Сказка о покорителе вершин

Вихлюн
Сказка о покорителе вершин (сказки из царства Я).

Одинокий путник с увесистым мешком за плечами, после долгого путешествия к «горе познания», наконец подошел к её основанию. У основания вершины, перед ним стояли два человека, которых называли инструкторами по подъему к вершине истины. Один из них был одет в яркие праздничные одежды с интересными узорами, другой напротив, был одет в весьма потертую и ничем не примечательную одежду. Путник сравнил внешний вид инструкторов, и пришел к выводу что хотя одежда первого инструктора была весьма красивой, но если подниматься в гору к вершине, то одежда второго инструктора, кажется наиболее удобной по сравнению с первым вариантом. У обоих на груди висели таблички — укажу путь к «вершине истины».

-Вероятно — подумал путник, - инструктор номер один знает более легкий способ подняться наверх, иначе он бы не выглядел так празднично? Пойду к нему и спрошу, в чем его секрет?
Он подошел к инструктору номер один и спросил о том как подняться на вершину.
 
- Зачем тебе карабкаться на вершину? - удивленно переспросил инструктор номер один, - если есть способ позволяющий вообще не предпринимать никаких усилий? Достаточно соблюдать определенные ритуалы и молитвы, а после твоей смерти, Бог, которому ты молился сам поднимет тебя на верх. А наверху тебя ждут прекрасные чудеса, о которых я тебе подробно расскажу.

 У путника от таких прекрасных слов тут же перехватило дыхание, и голова слегка закружилась от внезапно нахлынувшей эйфории. Несколько минут от молча стоял на месте с полуприкрытыми глазами, тихо мыча про себя какой-то незатейливый и веселый мотив. Но когда эйфория прошла, и он очнулся от собственных грез, разум одержал верх над коротким беспамятством, и немного подумав он задал вопрос -  А откуда вы знаете что меня ждет на вершине? Разве вы сами там были?
- Нет, лично я там не был, но у меня есть книга в которой четко написано что нас ожидает на вершине. А молитвы это всего лишь безболезненный и очень безопасный способ подняться наверх.

Услышав такой ответ, путник задумался, и его мысли приобрели примерно такой характер:
- Таким образом, мы сталкивается не просто с субъективной информацией имеющей двойной характер, но и в дополнении к нему, имеющей ещё неизвестно сколько субъективных наслоений, так как данную книгу переписывали несколько раз и наверняка восполняли её собственными субъективными представлениями о вершине. Следовательно, в том случае если такой подход к вопросу о личном покорении вершины вас не удовлетворил, вы подходите ко второму инструктору, и интересуетесь его системой подъема...

С этими мыслями, он поблагодарил инструктора номер один, и подошел к инструктору номер два, задав аналогичный вопрос.
Тот в свою очередь начал описывать свой путь на вершину, который он совершил несколько раз, подробно рассказывая об инструментах которыми он пользовался во время восхождения, и методах подъема, помогающих преодолевать препятствия. В конце-концов, на вопрос о том что же ждёт одинокого путника на верху, он ответит что сама по себе вершина, ничего особенного из себя не представляет, обычная горная площадка с неровной но устойчивой поверхностью, с несколькими камнями и даже небольшим сорняком.

- Тогда что же такого особенного я увижу там? - спросил путник.

- Ты определенно увидишь всю землю под своими ногами в таком виде, в котором ты никогда и нигде её не увидишь. Ты поймешь её истинные размеры, её величие по сравнению с собой.

- И это всё? Это это, то ради чего я должен потратить столько сил — спросил путник несколько разочарованно?
 
- Нет конечно. Самое главное заключается не в том что ты увидишь, а в том что ты почувствуешь как во время восхождения, так и в финале своего пути. То счастье, которое нельзя почувствовать в иных обстоятельствах. Кроме того, твоя вера в самого себя и в свои возможности возрастет многократно. Во всяком случае она будет куда больше сильна, чем та, которую тебе предлагает инструктор номер один.

- Да все это так, но он обещал мне встречу с Богом, а ты утверждаешь что там только пустота и вид целого мира.

- Видишь ли, он обещал тебе то, о чем и понятия не имеет. Его Бог, это всего лишь набор слов в книге. И он верит в него только потому, что не нашел в себе сил отыскать его самостоятельно. Его вполне удовлетворяет то положение, в котором он находится сейчас, так как большинство путников, предпочитают выбрать первый, а значит наиболее легкий вариант восхождения, тем самым обеспечивая его учениками а значит и средствами к безбедному существованию. Ведь за первым бесплатным уроком, последует второй, за который требуется заплатить. А тот кто не ищет ничего, или ищет только с помощью чужих усилий, находит лишь то, что ему могут предложить такие же как и он, тем самым обрекая себя на зависимость от чужих знаний. Найди он в себе силы, и упорство чтобы хотя бы один раз подняться на вершину, и его книжный Бог потеряет над ним всякую власть, и на смену слепой надежде придет разочарование.

- Но ведь это значит что Бога нет?
 
- Почему нет?
 
- Ты сам сказал мне что именно видел на вершине, и про Бога ничего не говорил.

- Да, на этой вершине Бога действительно нет, но это не значит что его нет выше этой вершины. Чем больше иллюзорных сетей собственного разума мы разрезаем с помощью острия своего познания, тем четче видим окружающий нас мир, и тем четче становятся наши новые цели. Тем ближе они к нам и к нашим возможностям. Ты никогда не узнаешь о своей возможности взбираться на высокие вершины, пока на заберешься на них. Ты никогда не узнаешь о существовании Бога, пока не попытаешься отыскать его самостоятельно. Конечно, ты можешь довольствоваться сказками о том что тебя ждет после смерти, но ведь это не убережет тебя от разочарования при встрече с действительностью когда тебе придется умереть против собственной воли? 

- Тогда научи меня подниматься на вершину. Научи так, чтобы я смог до неё добраться наверняка!

- К сожалению, я не в состоянии подробно описать свой путь на вершину, так как это потребовало бы подобного описания  данного пути слово в слово, описывать все действия которые происходили во время подъема с точностью до секунд и минут. Другими словами, такое описание напоминало бы примерно следующую картину — правую ногу вы должны поставить на вот этот камень номер один, а левую на второй выступ с лева, при этом погода должна быть ясной, температура строго +20, а ветер такой-то, не говоря уже о времени подъема, форме одежды, собственном весе и дне года, и т.д.
И потом, я лишь рассказал тебе о своих ощущениях и стремлениях, а о том какие они будут у тебя, я не знаю. Ведь все зависит от тебя. Я даже не уверен сможешь ли ты подняться на неё до конца, не сорвавшись вниз, не поранив себя и не разочаровавшись в собственных усилиях.

- Тогда зачем ты спустился с вершины и находишься здесь? Или ты как и инструктор номер один, стоишь здесь для набора новых учеников и заработка?

- Нет конечно, все что я могу тебе рассказать, я расскажу бесплатно при условии что ты захочешь узнать об этом. А здесь я нахожусь лишь потому, что на вершине очень одиноко и холодно, и там нет Бога, которого я продолжаю искать. Кроме того, я стою здесь для того чтобы научить других тому, чему я научился в процессе подъема. Я могу научить тебя только тому что я знаю. Например о том, как обходить препятствия, как пользоваться инструментами, и как реагировать на самые распространенные неприятности. Но я не могу пройти весь этот путь вместо тебя.

- Тогда почему ты все ещё здесь?

- Потому что я должен передать свои знания другому, иначе как я могу отблагодарить Бога за возможность узнать о себе и о вершине что-то новое? Я жду того, кто продолжит мой путь, чтобы я в свою очередь смог продолжить свой собственный.

- Но подожди, какая разница в том, продолжит ли кто-то твой путь или нет, когда ты свободен поступать так как хочешь?

- Дело в том, что любой кто продолжает мой путь, таким образом обретает свой. И чем больше таких путей, тем больше вероятностей отыскать то что ты ищешь. Сегодня я помог тебе, а завтра быть может ты поможешь мне, и таким образом мы будем продвигаться к своей цели гораздо быстрее. Впрочем, ты можешь воспользоваться другим вариантом, но как ты уже догадался, в нём не может быть ничего нового. А все решения за человека принимает книга, и разве такой подход может считаться свободой выбора?

- Какая же это свобода выбора? Тут либо к тебе можно обратиться не имея никаких гарантий доберусь ли я или нет, либо к другому, который вроде как и гарантирует что-то, но при этом его гарантия, имеет такую природу, что проще считать её несуществующей вовсе.

- Вот, наконец ты приходишь к правильным выводам. А представь каково было мне, когда находясь впервые у подножия вершины, я встретил только инструктора номер один? А так как выбор у меня был невелик, либо слушать его, либо нет, мне пришлось для начала выслушать все что он говорил, в отличии от тебя. И потом, разве я насильно принуждал тебя подойти ко мне? Разве то же самое делал мой коллега? Разве кто-то иной заставил тебя идти к подножию вершины? Свобода выбора есть всегда, только видимость его вариантов зависит от нашего личного взгляда. Даже если слова инструктора номер один окажутся сущей правдой, тебе так или иначе придется что-то делать, чтобы в последствии получить результат, а можно и вовсе, подниматься на гору используя мои советы и одновременно молится. Во всяком случае так у тебя будет гораздо больше шансов докопаться до истины. Поднимешься, значит поймешь о чем говорил я, а упадешь и разобьешься на смерть, поймешь о чем говорил номер один, причем поймешь однозначно. Так что все зависит от тебя.

Через месяц тяжелых тренировок, путник начал карабкаться к вершине, а инструктор номер два, дождавшись пока тот скроется из виду, с улыбкой подошел к своему коллеге и сказал:
- Ну что дружище? Спор есть спор, делись своими подношениями за год.
Да уж — задумчиво протянул другой, - дураков у нас везде хватает.

      мистер вихлюн