Владивосток - штрихи

Арсений Загаевский
Впервые посетил город Владивосток с полуторадневным визитом. Сразу вслед за президентом - разминулись в аэропорту буквально на минуты (и слава богу).  Впечатления, конечно, крайне поверхностные, но вот несколько штрихов.

Во-первых, Владивосток расположен красиво, как мало какой другой город.  Меж бухточек, на горочках. Знаю, знаю, сопках. Хождение по ним под пронизывающий и свежий местный ветер отлично лечит от джетлага. Рельефом город напомнил мне Гонконг или Сан-Франциско. Но в остальном - нет ("так похоже на Канаду, жаль, что всё же не Канада.."). Первая мысль, когда подъезжаешь к городу - удивительно, как мы умеем испортить такой ландшафт тем, что на нем возводим: все эти бетонные коробки, заборы из жести, промзоны и прочее.

Но центр города мил. Улочки с домами рубежа XIX-XX веков. Некоторые пришли в полный упадок и тем даже живописнее. Интересные внутренние дворики с хаотическим нагромождением каких-то пристроек и флигельков (вообще люблю в незнакомых городах заходить во дворы, смотреть, как живут люди).

Люди, кстати, тут приятные - показались мне вежливыми и дружелюбными, как часто бывает в провинции. Автомобилисты снисходительно пропускают явно приезжего дурака (меня), штурмующего улицу в неположенном месте. А таксисты охотно делятся новостями местной жизни - например, что в море теперь за гребешком без опаски не нырнешь из-за зачастивших в связи с глобальным потеплением акул, а за грибами опять же так просто не сходишь - расплодились леопарды и амурские тигры, патронируемые сами знаете кем. Трудно владивостокцам.

А еще, видимо, народ здесь творческий - удивили художественный уровень граффити и обилие надписей филозопического толка на стенах домов. В пабе ребята неплохо лабают классические рОковые oldies, творения местной звезды Мумия Тролля и (страшно сказать) Океана Эльзы.

Почему-то запомнился хорошо одетый молодой человек, идущий субботним утром по пустому городу, подбирающий на ходу всякий мусор и бросающий его в большой целлофановый пакет.

Удивило почти полное (по крайней мере, на первый взгляд) отсутствие японского или китайского влияния. Праворульные машины, из которых в основном состоят жуткие местные пробки, не в счёт. Ни тебе азиатских лиц, ни ни иероглифов, ни запахов. Следствие ли это намеренной политики - сказать не берусь. А ведь, вроде бы, вот они Китай с Японией, рукой подать. А до обжитой России - немыслимые тысячи километров пустоты, темноты, тайги и холода. Однако Владивостокточнонаш - во всем, до деталей. До пластмассовой пальмы рядом с чучелом медведя в холле элитной гостиницы. До песенки в такси "где же ты, мой суженый - все женились Уже". Всё же духовные скрепы - сильная штука, если действуют на таком расстоянии.

Родилась перефразированная формула: Владивосток - конечно,  шанхай, но это наш шанхай.

Посреди всего этого - мост на остров Русский (а точнее, два вантовых моста) - памятник освоителям бюджетов эпохи нефтяных сверхдоходов. Монументальный и красивый, надо сказать, памятник. А на самом острове - отстроенный тоже к саммиту АТЭС комплекс Дальневосточного Федерального Университета. Огромный и почти пустой. Очень напомнил так же пустующие ультрасовременные корпуса школы "Сколково". Выглядит несколько сюрреалистично.

Сюрреализмом порой отдавал и "Урбанистический форум", проведенный в ДВФУ. Публика терпеливо взирала на иероглифы на слайдах представителей китайских и корейских городов-побратимов. А академики и доктора наук из Тихоокеанского института географии и других научных учреждений Приморья (выглядящие ровно так, как должны выглядеть ученые - седовласые, с бородками клинышком) тоже, как и азиатские гости, говорили на непонятном языке: "мультиинфраструктура опережающего трансграничного соразвития...", "значение региональной связности для трансевразийского пояса развития..." и так далее в том же духе.  Они смотрели на меня с тщательно скрываемым в силу внутренней интеллигентности презрением, когда я тараторил что-то про структурирование и финансирование проектов ГЧП.

Столица нашей страны, - выступали ученые мужи со всей серьезностью и убежденностью, - должна быть перенесена во Владивосток.  И вскоре так и случится. Тогда наша агломерация станет крупнейшим региональным экономическим и культурным центром притяжения наряду с Токио, Шанхаем, Гонконгом. Открывающиеся перспективы воистину безграничны.

Дело Ильфа-Петрова живет и побеждает, товарищи.

А Владивосток - что? Хоть пока и не мультиинфраструктурная агломерация трансграничья, но город со своим шармом.