Ещё раз про узбеккино
Абдулазиз Махмудов
ЕЩЁ РАЗ ПРО УЗБЕККИНО
Скоро пол года, как на сайте «dunyouzbeklari» размещены злободневные
критические материалы посвящённые узбекскому кино :
«Байроксиз миллат. Ёхуд XXI асрда манавият нархи хусусида»,
«Кровавое кино», «Вредители узбекской киноиндустрии»,
«Давлат маслахатчиси ва Уюшма раиси - конундан кучлими».
Внимательно прочитав публикации я подумал: внутри-видовая агрессия.
Опять проблема «отцов и детей» «Тени забытых предков» прошлого режима борются
за ресурсы с теми кому в очень недалёком будущем предстоит стать тенями
забытых предков нынешнего режима.
Но поскольку, бороться за собственные права с открытым забралом, за
редчайшим исключением, не соответствует менталитету наших киношников я решил
поинтересоваться существуют ли на самом деле авторы этих публикаций? Шокир
Саъдуллаев , Жасур Нозимходжаев, Козимжан Нуралиев, Файзулла Салимов ? Кто
же храбрецы, которые достают каштаны из огня голыми руками для «киношных
оппозиционеров»? Дай думаю, поищу в интернете этих отважных людей и захожу в
ГУГЛ. Быть может я плохо искал? Но ни среди кинематографистов, ни среди
журналистов вышеперечисленные фамилии не значатся. Уважаемые читатели,
подскажите если вы их знаете? Может это актёры? Или технический персонал? Не
знаю. Ну, бог с ними. Жаль конечно, что никто из известных режиссёров
публично не откликнулся. Хотя несомненно, кое-кто безусловно заходит на
сайт, читает эти материалы, злословит в узком кругу, копирует и пускает по
рукам.
Поэтому, как неизвестный в своей стране, но всё же кинематографист я решил
поделиться с вами своими мыслями. И так, почему никто из известных деятелей
кино не откликнулся на злобу дня?
Этому есть два ответа. Первый - потому что у большинства наших
кинематографистов рабское феодально - патриархальное сознание, как и у
подавляющей части населения Узбекистана. Написал эти строчки и подумал, что
я напрасно обижаю рабов. Известны случаи, когда рабы поднимали восстания и
заставляли трепетать правящие элиты различных империй. Правда Жириновский
называет нас «баранами», но это слишком грубо и несправедливо, у нас всё-таки
не четыре ноги.
Во – вторых! Опять таки, за редчайшим исключением, наши кинематографисты
совершенно аполитичны и готовы прислуживать любому одиозному режиму. Лишь бы
платили денежки.
В октябре прошлого года после многочисленных посещений и неудач в ОВИРе
решил попытать счастья в Доме кино. Благо, что это находится рядом. И
обратился со своей проблемой к Шухрату Аббасову, который в это время вместе с
Абдурахимом Исмаиловым находились в кабинете заместителя председателя
Узбеккино. Поздоровавшись и обменявшись любезностями я рассказал коллегам,
что мне не дают визу для поездки за границу и попросил Аббасова
походатайствовать за меня. На что он мне ответил, что не следовало мне
заниматься политикой, что политика это грязное дело, и поэтому ничем помочь
не может. После чего предложил обратиться к новому руководителю Узбеккино.
Хотя у меня и доверительные отношения с Шухратом Салиховичем – умницей и
обаятельным человеком, я вынужден был резко ответить, что я снимаю
документальное кино, и как публицист выражаю авторское мнение к событиям
происходящим на экране. Если это считать политикой, тогда и он всю жизнь
этим занимался. Только по другую сторону баррикад и привёл в пример его
телевизионный 17 серийный фильм «Огненные дороги» Посвящённый революционным
событиям в Узбекистане. Снятый им в 1977 -1984 годы прошлого века. И что он и
при нынешнем режиме на коне – фаворит и орденоносец. Между тем его друг и
оператор Абдурахим Исмаилов, сохраняя нейтралитет, молча слушал наш разговор.
Я это говорю к тому, что спорная и далеко неоднозначная формула «политика
грязное дело» это надёжный щит трусливого и беспринципного человека.
Наверное мало кто из наших людей знает, что в средних школах европейских
государств обучают не только правам человека, но и основам политической
деятельности граждан. Учат разбираться в программах различных партий и их
лидеров. Учат осознанному участию в избирательных кампаниях. Учат основам
демократии. А это и есть политика прививаемая детям. К новому председателю
Узбеккино я не рискнул подойти. Так – как он смотрел на меня таким
агрессивным взглядом, как будто я зашёл не в Дом кино в строительстве
которого я, как и многие кинематографисты, участвовал в восьмидесятые годы, а
в его собственный Дом. И причём, без всякого разрешения сходил в сортир и не
смыл унитаз.
Абдулазиз Махмудов кинорежиссёр.