Три разницы

Симион Волков
Три разницы
==========
рассказ
=======
мейнстрим
==========
Сразу пишу - опус мой - это не восторг и не пропаганда той жизни, которая была нам, советским людям, неизвестна. В развитых богатых странах Европы и Америки проблем тоже хватает в избытке. Koнечно, они весьма серьёзные, если судить по тем событиям, что нам показывает телевидение на различных каналах.

Это небольшой рассказ из моей жизни для любознательных и доброжелательных людей. По воле Судьбы моя жизнь разделилась на два периода - первый до 1990 года, когда мы жили все вместе, в нашей огромной советской стране. Там к сорока годам она, благодаря нашему напряжённому, труду постепенно  стала вполне благополучной.

После ноября 1990 года Судьба перенесла нас с Южного Урала в далёкий капиталистический Израиль, на его Север. Все неприятности в СССР происходили в ноябре, вот и наш отъезда пришёлся точно на этот несчастливый месяц. Да ещё и на несчастливый день - 7-ое число.

Это шутка, но как всегда в еврейском юморе, с большой долей горечи. К дню "7-го ноября" у меня троякое чувство - сначала это был наш государственный праздник и мы всегда отдыхали. Я со школьной скамьи ходил на демонстрацию безо всякого принуждения. Демонстрации у нас действительно были праздничными - гремели духовые оркестры. По улицам, где строились колонами  и по дворам, где собирался народ, все открыто выпивали и закусывали.

А значит и песня  звучала везде, можно было встретить друзей, с которыми годами не виделись. Второе - в этот день, когда Советская страна отмечала полувековой юбилей, мы с женой из молодожёнов стали мужем и женой на всё оставшуюся жизнь. Третье я уже упоминал выше - это отъезд из страны, поступок, который долгие годы мне не давал спокойно уснуть.

Насколько я себя помню, с "младых ногтей" я ощущал на себе какую-то маргинальность в нашем социалистическом обществе. Особенное чувство проявилось в июне 1967 года.  Мы тогда не понятно как узнали о блестящей победе израильской армии над соседями из пяти стран.

Хотя ни каким боком наша семья не была прямо связана с Израилем. Близких родных у нас там не было. Нельзя не сказать - в те годы даже те, у кого и были родственники в Израиле и в других капстранах, об этом громко помолкивали. Пару раз отец рассказывал нам тайком, а мы воспринимали как легенду, о своей тёте Розе.

Вроде как после революции, которую сейчас называют "большевитским переворотом", эта тётя успела [умная была тётка] уехать в середине 20-х годов за океан. И по этой же легенде, сказачно там разбогатела, я же отметил, что она была умнее своеог брата, моего деда. По пути ТУДА она заезжала попрощаться с братом Абрамом, которого я так никогда и не увидел.

Она звала его тоже уехать вместе с ней, но было это во времена НЭПа, дед был успешным предпринимателем, торговля сельхозпродуктами шла неплохо и уехать из Белоруссии он отказался. Время показало, что зря он не послушал сестру, в 1931 году, задолго до массовых репрессий и казней, его вместе с женой Хаей, моей бабушкой, арестовавало ГПУ. Бабушка через три года смогла освободиться, а дед погиб где-то в лагерях.

Дела почти полувековой давности, но память, спасибо ей за это, сохранила гаражную компанию близких друзей. Среди которых я, после выпитого крепкого "чая" из гранённых стаканов, гордо сказал:"Единственная армия в мире, в которой я хотел бы служить - израильская". Откуда мне было знать, что один из "друзей", который со мной обнимался, сидел за нашим семейным столом много раз, постоянно занимал у меня денег, являлся в ту пору штатным секретным сотрудником приснопамятной КГБ.

Много лет я ломал голову, откуда у меня берутся проблемы с органами. И откуда они так хорошо всё знают о моей семье и моих "серых" делах "цеховика"-дантиста. Кроме зубов я ещё и незаконной торговлей "подрабатывал". Золото, спирт, частные поездки в Польшу - деловая жизнь у "цеховиков" в Союзе била ключом. Никакoго "застоя", как этого кому-то сейчас хочется доказать, в наше время не было.

В середине 80-х годов знакомый гебешник, которого я иногда "подкармливал" и подпаивал, вышел на заслуженный отдых. И после очередного мешка с "подарками" и выпивкой в лесопосадке, кое что рассказал мне о близких друзьях.

Ныне и его нет на свете, лихого кучерявого Феди "Монтекристо" - это он так себя велел величать. Так я уже позволил себе вспомнить, как он сказал мне в порыве пьяного откровения - "Это малая часть того, сколько твои же близкие на тебя насрали!" Извините, но я сохранил этот перл майора Фёдора Ивановича, человека реального и противоречивого.

Никогда нельзя знать, что может случиться. На моё счатье, не боюсь так сказать,  через три года госпожа Удача вернула меня туда, откуда унесла в 1990-м. На целых двенадцать лет жизнь опять потекла очень напряжённо и опасно, но прибыльно, а значит интересно. Потекла  уже в буднях и беспределе российского специфического капитализма. Я не случайно поставил маленький незаметный дефис между словами «СССР-Россия».

Разница с нашим советским периодом состоит в том, что воровать в особо крупных размерах стало в 90-х годах и позже в России можно и даже необходимо. Обижать слабых и немощных в России сейчас можно безнаказанно. Это даже стало модно у разного вида мошенников на доверии.

А всё наше доброе, что было в СССР, куда-то оно исчезло. Что же мне остаётся думать? Выходит, что это мы увезли с собой наши хорошие отношения между людьми!
   
Жизнь в стране, из которой выдавливали всех неугодных и неудобных, была намного сложнее и страшнее во всех смыслах. А ведь она была нашей Родиной и в её земле похоронены наши предки. И за её свободу воевали  не абстрактные воины, а именно наши с женой отцы и моя мать- фельдшер в 1941-45 годах. И ещё миллионы отцов и матерей воевали, чтобы нам и нашим детям счастливо жилось.

Постепенно, с годами, оказалась для нас жизнь в чужой, вроде бы для нас, стране комфортнее, чем в бывшей родной. Хотя первые пятнадцать лет привыкание среди чужих соплеменников у меня получалось плохо. Ну так я же откуда - "с Урала"!

Меня потрясло то, что в перманентно воюющем молодом государстве Израиль социальный статус гражданина несравненно выше. Как выше и уважение к человеку от своего государства - для неприхотливых советских людей это был сюрприз. Для нас и наших родителей было непривычным то, с чем мы не были знакомы в России.

Это практические выводы наших "хождений по мукам" первых лет в различные мисрадим (министерства и ведомства). Конечно и в них случались отказы и недоразумения, но по объективным причинам. Для нас было непривычно - кланятся и совать кому-то в карман скромный "подарок" не пришлось ни разу.

С учётом нашего полного незнания местного языка-иврита и недостатка денег, абсорбция[привыкание] проходило не так тяжело. Хотя меня лично долгие годы много чего не устраивало в Израиле. Сказывалась моя русская ментальность и ностальгия по прежней работе и друзьям. Что было, то было - это правда и её надо сказать, какая она ни есть.

Про поездки в транспорте, когда не знаешь ни страны, ни языка я уже промолчу. И при всём этом наши проблемы в "новой" России, в когда-то родном городе, где я был преуспевающим членом общества, были намного тяжелее. И с морально-психологической и с коррупционной стороны нашей советской жизни.

Давая взятку лишаешься не только денег, которые нам и самим были крайне нужны. Лишаешь самого себя уважения в глазах в глазах близких и сам испытываешь непереносимое унижение. Ощущение при выходе из кабинета взяточника, как будто тебя в говно окунули.

Я не берусь сравнивать жизнь советских людей с повседневной жизнью основной массы  народа в Западной Европе, Австралии или Америке. Считаю это некорректным, да я и не социолог, к чему мне чужой хлеб забирать. Хотя работа стоматолога, а особенно коммерсанта сдеали из меня за 45 лет неплохого психолога.

По большому счёту огромная пропасть лежит в качестве условий для комфортной жизни людей на "диком" Западе и в современном российском государстве. Хотя нам, пока мы жили все весте, партийцы втюхивали в головы совершенно другое. А народу, кто там живёт поныне, промывание мозгов продолжается на nonstop.
   
Российские больницы, особенно в регионах, это что-то непередаваемое, это фантастика, только со знаком минус. Без лекарств, без белья, без кормёжки, всё за свои деньги надо купить, если вдруг, не приводи Бог, заболеешь.

Больницы с врачами-рэкетирами – это раззорённые своей же местной властью, муниципальные больницы для бедных. Такая больница, в какой я лечился как пациент терапевтического отделения семь лет назад, в моём родном уральском городе.

Город насыщен металлургическими предприятиями и его жители со своими зарплатами находятся недалеко от уровня столицы. А уже неофициальные доходы "рвачей" от медицины можно увидеть по огромному количеству джипов и частных коттеджей за высокими заборами.

Джипы врачей под окнами разбитого больничного корпуса, продажа бюджетных лекарств врачом-мошенником. Дубовые полы и тройные рамы в квартире молодого рвача-врача практолога говорят мне о другом. Одна тройная морёная рама в окне его квартиры стоит, как пять его месячных получек.

Трёхэтажный коттедж в престижном "посёлке" процветающего хирурга потянут на двадцатилетнюю зарплату этого вымогателя и афериста, но в белом халате.  И откуда это всё берётся, вы уже и сами догадались. Я оставлю розыск его доходов специалистам из российских сериалов.

Только они могут наказать взяточника, местные "внутрение органы" сами внутри всех безобразий. Они ведь тоже вынуждены идти лечиться и вести своих родных к местным врачам. И не вопрос, какой диагноз эти "Реальные пацаны" поставят им просле осмотра и сколько денег при этом сдерут за лечение.

Сразу отпишу, что я намеренно сгустил краски и пока не всё так мрачно и страшно. Есть и прекрасные доктора и честные настоящие хирурги, но честные люди обычно скромные люди. А наверху плавает и выпячивает себя пена, наши "совковые" выкидыши. Забыл сказать, что местные полицменты не только сами у них  лечатся, но по дружбе заодно и крышуют медицинских аферюг. Я, не называя пока фамилий моих медицинских "друзей", но описал их с натуры.
   
Интересное дело - мы, бывшие "советские", дня не проработавшие в новых странах, имеем, спасибо тебе Господи, социальные условия в этих чужих странах лучше, чем в стране, где все мы проработали трудом и потом по многу лет. A как нам с женой забыть наш роддом, из-за халатности и безответственности акушеров которого мы едва не остались без сына!

Мою жену едва не убило хамство и грубость роддомовских «медиков», когда она рожала в 60-х годах. Сразило нас так, что больше попадать в этот "дом терпимости" жена просто очень боялась. С тех "славных" времён ситуация в здравозахоронении ( так российскую медицину величают) для основной массы народа значительно ухудшилась.

Короче, дорогие мои земляки, есть две разницы, как скажут в Одессе-маме. Здесь,  ностальгия нас мучит, но уезжают обратно в свои страны лишь единицы. Xoтя душа у многих, как у меня, рвётся вернуть прошлое, нам таки жить в новой стране, прямо скажем,  неплохо. Всё же государство и его чиновники выполняют как-то свои обязанности по отношению к нам, своим хозяевам. Ведь принято считать, что это наши слуги, а не наоборот. 

Только не надо думать, что здесь нет волокиты, хамства и равнодушия. Спешу вас успокоить, может кого и обрадовать - всё это есть, но не в таких вольших объёмах, как на моей бывшей родине. Бывший наш премьер вполне реально имеет шанс загреметь за решётку. По нашему телевидению открыто показывают суд, который его судит за взятки.

Посетителям различных контор и ведомств нужно только прийти в приёмные часы  и оторвать талон, где указано время и номер очереди. Это практикуется везде - в местных собесах, больницах и паспортном столе и даже в полиции. Продление загранпаспорта однажды заняло у меня ровно семь минут - получил талон с номером очереди, подошёл к окошку и служащая поставила мне печать. Все дела, я даже спасибо на иврите не успел вспомнить!

Конечно, нам тоже хочется, чтобы на нас обращали бОльшее внимание. Но с тем, как по-хамски вымогают взятки в открытой форме никого не пугаясь, я здесь не встречался. 

А вот мой бывший друг, главврач большой городской больницы на Южном Урале, превратил муниципальное учреждение в свою вотчину.  Он имеет неплохую кормушку и не брезгует положить в карман белоснежного халата свою "законною" часть уворованных[назовём всё своими именами] подчиннёными у больных людей денег. Халат у таких докторов по определению давно уже должен быть чёрным. А ведь во все времена народ преклонялся перед людьми в БЕЛЫХ халатах.

Не хочется и вспоминать хамство и невежество новорусской "интеллигенции". Сегодняшняя русская интеллигенция - это "хлебное" место в больнице или в ВУЗе, где можно получить подарок в конверте за свою основную работу, иномарка и поездка в Анталию или в Тайланд - предел мечтаний.

А самое доходное сегодня - это по великому "блату" - протекции попасть в коммерческую службу огромного металлургического завода. Вот с этого металла и взяток с его продаж и живут работники снабжения и сбыта и ещё туча жучков - посредников.

Но про них когда нибудь напишу поэму в прозе, оно того стоит. Как же мы любили фильм про металлургов и песню из него пели на всех семейных застольях - "Весна на Заречной улице". Но сегодня таких героев и таких увлечённых трудом людей больше нет.

А какой рэкет устраивают всем иностранцам работники ОВИРа - надо видеть этот спектакль. Сейчас название поменяли на ФМС - вымогают меньше, вы думаете? Увы, ставки "подарков" за десять лет значительно выросли. Особенная любовь у дам из ОВИРа к выходцам из Таджикстона - они горемыки плохо владеют русским языком и по-рабски послушны.

Глядя на их службу для нас, вспоминаешь кинофильмы военной поры, где показывали застенки папы Мюлллера.  Допросы у следователей гестапо были очень похожи на те, которым подвергали нас овировские офицерши в штатском.

Французские духи или коробка конфет и шампанское - сегодня не действует для получения регистрации, без которой можно просто депортироваться туда, откуда прибыл. И они, эти сдамы со стеклянным взгладом и тихими голосами, пользуются нашей беспомощностью по полной программе.
   
Вернусь в лучшую когда-то, горбольницу, которую умело развалил неумелый, но очень послушный городскому начальству главврач. Он полный профан в организации предприятия, а в работе с людьми просто никакой.

Помню, как я сидел в длинной очереди на приём к окулисту–пенсионерке, которая и сама-то плохо видит. А мимо меня проследовала процессия во главе с гл.врачом и чем-то ненароком прихворнувшим, маленьким прыщатым мэром нашего задымленного и загаженного выборосами из заводских труб, города Мухогорска.

Мне достались дорогие капельки, которые мне никак не помогли. Как же, гл.врач не мог позволить себе выписать рецепт за оплату бывшему комсоргу завода, мэру. Он  от него зависел и лично, и административно. Вот и весь секрет коррупции в России, вернее один из них.

Не буду рекламировать больницы Израиля, мне не платят за это. Но случилась беда со мной – открылось кроветечение из язвы желудка и от потери гемоглобина я потерял сознание на улице. Видимо есть у меня Ангел-Хранитель, который позволил мне не упасть в Москве, в переходе метро или в аэропорту Домодедово. Тогда бы в каком нибудь подмосковном морге появился ещё один, никем не опознаный, труп. В его карманах не нашли бы ни денег, ни  документов.
   
А если моя внешность, выражение лица или моя дорожная сумка, с наличностью на коммерческие дела, привлекли бы к себе внимание мента, мало бы мне не показалось.  Обшмонали бы менты мои карманы и сумку, вернее уже полицменты, обоборали бы до ниток,  да отправили бы в каталажку к местным бомжам и алкашам.

Конечно нам хочется, чтобы и в бывшей нашей стране люди проснулись от зимней спячки, набрались мужества и выбрали бы себе достойных и честных руководителей. Может я и фантазёр, начитавшийся Оруэла, но я верю в мудрость народа, победившего чуму 20-го века - немецкий фашизм. Уж мы бы точно не жили сейчас на берегу Средиземного моря, если бы не подвиг русских солдат и офицеров. За что мы им всегда шлём вечный поклон и уважение.    

Чудес на свете не бывает, но одно чудо за жизнь положено от Бога. Эту мудрость я узнал от раввина Ицека в одной из городских синагог. В той, в которой молятся евреи, последователи учения XAбАДа. О чём оно говорит, я пока вам точно сказать ме могу, скажу, когда буду знать наверняка, а это будет не скоро. 

А вот переселение народов, которое не желая или желая, сотворил М.Горбачёв, наверное и есть это чудо. Дело ещё в том, что сам Господь непосредственно ничего не делает. Он производит всё, опосредовано, через кого-то. В 80-х годах Он дал карт-бланш Михаилу Сергеевичу и это специально для нас. Не верите? Но другого объяснения почти одновременному выезду за короткий трёхлетний срок миллиона с четветью людей этому доказательство.

Как он распорядился этим , мы с вами хорошо помним. Мы бы точно без него вряд ли смогли бы жить недалеко от берега Средиземного моря и иметь на столе круглый год изобилие доступных овощей и фруктов. Хотя здоровья, труда, потерянных нервов и средств нам это стоило совсем немало.

Пользуемся и услугами передовой во всех отношениях государственной и частной медицины и социальными благами. Ну кто, скажите лечил и оперировал бы в уральской больнице мою 92-ю маму? На неё нитки пожалели бы расходовать.

А здесь её и прооперировали и после операции, в лечебнице для выздоравливающих два месяца поднимали на ноги. Сейчас она проживает в гериатрическом центре, под круглосуточным уходом и наблюдением медиков. И все эти блага входят в её социальное пособие. Этот дом  не отель, а последняя станция для пожилых перед отбытием называтся "Гиль захав"[золотой возраст].

2014год. Израиль
Для издателей, редакторов, литагентов и спонсоров:semen_v47(s)yahoo.com; скайп:semen-volkov