Сладкая фамилия

Лара Альм
Я пребывал в полнейшем расстройстве. А как иначе? Прыгать, веселиться перед… перед увольнением? Даже страшно выговорить – увольнение! Не просто увольнение, в изгнание с позором, после которого меня ни одна солидная  организация на работу не возьмет. На несолидную я сам не пойду.
  И что было с моим слухом, с моей памятью, когда генеральный директор дал задание утрясти одно дельце. Что я должен сделать, я слышал, я помню, а вот кому вручить конвертик с конвертируемой валютой, я запамятовал. А если честно, то пропустил мимо ушей. Причина банальна: засмотрелся на фигуристую секретаршу, которая с независимым видом покидала начальственный кабинет. Она втиснулась между началом монолога босса и финалом. Никакой завязки его речь не имела. И зачем? Пришел туда-то, поднялся на второй этаж, нашел кабинет…
 А дальше я отключился. Переспрашивать было стыдно и боязно.  Понадеялся, что к вечеру  вспомню.  Не вспомнил.  Остается пойти к гипнотизеру, который погрузит меня в транс, и я озвучу фамилию государственного мужа, способного урегулировать проблему нашей организации. Но тогда кроме босса, меня и инкогнито  в тайну будет посвящен еще один человек. Этого я допустить не могу.
   Рука, потянувшаяся к телефону, чтобы договориться о встрече с приятелем, имевшим обширные связи в разных кругах,  вернулась  на место – прилежно улеглась на моей другой руке, покоившейся на столе. Я походил на лже-прилежного ученика. Почему «лже»? Потому что был погружен в свои грустные мысли и делал вид, что слушаю своего коллегу, увлеченно рассказывающего о  чем угодно, только не о  служебных проблемах.
  Из контекста я вырвал фразу «сладкая женщина». Сладкая, сладкая…
 Точно! В фамилии  всемогущего человека было что-то сладкое.
  Сахаров! Я попробовал фамилию на вкус. Нет, не Сахаров.  Производные от этой фамилии я тоже отверг.  Интересоваться у коллеги его познаниями в сладких фамилиях я не решился: потянется череда ненужных вопросов. Придумать вескую причину я не смогу.  Сообразительность тормозила стоявшее  под дверью увольнение с позором. Как ты мог так подвести! Тебя выбрали из сотни претендентов, возложили на тебя ответственную миссию, а ты…
  А за взяточничество статья имеется, - некстати подумал я. – Вот сейчас пойду к генеральному, верну конвертик и скажу: «Как вам не стыдно!» А он… не стушуется, посмотрит на меня зверем и гаркнет: «Пошел вон!»
  И куда я пойду? Где  найду такую высокооплачиваемую работу?
  Почему  юрист  солидной  организации  должен нарушать закон?!
  Не нарушай. Тебя никто не заставляет.
  Черт, как же его фамилия?
  Что ж мне идти  в госучреждение, подниматься на второй этаж, терпеливо обходить все кабинеты и спрашивать: «Господин хороший, не вы ли ожидаете материальную помощь от Петра Васильевича Гаврилова?» Нет, не так. Я скажу: «Петр Васильевич Гаврилов просил меня отдать вам должок. Сам он, видите ли, не смог самолично… Ах, вы такого не знаете! Извините».
  Вдруг найдется любопытный, который давно мечтает сместить с должности человека со сладкой фамилией? Проследит за мной, а когда я отыщу его, он схватит меня за руку и обвинит более удачливого коллегу во взяточничестве. Поди, доказывай, что это  возвращение долга. В любом случае  у компетентных органов возникнет масса вопросов.
  Так что же  лучше: загреметь на  скамью подсудимых или стать безнадежным безработным? Ни то, ни другое.
  Как бы мне не претила  эта миссия, я обязан ее  выполнить.
- Иван, ты неважно выглядишь, - прорвался ко мне взволнованный голос моего коллеги.
- Голова болит,  - увернулся я.
- Иди домой, я тебя прикрою.
- Пойду,  пожалуй! – подхватился я, немного повеселев: наделся, что дома мне родные стены помогут. Или моя дружная семья.
  Всю дорогу я вспоминал сладкие фамилии.
  Вареньев, Пластинкин, Мармеладов, Ирискин… Всё не то. Кажется. Нет, я уверен. Вареньев, будто бы тепло, но не горячо. 
  На пороге меня встретила жена Варвара.
- Почему так рано? – нахмурившись, спросила она.
- Голова болит.
- Тебя не уволили? – забеспокоилась супруга, оставив без внимания  мое недомогание. Это меня разозлило.
- Пока нет! – с вызовом  сказал я ей в отместку.
- Что значит, пока?
- Шутка!
- Шутник, ты ужинать будешь?
- Детей подожду. Скоро они вернуться? – голосом сверхзаботливого папаши, чего за мной никогда не замечала моя супруга, поинтересовался я. На моих чад – десяти и двенадцати лет – я возлагал большие  надежды. Но просто так  мучиться от ожидания не смог, решил привлечь  супругу. – Варюша, - мягко обратился я к ней, - скажи  мне какую-нибудь сладкую фамилию.
- Зачем?
-  Мозги тренирую.
- Если тренируешь, сам и вспоминай! – резонно заметила  Варька и с усмешкой добавила, - Чеховский последыш!
  Я хотел ей объяснить трактовку слова «последыш», но не стал  уходить от темы.
- Варь, ну, что тебе сложно?
- Шоколадов! – взвизгнула  любительница    шоколадных плиток. Покумекала и продолжила, - Карамелькин! – Теперь с презрением. – Пряников. – Посмаковала с улыбкой. – Печеньев, Желейкин… Достаточно?
- Медовый, - задумчиво пробасил я, игнорируя глупый  вопрос.
  В прихожую  ворвались  мои наследники. Наследники… Что  они  унаследуют, если их «папаша  - олух царя небесного», как любит говаривать   домохозяйка Варвара, когда я приношу получку. И не только в этом случае.
  Сегодня я впервые убедился, что я олух.
- Во что играете? – спросил старший сын Федор.
- Вспоминаем сладкие фамилии! – азартно ответил я, помогая ему снимать тяжеленный рюкзак. Справившись с одним, переместился к другому.
- А тебе зачем? – без восторга поинтересовался мой младший отпрыск Макар. Ну, весь в мать!
  Я дал толчок, не желая пускаться в надоевшие объяснения.
- Киселев, Компотов, - тщательно проговорил  я, судорожно прикладывая фамилии к устам босса. – Черт, все не то.
- Иван, при детях…
- Варя, не вмешивайся, ты свою лепту уже внесла.
- Я еще могу…  Щербетов, Цукерман… Чего ты головой трясешь? Если пытаешься что-то вспомнить, так и скажи, а то… мозги тренирую, мозги тренирую…
- Одноклассник у меня был со сладкой фамилией. Видел его по телевизору. Большим человеком стал. 
- Вот бы тебе к нему! –  высказалась супруга, избавившись от недовольства. -    Только не пойму, зачем фамилии перебирать?! Не легче ли открыть выпускной  школьный альбом и найти его физиономию. Под ней должна быть фамилия.
-  Его в альбоме  не будет. Он… не доучился  с нами, в другую школу перешел, - нашелся я. -  И на других фотках, в начальной школе,  его нет. Он позже пришел к нам.
- Позже пришел, раньше ушел! – взвилась супруга. – А нам что делать?
- Вспоминать.
- Пап, ты не переживай, вспомним, - успокоил меня Федор. А   некомпанейский Макар отправился в свою комнату.  – Сладкую, говоришь.. Коржиков, Пирожников, Тортов, Кексиков, - протараторил  старший сын. – Подходит?
- Нет! – взвыл я.
- Пойдемте ужинать, - предложила Варвара, погруженная в мечты о прекрасном будущем.
  Я взглянул на кейс, в котором  лежал конверт, схватил его, прижал к себе и направился в спальню. Прикрыл за собой дверь и спрятал чужие деньги в сейф. Сейф хоронился  за портретом Варвары, выполненный  ее давним поклонником, которого я настоятельно попросил…  оставить девушку в покое. С тех самых пор соперник исчез, а я стал мужем милой Варюши… От бывшего кавалера остался портрет девушки, которую он якобы боготворил.  Так всякий раз утверждала супруга, когда я «не оправдывал ее надежд».
  И почему художник оказался  таким хлюпиком?
  Кстати, у него тоже была подходящая фамилия!
  Я стал терзать портрет. В нижнем углу стояла дата и заковыристая подпись. Даже заглавную букву не разобрать.
- Нет бы, четко и ясно написать! – тихо возмутился я. Сунул кейс под кровать и пошел на кухню, где меня поджидали домочадцы. 
- Пончиков, - встретил меня Макар, решивший подключиться к всеобщему ажиотажу. Я покачал головой. – Тогда Лимонадов. – Я насупился, словно мой сын произнес  уличное слово.
- Сиропкин, - поддержал брата Федор. – Джемов.
- Рахат Лукумов, - вставила Варвара и пояснила для бестолковых, - Рахат – имя, Лукумов – фамилия.
- Нет же, нет! Была русская фамилия.
- Патокин, - самозабвенно протянула жена, брякая сверху на картофельное пюре куриную котлету.
- Сидров, - сказал любитель сладких напитков Макар.
- Варя, а  как…
- О ком ты хотел спросить? – поторопила меня супруга.
  Не хочу ей напоминать о художнике.
- Я хотел спросить о твоей подруге Милке. Кажется, ее второй муж был со сладкой фамилией.
- Не второй, а четвертый. Я тебе ее уже называла – Цукерман. Точно не подходит?
  Дети принялись повторять те фамилии, который я вспоминал еще в автомобиле по дороге домой.
  От громких голосов мне стало  нехорошо. Я кое-как запихнул в себя пюре, отказался от моих любимых куриных котлет и пошлепал  в спальню. Через пять минут в дверном проеме  показалась голова Федора.
- Я Вальке Кузьмичеву звонил, он вспомнил Рафинадова и Чайковского.
- Уйди!
  Еще через пять минут в спальню зашмыгнула Варя с чашкой чая, в которой балансировал желтый кружок лимона.
- Выпей! – приказала она   мне. – Сладкий чай питает мозг.
  Я сверлил взглядом портрет жены.
- Если он тебя так раздражает, то я могу убрать, -  впервые за все годы предложила супруга, перехватив мой взгляд.
- Бизейко! – заорал Макар, влетев в родительскую спальню.
- Суфлейкин! – присоединился к нему старший брат.
- Ликерченко, - промямлила озабоченная супруга.
- Буше, - извинительным тоном прогнусавил слегка простуженный Макар.
- Сникерсов! – подхватил Федор.
- Бизе, - вставила Варвара. – Композитор такой был. Музыку к опере «Кармен» написал.
- Всё! Не хочу больше ничего слушать! Будь что будет! Еще одна фамилия и я получу инфаркт! – взмолился я.
- Успокойся, милый, мы уходим, а ты отдыхай, - просюсюкала Варя.
  Надо же, я сегодня стал милым. Оказывается, во всем есть свои плюсы.
  Я лежал на спине, скрутив вокруг головы подушку,  и пялился на портрет.
 Ну, точно, у художника была сладкая фамилия. Я не ошибаюсь… Столько лет прошло, не мудрено, что я ее забыл. И зачем мне ее помнить?!
  Так! Давай-ка восстановим в памяти день знакомства с соперником. Он приперся с дурацкими лютиками к Варьке, а там был я. Варька  сказала: «Иван, познакомься, это…» Выхватила из его рук свой портрет и стала охать, ахать. А я тем временем выдавил хлюпика на лестничную клетку и… пожелал всего наилучшего.  С букетом пришел, с букетом ушел, больше я его никогда не видел. И не страдал по этому поводу…
  Может быть, у Варьки спросить?
  Не хочу заводить разговор о человеке, с которым «у нее  жизнь сложилась бы иначе». В том смысле, что более  счастливо. Видите ли, со мной она несчастлива!
  Счастлива. И я с ней счастлив. Потому что мы по сей день мы любим друг друга.   Но изредка встряхиваем.  Не  даем чувствам падать на глубокое дно. Я хожу на ежемесячные мальчишники, а Варька меня потом пилит, вспоминает своего художника, клянет день, когда мы познакомились, и, естественно,  обзывает «олухом царя небесного». Дуется полдня, я умоляю меня простить, мы миримся, и уединяемся в спальне. И мне, и ей нужны землетрясения местного характера. 
  Что же делать с художником? Вспоминай, Ваня, вспоминай! Лютики помню отлично, его физиономию – не очень. Сладкую фамилию, вообще, не могу вспомнить… Она сказала: «Иван, познакомься, это…» Ну, хотя  бы имя. Какое у него было имя? А имя у него было необычное. Фамилия обычная, а имя… Где-то я его слышал. Не на улице, и в кругу моих знакомых таких типов не было…
- А если бы мне сейчас пригрозили: «Не вспомнишь, тебе отрубят голову!»   Тогда бы вспомнил, как миленький.
  Иван, тебе сейчас...
  Это имя произносил… Аркадий Райкин. Мы с мамой  сидели на  диване, смотрели по телику выступление Райкина и дико хохотали. Я был маленький,  мало что понял из монолога, но мама смеялась, я ее поддерживал. Потому что мама  постоянно болела и редко смеялась. Для меня ее смех был счастьем.
  Райкин назвал это имя… Сигизмунд. Точно, Сигизмунд. Без сомнения, Сигизмунд.
   Варя сказала: «Иван, познакомься, это Сигизмунд…» Ну! Вспоминай!
 Иван, тебе сейчас..  Не сейчас, а завтра.
 Еще раз.  Значит, фамилия художника не гармонировала  с именем. Сигизмунд…
   Я перебрал в памяти все озвученные сегодня фамилии. Ни одна из них  не клеилась к Сигизмунду.  Редкое имечко, ничего не скажешь.
  Фамилию художника я до этого уже слышал. Кому она  принадлежала?   И с чем ассоциировалась? С чем-то сладким. И это сладкое делала моя бабушка, которая занималась моим воспитанием. Честно – баловала меня. Все лучшее доставалось мне. И красавица Варька должна была принадлежат мне, а не Сигизмунду… В… Еще чуть-чуть, еще капельку напрягись, Ваня!
  Несколько  часов назад я назвал фамилию Вареньев и заметил, что она созвучна с фамилией нужного мне человека со второго этажа.  Джемов? Было! Повидлов? Не то! Созвучность не в принадлежности к сладким фруктовым варевам, а…
 Слышал же ее,  слышал! Если слышал, то кого ею назвали?
   Я закрыл глаза, чтобы не видеть надоевший портрет, сбивающий меня с толку. И сразу перед глазами встала моя покойная мама.  Она с укоризной смотрела на меня. Мама… Ее девичья фамилия была Варенникова. И бабушка была Варенникова. А я пытался вспомнить легендарную личность – генерала Варенникова. Почему он всплыл в моей памяти, поди,  узнай!
  А оказалось, не надо далеко ходить, глубоко копать. Нужные вещи часто лежат на поверхности, только надо уметь и желать их видеть. Как и приятные особенности человека, к которому ты привык.
   Какое счастье, я вспомнил! Сигизмунд Варенников! Чем не сладкая фамилия! Бабушка лепила вареники с клубникой. Это было ее коронное блюдо.
   И завтра  надо посетить Варенникова. Как же его зовут? Имя и отчество у него незамысловатые… Надеюсь, что в нужном мне госучреждении будет один Варенников. На двери будет висеть табличка, а на  ней черным по  золоту написано  - Варенников… Варенников…  Сергей Кузьмич.
  Я сам не поверил, что вспомнил то, чего, кажется, не слышал.
  Иван, завтра тебе не отрубят  голову.
  Но оказаться на скамье подсудимых я  не могу и не хочу.
  Мне претит особое доверие генерального.
   Поэтому завтра  я верну  ему конверт и напишу заявление на увольнение по собственному желанию.
   Неужели классный юрист не найдет себе достоянную работу?! 
   И зачем было так мучиться?!
  Тренировка мозговой деятельности еще никому не вредила, - подумал я, - а то так и закиснуть можно. И совершить ненужный шаг в ненужном направлении.
                Ноябрь 2014г.