В качестве начальника кафедры. Часть27

Кузьмин Иван Николаевич
     В качестве начальника кафедры  Краснознаменного института КГБ
Кафедра информационной работы,  на которую я прибыл в качестве начальника в ноябре 1979,  года была полностью укомплектована. Она насчитывала двенадцать штатных и такое же число приватных преподавателей. Прежний начальник кафедры Ю.И.Модин был назначен начальником кафедры агентурно-оперативной работы, основной кафедры института.

С начальником института генерал-майором И.И.Зайцевым у меня были многолетние добрые отношения как со старшим товарищем. Иван Иванович прошел славный боевой путь в военной разведке в великую отечественную войну. После войны окончил академию имени Фрунзе и 101 школу КГБ. Являлся резидентом советской внешней разведки в Израиле, дважды возглавлял резидентуру  в ФРГ. Это был человек редких душевных качеств, пользовавшийся всеобщим уважением и любовью. Он сочетал доброту и сердечность со строгостью и требовательностью.

На кафедре сложился отлаженный механизм в руководящем звене. Заместитель начальника кафедры Э.П. Шарапов, профессор Г.Ф.Пушкарев, доцент С.В.Малолетко и лаборантка Ирина четко обеспечивали планирование учебного процесса и контроль за ним. В работе кафедры принимали участие руководящие сотрудники главка – генералы Ф.А.Скрягин, Н.С.Леонов, С.В.Иванов.

Характер выполняемых  мною обязанностей по сравнению с предыдущим периодом работы на кафедре кардинально изменился. Я перестал вести практические занятия  и в значительной степени ограничивался чтением лишь установочных лекций. Объяснялось это моей крайней перегруженностью по другим линиям работы
Я был одновременно членом совета института, членом его парткома, членом диссертационного совета, членом редакционно-издательского совета,  членом методсовета при парткоме, членом многочисленных комиссий  К этому следует добавить, что примерно  каждые  два месяца я назначался председателем одной из очередных комиссий по линии руководства  или по линии парткома института по проверке того или иного подразделения. А это отнимало уйму времени для формулирования аргументированных выводов и рекомендаций по результатам проверки. Немало времени приходилось тратить и на участие в различных мероприятиях в первом главном управлении  и в управлении кадров комитета.

Несмотря на все это я активно подключался к поискам на кафедре новых форм и методик преподавания. Несомненной удачей в этом отношении стало создание  под режиссурой Э.П.Шарапова и по его сценарию учебного фильма о работе зарубежной резидентуры по выполнению информационного задания центра. На факультете усовершенствования и на других факультетах проводилось ряд интересных научно-практических конференций на актуальные темы, например: “Информационное обеспечение зарубежного визита делегации СССР на высоком уровне”.

Заметным событием в жизни кафедры стала защита кандидатских диссертаций ее сотрудников Г.Ф.Пушкарева, Э.П.Шарапова, аспиранта Крысина и соискателя Б.В.Иванова

В этот период я постоянно общался  с  замечательными советскими разведчиками А.А.Яцковым и В.Б.Барковским, которым позднее было присвоено звание героев Российской Федерации за агентурную работу в США,  содействовавшую  созданию советской атомной бомбы. В ходе различных мероприятий я имел возможность познакомиться и общаться с такими выдающимися офицерами нелегальной разведки,   как *И.Р.Григулевич, Р.И.Абель, А.А.Акопян.

В 1981 году наша младшая дочь Людмила закончила институт, и была принята в качестве переводчицы в информационное управление ПГУ. Николай Агафонов закончил институт в следующем году. Он был направлен десятым управлением министерства обороны СССР в Эфиопию в качестве переводчика при военном советнике  в зону, где велись боевые действия. Через полтора года Николай был переведен из зоны боевых действий в Адис-Абебу, куда вслед за этим прилетела Людмила.

В 1985 году Людмила и  Николай возвратились из Эфиопии  в Москву.  В сентябре 1985 года Николай  поступил на двухгодичный факультет Краснознаменного института, а в конце июля 1987 года состоялся его выпуск
16 июля 1986 года родился внук Ванюша Агафонов. В декабре 1988 года мы забрали его с собой в Берлин.

В конце нашего отпуска в июле 1986 года мы в последний раз увиделись со своим отцом. Мы с Зиной трижды посещали Абрамцево, где совершали с ним и Татьяной Алексеевной недалекие пешие прогулки. Николай Васильевич был в хорошем расположении духа и охотно цитировал немецкие стихи, в том числе довольно длинные отрывки из произведений  Генриха Гейне. Кроме пеших прогулок мы ездили по окрестным поселкам на автомобиле по маршрутам, которые, видимо, были давно отработаны. Там мы делали остановки у магазинов, чтобы закупить сладости, особенно конфеты “Коровка“. Николай Васильевич и Татьяна Алексеевна, думается, были постоянными посетителями этих магазинов. Молоденькие продавщицы специально подходили ближе,  чтобы вступить в разговор с отцом, который выглядел немощным старцем, но вел беседу живо и остроумно.

1 января 1987 года, на 97 году отец скончался.  Панихида состоялась в Академии Художеств СССР. С траурными речами выступили руководители Академии и Союза советских художников. Проститься с Николаем Васильевичем пришли  более сотни человек.