Одесские эпизоды

Илья Розенфельд
                ОДЕССКИЕ  ЭПИЗОДЫ
 

          Тогда я работал в проектном институте. В Одессе мы проектировали цех на  заводе радиально-сверлильных станков. Летом 1956 года оттуда вернулся наш архитектор Гриша, который с восторгом и упоением рассказывал всем, что вблизи вокзала у знаменитого рынка «Привоз» есть павильон «Рыба», где он купил и привез замечательную  копченую  рыбу.

       Вскоре после этого меня и его направили в командировку в Одессу. В Одессу я ехал впервые в жизни. И приехав, мы с Гришей - по его совету – прямо с вокзала направились в павильон. Это было одноэтажное здание с вывеской над входом «Рыба».

      Мы вошли. Было темновато и безлюдно. За прилавком стояла довольно плотная продавщица лет сорока пяти. Полки за ее спиной были пусты. И гладкий каменный прилавок тоже был пуст.
   
      Продавщица смотрела на нас, а мы на неё. Прошла минута. Гриша заискивающе улыбнулся.               
      - А где…рыба? – растерянно спросил он.
     Продавщица молчала, Затем, не меняя выражения лица, она подняла руку и указала себе за спину.      
      - В морЭ – кратко сказала она.


    
       В те же дни мы с одесситами ехали на такси. Ехали мы медленно, и они показывали мне примечательности города.
      Таксист, худой пожилой мужчина, сидел за рулем. Но в каком-то месте он не выдержал. Он неожиданно резко затормозил и обернулся ко мне.
     -  Вы что? - презрительно сказал он. – Вы что, в Одессе еще не бЫли?
     -  Нет,- сказал я.
     Таксист насмешливо хмыкнул.      
     - Так вы еще не жЫли, - сказал он, дал газ, и машина рывком тронулась.



       А это было уже гораздо позже. Было очень теплое летнее  утро, воскресенье. Я жил в гостинице «Пассаж». Я вышел из гостиницы и неторопливо свернул направо, на  Дерибассовскую.  Я шел медленно, никуда не торопясь, рассматривая людей, дома и улицу. И вдруг я замер. Навстречу мне шел мужчину с сеткой-«авоськой». Я увидел. В сетке лежали баночки с растворимым кофе. Не большие, двухрублевые, а половинные, рублевые. Это был невероятный дефицит. А впереди на Дерибассовской, я знал, был большой кондитерский магазин (то ли «Золотой ключик», то ли «Буратино» - точно не помню). И я догадался, что мне повезло. Что, по-видимому, там «выбросили» растворимый кофе. Волнуясь, я радостно ускорил шаг. Еще через три минуты я вошел в магазин. Но он был тих и пуст. Это было странно. Пробежав глазами по всем полкам, я направился в самую дальнюю, правую часть магазина, где на полках стояли банки какао, лежали пачки чая и что-то еще. Я еще надеялся, что должно быть там. Но там тоже покупателей не было, а за прилавком стояла хорошенькая светловолосая девушка в голубой униформе и с вопросом  смотрела на меня. Я слегка растерялся.
     - А…растворимый кофе…у вас есть? – робко спросил я. 
     Она посмотрела на меня, насмешливо вскинула брови, усмехнулась и крикнула куда-то в глубину магазина:
     - Ася!
   
     Я обрадовался. Я решил,  что  мне повезло. Что сейчас последуют слова: «Ася, принеси кофе».
     Но вместо этого вышла вторая продавщица. Тоже очень хорошенькая, черноволосая. И обе уставились на меня. Я видел смех в их глазах. Затем первая с иронией сказала:
     -  Ася, просмотри на него. Он хочет растворимый кофе!
     И обе весело расхохотались.
     Я стоял в недоумении. И тогда первая проговорила: 
     - Не обижайтесь! Да мы сами растворимого кофе больше года не видели!
     Я удивился.      
     - Но я только что встретил человека, он в авоське нёс…
     И я рассказал им о прохожем с авоськой. Они понимающе  переглянулись. И одна сказала:
     - Это из буфета обкома партии, он отсюда недалеко. Но ни нам, ни вам туда не попасть.  Зато есть чай цейлонский. Может, возьмете?
     - Нет,- сказал я.
     И вышел на Дерибасовскую.
    

       Это случилось в июле 1986 года, в год Чернобыля. Мы сняли комнату вблизи пляжа в Аркадии. Из центра туда ходил трамвай номер пять ( №5 ). Это был вагон довоенного типа, тесный, скрипящий и дребезжащий. К тому же он ходил редко и всегда был набит до отказа. Даже влезть в него, а потом выйти, бывало тоже нелегко.
      В тот день я ехал в этом трамвае из центра, стоя в проходе, стиснутый со всех сторон жаркими потными телами. День был очень жаркий, дышать было нечем. На стоянках вагон резко тормозил, и все невольно наваливались друг на друга.
    
     Мы как раз поравнялись со знаменитой  глазной клиникой, когда это произошло. Немного впереди меня, как и я, тесно зажатый пассажирами стоял коренастый парень в полосатой тельняшке. А у прохода сидел с опущенными веками паренёк лет шестнадцати. Он изображал спящего. В толпе, как позже выяснилось, стояла старушка. Я ее даже не видел из-за более высоких её соседей. И вдруг я услышал голоса. Говорил парень в тельняшке. Он обращался к сидящему пареньку. Тронув его за плечо, он громко спросил:
       - Давно болеешь?
       Паренек вздрогнул и испуганно открыл глаза. 
      - Я? Болею? Чем?
      -Летаргическим сном, - сказал парень в тельняшке. - А ну-ка, друг, давай встанем! И  уступим место старухе-маме!
     Парень испуганно вскочил. Старуху усадили. И трамвай покатил дальше.