрудиться.
 
«Ну, сейчас я тут все свои таланты крысиные покажу!» - думает Тёмка сразу. А вот Сёмке не так весело, как брату его. Не хочется ему в избе такой красивой и чистой безобразничать.

Конечно, Тёмке до сёмкиной нерешительности дела никакого нет. Странный он, этот Сёмка, не должны крысы такими быть. Но сейчас – экзамен. Сейчас каждый сам за себя!

Первым делом побежал Тёмка по углам шарить, что повкуснее искать, да что стащить можно. Много мусора наделал, бумажек разных по всему дому разбросал, пакет с крупой опрокинул, наследил кругом, все полы и стены испачкал, а в довершение всего ещё и мебель на зубок попробовал.

Посмотрел Тёмка на работу свою и вздохнул устало, счастливо. «На славу постарался я, - говорит, - вся изба теперь преобразилась – глаз не отвести!»

Ничего ему Сёмка не ответил. Не радовало его это всё почему-то. Эх, не быть ему Великим Крысом никогда! Нет у него таланта такого, как у брата, очень уж добрый он…

Собрались крысята уходить уже, как вдруг слышат – где-то в одной из комнат рыдает кто-то горько-горько, сильно-сильно. Тёмка внимания никакого на эти рыдания, конечно, не обратил, а вот Сёмке бедняжку сразу жалко стало.

- Ты иди, - говорит он брату своему, - один без меня. Хорошо постарался ты. А вот мне здесь ещё остаться нужно…

Пожал Тёмка плечами и согласился, ушёл один, крысам другим о подвигах своих рассказывать. А Сёмка тем временем пошёл туда, откуда рыдания доносились.

Заходит крысёнок в комнату, а там на кровати девочка сидит маленькая и горько-горько плачет.

- Ты кто такая? – спрашивает он, - как звать тебя?

- Анюта я, - отвечает девочка сквозь слёзы.

- А плачешь ты чего?

- Как же не плакать мне? Просыпаюсь я – а здесь непорядок такой! Придут папа с мамой, как начнут ругать меня! Подумают – это я виновата! А я не виновата…

Ещё сильнее заплакала девочка. А Сёмка слушает и не знает даже, что делать ему. Вроде и крыса он, не положено ему добрым быть, и жалеть он её тоже не должен, а помочь Анюте всё равно хочется.

- Не плачь, - говорит он вдруг ей уверенно, - не будут тебя папа с мамой ругать, когда придут. Помогу я тебе. Вместе с тобой сейчас порядок наведём.

Эх, зачем же сказал он ей это? Что же делает он? Что позволяет себе? Он же самого Великого Крыса наследник! Не должен он таким хорошим быть. Влетит ему за это от крыс других, собратьев его… Но ничего не поделаешь: дано слово – значит, выполнять нужно.

Стали Сёмка вместе с Анютой в избе порядок наводить. Мусор собрали разбросанный, полы, стены все вымыли. Вот только мебель погрызенную трудно исправить было, но тут Анюта быстро нашлась: притащила банку с краской из кладовки, они вместе и закрасили те места, где следы от тёмкиных зубов остались.

Посмотрели Сёмка с Анютой на работу свою, когда закончили, и даже сами удивились: изба после их уборки  даже лучше ещё, чем раньше стала!

Пришла пора Сёмке с Анютой прощаться. Грустно крысёнку стало от этого. Вспомнил он, что родственники дома спрос с него делать будут. А что он им скажет? Ничего он здесь уважительного не сделал, даже похвалить не за что! Далеко ему до звания Великого Крыса…

Попрощался Сёмка с Анютой и пошёл домой, грустный-грустный. Успели они подружиться с девочкой. Даже веселее немного становилось, когда он про подружку свою новую вспоминал. Только потом снова о собратьях своих, крысах других, думал, и опять грустно на душе делалось…

А Тёмка в это время довольный шёл. Представлял себе, как всё племя крысиное соберётся, как за труды и старания хвалить его начнут.

Еле догнал Сёмка брата своего. Объяснил кое-как, зачем ему надо было в доме оставаться. Идут они вместе, один – весёлый-развесёлый, а другой – грустный-прегрустный…

Пришли они домой, отчитываться перед собратьями своими, кто сколько подвигов натворил. Крысы все их окружили сразу, смотрят строго. На Тёмку больше одобрительно так смотрят, а на Сёмку, наоборот, с осуждением. Оказывается, они двух крыс специально посылали, чтобы те за крысятами следили незаметно. Вот как, и не соврёшь даже ничего, не отвертишься! Всё уже тут знают про тебя…

Самый главный из собравшихся, Великий Крыс, вышел вперёд.

- Ну что ж, - сказал он, - удивили вы нас оба. Особенно ты, Тёмка, на славу постарался. Молодец! Заслуживаешь звание Великого Крыса! Достоин  будешь место моё занять.

Тёмка сразу заулыбался самодовольно: как же, он ведь старался! А вот Сёмке не так радостно было. Понимал он, что ничего хорошего про него не скажут сейчас.

И правда, совсем недовольно Великий Крыс посмотрел на него.

- А вот ты, Сёмка, очень удивил нас всех. Очень! Совсем мы от тебя не ожидали такого. Да ты после того, что натворил, не то что бы Крысом Великим, но и вовсе с нами в племени одном жить не будешь. Не крыс ты после этого. Даже не сын мне…

Сказал всё это Великий Крыс, повернулся и ушёл молча. А вслед за ним и все другие крысы расходиться стали. Его, Сёмку, одного оставили. Грустно-грустно крысёнку бедному сделалось. Ну что ж тут поделаешь, что не такой он, как все сородичи его, что добрая у него душа. Не способна она пакости делать…

Ах, как печален был бедный Сёмка, как несчастен сейчас! Побрёл он один-одинёшенек по тропинке куда глаза глядят. Идёт и вздыхает, горько-горько…

Вдруг видит – навстречу Анюта идёт, подружка его недавняя.  Сразу на сердце веселее стало. Подбежал Сёмка к ней, поздоровался и давай про беду свою рассказывать. Выслушала Анюта всё внимательно и говорит ему:

- Да ты не переживай так! Помог ты мне тогда, не оставлю и я тебя в беде сейчас. Не настоящие значит они друзья тебе, раз сердце твоё доброе понять не смогли. А я вот тебе настоящей подружкой буду! Ступай за мной, будешь теперь в доме моём вместе со мной жить.

Обрадовался Сёмка сначала, но потом засомневался немного.

- А как же папа с мамой твои? – говорит. – Разве они не  будут против?

- Конечно нет! – заверила Анюта. – Они только рады будут.

Привела Анюта Сёмку в дом к себе, папе с мамой его представила. Они, как и говорила девочка, совсем не рассердились, когда узнали, что с ними теперь в доме крысёнок жить будет. Любили в этой семье животных.

Стал Сёмка с Анютой и родителями её вместе жить. Девочка каждый день о Сёмке заботилась, кормила, поила, домик ему смастерила маленький, играла с ним каждый вечер, когда со школы домой приходила. Очень весело им вместе под крышей одной жилось.

Иногда, конечно, вспоминал Сёмка сородичей своих – Тёмку, маму с папой. Даже скучал по ним немного. Особенно хотелось ему Тёмку увидеть, расспросить, как живёт-поживает он, стал ли Крысом Великим…

Только через год удалось Сёмке брата своего встретить, когда тот случайно мимо дома его проходил.

- Эй, Тёмка! – закричал он сразу. – Как дела? Как поживаешь?

- Да вот, стал я теперь Крысом Великим, - Тёмка ему отвечает. Но нет почему-то в голосе его радости.

- А почему же тогда невесёлый такой? – удивился Сёмка.

- Чему ж тут радоваться, - вздохнул его брат. – Не так просто это – Крысом Великим быть. Сидишь на троне своём, одинокий, никто с тобой не дружит, все завидуют, ходят да поглядывают искоса… Ну, а ты-то как, как у тебя дела?

- А я тут с Анютой живу, подружкой своей, - Сёмка говорит. – В избе той самой, где мы с тобой когда-то экзамен проходили, помнишь? Весело нам тут с ней вместе, играем каждый вечер… Она ещё и своих подружек сюда приводит иногда, я и с ними подружился…

- Эх, хорошо тебе, - вздохнул Тёмка. – А мне вот пора, дел у меня много. Очень занят я теперь стал…

Попрощался Тёмка с братом и пошёл дальше, по делам своим. Долго ему Сёмка в след смотрел.

«А ведь хорошо всё-таки, что не стал я Великим Крысом!» - подумал он.