Ещё раз про узбеккино

Абдулазиз Махмудов
               
               
                Абдулазиз Махмудов
               
               
                ЕЩЁ РАЗ ПРО УЗБЕККИНО 


    Скоро пол года, как на сайте «dunyouzbeklari» размещены  злободневные

 критические материалы посвящённые узбекскому кино :
 
«Байроксиз миллат. Ёхуд XXI  асрда манавият нархи хусусида»,

«Кровавое кино», «Вредители узбекской киноиндустрии»,

«Давлат маслахатчиси ва Уюшма раиси - конундан кучлими».

Внимательно прочитав публикации я подумал: внутри-видовая агрессия.

Опять проблема «отцов и детей» «Тени забытых предков» прошлого режима борются

за ресурсы с теми кому в очень недалёком будущем предстоит стать тенями

забытых предков нынешнего режима.

 Но поскольку,  бороться за собственные права с открытым забралом, за

редчайшим исключением, не соответствует менталитету наших киношников я решил

поинтересоваться существуют ли на самом деле авторы этих публикаций? Шокир

Саъдуллаев , Жасур Нозимходжаев,  Козимжан Нуралиев, Файзулла Салимов ? Кто

же  храбрецы, которые достают каштаны из огня голыми руками для «киношных

оппозиционеров»? Дай думаю, поищу в интернете этих отважных людей и захожу в

ГУГЛ. Быть может я плохо искал? Но ни среди кинематографистов, ни среди

журналистов вышеперечисленные фамилии не значатся. Уважаемые читатели,

подскажите если вы их знаете? Может это актёры? Или технический персонал? Не

знаю. Ну, бог с ними. Жаль конечно, что никто из известных режиссёров

публично не откликнулся. Хотя несомненно, кое-кто  безусловно заходит на

сайт, читает эти материалы, злословит в узком кругу, копирует и пускает по

рукам. 

Поэтому, как неизвестный в своей стране, но всё же кинематографист я решил

поделиться с вами своими мыслями. И так, почему никто из известных деятелей

кино не откликнулся на злобу дня?

Этому есть два ответа. Первый - потому что у большинства наших

кинематографистов рабское феодально - патриархальное сознание, как и у

подавляющей части  населения Узбекистана. Написал эти строчки и подумал, что

я напрасно обижаю рабов. Известны случаи, когда рабы поднимали восстания и

заставляли трепетать правящие элиты различных империй. Правда Жириновский

называет нас «баранами», но это слишком грубо и несправедливо, у нас всё-таки

не четыре ноги.

Во – вторых! Опять таки, за редчайшим исключением, наши кинематографисты

совершенно аполитичны и готовы прислуживать любому одиозному режиму. Лишь бы

платили денежки.

 В октябре прошлого года  после многочисленных посещений и неудач в ОВИРе

решил попытать счастья в Доме кино. Благо, что это находится рядом. И

обратился со своей проблемой к Шухрату Аббасову, который в это время вместе с

Абдурахимом Исмаиловым находились в кабинете заместителя председателя

Узбеккино.  Поздоровавшись и обменявшись любезностями  я рассказал коллегам,

что мне не дают визу для поездки за границу и попросил  Аббасова

походатайствовать за меня. На что он мне ответил, что не следовало мне 

заниматься политикой, что политика это грязное дело, и поэтому ничем помочь

не может. После чего предложил обратиться к новому руководителю Узбеккино.
               
 Хотя у меня и доверительные отношения с Шухратом Салиховичем – умницей и

обаятельным человеком, я вынужден был  резко ответить, что я снимаю

документальное кино, и как публицист выражаю авторское мнение к событиям

происходящим на экране.  Если это считать политикой, тогда и он всю жизнь

этим занимался. Только по другую сторону баррикад и привёл в пример его

телевизионный 17 серийный фильм «Огненные дороги» Посвящённый революционным

событиям в Узбекистане. Снятый им в 1977 -1984 годы прошлого века. И что он и

при нынешнем режиме на коне – фаворит и орденоносец. Между тем его друг и

оператор Абдурахим Исмаилов, сохраняя нейтралитет, молча слушал наш разговор.

Я это говорю к тому, что спорная и далеко неоднозначная  формула «политика

грязное дело» это надёжный щит трусливого и беспринципного человека. 

Наверное мало кто из наших людей знает, что  в средних школах европейских

государств обучают не только правам человека, но и основам политической

деятельности граждан. Учат разбираться в программах различных партий и их

лидеров. Учат осознанному  участию в избирательных кампаниях. Учат основам

демократии. А это и есть политика прививаемая детям. К новому председателю

Узбеккино я не рискнул подойти. Так – как он смотрел на меня таким

агрессивным взглядом, как будто я зашёл не в Дом кино в строительстве

которого я, как и многие кинематографисты, участвовал в восьмидесятые годы, а

в его собственный Дом. И причём, без всякого разрешения сходил в сортир и не

смыл унитаз.

                Абдулазиз Махмудов кинорежиссёр.