Послесловие к фестивалю Нить Ариадны в Москве

Ирене Крекер
  Третий международный фестиваль творчества людей с особенностями психического развития "Нить Ариадны", проходивший в Москве в середине ноября, закончился. Участники разъехались по своим странам и регионам, но я не ошибусь, если скажу, что чувство сопричастности к прекрасному осталось в душе каждого из них.
  Мне посчастливилось быть гостем Москвы и участником фестиваля, этого  необычного форума чистых сердец и творческих откровений.
  В один из августовских дней я получила от знакомого по порталу Проза.ру, проживающего в Москве, сообщение-информацию о проведении литературной номинации для всех. Душа откликнулась желанием непременно принять в ней участие. Я отобрала тексты, соответствующие теме фестиваля, и теперь уже нить от меня к редакции газеты «Нить Ариадны» протянулась через многие километры от Германии до Москвы. Я написала в Клуб психиатров города Москвы, что мои произведения органично сливаются с темой фестиваля. Оргкомитет и редакционная коллегия газеты «Нить Ариадны» внимательно ознакомилась с моими текстами. Их ответом явилось приглашение на фестиваль.

В период ожидания поездки появилось желание непременно напечатать сборник  миниатюр под названием "Мозаика моего счастья". Если уж я в течение последних пяти лет веду исследование моего личного счастья, то пусть читатель России узнает об этом на фестивале. Препятствий для осуществления этой мечты, опубликования книги на русском языке в Германии, не оказалось. В типографии   города моего проживания дали на это добро, и в последние дни перед отъездом я получила, заказанные на свои средства, сто экземпляров книги. Оказывается, если человек ставит перед собой цель, концентрируется на её выполнении, то есть совершает определённые действия в этом направлении, то мечты сбываются. Нужно только приложить максимум усилий.

  С программой фестиваля, любезно присланной мне заранее по электронной почте, я ознакомилась в домашней обстановке, наметила план посещения мероприятий и участия в его работе. Приехав к открытию фестиваля, состоявшемуся в драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, поразилась, прежде всего, атмосфере тепла и доброты, царившей в зале во время приветственных слов. Зал исполнял вместе с солистами гимн фестиваля на слова поэта, организатора и ведущего Аркадия Липовича Шмиловича. Он известен как Заместитель Главного врача Психиатрической больницы имени Алексеева, Президент "Клуба психиатров" и председатель Редакционного совета газеты "Нить Ариадны".
 
  На следующий день в составе небольшой группы я посетила больницу имени Алексеева. Мне хотелось непременно лично поблагодарить организатора фестиваля. Прекрасный парк, приветливые люди, встречавшиеся на пути и в помещениях больницы, присутствие на выступлении мастер-класса из Уфы - всё  создавало ощущение причастности к  празднику. В этот день мне не удалось встретиться с Аркадием Липовичем. Он находился на площадках фестиваля в различных частях города. За ним было просто не угнаться.

В этот же день я посетила и московский драматический театр под руководством А. Джигарханяна, в котором состоялась встреча с театральным коллективом "Вектор" из Уфы, выступившим с подмостков театра с постановкой "Радость нашего дома" по одноимённой повести  Мустая Карима. Театральная студия дневного центра "Царская свеча" города Рига выступила с шуткой в одном действии "Предложение" по мотивам одноимённого произведения А.П.Чехова. Выступление проходило на русском и латышском языках. Студия из Нидерландов представила работу "Радио Адулт". Каждое выступление зал встречал овациями. Среди зрителей можно было уже различить знакомые лица участников фестиваля, проживающих в хостелях города, любезно предоставленных  нам для проживания. С утра от них отправлялись автобусы, доставлявшие нас в различные районы столицы  на двадцать площадок  фестиваля, где состоялись  встречи с прекрасным.

 Выступления и присутствие на различных номинациях в качестве действующих лиц сплачивало участников  идеей совместного творчества. Приятно было в лицах выступающих узнавать соседа по комнате, по этажу в гостинице, по обеденному столу в помещениях столовых комплекса «Му-Му».  Атмосфера добра и творчества, доверия друг к другу расширялась с каждым днём. Обсуждения в автобусах, метро и такси, во время пауз на театральных подмостках в Театре Луны, в помещениях Дома учёных, Дома кино, в Мультимедиа центре, в музеях  изобразительного искусства, объединяли нас в единый живой творческий организм -  и это, пожалуй, одно из достоинств фестиваля -  и немаловажное.
 
  Лично я на этом форуме добрых, умных, приветливых, глубоко чувствующих людей познакомилась с врачами-психиатрами из Петрозаводска и Челябинска, полюбила делегатов прекрасного города Оленегорск, почувствовала уважение и прониклась пониманием необычности судеб фоторепортёра по призванию Дмитрия Хитрина из Ижевска, поэтов  Татьяны из Братска и Алексея из Владимира, самородка художника и поэта  Андрея Петровича  из Челябинска, актёров из Риги, Голландии. Большую дискуссию среди слушателей вызвало выступление А.А. Шмиловича, доктора медицинских наук, доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии РНИМУ имени Н.И. Пирогова, на тему "Творчество гения через призму душевных страданий". Мастер-класс от Виталия Лейбина, главного редактора журнала «Русский репортёр» на тему "Структура интервью: как понимать человека", тоже не оставил меня равнодушной.
 
  В холлах гостиницы мы обменивались своими шедеврами, говорили о трудностях обретения душевного равновесия в обыденной жизни и о большой  роли  занятий творчеством для каждого из нас. Искусство помогает преодолевать трудности, развивает мысль,является способом  выхода из  депрессии - с этим был согласен каждый.

  Лично для меня мигом счастья была презентация творчества участников фестиваля на литературной номинации. Имея непреодолимое желание выступить перед его участниками, но ограниченная временем, я остановила свой выбор на прочтении стихотворения «Берлинские ночи», ещё не зная, какие мои произведения  опубликованы в итоговом литературном альманахе «Атмосфера».  Аркадий Липович, с которым мы были  знакомы только заочно по электронной почте, узнал меня, вспомнил  присланные на номинацию истории о жизни людей в доме престарелых при психиатрии, вышел на середину зала, чтобы поддержать меня, помог справиться с волнением и подступившими к горлу слезами. Когда он представил меня  слушателям, я обрела почву под ногами и вновь поверила в себя, в значимость моего творчества, которое для широкого круга общественности представлено в альманахе  рассказами «Аура надежды» и «Голоса из прошлого».

  Вторым  моментом,  доставившим  мне душевное удовлетворение,  явилась встреча, случайно состоявшаяся в экскурсионном автобусе,  с участницей фестиваля из Тулы. Во время разговора женщина смотрела на меня внимательным и в то же время восторженным взглядом. Не знаю, была ли она на литературной номинации и знала ли  меня прежде в лицо, но она почему-то заговорила о  моих «Записках  медсестры», опубликованных в последних  номерах  газеты «Нить Ариадны». Женщина не помнила имя автора, но ей запомнились нехитрые жизненные истории, которые показались  мне  тоже знакомыми, так как напоминали сюжеты моих психологических  эссе и новелл.
 
  Сегодня, уже находясь в городе моего проживания, я перелистала в интернете эти номера  газеты  и, действительно, обнаружила там свои рассказы «Красавица народная» и «Непредсказуемость», которые органично вписались по тематике в публикации газеты. Мысль, что я нашла своего редактора и читателя, вызвала чувство искренней благодарности к людям, встретившимся в дни поздней осени на моём жизненном пути.

  Дни в Москве, заполненные творчеством, работой мысли и слова, пролетели   необыкновенно быстро. Пришло время расставания.  В последний вечер на московской земле мы обменивались впечатлениями и новыми задумками,адресами и советами. Приглашая в гости вновь обретённых  друзей, обещали непременно зайти на их сайт в интернете, написать на электронную почту, принять участие в следующем фестивале, открытие которого  будем ждать с нетерпением в 2016-ом году, готовя к нему новые художественные творения, совершая личные открытия.
 
  Когда я летела домой, я читала книгу Татьяны Безридной, одной из участниц фестиваля, вспоминала тёплые рукопожатия молодых участников из Оленегорска и их руководительницы Медведевой Любови Александровны, оставивших неизгладимый след в моей душе, думала о людях, организовавших фестиваль, с чувством искренней благодарности за подаренные мгновения счастья.

Сегодня, находясь  далеко от Москвы, я выражаю слова благодарности организаторам фестиваля и фондам, оказавшим им финансовую поддержку. Думаю, что средства, затраченные спонсорами на его проведение, спасут многих от одиночества, от разочарований в жизни, осветят последующие за фестивалем дни, месяцы и  годы  радостью от соприкосновения с искусством и пониманием того, что все мы на этой планете обладаем творческими способностями, и в нас самих находится ключ к своей душе, своему месту в жизни, в конечном счёте,  к своему счастью.
 
 Я искренне благодарна  Шмиловичу  Аркадию Липовичу  и его  команде  за щедрость души, любовь к людям и умение зажечь в сердце каждого человека искру творчества и надежды, которая, разгораясь, освещает нам жизненный путь.

Всего доброго всем участникам фестиваля. До новой встречи в 2016-ом году!

Ноябрь, 2014