Химические байки. Ленивый натрий

Георгий Томберг
Думаю, все знают, что металлический натрий горит и взрывается в воде. Такова уж его природа – вспыльчивая и буйная. Своим детям я показывал, как он бегает по воде, красочный фейерверк на льду – с собственного детства знаю, как это впечатляет.
И казалось мне, что уж о натрии, с которым вытворял самые разные опыты и фокусы, знаю всё. Ну или почти…
Как-то, летом – я тогда закончил девятый класс и наслаждался каникулами – мы с сестрой шли на остановку. Дело было после дождя, всюду блестели лужи. Впереди нас – так, шагах в десяти – шла компания пацанов, примерно моих ровесников. Вдруг они что-то бросили в воду и отошли в сторону, наблюдая за нами.
Подойдя к луже, мы увидели дымный шипящий шарик, описывающий круги по луже. Оценив его размеры, я сказал сестре:
- Вот знакомься. Добрые люди решили показать нам натрий. Видишь, как энергично он реагирует с водой. Ну, а теперь, нам следует отойти – через пять секунд он взорвётся.
Что и произошло именно через пять секунд.
Что и сказать – пацаны ожидали от нас иных эмоций. Бывает…
Но однажды…
Однажды этот металл меня удивил, показав необычную грань своих свойств.
Глубокой осенью, когда температура уже близко сошла к нулю, захотелось мне показать младшему сыну опыт «натрий в луже».
Сказано – сделано. Бросил кусочек в лужу.
…И ничего… Ни шипения, ни бега кругами, ни огня, ни взрыва. Осторожно подошёл ближе – плавает натрий на воде и никакой активности.
Но этого не может быть! Натрий обязан гореть в воде и взрываться!
Бросил другой кусочек – то же самое.
Третий – и тот «обленился».
Так и не смог я в тот день заставить натрий сработать.
Придя домой, в ванной проверил маленький кусочек в обычной воде. Реагирует! Что за чёрт! Чудес не бывает, но вот же…
Давным-давно – ещё в школе проделал я один интересный опыт. Как раз разжившись водоструйным насосом, задумал посмотреть, как натрий реагирует с водой под разрежением. Пока я откачал воздух до давления водяных паров, вода заметно охладилась. Сбросил в воду заранее приготовленный кусочек металла – он не плавясь, медленно переворачивался с боку на бок, явно потеряв резвость. Тогда я объяснил себе газовой подушкой образующегося водорода и изолирующего натрий от воды.
Сейчас же это объяснение никак не годилось – натрий не реагировал с во-дой вообще! Скорее всего, дело было в густом слое палых листьев, устлавших дно лужи и… «съевших» кислород, растворённый в воде. Кроме того, низкая – нулевая – температура. Значит, натрий не реагирует с водой ( во всяком случае, при 0оС), а взаимодействует с растворённым в воде кислородом (от атмосферного он более-менее защищён шубой окислов). И лишь когда его температура повысится от теплоты реакции, натрий реагирует энергичнее – уже и с водой. Выше температура – энергичнее взаимодействие. Быстрее реагирует – выше лезет температура. Если кусок большой, наступает момент, когда тепло реакции мгновенно его испаряет – натрий взрывается.
Но иногда он может стать «ленивым».