Автограф Гагарина

Михаил Шариков
      
        В тот исторический год, когда мой земляк Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории полёт в космос на ракете «Восток», я после окончания Московского механико-технологического техникума работал в своем родном городе Ярцево на фабрике пианино техником-конструктором и одновременно был секретарем комсомольской организации. Трудно даже представить сейчас тот эмоциональный подъем, который овладел всеми нами 12 апреля 1961 года – наш соотечественник, наш земляк, смоленский парень из города Гжатска – в космосе! И весь мир слушает Москву! Все радиостанции мира на всех языках передают эту потрясающую новость неисчислимое число раз.

       А мы-то – смоляне, как не возликовать по такой причине, что наша смоленская земля дала миру еще одного героя. Полёт в неизвестность – огромный риск, о котором, как говорили сами космонавты, было заготовлено два информационных сообщения ТАСС – одно о триумфе, другое – о трагической гибели первого космонавта. Мы тогда, конечно, об этом не знали. Город готовился к первомайской демонстрации. На экстренном заседании горкома комсомола мы решили отметить это великое событие какими-то наглядными экспонатами в праздничных колоннах. Иду к главному инженеру своей фабрики с идеей – сделать макет космического корабля «Восток» и установить на высокой крыше двухэтажного здания котельной рядом с улицей Горького, по которой 1 Мая пройдут все городские колонны демонстрантов. Идея тут же была поддержана. Мне дали лучшего столяра-шаблонщика и сварщика, я сделал символический, конечно, чертеж, в течение недели сварили металлический каркас, обшили фанерой, внутри корпуса с иллюминаторами разместили прожекторную лампу и вентилятор.  Иллюминаторы нашего символического корабля светились, а из выхлопного сопла ракеты выплескивалось побуждаемое вентилятором красное пламя из матерчатых лент, на борту корабля надпись – «Восток». Когда мы все это смонтировали и вечером подключили электричество, картина была великолепная – иллюзия полета корабля была полная. Весь город приходил ещё накануне праздника вечером смотреть на наше произведение.

       1 Мая 1961 года было очень тепло, люди в колоннах были легко и празднично одеты. В те времена на демонстрацию ходили практически все жители нашего 50-тысячного города. И все, как один, проходя мимо нашего первого в истории самодеятельного космического памятника, кричали громогласное «Ура!».

       Потом я поступил в Московский лесотехнический институт. В 1964 году я – студент второго курса факультета автоматизации производственных процессов,  секретарь факультетского бюро комсомола. Институт наш находится в Мытищах, рядом – город космических заводов – Калининград, теперешний Королёв. Эта близость к королёвским заводам в городе Калининграде сослужила хорошую службу нашему институту – у нас открыли факультет электроники и счетно-решающей техники, престиж ВУЗа сразу повысился, и нашим промышленным факультетам перепало очень много нового из наук космической отрасли. МЛТИ готовил кадры для этих четырех заводов в городе Калининграде и тесно сотрудничал с ними и в культурной сфере тоже.

        В рамках этой дружбы мы, комсомольцы, пригласили к нам в институт самого знаменитого в те годы человека на Земле – Юрия Алексеевича Гагарина, который часто работал в городе Калининграде. Он приглашение принял и приехал! Я был в составе студенческой делегации, которая с цветами встречала Юрия Алексеевича у главного входа в институт. Стоим, ждём, волнуемся, и вот – открываются ворота проходной, въезжает черная «Волга», без остановки проезжает мимо нашей делегации,  в машине один водитель. Мы в недоумении – не приехал, один водитель, сейчас подойдёт с извинениями... Мы кинулись вслед за машиной, а водитель поставил машину на стоянку в конце главного корпуса, вышел из неё и идёт нам навстречу не кто иной, а сам Юрий Алексеевич Гагарин. Приехал он без всякого сопровождения, сам за рулём. Идёт к нам улыбающийся, светящийся какой-то особой простотой и добротой человек невысокого роста, в гражданской одежде, поздоровался с нами со всеми за руку и сказал: «Ну, что – я приехал, как обещал. Пойдёмте, немножко поговорим?».

       Мы всей командой проводили Юрия Алексеевича в кабинет ректора на 3 этаж. Гость захотел познакомиться с каждым из присутствующих. И только тут я вдруг понял, какую непростительную оплошность допустил – все мои друзья-студенты припасли что-то для получения автографа: кто портрет, кто  открытку, кто книгу о космосе, и после краткого представления тут же получают автограф космонавта. А у меня ну решительно ничего, в кармане только самодельная записная книжка из тетради в клеточку для комсомольских записей. Вот балда, думаю, ведь второй такой возможности в моей жизни может не быть, это точно. Даже голова стала горячей от досады в тот момент.

       Подходит моя очередь представиться, я говорю: «Юрий Алексеевич, я ваш земляк, студент второго курса факультета автоматизации такой-то...» – «А откуда родом?» – «Из Ярцева. Юрий Алексеевич, прошу простить мою оплошность, нет у меня для автографа ничего приличного, могли бы Вы подарить мне его вот в этой моей самодельной записной книжке?» – «Ну, разумеется, земляк, какой может быть вопрос!». Друзья—студенты заулыбались, а я с красным  от смущения лицом, но удовлетворённый и счастливый, стал обладателем автографа первого в мире космонавта и моего знаменитого земляка.

        А потом Юрий Алексеевич часа полтора рассказывал о своем полёте, отвечал на вопросы в нашем переполненном актовом зале, где было не менее полутора тысяч студентов и преподавателей. Запомнилась больше всего одна фраза Гагарина, которая тогда прозвучала из его уст: «Вы представить себе не можете, какая же красивая наша Земля из космоса! Голубая планета. Беречь нам надо ее и крепко-крепко любить». Рассказывал очень тепло о своей крестьянской семье: маме Анне Тимофеевне и об отце Алексее Ивановиче – совсем простых людях, потом немного о своей жене и детях. Причем говорил настолько просто и скромно, без всякой похвальбы, доступным и красивым языком.

        Всего 34 года продлилось прекрасное мгновение жизни этого человека. 27 марта 1968 года – трагический день для всех нас, Гагарин с Серегиным разбились неподалеку от деревни Новоселово Владимирской области. Я уже работал на мебельном комбинате после окончания института и как личную трагедию мы с друзьями восприняли эту печальную весть.

        В 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла замечательная документальная книга А.Б.Дихтяря с воспоминаниями родных и друзей-космонавтов  «Жизнь – прекрасное мгновение», посвященная памяти Юрия  Алексеевича  Гагарина. Жена увидела и сразу купила её. И я вклеил в эту книгу тот драгоценный листок с автографом, который мне подарил первый космонавт Земли в 1964 году, и вот уже  50 лет бережно его храним.