90 лет назад. Память о Русской эскадре...

Николай Сологубовский
http://www.proza.ru/2014/11/01/1610
 


90 лет назад. Русская эскадра…

Почему я снова и снова возвращаюсь к трагическим событиям, которые произошли 90 лет назад? Почему?
Потому что и сегодня гибнут русские люди, разрушаются русские школы и больницы, русские предприятия и шахты?
Или потому, что родные мне люди оказались сегодня по разные стороны не только баррикад, но и фронта, который протянулся по украинским, по русским, да, историческим русским землям, и эту землю терзают гусеницы танковкарателей, разрывают снаряды и мины карателей?
И в этой земле сегодня находят и   раскапывают братские могилы?
А перед моими глазами –  трупы убитых в ту, другую Гражданскую войну, которая бушевала на русской земле,  фотографии и факты.
Факты доказывают, что в  Гражданской войне, как и в   любой стране,  человек становится зверем…
Нет, не об этом я думаю, поверьте мне. Я думаю, как в тяжелейшую минуту русский человек приходил на помощь другому русскому человеку и спасал его.
Русская эскадра спасла тысячи русских людей, для которых родная земля и родное море могли бы стать кладбищем…
Перед моими глазами тонущая баржа с многими русскими людьми… Фильм Михалкова «Солнечный удар». Я пошел его смотреть в Москве в первый день, когда его начали показывать…
Москва, холодная, заснеженная  далеко. Я снова в тунисском городе Бизерте, залитом ноябрьским солнцем. Вот, здесь стоял «Георгий Победоносец», а там был пришвартован «Генерал Алексеев»…
Здесь жили тысячи русских людей, не по своей воле оказавшиеся на чужбине, но как они помогали друг другу, как хранили русские традиции, русский язык и культуру, как строили русские православные храмы…
А вот дом, закрытый, молчаливый, пустынный,  где с тридцатых годов жила Анастасия Александровна Ширинская–Манштейн и ее семья, семья русского морского офицера, командира эскадренного миноносца «Жаркий»…
Никто не вернулся на Родину…
Ни Анастасия Александровна, ни Александр Сергеевич Манштейн, ни его жена…
Ни эсминец «Жаркий»…

Я снова вхожу в Храм Александра Невского в Бизерте. И только об одном молю Господа Бога: русские, украинцы, белорусы, все люди Великой Родины, которая когда-то называлась Советским Союзом, должны быть снова в братской семье братских народов.
Иначе погибнем!

Прочитайте мой рассказ…

29 октября 2014 года, ровно в 17.25,  именно в день 90-летия спуска Андреевского флага на кораблях Русской эскадры, в Москве  прошла памятная  акция, посвященная этому печальному событию, на территории Дома русского зарубежья в Москве.
Акцию инициировал Фонд сохранения исторического и культурного наследия имени А.А. Манштейн-Ширинской. В мероприятии приняли  участие воспитанники и чины Морских кадетских классов, Казачьих Алексеевских кадетских классов.
В Доме русского зарубежья открыта выставка, посвященная Первой мировой войне, в которой принимали участие офицеры и  моряки Императорского флота, в том числе и те, которые вынужденно оказались в изгнании в Тунисе, уйдя на кораблях из Крыма в ноябре 1920 года.
 
Прочитайте отрывки из сценария художественного  фильма
«АННА. РУССКАЯ ЭСКАДРА»
С надеждой, что найдутся люди, у которых есть деньги, чтобы снять этот фильм, фильм-память, фильм-предупреждение…
 
Эпизод.  Встреча русского  журналиста Сергея с Анной Александровной.
 (Прообраз главной героини  фильма – Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн.
Образ журналиста – собирательный. В конце фильма он погибнет от пули киевского карателя под Донецком…)

Субтитр: Бизерта,  осень 1985 год.
Общий план дома Анны Александровны в Бизерте.
  Сергей снова приезжает к  Анне Александровне.
Анна Александровна радушно принимает Сергея. С ним -  его друг Аркадий, советский морской офицер, работающий на судоремонтных доках Бизерты, где в восьмидесятые годы ремонтировались советские военные корабли. 
Анна приглашает гостей  за стол. Сегодня  праздник: Анна угощает гостей омлетом, который сама изготовила с картошкой, переданной ей Аркадием.
- Картошка из Петербурга! Спасибо тебе, Аркаша!  – говорит с гордостью Анна Александровна. – И очень вкусная!
Аркадий:
- Да тут у нас в доках стоит наш корабль, так я кое-что еще попросил...
И  ставит на стол бутылку водки.
- Аркаша! Ты же знаешь...
- Так мы  только за ваше здоровье, Анна Александровна!
Панорама  по стенам скромной комнаты Анны Александровны.
Анна Александровна говорит:
– Так вот, Сергей Алексеевич, я согласна вам рассказать... С чего начнем? Может быть, легче всего, чтобы не потеряться по дороге, начать с того момента, когда мы покидаем Россию… навсегда! И это была… середина ноября 1920 года….
На экране – кинохроника. Голос Сергея:
 - Так, за столом в тунисском доме, за нехитрым блюдом с русской картошкой началась наша первая  неторопливая беседа о Русской эскадре, об Андреевском флаге. Нашей собеседницей была   русская женщина, которую тунисцы уважительно называют «Анной Бизертской», французы – «Бабу», а русские моряки – Бабушкой Русского флота.
Свидетельница прошедших событий!
Анна Александровна обращается к Сергею:
- Пришлось ли вам видеть стихи Николая Туроверова? Это был молодой казачий офицер.
Сергей отрицательно качает головой.
Анна Александровна:
– И Туроверов пишет:
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине.
И в этот день в Чуфут-кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год – прощай, Россия!
На стенах комнаты Анны Александровны – фотографии Русской эскадры. Панорама по фотографиям. Мы видим среди них знакомое уже нам лицо белого офицера Сергея.
Женские руки перелистывают фотоальбом.   Голос Анны Александровны тихо называет имена:
  «Это… мой дорогой Михаил Андреевич Беренс, это мой папа, Александр Сергеевич,  а это Сережа, его брат…
На экране -  фотография офицера-добровольца Сергея, другие  фотографии. Это стоп-кадры  из фильма, который мы начинаем смотреть, и которые потом оживут в фильме.
Анна Александровна:
«И это Сережа, он так и не вернулся с Перекопа…»

Эпизод «Перекоп».
Белый офицер  достает кусок бинта - грязную тряпку, начинает перевязывать раненого красного кавалериста,  видит, что он  совсем мальчишка…
Субтитр – Ноябрь 1920 года. Крым. Перекоп.
Перевязав его, офицер  усилием воли приподнимается,  достает запечатанный конверт, засовывает его в карман кавалериста, потерявшего сознание, ложится на  него, пытаясь его согреть, смотрит в небо…
Высоко-высоко летят журавли.
И  офицер начинает напевать украинскую песню:
 «Дывлюсь я на небо тай думку гадаю,
чому я не сокил, чому не литаю…»

Эпизод. Последний приказ по Эскадре.
Субтитр:  28 октября 1924 года Франция признала СССР и установила с ним дипломатические отношения.
Михаил Андреевич Беренс встречается с Эксельмансом и узнает эту новость. Ночью он пишет приказ номер 147:
«Русская Эскадра прекратила свое существование.
Четыре года мы жили надеждой, что не дождемся никогда этого момента,  но судьба решила иначе…
Анна Александровна рассказывает:
– Вспоминаю, как спускали  Андреевский флаг… в последний раз! Когда мы уже прожили на кораблях больше четырех лет. Это было 29 октября 1924 года… Когда были собраны все офицеры, ученики Морского корпуса, адмирал Беренс, Тихменев… И когда в 17 часов 25 минут  раздалась последняя команда «На флаг и гюйс!»… И через минуту – «Флаг и гюйс спустить!»… У всех была одна и та же мысль! Непонимания, полного отчаяния! Флаг Петра! Слышишь ли ты, Великий Петр? Слышите ли вы, Сенявин, Ушаков, Нахимов? Ваш флаг спускают! И всякий знал, что спускают так, чтобы не поднять на следующий день…
– Потерянные  глаза людей, которые в последний раз были русскими офицерами… Все мы плакали – и это я помню – на корме «Георгия  Победоносца»…
И французский адмирал  Эксельманс переживал все это вместе с нами…А недавно мне подарили картину, вот она, художника Сергея Пен, «Спуск Андреевского флага…»
Анна Александровна показывает рукой на картину, висевшую на стене, и замолкает…

Сергей-журналист в форме русского морского офицера  стоит на борту эсминца «Дерзкий» и переживает вместе со своими товарищами последний спуск Андреевского флага. Русские офицеры  и матросы слушают, как  Михаил Андреевич Беренс зачитывает последний приказ по Эскадре.
Идет титр «Приказ номер 147 командующего Русской эскадрой, 3 ноября 1924 года, порт Бизерта…»
Звучит голос актера, играющего роль Михаила Андреевича Беренса:
«Русская Эскадра прекратила свое существование.
Четыре года мы жили надеждой, что не дождемся никогда этого момента,  но судьба решила иначе.
Я считаю своим долгом отметить то спокойное достоинство, с которым личный состав встретил это последнее и самое тяжелое испытание.
Четырехлетняя совместная жизнь в ненормальных условиях не могла не связать личного состава…
Пользуюсь случаем, чтобы принести сердечную благодарность  всем  моим сослуживцам  и соплавателям и пожелать им успеха в устройстве их  личной жизни до счастливого момента возвращения на родину, надеждой на который мы все живем»….

Высоко-высоко летят журавли.
Они летят над морем, приближаясь к далекому, туманному берегу.
Этот кадр повторится в конце фильма, когда во сне одного из героев фильма русские военные корабли будут подходить к Севастополю…. в 2014 году!
 
Полностью сценарий «Русская эскадра» можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2014/06/21/470
 
Вот ссылка на сценарий документального фильма «АНАСТАСИЯ», который уже снят:
http://www.proza.ru/2009/11/27/1002
 
Книгу Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн «Бизерта. Последняя стоянка» вы можете прочитать здесь:
A. Ширинская. Бизерта. Последняя стоянка. Глава 1
Ширинская. Бизерта. Последняя стоянка. Глава 2
Бизерта. Последняя стоянка. Глава 3
Бизерта. Последняя стоянка. Глава 4
Бизерта. Последняя стоянка. Глава 12
Бизерта. Последняя стоянка. Отрывок из главы 13
Бизерта. Последняя стоянка. Отрывок из главы 14
Бизерта. Последняя стоянка. Отрывок из главы 15
Бизерта. Последняя стоянка. Отрывки из главы 16
Бизерта. Последняя стоянка. отрывок из главы 18

Мою книгу  «Анастасия Александровна. Судьба и память» можете прочитать здесь:
Книга «Анастасия Александровна. Судьба и память». Отрывки из главы девятой.-
Публикую ссылки на другие публикации о Русской Эскадре и  А.А.Ширинской –Манштейн:
Свидетельства Истории России
Анастасия. Передача Голоса России
Бизерта. Из дневника русской женщины. Мы вернемся,-
Люблю, значит живу! Интервью с кинокамерой в руках-
Крымская эвакуация. Исход русского флота-
Message d alexandre plotto aux habitants de sebast-
Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн-
За веру, честь и Россию!-
Блаженны изгнанные правды ради...

Приведу отрывок из  воспоминаний офицера Русской Эскадры Н.А. Монастырёва:
"...Морской префект, адмирал Эксельманс приказал собрать на "Дерзком" всех офицеров и гардемарин. Старый адмирал сказал несколько слов. Он волновался и не раз на его ресницах выступали слезы. Истинный моряк, он понимал нас, он сочувствовал нам, но долг офицера повелевал ему исполнить приказание. Мы должны были покинуть корабли. И мы ушли..."
В 1929 г. "Морской журнал",  в издании которого участвовал Н.А.Монастырев,  писал:
"Когда в октябре 1924 г. в Бизерте, на судах Русской эскадры, с заходом солнца, в последний раз,  раздалась команда - "Флаг спустить" - сжалось в тоске сердце личного состава Российского флота.
Многим казалось, что со спуском Андреевского флага, вокруг которого, как символа величия России, объединились мысли и надежды моряков, рассыпятся по лицу всей земли рыцари Белой мечты, ушедшие от красного кошмара, и в непосильном труде обратятся в людскую пыль.
Прошло пять лет... В тридцать семь морских организаций, расположенных в странах всего мира, оказался объединенным личный состав Российского флота. ...
Что же дает нам силы переносить лишения? Что заставляет нас жить одной, общей жизнью?
- Наша любовь к Родине, наша вера в Андреевский Флаг".
https://vk.com/id5374708
 
Связь времен: спустя 90 лет Андреевский флаг вернулся в Сенвастополь
 
Накануне 90-летия печального события, которое произошло 29 октября 1924 года в далеком тунисском порту Бизерта, в Государственном НИИ реставрации были завершены работы по обеспечению сохранности Андреевского флага, переданного Российскому военно-историческому обществу эмигрантской кают-компанией из Австралии.
По заключениям специалистов РВИО, данный флаг мог принадлежать линейному кораблю Российского императорского флота «Император Александр Третий» (с 1917 года – «Воля», с 1919 года – «Генерал Алексеев», боевой путь которого закончился в тунисском порту Бизерта).
По инициативе Российского военно-исторического общества Андреевский флаг возвращен и передан на хранение 30 октября 2014 года в Военно-исторический музей Черноморского флота России (Севастополь, Крым).
90 лет назад, в конце октября 1914 года назад во французской военно-морской базе Бизерта (Тунис) прекратила свое существование Русская эскадра Императорского флота. В ее состав и  входил линейный корабль «Генерал Алексеев», ранее – «Александр III». Возможно, именно этот, переданный РВИО из Австралии и отреставрированный сейчас Андреевский флаг был спущен 29 октября 1924 года с кормы корабля.
Этот флаг долгое время находился в Австралии на хранении у капитана М.И. Максимова. Русские эмигранты, по свидетельству Митрофорного Протоирея Русской Православной церкви, Управляющего делами Австралийско-Новозеландской епархии Михаила Протопопова, считали, что этот флаг был одним из спущенных в 1924 году на французской военно-морской базе в Бизерте на кораблях Русской эскадры.
Флаг хранился в эмигрантской Кают-компании русских морских офицеров и употреблялся для покрытия гробов морских чинов при их отпевании.
В 1975 году М.И. Максимов, оставшийся последним членом Кают-компании, передал флаг на хранение Михаилу Протопопову, священнику и сыну офицера Российской Императорской армии.
В последний раз флаг употреблялся выносился на публику в 1985 году в Мельбурне в ходе похорон бывшего офицера Черноморского флота.
Возвращение реликвии в Россию и передача на хранение и экспонирование в Севастопольский Военно-исторический музей Черноморского флота историческими параллелями связывает события 90-летней давности и наши дни.
 
Возвращение Андреевского флага
 
90 лет назад, 29 октября 1924 года в тунисском городе Бизерта на кораблях Русской эскадры, ушедшей из Крыма в разгар Гражданской войны в России, произошло трагическое событие: последний спуск Андреевского флага…

В конце 1920 — начале 1921 года Русская эскадра в составе 33 вымпелов нашла последнюю стоянку в далёком от России тунисском порту. На одном из кораблей находилась восьмилетняя девочка Настя, дочь командира эскадренного миноносца «Жаркий» старшего лейтенанта Александра Сергеевича Манштейна. Через много лет убелённая сединами 95-летняя Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн рассказала о событиях тех далеких времен журналистам Николаю Сологубовскому и Сергею Филатову.
Публикуем отрывки из  книги Н.Сологубовского  "Анастасия Александровна. Судьба и память" и из воспоминаний Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн «Бизерта.  Последняя стоянка».
 
В ноябре двадцатого года «Жаркий» стал одним из кораблей Императорской эскадры, которая ушла с армией Врангеля и тысячами жителей Крыма на борту кораблей в Константинополь. Все моряки считали, что они вернутся в Севастополь, как только перевезут людей…
Почему я называю эскадру Императорской? Потому что до 1924 года на ее кораблях поднимались Андреевские флаги, символ Русской империи. А ведь они были отменены еще в 17-м году Временным правительством Керенского! Оно первым нанесло удар по традициям флота Петра Первого. А на эскадре в Бизерте сохранялись все традиции Российского Императорского флота и даже его морская форма. Кроме того, большинство офицеров, включая моего отца, никогда не присягали ни «временным», ни большевикам. Офицер присягает один раз в жизни, вы знаете это?
Помню, как миноносец «Жаркий» стоял пришвартованный недалеко от Графской пристани. Папа с матросами продолжал его ремонтировать, собирал машину. Кто-то сказал: «Манштейн сумасшедший!» А отец ответил: «Моряк не оставит свой корабль!» Корабли уходили один за другим, а его миноносец все еще стоял у пристани. Так и не получилось у отца завести машину. И тогда к нам подошел буксир, к нему прицепили миноносец, и наш корабль двинулся от причала туда, где на рейде стоял огромный корабль «Кронштадт», плавучий завод с мастерскими.
Когда мы вышли в море, начался шторм! Буря! Тросы начали лопаться. Старый боцман, звали его Демьян Чмель, на вопрос: «Тросы будут держаться?» ответил: «Может, будут, а может, не будут». Он хорошо знал: с морем ничего заранее неизвестно…
Командиром «Кронштадта», на борту которого было около трех тысяч человек, был Мордвинов. Он видел, как лопались тросы, как «Жаркий», тоже с людьми на борту, исчезал в темных волнах, он знал, что на «Кронштадте» мало угля, и его может не хватить до Константинополя. Но снова и снова «Кронштадт» разворачивался, искал «Жаркого»…
Анастасия Александровна замолчала. Наступила тишина. И только было слышно, как завывал ветер за окном ее бизертинского дома. Как тот ветер, 84 года назад, в бушующем Черном море…
И снова «Кронштадт» находил, снова матросы крепили тросы…, и снова огромный «Кронштадт» тащил маленького «Жаркого» на буксире, но Мордвинов сказал: «Если оторвется, больше искать не будем!» И тогда нас ночью, с огромным трудом пересадили на «Кронштадт», а Демиян Чмель прибег к последней мере… – Анастасия Александровна улыбнулась. – Он привязал икону Николая Угодника с миноносца «Жаркий» к веревке и спустил ее в воду. И «Кронштадт» шел вперед, таща за собой «Жаркого», беспомощного, без машин, без матросов на борту, до самого Константинополя, на буксире и с верой старого боцмана в Николая Угодника…
Как эскадра попала в Бизерту?
Из сообщения штаба русского флота:
«Из Константинополя в Бизерту [вышли корабли] с 6388 беженцами, из которых – 1000 офицеров и кадет, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей».
– Через полтора месяца после исхода из Севастополя, уже в декабре 1920 года, когда мы были в Константинополе, Франция принимает решение предоставить Русской эскадре под стоянку порт Бизерта в Тунисе, находившемся в то время под французским протекторатом. Правда, при этом было заявлено, что отныне эскадра «не принадлежит никакому государству, а находится под покровительством Франции».
Переход российских кораблей в Бизерту возглавил командир французского крейсера «Эдгар Кине» Бергасс Пти-Туар. Корабли плыли с французскими флагами на грот-мачтах, а на корме развевались Андреевские флаги.
…Помню, 23 декабря 20 года мы увидели с палубы Бизерту, этот тунисский порт, в котором многим из нас предстояло прожить всю жизнь. Всего кораблей было тридцать три, включая два линкора «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец», крейсеры «Генерал Корнилов» и «Алмаз», десять эскадренных миноносцев – среди них был и миноносец «Жаркий» под командованием моего отца, он пришел 2 января – а также канонерские и подводные лодки, ледоколы, буксиры, другие суда. Мы приветствовали появление каждого нового корабля. Праздником стал день 27 декабря, когда за волнорезом появились огромные башни линкора «Генерал Алексеев». Он доставил в Бизерту гардемаринов и кадетов Севастопольского морского корпуса.
«Жаркий» пришел одним из последних. Бравый Демиан Логинович Чмель очень переживал вместе с нами отсутствие «Жаркого». Каждое утро, с восходом солнца, он уже был на палубе и обозревал горизонт. Он и увидел его первым!
2 января 1921 года мы проснулись от его стука в каюту. В утреннем тумане, на гладкой воде рейда, стоял маленький миноносец – наконец-то на якоре – и он… спал..., спал в настоящем смысле слова. Никого не было видно на палубе. Ничего на нем не двигалось. Люди проспали еще долго, и мы поняли почему, когда услышали их рассказы о последнем переходе.

То, что все корабли дошли до места назначения, кажется чудом! Чудом, которым мы обязаны нашим морякам и деятельной помощи французского флота!
Всего же на кораблях, ушедших из Константинополя, было перевезено в Тунис более шести тысяч человек. Так на земле Туниса, под синим небом «Африки моей» – помните эти слова Пушкина? – среди пальм и минаретов, возникла небольшая русская колония!
Но на землю эту мы вступили не сразу. Вначале был долгий карантин, французы боялись «красной чумы», они в каждом русском матросе видели большевика. Корабли стали на якоря у южного берега Бизертского канала и в бухте Каруба. Наши офицеры и матросы сдали свое оружие сразу же по прибытию в Бизерту; и теперь корабли на рейде охранялись тунисскими часовыми...
…До сих пор на горе Кебир, в трех километрах от центра Бизерты видны остатки старого форта, где в двадцатые годы разместились учебные классы Морского корпуса. Рядом разбили лагерь Сфаят – для персонала и складов. С 1921 года началась подготовка младших офицеров и гардемаринов. Под руководством директора училища адмирала А. Герасимова программы занятий были преобразованы для подготовки воспитанников в высшие учебные заведения во Франции и в других странах.
Директор, говоря о своих подопечных, подчеркивал, что они «готовились стать полезными деятелями для возрождении России».
... Именно в Бизерте был спущен Андреевский флаг, который когда-то поднял сам Петр Первый. Непобедимый и непокоренный флаг, спущенный самими русскими офицерами! Это произошло 29 октября 1924 года…
Я хорошо помню эту церемонию последнего подъема и спуска Андреевского флага, которая прошла на эсминце «Дерзком». Собрались все, кто еще оставался на кораблях эскадры: офицеры, матросы, гардемарины. Были участники Первой мировой войны, были и моряки, пережившие Цусиму. И вот в 17 часов 25 минут прозвучала последняя команда: «На Флаг и Гюйс!» и спустя минуту: «Флаг и Гюйс спустить!»
У многих на глазах были слезы...
Помню взгляд старого боцмана, смотрящего на молодого гардемарина, взгляд непонимающий. Никто не понимал, что происходит. Веришь ли ты, Великий Петр, верите ли вы, Сенявин, Нахимов, Ушаков, что ваш флаг спускают?
Мы еще продолжали жить на «Георгии», когда в Бизерту прибыла советская комиссия по приемке кораблей Русской эскадры. Возглавлял комиссию известный ученый, академик Крылов. Был среди ее членов и бывший главнокомандующий Красным Флотом Евгений Беренс, старший брат адмирала Михаила Андреевича Беренса, последнего командующего последней русской эскадры под Андреевским флагом.
Два брата, которые могли протянуть друг другу руки…
На период осмотра кораблей советскими экспертами Михаил Андреевич уехал из Бизерты в столицу. Братья, которые не виделись столько лет, так и не встретились! Почему? Разгадку нашли потом в французских архивах: французы взяли с членов советской комиссии подписку, что у них не будет никаких контактов ни с русскими офицерами, ни с тунисцами!
Комиссия ни до чего не договорилась с французами. Флот, покровителем которого в свое время объявила себя Франция, стал предметом торга. Франция соглашалась передать военные корабли только в том случае, если Советский Союз признает дореволюционные долги России Франции….
Комиссия уехала из Бизерты ни с чем. Переговоры длились годами, русские корабли так и стояли в озере и в арсенале Ферривиль. Все матросы и офицеры вынуждены были покинуть корабли. После спуска Андреевского флага это уже не была территория России. И мы становились просто беженцами, и с паспортом беженца, я не отказалась от российского гражданства, я прожила все эти годы…
В начале тридцатых годов корабли все еще стояли в военном порту Сиди-Абдаля. Старожилы Бизерты помнят эти призрачные силуэты русских кораблей, застывших безжизненно и одиноко под африканским солнцем. Можно ли найти более печальную картину?!
Потом Франция начала продавать наши корабли на металлолом. А когда морякам поступило из Парижа обещание обеспечить туда бесплатный проезд, то многие уехали ... В 1925 году в Тунисе оставалось только 700 русских, из которых 149 жили в Бизерте.
В середине тридцатых годов прошлого столетия среди русских моряков возникла прекрасная мысль: построить храм в память о Русской эскадре. С полного одобрения Французского морского командования образовался комитет по сооружению в Бизерте памятника-часовни. В состав комитета вошли контр-адмирал Ворожейкин, капитаны первого ранга Гильдебрант и Гаршин, капитан артиллерии Янушевский и мой отец. Комитет обратился с призывом ко всем русским людям общими усилиями помочь делу сооружения памятника родным кораблям на африканском берегу. Приступили к постройке в 1937 году. А в 1939 году храм был закончен. Завесой на Царских вратах храма стал сшитый вдовами и женами моряков Андреевский флаг. Иконы и утварь были взяты из корабельных церквей, подсвечниками служили снарядные гильзы, а на доске из мрамора названы поименно все 33 корабля, которые ушли из Севастополя в Бизерту…
Пятиглавая церковь носит имя святого князя Александра Невского. В ней состоялись прощальные церемонии по кораблям эскадры. Отпевали здесь, прежде чем проводить на кладбище, и русских офицеров и матросов.
...Меня часто спрашивают, почему я не покинула Бизерту…. У меня не было никакого другого гражданства. Отказалась от французского! Я хотела остаться русской! Здесь я вышла замуж, в 1935 году, мои трое детей родились в Бизерте. Здесь жили мои родители. В Бизерте живут мои первые ученики; мне выпало учить и их детей и внуков.
(Кстати, 17 июля 1997 года в Посольстве России в Тунисе Анастасии Александровне был торжественно вручен российский паспорт).
... В 1999 году в Бизерту пришел барк «Седов» с курсантами. И мне выпала честь совершить на барке подъем Андреевского флага... Три четверти века спустя… Эсминец «Дерзкий» – барк «Седов». Я подняла в небо этот флаг, символ России. Если бы могли это увидеть те, кто стоял в двадцать четвертом году на эсминце!
А 11 мая 2003 года, когда Петербург праздновал трехсотлетие, раздался звонок и знакомый голос Бертрана Деланоэ, мэра Парижа, моего ученика, мне говорит: «Угадайте, откуда я вам звоню?» – «Из Парижа, конечно!» – отвечаю я. А он говорит: «Я стою перед Петропавловской крепостью, в Петербурге день солнечный, прекрасный, и над Адмиралтейством развивается Андреевский флаг!»
Представляете, флаг Великого Петра развевается снова!»
 
История Андреевского флага Русского Флота
 
Главным знаменем корабля Российского Императорского флота являлся кормовой Андреевский флаг – прямоугольное белое полотнище с голубым диагональным крестом. Крест был принят в честь небесного покровителя России – Святого апостола Андрея Первозванного. Как говорил Петр Великий, «флаг белый, через который синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».
В современном виде Андреевский флаг появился не сразу. Согласно ряду источников, в 1692 году корабли потешной Петровской флотилии на Плещеевом озере несли Андреевский крест, наложенный на полотнище современного российского триколора, именовавшегося в те времена «флагом царя Московского».
В 1668-1697 годах российский кормовой военно-морской флаг представлял собой красное полотнище с синим прямым крестом, лучи которого немного не доходили до краев знамени. В левом верхнем и правом нижнем углах располагались белые прямоугольники.
Первый документ, где упоминается косой крест Андрея Первозванного, относится к 1699 году. В черновике инструкции Петра Великого российскому посланнику в Турцию, дьяку Емельяну Украинцеву, рукой царя нарисован русский триколор с косым крестом.
Официально российским военно-морским флагом крест Святого Андрея стал только в 1703 году после занятия русскими острова Котлин, где позже был построен Кронштадт. Четыре луча креста символизировали для царя закрепление российского владения берегами Балтийского, Каспийского, Азовского и Белого. «Слава, слава Богу за исправление нашего стандарта, который во образе креста Святого Андрея исправити благоволил», – писал Петр после того, как Россия закрепилась и на берегах Балтийского моря.
Перед началом боя Андреевский флаг поднимался также на стеньгах  мачт либо ноках (оконечностях) реев.
Беговые флотские экипажа носили знаменные флаги на древках. Если в походе кораблем командовал экипажный командир, знаменный флаг хранился в его каюте.
В разное время существовали белый, синий и красный флаги, в крыжах  которых располагались Андреевские кресты. Их несли, соответственно, корабли авангарда, кордебаталии (главные силы) и арьергарда. В 1865 году эти флаги были упразднены.
Кормовой флаг корабля мог иметь в центре изображение «чуда Святого Георгия о змие». Впервые такой флаг получил в 1827 году за героизм экипажа в Наваринском морском сражении линейный корабль «Азов» Балтийского флота. В 1829 году флаг был присвоен черноморскому бригу «Меркурий», заставившему отступить два турецких линейных корабля. Георгиевские флаги передавались кораблям, носившим названия «Память Азова» и «Память Меркурия». Знамена флотских экипажей, комплектовавших эти корабли, также были георгиевскими.
В августе 1856 года, после героической обороны Севастополя в 1854-1855 годах, Георгиевские знаменные флаги присвоили всем флотским экипажам Черноморского флота.
Впервые же – в 1819 году – указом императора Александра Первого Георгиевские Андреевские флаги были присвоены Гвардейскому экипажу и всем кораблям, комплектовавшимся экипажем. Это было сделано в память сражения при Кульме (1813 год).
Кормовой флаг охранял часовой, который оставался на своем посту даже во время боя. В ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года, часовой броненосного крейсера «Баян» Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, но пост не покинул. Сменили его только после боя. Одним из последних покинул корабль в Чемульпо часовой у знамени крейсера «Варяг» – боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом.
Существовали Андреевские флаги особого образца. Знаменный флаг Морского кадетского корпуса в середине полотнища поверх креста имел в желтом круге изображение двуглавого орла. На концах лучей креста располагались гербы самого корпуса и императорские вензеля.
Андреевский флаг, как и другие символы старой России, был отменен только после Октябрьской революции. Исключение составили лишь флаги, присвоенные членам императорской фамилии, упраздненные в сентябре 1917 года, когда страна стала республикой.
До 29 октября 1924 года Андреевские флаги реяли в Бизерте над кораблями Русской эскадры, ушедшей из Крыма в ноябре 1920 года.
В отличие от флага, который поднимался на кораблях всех классов ежедневно в 8 утра и спускался, обычно, с наступлением темноты, гюйс (его еще называли крепостным флагом) полагался только боевым судам 1-го и 2-го ранга – линейным кораблям, броненосцам и крейсерам. Он представлял собой красное прямоугольное полотнище, на которое были наложены прямой и косой белый кресты, а также Андреевский флаг. Гюйс Российского Императорского флота сохранялся в РСФСР и СССР до августа 1924 года.
Гюйс поднимали на носовом флагштоке при стоянке на якоре, на бочке, на швартовах, либо в доке, а также на береговой батарее, выделенной для производства артиллерийского салюта. Правом поднять гюйс на бизань-мачте обладали великие князья и великие княгини (такие флаги имели боковой вырез, напоминая флюгер), но с личного разрешению императора. Великокняжеские кайзер-флаги имели в центре желтый круг с изображением императорского штандарта.
Кайзер-флаг мог быть присвоен и не августейшей особе. Он был присвоен, к примеру, Алексею Орлову (будущий Орлов-Чесменский), командовавшему российской эскадрой в ходе 1-й Архипелагской экспедиции. После победы русского флота в Чесменском сражении, кайзер-флаг включили в герб графа, а право поднимать свой гюйс на судах Российского императорского флота он сохранил пожизненно.
Николай Манвелов, эксперт РВИО
http://histrf.ru/ru/rvio/activities/news/item-851
 
В далекой Бизерте помнят наших моряков…
29 октября 1924 года была закрыта одна из драматических страниц в истории Гражданской войны в России. Завершила свое существование «эскадра Врангеля», как называли ее в Советской России.
Выйдя из Севастополя в ноябре 1920 года при эвакуации Крыма, она в конце декабря 1920 года – в начале 1921 года во¬шла в бухту тунисского порта Бизерта…
О беспримерной эпопее русских моряков в Африке написано немало воспоминаний, сняты фильмы.
  В 17 часов  25 минут 29 октября 2014 года  на Эскадре навсегда были спущены Андреевские флаги. Моряки рассеялись по всему свету. Небольшая часть осталась в Бизерте.
Последняя участница перехода из Севастополя — Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская скончалась в 2009 году.
В 1996 году при ее участии Петербургу был передан Андреевский флаг эсминца ЖАРКИЙ, командиром которого был Александр Сергеевич Манштейн, ее отец.
 В 1999 году флаг торжественно передали на хранение в Казанский кафедральный собор. Он выставлен при входе, справа от решетки, ограждающей могилу Кутузова.
В 2005 году мастера Русского музея провели реставрацию флага — ведь он более 80 лет хранился в береговых условиях Бизерты, имел на себе следы прострелов пулями и снарядами.
В мае 2014 года губернатор Георгий Полтавченко и мэр Бизерты Мохаммед Риад Лаззем подписали в Смольном соглашение о сотрудничестве между правительством Санкт-Петербурга и муниципалитетом города Бизерта. На церемонии губернатор отметил, что в России высоко ценят внимание властей Туниса и Бизерты к сохранению памяти о моряках Русской эскадры.
На муниципальном христианском кладбище Бизерты сохранилось несколько десятков могил соотечественников, а также братская могила. Увы, часть могил была уничтожена при бомбежке порта немцами во Вторую мировую.
На кладбище Боржель в столице страны, городе Тунисе, — более 200 могил. Есть также и братская могила.
В Северной столице потомки и родня участников эскадры, а также ее летописцы объединены в клуб «Бизерта», которому дала гостеприимный кров Александро-Невская лавра. Клуб ведет розыски родственников моряков.
Из номера «Вечернего Петербурга»: 197(25225) от 24 октября 2014
В Бизерте действует дом-музей Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн
Электронные адреса для переписки  - 
info@hccf.ru
sweeta45@mail.ru