Абдулазиз Махмудов
О политике
Ташкент. Пять часов утра. Из темноты махаллинских кварталов к большущим
котлам с пловом бредут зомбированные граждане. Такова национальная традиция.
Которую, как самое раннее по времени суток и массовое в мире пожирание пищи,
следовало бы, занести в Книгу рекордов Гинесса. Плов у нас едят практически
круглосуточно. Плов - предмет национальной гордости. О плове сочиняют
стихи, пишут песни, есть танцы с ляганами плова. По телевидению
демонстрируются реалити шоу посвящённые искусству приготовления плова.
Видимо, еда это одна из рефлексий прошлого полуголодного существования,
превратившаяся в «культурное наследие».
И ещё одна примета прошлого, которую следовало бы занести в Книгу рекордов
это выражение «ШУКУР КИЛ – Довольствуйся тем, что есть» Как пример
государственной пропаганды аскетизма и неприхотливости. Эту заскорузлую
патриархальную мысль идущую из глубины веков выдают за перлы «народной
мудрости» и усердно культивируют специалисты в области «духовности и
национального возрождения».
На тему «ШУКУР КИЛ» Сочинены множество стихов, исполняются песни. То есть,
имеешь рваный чапан и засаленную тюбетейку, возблагодари аллаха и не требуй
большего. И главное! Не ропщи публично . Из великого множества такого рода
сомнительных ценностей, как цепкая паутина опутавших массовое сознание
формируется национальная культура, характер и менталитет народа. И как
следствие, полнейший застой и стагнация. Кстати, о менталитете. Сегодня
часто говорят, что – та, или иная чужеземная практика и даже гласность и
демократия не подходят к нашему менталитету. Прикиньте! У наших «мудрецов» не
возникает и тени сомнения в адекватности нашего менталитета к стремительно,
развивающемуся научно-техническому и культурному мировому процессу.
Аууу!
Господа агитаторы! Может, это наш менталитет нужно приспосабливать к
общечеловеческим ценностям?
Когда-то в результате завоевания Туркестана в наш регион проникли заморские:
картофель, кукуруза, табак, помидоры. Поначалу эти растения тоже не подходили
к нашему менталитету. Но ничего. Выращиваем, кушаем, курим . И даже превзошли
установленные границы. Не смущаясь, публично пьём арак, тайно едим свинину и
даже собачатину. Арак сегодня самый необходимый атрибут свадеб и
торжественных застолий. А демократия и гласность нам всё же не подходят.
И ещё у нас часто говорят «Сиёсатга аралашма! - Не лезь в политику!» Это
выражения употребляют и маститые муллы и известные «интеллектуалы». Эти слова
я часто слышу и на улице. Иногда в совершенно неожиданных местах. Например в
соседнем кафе. Представьте себе люди пришли на обед и тихо судачат о своём
житье бытье. О растущих ценах. О мизерных зарплатах. О беспределе чиновников.
И вдруг « Сиёсатга аралашма! Не лезь в политику!» Истерично кричит из-за
барной стойки Рустам - владелец забегалки. И клиенты втянув головы в плечи
испуганно замирают. Видимо, это не подходит к нашему менталитету.
« Политика грязное дело!» Сказал мне метр и ветеран узбекского кино Шухрат
Аббасов. Я об этом писал в публикации «Ещё раз про Узбеккино» Написал и
задумался, что здесь есть над чем серьёзно поразмышлять. Итак, что значит
политика? Выбрал из словарей наиболее короткое толкование этого слова
Политика (др.-греч. «государственная деятельность» Или говоря сегодняшним
языком искусство управления государством… Как видим, в толковании слова нет
эмоциональной окраски. Политика не хороша и не плоха, пока человек обладающий
властью, не применит те или иные практические действия в своей политической
деятельности. Первым политтехнологом обучавшем средневековых правителей
Италии искусству управления государством был Николо Маккиавели.
Вот некоторые цитаты из его книги «Государь» :
« О ТОМ, КАК ГОСУДАРИ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ СЛОВО
…великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и
умел, кого нужно, обвести вокруг пальца;…
…Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться
верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали
причины,побудившие его дать обещание.»
Не так давно я прочитал интервью внука, политика номер один, эмира Насрулло
второго, где Ислам Максуди говорит, что дед ему с детства внушал мысль, что
политика грязное дело… Конечно, как крупнейший специалист в области грязной
политики, дед безусловно прав. … Человек который обещал народу Узбекистана :
свободу печати, гласность, многопартийную систему, рыночные отношения и
цивилизованное социально ориентированное государство, наподобие Швеции и
клялся при этом 25 лет назад на коране, следуя «мудрому» совету Маккиавели (
разумный правитель не может и не должен сдерживать свои обещания )
ничегошеньки не сделал… Однако, преследуя свои узкокорыстные интересы,
искусно обводя вокруг пальца и вовремя избавляясь от своих оппонентов и
наиболее мыслящего окружения он 25 лет сидит на троне.
Благодаря его великим деяниям, вне всякого сомнения, теперь у нас самая
лучшая бутафорская конституция, бутафорский парламент, бутафорские СМИ,
бутафорское кино, бутафорские рыночные отношения, бутафорские партии,
бутафорские фермеры - и так далее и так далее … Одним словом, у нас огромные
на 30 миллионную страну подмостки театрального спектакля с перечисленным
выше и не перечисленным бутафорским реквизитом.
25 лет длится одна и та же постановка «Государство с Великим будущим.»
Директор театра, он же автор пьесы, режиссёр-постановщик, композитор,
художник, дирижёр и исполнитель главной роли - Великий самодержец эмир
бухарский Насрулла Второй. В скандальных эпизодах, задействованы и члены его
алчной семейки. И длится этот бездарный спектакль от одних бутафорских
выборов, до других выборов. Если зрители с галёрки начинают роптать и
возмущаться игрой им кричат со сцены:"Сиёсатга аралашма!Не лезь в политику!"
И хором исполняют то ли лирическую, то ли всё же патриотическую песню «Хеч
кимга бермаймиз Узбекистонни» «Никому не отдадим Узбекистан» А всякого рода
дрессированные муллы, писатели, режиссёры, учёные,подобострастно аплодирующие
в ложах и первых рядах партера, заботливо остерегают нас: «Политика грязное
дело»…
Интересно было бы узнать их ответ на вопрос: А политика Учителя Махатмы
Ганди за независимость индийцев. Это тоже грязная политика? А борьба лидера
АНК Нельсона Манделлы против апартеида в Южной Африке ! Это грязная политика?
А борьба Мартина Лютера Кинга за права чернокожих граждан США ? Это грязная
политика?
Борьба за свободу, социальную справедливость и достойную жизнь всегда были и
останутся главными духовными ценностями человеческого общества. Её двигателем
внутреннего сгорания, который толкает народы к развитию и прогрессу.
Игнорирование гласности и широкого участия мыслящих людей в общественных
процессах приводят только к застою и стагнации. Что мы сегодня и наблюдаем в
государстве Узбекистан. Где власть осуществляется келейно. Не легитимным
президентом,( бутафорским «гарантом конституции») и его насквозь
коррумпированным окружением.
Просто немыслимо! Как же нужно ненавидеть, чтобы унизить и опустить
Узбекистан богатый ресурсами с самым цивилизованным населением Средней Азии
( де факто наследницу государств Тимуридов, Шейбанидов, Аштарханидов,) ниже
плинтуса. Пустить по миру и беззастенчиво обзывать лентяями миллионы своих
обездоленных граждан скитающихся в эмиграции в поисках пропитания.
"Узбекистан находится на втором месте в мире по доле населения, испытывающего на себе современные формы рабства, отмечается в "Глобальном индексе рабства" за 2014 год, подготовленном организацией Walk Free Foundation (WFF
Вот яркий образец совершенно немыслимой, в культурном обществе грязной
политики. Наверное, именно это имел ввиду дед предостерегая Исламчика
Максуди.
Абдулазиз Махмудов
Ташкент 18 ноября 2014 года.