Per aspera ad astra Часть41

Кузьмин Иван Николаевич
После издания книги в моей судьбе произошли существенные изменения.

В июне 1994 года я был принят в качестве консультанта в Российское информационное агентство “Новости“, которое возглавлял бывший сотрудник моего отдела в берлинском представительстве КГБ В.Н.Марков. В июле там со мной познакомился В.Л.Мусатов, руководитель центра европейских исследований Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, который предложил мне работать старшим научным сотрудником в его центре. С сентября я приступил к этой работе. В ноябре  уволился с преподавательской работы в Краснознаменном институте КГБ. Таким образом, в моей жизни наступил новый этап.

В свои семьдесят лет я и не предполагал, что обладаю каким-то потенциалом для творчества. Оказалось, что это не так. Наступивший   этап был, пожалуй, наиболее интересным и плодотворным этапом моей жизни. Он продолжался тринадцать*  лет.

В 1994 году я подготовил для РИА “Новости” около десятка аналитических материалов. В этом ряду  следует назвать критический разбор книги немецкого историка Вернера Мазера “Вероломство. Гитлер, Сталин и вторая мировая война”. Ее выход в свет  был приурочен к торжественному акту в Берлине 1 сентября 1994 года в связи с завершением вывода войск ЗГВ из Германии

Согласно анонсам автора его целью было способствовать преодолению образа врага в России и Германии и уйти от конфронтационного мышления, присущего прошлому в наших странах.  Однако в действительности его замысел  состоял в том, чтобы убедить читателя, будто вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР было спровоцировано агрессивными приготовлениями самого Сталина. Для доказательства своей версии автор не гнушался фальсификацией документов и прибегал к явным домыслам. Общая концепция книги в целом соответствовала установкам известной публикации Виктора Суворова ”Ледокол”. По моей рекомендации были внесены коррективы в поведение российской делегации, присутствовавшей в Берлине, на презентации книги Мазера.

Помимо этого мною был составлен  отчет по итогам визита Б.Н.Ельцина в Берлин, подготовлены аналитические записки об экономической ситуации в ФРГ,  о перспективах  прихода к власти социал-демократов (с учетом результатов выборов в ряд ландтагов), о разработке новой военно-стратегической концепции Германии, о проблематике расширения НАТО на Восток и другие.

С августа 1994 года я непосредственно включился в работу института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России  – выступал с сообщением о ситуации в Восточной Германии на Круглом столе на тему “Россия - Восточная Европа, вместе или рядом?”, принимал участие в организованной МИД  конференции  “Россия в рамках партнерства и сотрудничества в Европе”, в Круглом столе  в венгерском информационном центре,  а также в симпозиуме в Российском институте стратегических исследований. С докладом в этом институте  о перспективах российско-германского сотрудничества в сфере безопасности выступал председатель комитета обороны бундестага Виттман. Я получил у него текст доклада и подготовил сообщения для РИА “Новости” и для Министерства иностранных дел.

Одновременно с работой в РИА “Новости” и в Дипломатической академии я настойчиво трудился над проблематикой объединения Германии, В этом плане я в деталях разобрался в ситуации, предшествовавшей отставке Э.Хонеккера и опубликовал  материал на эту тему “Пленум перед агонией” в бюллетене ”Глобус“, издаваемом РИА “Новости”. 

Мне удалось наладить хороший рабочий контакт с московскими представительствами германских фондов Фридриха Эберта, Конрада Аденауэра, Ханса Наумана и наладить сотрудничество Дипломатической академии с ними.

В самый канун нового 1995 года я тяжело заболел.  С диагнозом инфаркт миокарда я пролежал десять дней  в отделении реанимации, а потом целый месяц лечился в кардиологическом отделении госпиталя ФСБ на Щукинской. Работа врачей и медицинских сестер отделения реанимации  отличалась безукоризненной четкостью. Я глубоко благодарен лечащему врачу Елене Васильевне Черновой, которую запомнил на всю оставшуюся жизнь. Самым тяжелым испытанием в реанимации была потребность найти, чем себя  занять, лежа на спине в обездвиженном состоянии, когда нельзя было изменить положение из-за присоединенных к тебе проводов и трубок. Я пытался преодолевать  время, вспоминая стихи русских поэтов.
Здесь же я обязан обратить слова огромной благодарности к подруге своей дочери Людмилы -  доктору Людмиле Витальевне Мацкевич, практикующей по системе Су Джок, которая на протяжении более десяти лет дважды совершала чудо, возвращая  мне погасший огонек сознания,  вопреки безнадежным прогнозам традиционных специалистов.

Восстановившись после болезни, в 1995 году я возобновил активную работу в РИА “Новости” и в институте Дипломатической академии. Для РИА я подготовил в 1995 году более десятка аналитических записок и справок, в частности, “Оценка развития ситуации в Германии за пятилетие после воссоединения”, “О состоянии российско-германских отношений и перспективах их развития”,   “О ходе реорганизации бундесвера” и другие. В авторитетном немецком  журнале “Дойчланд Архив”  опубликовал материал “Заговор против Хонеккера”.

По линии института я принимал участие в подготовке и проведении ряда международных семинаров и конференций. Так, в пресс-центре МИД РФ совместно с фондом Наумана был проведен семинар о международном сотрудничестве в сфере безопасности, на котором я выступал с содокладом.
 
Запомнилась двухдневная международная конференция в фонде Горбачева 1-2 декабря 1995 года на тему  “Страны Восточной Европы через пять лет после объединения Германии”,  на которой я присутствовал вместе  с В.Л.Мусатовым. Выступая в прениях, я отметил стремление ФРГ занять позиции, которые ранее принадлежали СССР. Горбачеву не понравилось слово “экспансия”, которое я употребил, и он, перебив меня, выразил свое несогласие. Я попытался уточнить свою позицию, но Горбачев уже полностью утратил интерес ко мне  и стал оживленно беседовать со своим соседом в президиуме.
 
Внешне Горбачев производил впечатление открытого,  предельно искреннего человека. Сидевшая рядом со мной доктор экономических наук, Глинкина заметила по этому поводу: ”Все мы знаем, что Горбачев – гад, но какой обаятельный человек.”

После окончания конференции я приобрел только что изданный двухтомник Горбачева  ‘Жизнь и реформы” с его автографом.
          
Впрочем, главное место  в моей работе в 1995 году занимала  подготовка  ко второму  изданию текста книги о крушении ГДР,  о его причинах и последствиях. В самом конце года я передал рукопись этой монографии  в редакционно-издательский отдел нашей академии. Тираж был определен в 1000 экземпляров. И в данном случае  издание книги также было осуществлено за мой счет.

В марте 1996 года книга вышла в свет. На этот раз, в  отличие от  первого издания, ее появление осталось почти незамеченным. Только в “Правде” была опубликована доброжелательная рецензия доктора исторических наук, генерал-лейтенанта Н.С.Леонова, озаглавленная “ГДР причины краха”.  Позднее на моей работе  довольно подробно остановился Л.М.Млечин в газете “Известия”. Он, выражал солидарность с нелепым утверждением  бывшего помощника Горбачева по вопросам идеологии В.Печенева о полной бесполезности разведывательной информации и,  в соответствии с этой вздорной установкой, весьма произвольно интерпретировал некоторые положения моей книги.

Заметными событиями в апреле 1996 года были презентации моей  книги в Ассоциации ветеранов Внешней разведки и в Краснознаменном институте КГБ СССР, на каждой из которых присутствовали около сорока человек.. Главной задачей  моего выступления было показать, сколь широкой была база источников и литературы, на которую я опирался. Я, в частности использовал сборники документов МГБ ГДР и ЦК СЕПГ, которые тем временем были опубликованы в Германии, а также ежегодные  отчеты центральных статистических ведомств ГДР и ФРГ, протоколы переговоров руководителей двух германских государств и четырех держав из архива федерального института БИОст, ксерокопии с которых мне было разрешено снять. К этому следует присовокупить воспоминания Горбачева, Шеварднадзе, Коля, Геншера, Хонеккера и Кренца, помощников Горбачева Черняева, Шахназарова и Печенева, помощника Коля Тельчика, помощника Геншера Эльбе, послов Абрасимова, Кочемасова, Фалина, Квицинского, Терехова, Добрынина, Уолтерса, подробнейший отчет о переговорах два плюс четыре Филиппа Зеликоу и Кондолизы Райс, свидетельства, полученные в беседах с политиками, дипломатами, журналистами разного уровня, которые были очевидцами описываемых мной событий.

После издания названной выше книги, которая имела характер монографии, директор института Е.П.Бажанов и другие коллеги по работе посоветовали мне переработать ее в докторскую диссертацию и без промедления представить к защите. Этим и определялось основное содержание моей работы  в 1996 году. Вместе с тем  я принимал участие в нескольких семинарах и конференциях на различные  темы. По линии РИА я подготовил ряд справок по материалам федерального института по  проблемам Восточной Европы и международным проблемам. В журнале “Обозреватель” была опубликована моя статья “Германия и Россия: современный этап отношений”, а “Дипломатический ежегодник” поместил мой материал “Германия сегодня”.

Обращаясь к  событиям 1996 года, следует упомянуть, что  московский корреспондент крупной немецкой газеты “Лейпцигер Фольксцайтунг” Хартмут Хюбнер взял на себя публикацию моей книги в Германии и даже организовал перевод ее на немецкий язык, поручив это дело В.С.Галу. Однако на следующий год Хюбнер бесследно исчез, не расплатившись с переводчиком. Все попытки разыскать Хюбнера в Германии остались безуспешными. Из газеты “Лейпцигер Фольксцайтунг” он уволился.

Помимо этого случая последовали еще два предложения издать мою книгу в Германии. Правда, они сопровождались пожеланиями принципиально изменить характер изложения, что оказалось для меня неприемлемым.

В калейдоскопе событий этого года следует упомянуть посещение мною в январе бывшего посла П.А.Абрасимова по его приглашению и двухчасовую беседу с ним, защиту диссертации В.Л.Мусатова, состоявшуюся в нашем диссертационном совете в мае, успешное окончание моей внучкой Марией юридического института в июне, встречу  у директора РИА В.Н.Маркова с его предшественником на этой должности В.М.Фалиным и  беседу с ним по германской тематике.

Остался в памяти прием в октябре в гостинице “Балчуг” в честь издателя журнала “Шпигель” Р.Аугштайна. На приеме присутствовали М.С.Горбачев, вице-президент Руцкой, заместители мэра Москвы, депутаты Государственной думы, дипломаты, видные журналисты. Мой сосед по комнате в институте Володя Черный, обладавший удостоверением помощника депутата государственной думы, беспрепятственно проник на прием. Он чувствовал себя, как рыба в воде, и познакомил меня с  новым германским консулом в Москве, а также с Явлинским и Боровым  Во время приема я восстановил знакомство с  Егором Яковлевым, одноклассником моего брата Михаила, с которым не встречался со времен своей юности.
 
Я отметил, что на приеме Горбачев находился как бы в зоне отчуждения. К столику, за которым он стоял вместе с Галиной Старовойтовой, никто не подходил, кроме бывшего моего сослуживца генерала Громакова. В одну из пауз я имел возможность накоротке обменяться воспоминаниями о событиях.  1989 года со Штефаном *** Аустом, главным редактором “Шпигеля”.

Следует отметить, что главное место  в моей работе в 1995 году занимала  подготовка  ко второму изданию текста книги о крушении ГДР,  о его причинах и последствиях. В самом конце года я передал рукопись этой монографии  в редакционно-издательский отдел нашей академии. Тираж был определен в 1000 экземпляров. И в данном случае  издание книги также было осуществлено за мой счет.

В марте 1996 года книга вышла в свет. На этот раз, в  отличие от  первого издания, ее появление осталось почти незамеченным. Только в “Правде” была опубликована доброжелательная рецензия доктора исторических наук, генерал-лейтенанта Н.С.Леонова, озаглавленная “ГДР причины краха”.  Позднее на моей работе  довольно подробно остановился Л.М.Млечин в газете “Известия”. Он, выражал солидарность с нелепым утверждением  бывшего помощника Горбачева по вопросам идеологии В.Печенева о полной бесполезности разведывательной информации и,  в соответствии с этой вздорной установкой, весьма произвольно интерпретировал некоторые положения моей книги.

После издания названной выше книги, которая имела характер монографии, директор института Е.П.Бажанов и другие коллеги по работе посоветовали мне переработать ее в докторскую диссертацию и без промедления представить к защите. Этим и определялось основное содержание моей работы  в 1996 году. Вместе с тем  я принимал участие в нескольких семинарах и конференциях на различные  темы. По линии РИА я подготовил ряд справок по материалам федерального института по  проблемам Восточной Европы и международным проблемам. В журнале “Обозреватель” была опубликована моя статья “Германия и Россия: современный этап отношений”, а “Дипломатический ежегодник” поместил мой материал “Германия сегодня”.

Обращаясь к  событиям 1996 года, следует упомянуть, что  московский корреспондент крупной немецкой газеты “Лейпцигер Фольксцайтунг” Хартмут Хюбнер взял на себя публикацию моей книги в Германии и даже организовал перевод ее на немецкий язык, поручив это дело В.С.Галу. Однако на следующий год Хюбнер бесследно исчез, не расплатившись с переводчиком. Все попытки разыскать Хюбнера в Германии остались безуспешными. Из газеты “Лейпцигер Фольксцайтунг” он уволился.

Помимо этого случая последовали еще два предложения издать мою книгу в Германии. Правда, они сопровождались пожеланиями принципиально изменить характер изложения, что оказалось для меня неприемлемым.

В калейдоскопе событий этого года следует упомянуть посещение в январе бывшего посла П.А.Абрасимова по его приглашению и двухчасовую беседу с ним, защиту диссертации В.Л.Мусатова, состоявшуюся в нашем диссертационном совете в мае, успешное окончание моей внучкой Марией юридического института в июне, встречу  у директора РИА В.Н.Маркова с его предшественником на этой должности В.М.Фалиным и  беседу с ним по германской тематике

Остался в памяти прием в октябре в гостинице “Балчуг” в честь издателя журнала “Шпигель” Р.Аугштайна. На приеме присутствовали М.С.Горбачев, вице-президент Руцкой, заместители мэра Москвы, депутаты Государственной думы, дипломаты, видные журналисты. Мой сосед по комнате в институте Володя Черный, обладавший удостоверением помощника депутата государственной думы, беспрепятственно проник на прием. Он чувствовал себя, как рыба в воде, и познакомил меня с  новым германским консулом, а также с Явлинским и Боровым  Во время приема я восстановил знакомство с  Егором Яковлевым, одноклассником моего брата Михаила, с которым не встречался со времен своей юности
 
Я отметил, что на приеме Горбачев находился как бы в зоне отчуждения. К столику, за которым он стоял вместе с Галиной Старовойтовой, никто не подходил, кроме бывшего моего сослуживца генерала Громакова. В одну из пауз я имел возможность накоротке обменяться воспоминаниями о событиях.  1989 года с *** Аустом, главным редактором “Шпигеля”.

14 августа 1996 года скончалась моя мачеха Татьяна Алексеевна Маврина. Она была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилой своего родного брата академика С.А.Лебедева, создателя первых отечественных электронно-вычислительных машин.

Начало  1997 года в значительной мере определялось подготовкой к защите моей докторской диссертации, которая состоялась 18 апреля. Необходимо было пройти целый ряд формальных процедур,  каждая из которых требовала продолжительной подготовки. . Надлежало пригласить в качестве оппонентов видных  ученых и получить их официальные отзывы. В моем случае это были наиболее авторитетные российские германисты доктора наук Г.Л.Розанов,  Д.М.Проэктор,  И.Ф.Максимычев.
 В коллективе я чувствовал всестороннюю поддержку. И.Н.Епифанова отпечатала мне текст диссертации и отформатировала его.  Володя Черный размножил на ксероксе в Государственной думе ее текст и привез эту неимоверную тяжесть (350 листов в 8 экземплярах) в институт.

Защита протекала весьма бурно. Профессор Борисов пытался поставить меня в тупик каверзно сформулированными вопросами. Профессор Барышев, член ЦК ВКП(б), партии Нины Андреевой, заявил, что будет голосовать против, так как я не смог доказать, что М.С.Горбачев является преступником. Ему возражал профессор Кадымов, ссылаясь на недопустимость идеологического давления. Барышев ответил ему грубостью Итог голосования: один голос против,  и четверо воздержались, то есть, результат не вполне убедительный. После защиты состоялся банкет. Вторую половину апреля и почти весь май заняли составление протокола заседания диссертационного совета и большое число  процедур, завершавших защиту диссертации.
 
В конце мая в Дипломатической академии принимали директора федерального института Восточной Европы и международных проблем в Кёльне профессора Фогеля. Он договорился с руководством академии о моей командировке в Кёльн и о моем выступлении с научным докладом перед сотрудниками института. Тема доклада была сформулирована как ”Причины и последствия крушения политической системы в ГДР и объединение Германии“. Я готовил доклад на немецком языке и тщательно отрабатывал формулировки, учитывая самый высокий  уровень аудитории, перед которой мне предстояло выступать.

Моя командировка в Кёльн состоялась в сентябре и продлилась неделю. Город несколько разочаровал меня. В нем был тяжелый воздух с запахом прели из водостоков, а   Рейн оказался чуть шире  Москвы-реки с  темной серой водой.  В городе было много эмигрантов, которые не говорили на немецком языке и, видимо, не стремились адаптироваться со своей новой родиной. Я не смог освоиться с правилами пользования городской железной дорогой и поэтому ограничивался пешими прогулками по ближним районам.

Прием, оказанный мне в кёльнском институте, превосходил все ожидания. Я был размещен поблизости от института в необыкновенно уютном отеле “Трост”. Сотрудники института Хайнц Тиммерман, Фред Ольденбург, Бернд Кнабе и другие были давно знакомы мне по своим публикациям. Они приняли меня почти по-родственному, интересовались моим мнением и охотно отвечали на мои вопросы, познакомили с огромным справочным фондом института, помогли отксерокопировать ряд документов и книг общим объемом около 1000 страниц.

Мой доклад состоялся на третий день пребывания в Кёльне и продолжался около полутора часов. На нем присутствовали все сотрудники института и несколько человек из комиссии бундестага “по преодолению прошлого ГДР“ и из ведомства федерального канцлера – всего около сорока  человек. Доклад был хорошо воспринят слушателями и завершился аплодисментами аудитории, затем я около часа отвечал на вопросы.

Сотрудники института пару раз приглашали меня на обед в  ресторан. Кроме того, к моему обслуживанию подключался представитель РИА “Новости“ в Германии Б.Печников.

Во время моего пребывания в Кёльне находившийся там профессор В.И.Дашичев отрекомендовал меня ведущему исследователю лондонского проекта “Холодная война“ Светлане Палмер, как человека, “который осуществлял связь между Э.Хонеккером и консервативной частью руководства КПСС”. Через месяц С.Палмер разыскала меня в Москве и взяла подробнейшее интервью.

Сразу после возвращения в Москву я получил диплом доктора политических наук. Решение о присвоении этой ученой степени, оказывается, состоялось еще в июле.
“Дипломатический ежегодник” за 1997 год опубликовал мою статью ”О политике преодоления раскола немецкой нации в объединенной Германии”.

В 1998 году характер моей деятельности существенным образом изменился. Это было последствием присуждения  мне ученой степени доктора наук. Я  получил существенную нагрузку по линии аспирантуры и стал активно работать в составе двух диссертационных советов Дипломатической академии. Помимо этого я был приглашен в диссертационный совет Российского института социальных исследований РАН. Соответственно сократился объем моей работы в РИА “Новости“.

Мне довелось готовить отзыв на докторскую диссертацию первого заместителя министра иностранных дел РФ И.С.Иванова и в апреле выступать официальным оппонентом на его защите. В такой же роли я выступал на защите докторской диссертации профессора Дипломатической академии А.Г.Задохина и кандидатской диссертации С.Н.Конченко.. Мне также было поручено научное руководство работой соискателей на степень кандидатов политических наук директора  департамента МИД РФ М.М.Веллера, заместителя директора департамента МИД А.А,Орлова и депутата Государственной думы С.В.Скурихина. Я  существенно помог в аргументации при защите докторской диссертации В.Н.Курьянова, сотрудника службы экономической безопасности, возглавляемой Л.В.Шебаршиным. Защита диссертации Веллера “Чешская Республика в системе международных отношений“ состоялась в марте 1998 года  Орлов защитил свою диссертацию на тему “Испания и НАТО“ в феврале следующего  года. Защита диссертации Скурихина на тему “Российско-германское сотрудничество в сфере безопасности“ произошла в апреле 1999 года

Для меня 1998 год был ознаменован многочисленными  знаменательными событиями. В январе меня принял по моей просьбе германский посол фон Штудниц. Я наивно рассчитывал, что он, как сотрудник постоянного представительства ФРГ в ГДР в 1989 году, поделится своими впечатлениями об этом периоде.  Я подарил послу свою книгу и ответил на несколько его вопросов. Но мои надежды на непринужденную беседу не оправдались. Посол пригласил присутствовать при беседе одного из своих сотрудников и высказывался в самом жестком и неприязненном тоне. По тональности его ответов было очевидно, что ему неприятно разговаривать со мной, как бывшим сотрудником КГБ.

 В феврале я прочитал краткий цикл лекций по российско-германским отношениям на основном курсе Дипломатической академии и выступал с сообщением о положении в Калининградской области на международном семинаре о ситуации в Прибалтике.
В марте  был организатором Круглого стола, проведенного совместно с МГИМО в связи со 120-летием освобождения Болгарии от турецкого ига. В самом конце марта  я выступил с докладом о причинах и последствиях крушения ГДР и объединения Германии в институте славистики и балканистики РАН, где ранее заведующим сектором был мой брат Михаил и где мне был оказан радушный прием. Через неделю  участвовал в институте современной истории РАН в двухдневном семинаре российских и американских историков на тему “Сталин и холодная война. 1945-1956 годы” Удивительной была позиция американцев, которые, позитивно характеризуя Сталина, “одернули”  молодых русских историков либерального направления. Во время семинара  и после его окончания я имел беседы с рядом американских исследователей, занимающихся проблемами Германии

В апреле я участвовал в заседании Совета по внешней и оборонной политике, состоявшемся в Институте Европы с обсуждением доклада польского министра обороны. Через день был участником Круглого стола в четвертом департаменте МИД РФ.

В июне РИА “Новости” приобрело новый статус и новое  руководство.  С этого времени прекратилась моя работа в этом учреждении.

В конце ноября я принимал участие в подготовке и проведении ситуационного анализа на тему “Расширение НАТО на Восток и  интересы безопасности России“, в ходе которого выступали авторитетные военные специалисты, политики и дипломаты. По результатам этого мероприятия  направил подробный отчет в МИД РФ.

В течение всего года я  активно сотрудничал с  московским правлением Партии пенсионеров России,  председателем которого был мой близкий товарищ  полковник в отставке А.А.Свирид.

В середине лета я приступил к работе над своими дневниковыми записями, которые вел с 1985 по 1991 год, имея в виду издать их в качестве своего рода приложения к моей монографии. В конце 1998 года я сдал рукопись этой книги в редакционно-издательский отдел Академии для выпуска в свет.

27 марта скоропостижно скончался на своем рабочем месте мой старший зять Игорь Жуков. Последние пятнадцать лет он работал на крупном московском оборонном заводе “Форон”, где прошел путь от мастера цеха до заместителя главного инженера завода. Игорь не воспринял сигналов перестройки и не стал искать возможностей заняться коммерцией или каким-то новым бизнесом. Он пытался сохранить свой завод, не понимая, что его производство обречено на ликвидацию политикой высшего  руководства страны.

Моя работа в 1999 году осуществлялась  в том же ключе, что и в предыдущем. Я был утвержден научным руководителем  аспиранта академии В.В. Чхиквадзе и соискателей -  проректора МГИМО В.С.Карпенко, а также  сотрудника МИД С.Л.Романова,  выступал  официальным оппонентом на защите диссертации С,Н.Конченко. ...
В самом начале года я совместно с С.В.Скурихиным подготовил текст  брошюры “Национальная безопасность Германии. Концептуальные основы и определяющие факторы”, которая была издана небольшим тиражом. Выступал с лекцией на эту же тему на факультете усовершенствования Дипломатической академии.

В марте появилась в свет моя книжка “Шесть осенних лет”, скромная презентация которой состоялась в нашем институте. А 13 апреля я присутствовал  в МГИМО на чествовании издателя журнала “Шпигель” Р.Аугштайна, и на следующие дни - на приемах в германском посольстве  и в представительстве журнала.

14 мая в Дипломатической академии была проведена международная конференция, на которой обсуждалась агрессия НАТО против Югославии. Германский посол фон Штудниц был единственным западным представителем, который оправдывал агрессию, ссылаясь на ее “гуманитарный характер”.Одновременно он критиковал Россию за “несоразмерное применение силы” в Чечне.

В  течение мая, опираясь на московское отделение фонда Фридриха Эберта, я подготовил встречу и переговоры руководства Российской партии пенсионеров  с делегацией Социал-демократической партии Германии во главе с федеральным управляющим делами партии О.Шрайнером. 20 мая такая встреча состоялась в штаб-квартире  партии пенсионеров на Лубянской площади. Во время  переговоров и в ходе ознакомления с работой руководящего аппарата партии пенсионеров немецкие социал-демократы пришли к выводу о  целесообразности  развития межпартийных отношений при посредничестве  фонда Фридриха Эберта.

После завершения переговоров главный спонсор партии пенсионеров П.П.Бородин пригласил участников переговоров на ланч, который отличался роскошной сервировкой и богатым набором изысканных деликатесов. Руководя застольем, Бородин много шутил и продуцировал целый фейерверк анекдотов. Он пригласил немцев посетить большой кремлевский дворец, пообещав сопровождать их в качестве экскурсовода. Впрочем, после этих контактов с немецкими социал-демократами кремлевские политтехнологи прекратили финансирование партии пенсионеров, что привело к сворачиванию ее руководящих структур и весьма скромным результатам на выборах.

Впрочем, переговоры в партии пенсионеров не были основной задачей делегации немецких социал-демократов, правящей партии Германии. Делегация во главе с О.Шрайнером, в которую входил бывший федеральный министр Э.Бар и другие видные деятели СДПГ, преследовали цель  противодействовать распространившемуся  в России возмущению в связи с агрессией НАТО против Югославии. С этой целью 20 и 21 мая была организована международная конференция “Модель Европы на пороге ХХ века”. Конференция приобрела резкий конфронтационный характер.

Помимо этого 18 мая состоялось выступление Э.Бара во “внешнеполитической ассоциации” (председатель А.А.Бессмертных) с докладом о современной  ситуации в Европе.

21 мая О.Шрайнер и Э.Бар приняли участие в Круглом столе на тему “Российско-германские отношения и европейская безопасность”, который был организован политическим движением “Общественное согласие” Я принял участие почти во всех этих мероприятиях и составил подробный отчет для министерства иностранных дел.
В июне я  участвовал  в заседании совета по внешней и оборонной политике, на котором с докладом  о российско-германских отношениях в свете событий в Югославии выступал статс-секретарь  МИД ФРГ фон Плётц.

В августе я выступал в качестве официального оппонента на защите диссертации С.Н.Конченко “Становление ФРГ как мирового центра силы”.

4 октября в Доме дружбы состоялась презентация книги Х.Модрова “Перестройка: как я ее вижу”. Я имел возможность задать вопрос автору и побеседовать с ним во время банкета. На следующий день я встретился с  Бруно Маловым, сопровождавшим Х.Модрова

Выступая на международной научно-практической конференции 15-16 ноября в Дипломатической  академии, я отметил,  что германский посол фон Штудниц придерживается двойного стандарта при оценке военных действий в Югославии и в Чечне. Через  неделю  посол прислал мне официальное письмо с протестом, утверждая, что я поступил “нечестно”, выступив в его отсутствие. Одновременно он разъяснил, что действия войск НАТО в Югославии – это гуманитарная акция, а российских войск в Чечне – несоразмерное применение силы. Отвечая послу, я  подчеркнул, что выступал в присутствии сотрудников его посольства. А что касается двойного стандарта, то он определяется принципиальной установкой. Находясь в безопасных условиях,  можно размышлять о различиях в мотивации. Если же тебе самому при  бомбардировке оторвало ногу, то вряд ли тебя будет занимать вопрос: стало ли это результатом гуманитарной акции или несоразмерного применения силы

В начале декабря я направил в МИД аналитическую записку о концепции  национальной безопасности Германии. Этот же материал был опубликован в сборнике “Глобальные угрозы и вызовы России в ХХI веке”.

В самом конце 1989 года совет Дипломатической академии обратился к  Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ с ходатайством о присвоении мне ученого звания профессора.

Год 1990. В этом голу я интенсивно работал в аспирантуре: читал лекции аспирантам, участвовал в приеме кандидатских экзаменов по политологии. Осуществлял научное руководство работой аспирантов и соискателей А.А.Макарова, В.Н.Маркова, был научным консультантом докторанта Л.М.Воробьевой

В начале марта прошла защита диссертации В.С.Карпенко на тему “Европейский союз во внешней политике России”, а затем двадцать дней я лежал в госпитале на Щукинской из-за приступа стенокардии. В начале апреля выздоровел и через пару недель направил в МИД записку о состоянии российско-германских отношений.

В мае 2000 года издательство “Русич” в Смоленске выпустило в свет книгу бывшего сотрудника ЦРУ Джона Кёлера “Секреты штази”, содержавшую  изложение истории работы МГБ ГДР. Книга вышла под моей общей редакцией. Она открывалась пространным предисловием, которое было написано мною.