Сказки Стрелкова

Наталья Чернавская
    Когда летом, вместо купленной в Москве и тут же украденной у меня первой книги Стрелкова, "Детектива замка Хельдиборн", я получила с Донбасса в электронном виде несколько других сказок Стрелкова - то не только их прочла, но и написала отзыв.

    Меня ввело в заблуждение название одного из файлов: "вариант для печати". Но вышла вторая книжка, "Сказки заколдованного замка", и оказалось, что той сказки, о которой я писала, в ней нет.
 
     Получилось некрасиво, и я спросила "откуда дровишки". Моя корреспондентка ответила, что скачала сказки по ссылке, которая уже не работает, в сеть они после взлома почты Стрелкова попали, а она с ними решила познакомиться, чтобы отвлечься от обстрелов и больше узнать о человеке, без которого у них было бы то же, что в Одессе.

   Меня этот ответ устроил, с утверждением, что без Стрелкова на Донбассе было бы как в Одессе - я согласна. И мне тоже хотелось больше узнать "об этом человеке". 

   Когда вначале лета в сети появился призыв к молитве по соглашению за ополчение, я присоединилась к этой молитве и подавила сомнения - до той поры, пока находился на Донбассе Стрелков. Когда он оттуда исчез - молиться по соглашению я перестала. Зато получила его тексты и стала их читать.

   Так появились мои первые отзывы. Сейчас, когда многое разъяснилось - я не написала бы так сумбурно, но исправлять не хочу, первое слово дороже второго.

   У мастера пера лучше бы получилось, а я пишу вроде литературного дневника, а дневник задним числом исправлять - не дело.

  "Сказки заколдованного замка" не дочитала пока, скажу только, что первая книга более романтической показалась, а вторая - более скептической, автор свойственный ему иронический тон в разных пропорциях использует, и дело вкуса - что кому ближе.

   Забыла в первом отзыве написать, что мне про домового и кота понравилась в "Детективе" сказка, "Жил-был пёс" напомнила. А сказка про "подарки фей" - детский стишок: "три очень милых феечки сидели на скамеечке".

   Так и происходит знакомство, всплывают при чтении какие-то ассоциации, и постепенно понимаешь, что с автором у тебя есть общее  смысловое поле, он "свой".

   Сказки Стрелковым писались на досуге, как он сам говорит, пару лет назад, издательство "Переход" запустило их в печать до Крыма и Славянска, но, конечно, не бывает случайностей в том числе и "судьбах книг".

   Для меня знаково, что вышли эти сказки для детей в разгар войны, детей не щадящей. Замечательные были книги о детях на той, прошедшей войне. Не только хрестоматийные "Сын полка" или "Девочка из города", много других.

   Одно время мне хотелось составить курс по детской литературе. По своей специальности, древнерусской литературе, всего один раз полностью курс прочитала, хватало без меня в университете древников, а у меня основная нагрузка была по русской классической литературе. Про детскую же и говорить нечего, в университете просто не было такого курса.

   Пришлось в семейном кругу, на собственных детях, проверять, какие книжки им интересны. Результаты получились такие: дочке "Властелин колец" нравился, читала ей первый раз вслух в семилетнем возрасте в инфекционной больнице. Отделение было закрытое, но в коридоре стояла скамейка, я приезжала и читала ей часами, она так и засыпала на этой скамейке. И потом не раз просила меня снова перечитать. Студенткой уже была, когда фильм Питера Джексона вышел. Некоторые почитатели Толкиена фильм ругали, но нам он понравился.

   "Хоббит" уже не то, сплошной аттракцион, хотя дракон, Смауг, хорош.

   В "Сказках заколдованного замка" тоже есть дракон, один из главных героев. Недавно видела во сне дракона, заглянул ко мне в окно, огромный, в золотой чешуе, скорее красивый, чем страшный. У Толкиена есть эссе про драконов, так и называется, "Убить дракона". Пересказывать не буду, оно о том, какова роль дракона в средневековых легендах. Скажу просто: я в драконов верю, что они были.

   Ну а сын реалист, предпочитает энциклопедии и историю. Сама же я в детстве про зверей любила сказки, вроде "Бемби". Так что детская литература - термин условный, сколько детей - столько вкусов. Ясно одно - каждому ребёнку нужна своя сказка, даже если этот ребёнок вырос. И в этом смысле сказки Стрелкова и для взрослых детей.

   Для тех, кто не только в драконов верит, но и в то, что добро обязательно победит зло.

   Как в сказке.